Метки текста:
Архангельск Архитектура Деревянное зодчество Купцы Музеефикация Музейные коллекции Русский Север Рябининские чтенияПермиловская А.Б. (г.Архангельск)
Торговое село Черевково – центр традиционной культуры Подвинья
@kizhi
Объем и уровень историко–культурного наследия позволяют говорить о Русском Севере как о памятнике мировой культуры. Это тесно связано с историческими условиями его развития. Север поликультурен по своей сути, поскольку представляет собою контактную зону взаимодействия различных этнических культур, многих этносов, мирно сосуществовавших на этой территории. Контакты между славянами, финноугорской чудью и жителями морского побережья обусловили наличие трех различных культурных систем, которые могут быть условно названы «культурой леса», «культурой поля», «культурой моря» [1] . Русский Север сохранял культурное единство, но на протяжении многих веков именно русская культура явилась доминантой его культурного пространства. Особая роль Русского Севера в русской культуре заключалась в том, что он стал своего рода хранителем ее «генофонда».
В Архангельской области до настоящего времени сохранилось ряд исторических поселений, представляющих центры традиционной культуры Русского Севера. Это – с.Кимжа Мезенского р-на, с.Черевково Красноборского р-на, Ошевенская слобода Каргопольского р-на, дер.Конецдворье, с.Ненокса Приморского р-на и др. Здесь представлены культовые ансамбли, живая архитектурная среда, гражданская, хозяйственная и инженерная архитектура XVIII – нач. XX вв., культурный ландшафт, традиционная народная культура. Многие из этих поселений комплексно не обследовались, документация на памятники деревянной архитектуры не составлялись (за исключение церквей, документация на которые в данный момент устарела). В научный оборот не введено множество интересных памятников народного зодчества.
Черевково, представляющее центр традиционной культуры Подвинья, впервые упоминается в летописных источниках в нач. XVII в. С этого времени оно становится центром торгово–купеческой жизни региона, где существовали традиции ежегодных ярмарок. Как центр традиционной культуры, Черевково характеризует сохранившийся этнокультурный ландшафт, наличие семантики и символики ландшафта поселения, выраженного в этнонимах и топонимах, корпусе местных легенд о первых поселенцах, истории возникновения поселения и происхождении его названия, а также наличие местного святого – Петра Черевковского. После раскола русской православной церкви Черевковская волость стала одним из центров старообрядчества на Севере. На речке Тядима был старообрядческий монастырь.
Черевково и деревни Черевковской волости расположены на протяжении 30 км, на высоком берегу Северной Двины. От реки поселения отделяет широкий пойменный заливной луг шириной 2–4 км. с многочисленными мелкими озерами.
Предание о возникновении Черевково гласит, что напротив высокого правого берега Северной Двины была построена деревянная церковь. Для ее строительства использовался лес из поймы реки. Место, где рубили лес на постройку, получило название «Церковник». Село стало называться «Черепково», потому что церковь вывозили в село в конце зимы по «черепку» (лед–черепок) и затем название погоста переименовали в «Черевково» [2] .[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Первое описание Черевковского погоста сохранилось в писцовой книге 1626 г. На Двине в это время существо более 20 погостов и селений. Погост – административный и церковный центр волости, место сходов, судов, совершения сделок, торга, сбора податей. Черевковская волость объединяла в это время 193 деревни. Это были небольшие поселения от 1 до 9 дворов. Центральная д.Погост, кроме крестьянских домов, включала в себя дворы: попа, дьячка, пономаря, просвирницы («проскудницы»). А также кельи, где жили нищие старицы, существовавшие за счет прихода, торговые лавки и 11 бобыльских оброчных дворов («дворцев»). Бобыли – это крестьяне, не имевшие земли. Они работали по найму или были ремесленниками, торговцами, лоцманами, кормщиками–рулевыми на реке. От крестьянских домов «дворцы» отличались меньшими размерами, отсутствием хозяйственных служб [3] .
В XVII в. на Черевковском погосте стояла пятиглавая деревянная Никольская церковь с тремя приделами (сгорела в 1657 г.), на этом месте через 20 лет была построена другая церковь – шатровая «о девяти главах» с приделами. Рядом – теплая церковь Афанасия Великого и Кирилла и колокольня с 8 колоколами. Около церкви «старо кладбище». В 1632 г. на погосте была построена деревянная часовня, посвященная местному святому Петру Черевковскому. Часовня иерея Петра – клетского типа, со временем обветшала и дважды реставрировалась: в 1859 г. и в 1991 г.
В настоящее время в Черевкове, кроме часовни, сохранилась каменная Троицкая церковь 1727 г. с двумя пристроенными позднее приделами. Этот тип храма был распространен в г. Великом Устюге, с которым волость связывали прочные экономические связи. В основе церкви – ярусная композиция типа «восьмерик на четверике», ведущая происхождение от деревянных храмов.
В XIX в. социальная дифференциация крестьянства была характерна для всего Русского Севера и особенно для Подвинья с его активной экономической и торговой жизнью. Выделяется часть богатых крестьян, занимавшихся торговлей. В конце XIX в. на погосте с. Черевково было четыре ряда торговых лавок, принадлежавших разным торговцам. Часть лавок находилось на церковной земле и принадлежала церкви. Историко–экономическое развитие Черевково сформировало архитектуру этого торгового села.
Черевковкий погост – центр торговли, среди сельских торжков уезда он занимал первое место. Двинские крестьяне не только поставляли продукты своего труда на рынок, но и покупали привозные товары: соль, треску, палтус, мед, пряники, а также орудия сельского труда, одежду, посуду. Богатые семьи приобретали заграничные товары: сукна аглицкие, шелк, булавки, бисер, гребни слоновые [4] . Мелкие товары по деревням разносили офени – «кузовники» (пешие торговцы с кузовами). На ярмарках ходили шарманщики, гадальщики с попугаями, китайцы с игрушками, водили медвеженка на цепи.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Торговыми днями в Черевкове были воскресные и праздничные дни. 22 июля и 19 декабря были большие торжки. Кроме торговли в лавках развертывалась торговля с возов. Крестьяне–кустари продавали гончарную посуду: горшки, чашки, кринки, корчаги, а также деревянные ушаты, шайки, бочонки, сани. Продавали грибы и ягоды. В воскресенье Великого поста с возов продавали гороховый кисель, горячие оладьи, жареную телятину. На торжке в июле проводился наем рабочих: «казаков, казачих, нянь». В определенном месте устраивался «скотний» базар. В праздничные дни бойко торговали питейные заведения. В летнее время товары в Черевково завозились пароходами и баржами. Из Архангельска привозили морскую рыбу, соленую и сушеную, из Устюга – промышленные товары, водку и вино. Зимой торговцы отправляли в Устюг большие обозы за товаром.
В Черевкове жили и имели лавки несколько крупных купеческих семей. Около 1894 г. купцом Пироговым было построено первое в селе каменное торговое здание. На первом этаже находилась лавка для торговли «красным товаром» (мануфактурой).
В настоящее время Черевково сохранило облик торгового двинского поселения. Комплекс лавок, амбаров, складских помещений, построенных в традициях русского деревянного зодчества XIX – начала XX в. расположен на окраине села, как, например, лавка – склад купца А.И.Пирогова. Это не лишенное изящества торговое здание в виде пропорционального четырехстенка с большими воротами на главном фасаде. Особую красоту лавке придают великолепные резные, в стиле барокко, наличники окон второго этажа и мезонина, окрашенные в белый цвет.
Черевково, как центр традиционной культуры Подвинья, сохранило гражданское деревянное зодчество, отразившееся в крестьянско–купеческих домах и торговых лавках. Значительный интерес в Черевкове представляют фамильные дома купцов Гусевых, подлинные памятники деревянной архитектуры. В кон.XIX – нач.XX в. семье принадлежало 8 домов. Дом купца первой гильдии М.С.Гусева (1886 год постройки) стоит недалеко от дороги (д.Овсянниковская) и является своеобразной визитной карточкой Черевково. Семья Гусевых была большая. Михаил Семенович и Анна Федоровна имели четырех сыновей и двух дочерей. Родовой дом имеет 14 жилых комнат на двух этажах. На главный фасад выходят 13 окон, на боковые фасады по 24 окна. Первый этаж – пятистенок, второй – шестистенок с заулком. Обшивка дома имитирует кирпичную кладку.
Подлинное великолепие представляет уникальная резьба главного фасада, декор крыльца. На главном фасаде – балкон полуовальной формы с шестью колонками. Они украшены рельефной резьбой растительного характера и поддерживают арочный балкон. Верхняя лицевая часть балкона имеет имитацию резного балдахина с кистями. Над чердачным окном расположен полукруглый диск с расходящимися лучами.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Особую ценность дому придает уникальная, очень красивая резьба подбалконной плоскости, представляющая сложный растительно–вьющийся орнамент. От центрального стилизованного цветка поднимаются вверх вьющиеся стебли с переплетающимися и выходящими один из другого цветами, в обрамлении двухсторонней композиции из четырехконечных звезд. Резьба сохранила окраску в красный и синий цвета.
Великолепно выполнена резьба крыльца, расположенного с бокового фасада. Крыльцо прямоугольной формы с двумя окнами внутри перекрыто двускатной арочной кровлей, которая украшена резными причелинами. Они состоят из трех накладных досок, нижняя из которых напоминает резной балдахин с кистями. Сохранились явные следы первоначальной раскраски.
Резьба дома Гусева выполнена на высоком профессиональном уровне, в традициях резных деревянных барочных иконостасов Русского Севера. Можно предположить, исходя из качества исполнения и декоративной орнаментации, – церковными резчиками. Геометрическая резьба (ромбы, цветочные розетки) украшает интерьер сеней: лестницы и дверей.
Рядом находится дом брата И.С.Гусева. Это двухэтажный шестистенок с 14 окнами по главному фасаду. Оба дома, вероятно, построены одной плотницкой артелью. Подтверждение этому – обшивка, имитирующая кирпичную кладку, а также общие приемы декора: форма и резьба балкона с декорацией резным балдахином и кистями, наличники и причелины. Наружная решетка балкона кованная. Второй балкон выходит на задний фасад, где сохранились следы примыкания взвоза.
Третий дом купцов Гусевых – двоюродного брата М.С.Гусева [5] повторяет планировку родового дома, но значительно скромнее по декоративному решению. Остальные дома принадлежали братьям и сыновьям семьи Гусевых. Предметы повседневной бытовой культуры крестьянско–купеческого быта можно увидеть в экспозиции краеведческого музея с. Черевково.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Семья Гусевых повторила печальный путь многих крестьянских семей в России. В 1917 г. Гусевых раскулачили, лишили избирательных прав. Старших Гусевых выгнали из дома. В постановлении сельского совета от 30 декабря 1930 г. приведено основание раскулачивания старшего сына С.М.Гусева по следующим причинам: «характеристика хозяйства до революции – занимался торговлей, в с. Черевково имел магазин и оборудованные складские помещения; производил скупку хлеба, льна, льносемя, скота живым товаром и мясом, отправлял в г. Архангельск на своих баржах при помощи наемного труда; а также занимался сдачей в аренду квартир в своем хозяйстве; имел батрачек 8 чел. Участник фирмы Антонова» [6] .
На окраине с.Черевково на берегу реки Лудонги, неподалеку от д.Мыс, сохранился памятник природы – кедровая роща XIX в. Это искусственно посаженная роща кедра сибирского (ботаническое название – сосна кедровая). Ее посадил крестьянин Федор Степанович Мокеев в 1883 г. До наших дней сохранились 47 могучих кедров.
В собрании Черевковского и Красноборского краеведческих музеев показана традиционная культура Подвинья: расписная мебель, прялки, предметы интерьеров крестьянско–купеческих домов.
Черевково, безусловно, представляет интерес как торговое историческое поселение Русского Севера, центр традиционной культуры Подвинья, который необходимо включить в перспективный ресурс «изучения, сохранения и использования» объектов культурного и природного наследия Архангельской области. В сохранении, с обязательной постановкой на местную (муниципальную) категории охраны, нуждаются историко–культурные и природные памятники Черевковской волости: торговый комплекс, дома купцов Гусевых, кедровая роща. В настоящее время на местной охране находятся амбар–магазея 1927г., лабаз купца Пирогова 1916 г., на федеральной – культовый комплекс: Троицкая церковь и Петровская часовня XVIII в., что явно недостаточно. Все эти проблемы могут быть решены в процессе комплексных исследований, цель которых изучение объектов наследия в их взаимодействии с историко–культурной, социальной и природной средой.
Наследие Архангельской области может восприниматься как шанс, в ряде случаев, как ключ для развития территории, духовный очаг в культурном пространстве Русского Севера.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Исходя из существующих основных проблем региона – депопуляции и экономической депрессии, – нужно отметить, что вопросы сохранения наследия не являются приоритетными в Архангельской области. Наследие оказывается как бы «в пустыне»: нематериальное наследие умирает с его носителями, увлекая за собой материальные объекты и памятники. Видимо, существуют два пути сохранения наследия – через решение социально–экономических проблем населения и путем музеефикации исторических поселений. При этом охрана культурного и природного наследия требует участия населения, чтобы остановить деградацию территорий, вдохнуть жизнь в сельские и городские поселения. Там, где существуют объективные факторы, как например, в с.Черевково, перспективно развитие туризма: экологического, сельского, культурного, научного. Необходимо обсуждение с местным населением перспектив развития туризма или других альтернативных занятий, например, народных промыслов.
- [1] Давыдов А.Н. Русский Север: экология культуры // Север: экология. Сб. науч. тр. Екатеринбург, 2000. С.238.
- [2] Полевые материалы автора, 1987, 2005 гг.
- [3] Пономарев В.А. История Черевковской волости. Краеведческие материалы. Архангельск, 2002. С.24–25.
- [4] Тупицын С.И. Страницы истории земли Красноборской //Земля Красноборская: страницы истории и культуры. Архангельск, 1991. С.43.
- [5] В настоящее время известен как дом Заборского (когда первый хозяин умер, его жена вышла замуж за Заборского).
- [6] Архив Красноборского историко-мемориального и художественного музея. Воспоминания А.С.Суриковой - внучки М.С.Гусева, 1996 г.
Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.