Атрощенко Н.О. (г.Санкт-Петербург)
Лирика Карельского Поморья и «книжные песни» (к понятию «культурный центр»)
@kizhi
Как известно, на территории современной Карелии особенное культурно–историческое значение имеют два больших региона – Обонежье (Заонежье – Пудожье) и Поморье (берега Белого моря). В самом общем представлении тот и другой регион являются мощными культурными центрами Русского Севера. Это подтверждается многочисленными экспедициями, огромными архивными фондами, фольклорно–этнографическими публикациями и исследованиями, которые им посвящены.
И тем не менее, остаются еще некоторые, не вполне выявленные и осознанные механизмы и процессы, происходившие во внутренней жизни знаменитых заповедников севернорусской «вторичной архаики» в исторически уже сравнительно позднее время. Один из таких процессов – вхождение и освоение севернорусскими песенными традициями так называемых «книжных песен» (по А.В.Позднееву). Порожденные особой книжно–песенной культурой, активно существовавшей в России с конца XVII до начала XIX вв. и дошедшей до нас в виде «рукописных песенников», они имели двойственную устно–письменную природу, обнаруживая в себе свойства как письменного, так и устно–фольклорного начал [1] . По убеждению А.В.Позднеева, значительное число книжных песен уже с конца XVIII в. начинают осваиваться крестьянскими песенными традициями [2] .
Нева – Ладога – Свирь – Онего – эта водно–транспортная магистраль напрямую связывает Беломорское Поморье и Обонежье со стремительно растущим Петербургом. А молодая столица России с самого начала, наряду с Ростовом и Ярославлем, Новгородом и Великим Устюгом, становится одним из важнейших центров культуры «книжного рукописания». Поэтому, занимаясь рукописными песенниками, с одной стороны, а с другой, располагая двумя замечательными сборниками, которые представляют фольклорно–песенные традиции русских поморов всего беломорского побережья Карелии [3] , мы и предприняли своего рода первый пробный поиск в обозначенном направлении.
Результат его представляется обнадеживающим и вполне перспективным для дальнейших разысканий. Предлагаемую далее подборку обнаруженных соответствий с минимальной их систематизацией мы рассматриваем в качестве предварительной публикации с тем, чтобы и вынести на коллективное обсуждение некоторые возникающие в связи с этим соображения. Кроме того, за исключением последнего примера, мы вынуждены пока что ограничиться только песенными текстами, поскольку большая часть рукописных песенников содержит в себе записи текстов без нот.
Итак, первая пара текстов (Сюжет №1) представляет практически полное их совпадение.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Сюжет №1
Рус. нар. песни Карельского Поморья, №106, «утушная». | Рукописный отдел Российской государственной библиотеки, ф.218, №899, б\нот, №73а |
---|---|
Весел, не весел сегодняшний день,Ой, Ой, радость, не радость теперешний час (2),Да в Да видел я, видел я надёжду свою,Да видел, не видел надёжду свою,Да х Да ходит, гуляет в зелёном саду, [4] Да щ Да щиплет, ломает зелен виноград,Да к Да корнице мечет ко мне на кровать,Шут Шуточек шутит со мной, с молодой:«Теб «Тебе ль не жениться, мне-ка замуж не идти,Жен Женись ты, женись, мой милый, хорош,Возьми ты, возьми да надёжу свою». | Весела, весела севоднешной деньрадошна, радошна теперешной часвидела, видела надежу своюходит гуляет в зелёном садущиплет ломает зелён виноградмечет бросает комне на кроватьслова не молвит ответу не даётбуду я буду сама таковаслова не молвлю ответу не дам |
Сюжеты №2–4 демонстрируют в текстах незначительные изменения, общие инципиты и сохранение всех основных сюжетных мотивов.
Сюжет №2. (Близкий вариант опубликован в сборнике Львова и Прача. [5] )
Рус. нар. песни Карельского Поморья, №122 «утушная». | Отдел рукописей Российской национальной библиотеки (ОР РНБ), Тит.3618, б\нот, с.136, л.61. |
---|---|
Скучно, маменька, весною жить одной,Да поскучней того – уйдет у меня милой.Да куда скрою я кручинушку свою,Да пойду, выйду на крылечко, постою,Да посмотрю, не пролетел ли мой сокол.Да вдоль по улице метелица мететДа за метелицей порошица падет,Да по порошице мой миленький идёт,Да зовёт Машу своим беленьким платком,Да подошёл он, говорил со мной тайком,Да сказал: «Стой, постой, красавица моя,Да дай мне волю насмотреться на тебя,Да на твоё ли на белое лицо,Да на твою ли на прекрасну красоту.Да красота твоя с ума меня свела,Да иссушила добра молодца меня,Да с той поры, когда расстались мы с тобой,Да потерял я всё здоровье и спокой».«Да или ты смеёшься горю моему?Да какова ли я хорошенька слыла,Да на лице споблекли алые цветы,Да не забудьте красной девицы–души». | Скучно матушка весною жить одной,мне скучнее долго нейдет мой милой – 2Тошно матушка головушка болит – 2от головушки бело лице горит – 2от белова лица вся млада болна – 2 [6] сгрусти выйду на крылечко постоюна четыре все сторонки посмотрюне летит ли, не летит ли мой соколсвоим сизым он не машет ли крыломиль я с горя со кручины молодавыйду, выйду за новые воротаПогляжу ли вдоль по улице в конецвдоль по улице метелица метец [7] За метелицей и милой мой идетон и машет моим ситцевым платкомАх! постой, постой сударушка моя!позволь радость насмотрется на себяНа свою ли на девичью красотуТакова моя девичья красотаСокрушила добра молодца меняА походочка с ума давно свелаПоговорочка здоровья лишилане прелшай меня удала молодцаТакова ли я до селе друг былаиз красавиц я красавицей слылаА что ныне так худа стала б [ледна]с ясных моих очей не весела [8] в том свидетили соседушки моив каком горе без тебя я друг была. [9] |
Сюжет №3
Рус. нар. песни Карельского Поморья №80, «утушная». | ОР РНБ, Тит. 3618, б\нот, с.114, л.51об. |
---|---|
Я, младым–млада, младёшенька, в компаньице была,Да я по совести детинушу в любовь себе брала.Да во уборе, во наряде милой нравился, хорош, [10] Да он хорош собою, бравый, очень вежлив на словах,Да по поступке парень бравый, туровит во всех делах.Да прочь от прежних разговоров, милый в речь меня манил,Да отманивши, мой любезный на колени посадил,Да со колен меня любезный танцевать меня просил,Да я с ним долго танцевала, милой ручку крепко жал,Да я руки не отымала, появился в лице жар.Да вышла в сени простудиться, чтобы жар с лица согнать,Да мой-от милой не робеет, меня за руки берёт,Да за ручку, за праву в особливую ведёт,Да за дубовый стол садил, да чаем–кофеем поил.Да не могу я чаю пить, не могу дружка забыть. | Вечор я младешенка в компании была,Хорошаго молодчика в любовь себе брала,Нельзя было склонится, жальжестоко отказать.Нестыдно с ним водиться, можно радостью назвать.Во убранстве чисто ходит, нравом водится хорошХорош собой и статен, очень знатен и пригошьК забавам всем привычен, тороват во всех делах,И в поступках политичен, весма ласков на словах.Он учтивым разговором, прежде всех меня склонил,И приятным своим взором белу грудь мне прострелилЯ с ним долго тонцевала, он мне руку крепко жалЯ руки не отнимала, показался в лице жар.Начала его стыдится, перестала танцеватьВышла в сени простудиться, чтобы жар с лица согнать,Невидала, как отстала мил стоит передомнойМне стыдно его стало, я закрылася рукойМилой руку отнимал, меня младу целовал,Меня младу целовал, к себе крепко прижимал.Мы с миленким согласились; и из компаньи вон пошли,Долго с ним мы веселились, на кроватку спать легли. |
Сюжет №4
Рус. нар. песни Карельского Поморья, №116, «утушная». | ОР РНБ., Тит. 3618, б\нот, с.96-97, об.42-л.43. |
---|---|
Как во Брантовой [11] конторе, люли, люли,За набранныма столоми, люли, люли,Сидел молодец с делами, люли, люли,Шла деваца во наряде, люли, люли [12] ,При кисейной белой юбке,При голубом полушубке,Чтой на шее шаль атласна,(Бела юбочка с борами),Полушубочек с хазами,На головушке косынка,В ушах серьги золотые,Да она тщилась и божилась,Да во все стороны четыре,Да она писарю поклон,Да караульщику другой,Да писаришко не стерпел,Да взял девицу посмотрел,Бросил книги и бумаги,Да прочь казенны дела,Да стала девица мила,Да красавица здесь была,Да праву ручку дала,Да за его замуж пошла. | В государевой конторе сидел молодец в убореАх, калина, ах, малина. [13] Сидел молодец в уборе, на нем пара голубая.На нем пара голубая, природная коса.Природная коса, до шелкова пояса.До шелкова пояса, черной лентой увита.Красна девица душа свет Авдотьюшка,Она муфту возымала, в Кантору идти посмела,Она богу помолилась, всем приказным поклонилась.Всем приказным поклонилась челобитну подола,Челобитну подала, из канторы вон пошла,Из канторы вон пошла, сама глазом повелаМолодец тут догадался, из канторы вон пошел,Из канторы вон пошел красну девицу нашелКак болшая та девица [14] свет Авдотьюшка,А меншая та сестрица, душа Аннушка.Как привадили девицы, молодых к себе робят,Молодых к себе робят, удалых молодцов.Удалых молодцов, петербургских купцов.Они коней закладали, по Питеру разьезжали.По Питеру разьезжали, красных девушек катали. |
Сюжет №5. С инципитом «Цвели, цвели цветики» известен еще по сборнику Львова и Прача [15] . Здесь между современной записью и «книжным» текстом совпадают лишь некоторые мотивы.
Рус. нар. песни Карельского Поморья, №88, напев с.282, «утушная». | РО РГБ, ф. 218, №899, Сб. Абрамова, б\нот, №125. |
---|---|
Наколола–то ноженьку на былинкуДа на горькую травоньку, на полынку,На горькую–то травоньку, на полынку.Да болит моя ноженька, да не больно, [16] Да любит меня миленькой, да не долго.Недолго, недолышко мил, с годочек,Уезжает миленький в городочек,Да со всема подружкамы распростился,Со мной, с молодёшенькой, постыдился.Да я ли, девченышечка, не гонюся.Гонится, не гонится мил за мною,Да за моей за русою за косою.Ой, да коса моя русая коротенькая,Да я ли–то, девченышка, молоденькая.Да эта ль быстрая реченька с камешка шумит,А за этой реченькой дева говорит:«Да ты не пой, соловьюшко, в зеленом садуДа не давай зазнобушки сердцу моему». | Цвели, цвели цветики да и померклиЛюбил меня милой друг да и покинул 2.Покинул душа моя да не вовсе 2.Не вовсе сердешной друг да ненадолго 2.А я за милым другом да не гонитель 2. [17] Гонитель душа моя да ин за мноюЗа моею девичьей красотоюПисала бы грамотки да неумеюПослала бы весточку да мне и нескемСама бы поехала да я не смеюПойду, пойду к батюшку да спрошусьК сударушке матушке да даложусьПусти, пусти батюшко да погулятиС родимой сестрицей да посидетиСударони матушка да посмотрети [18] Гуляй, гуляй дитятко да недолгоПриехали свахоньки да по тебяА жа те твою косаньку да расплестиНеплачь, не плачь матушка да по косеБудет моя косанька да в красотеВ сыром бору да сосенка зелененкаСудароня матушка да веселенкаОтпустила […] да погулятиЯ вздумала девица да погулятиВ чисто поле красная да ягоды братиУвидела девица да в поле вишнюИ тут красна девица да загуляласьНа зрелое вишеньн да засмотреласьЗасмотревши девица да притомиласьПритомившись красная да приуснулаНаехал мой милой друг я неслыхалаОн плеточкой взмахивает не ударитМеня красну девицу да побуждаетТы встань моя милая да дорогаяПойдем со мной мой светик на квартируУ меня квартирушка да веселаяПратому обьявляю что и холостаяИграют два хлопчика да на волторахА я доброй молодец да на (c)крипицеА ты моя лапушка да тонцеватиА я доброй молодец да напеватиТебя красну девицу да утешати. |
Сюжет №6.
Как на матушке на Неве–реке. Пока что это единственная имеющаяся в нашем распоряжении параллель с поморскими записями, где есть возможность сравнить не только поэтические тексты, но и музыку – необычайно популярный в рукописных песенниках знаменитый навигацкий кант, авторство которого некоторые исследователи приписывали самому Петру I. Приведем здесь полный текст с нотной партитурой из нотного рукописного сборника, хранящегося в отделе рукописей РНБ Q.XIV.150, л.95. Этот вариант является наиболее характерным и устойчивым среди книжных песен [19] .
Как на матушке на Неве–реке на Васильевском славном острове,Что на пристани корабельноей молодой матроз корабли снастит,О двенадцети тонких парусов, о двенадцети полотняныех,Полотняныех, все тафтяныех. Как увидела красна девицаИз высокого нова терема, ис косящатово окошечка,Что сама пошла с ведрам по воду уж на матушку на Неву–реку.Почерпя воду и поставила, и поставивши призадумалась.Призадумавшись, слово молвила: – Ты Бог на помочь, добрый молодец,Доброй молодец, молодой матроз. Ты на что рано корабли снастишь,Не дождавшися поры–времени, поры–времени, весны красныя,Весны красные, лета теплова? – Уж ты глупая красна девица,Неразумная дочь отецкая, я не сам собой корабли снащу,По указу да государеву, по приказу да адмиральскому.
В фольклорной традиции сюжет песни, по-видимому, сразу получает продолжение. Во всяком случае, в варианте, опубликованном в 1790 г. в Собрании А.Н.Львова – И.Прача [20] , текст дополнен несколькими мотивами, которые образуют совершенно новый сюжетный поворот: предчувствие беды – «кипит сердце молодецкое», весточка–грамотка, в которой сообщается о болезни, а затем и смерти девицы. Далее описаны действия молодца, смысл и последовательность которых напоминает схему заговора: пойду на конюшей двор, возьму коня лучшева, поеду к божьей церкви, ударюсь о сыру землю и далее императивы–заклинания: Раскройся гробова доска! Пробудись красна девица! Простись с добрым молодцем!
Это очень важный момент в жизни песни: пока еще только текстнавигацкого канта фольклорная традиция тут же, в границах XVIII в., наращивает и фактически превращает в лирическую песню, но еще сохраняет практически без изменений напев. Время музыкально–стилевых изменений настанет позже и в другой среде.
Именно такую трансформацию и демонстрирует вариант песни, записанный более полутора столетий спустя, во второй половины XX в [21] . По тексту он оказывается наиболее близким к тому, что был опубликован в сборнике Львова–Прача в 1790 г. Однако в отличие от львовского поморский вариант являет собой пример традиционного крестьянского распева, мелодически и фактурно совершенно самостоятельного. Это классический образец протяжной лирической песни со всеми присущими ей особенностями.
1. Как на матушке [22] даБыло на Неве–реке.
2. Было на Неве–реке,Было на Васильевском, на…Было в славном острове и т.д.
- [1] См. последню публикацию на эту тему: Васильева Е.Е., Лапин В.А. «Книжная песня» 17–18 вв. и фольклорные песенные традиции // Первый Всероссийский конгресс фольклористов: Сборник докладов. М., 2006. Т.2. С.290–314.
- [2] См.: Позднеев А.В. Рукописные песенники XVII–XVIII вв.: Из истории песенной силлабической поэзии. М., 1996.
- [3] Кондратьева С.Н. Русские народные песни Поморья. М., 1966; Русские народные песни Карельского Поморья / Сост. А.П.Разумова, Т.А.Коски, А.А.Митрофанова. Л., 1971.
- [4] Далее каждая строка повторяется два раза.
- [5] Собрание народных русских песен с их голосами на музыку положил Иван Прач / Под ред. В.М.Беляева. М., 1955. №7 (Песни протяжные).
- [6] Цепная строфа сохраняется до конца текста.
- [7] Вероятно ошибка в рукописи, должно быть — «метет».
- [8] Последние три строфы дописаны с правого бока страницы но не на полях.
- [9] В рукописи у корешка на полях надпись с указанием голоса — «тонь Коль наше:".
- [10] Далее каждая строка повторяется два раза; при повторах слово «да» опускается.
- [11] По-видимому, контора, принадлежащая коммерсанту Брандту (сноска из сборника).
- [12] «Люли, люли» — повторяется в каждой строфе.
- [13] В рукописи текст размещён по половине строфы. Припев — «Ах калина, ах малина», выписан только с первой строфой, причём сверху он так и обозначен — «Припев».
- [14] Слово — «девица», написано тем же почерком, но другими, светло–коричневыми чернилами.
- [15] Собрание народных русских песен с их голосами на музыку положил Иван Прач. №49.
- [16] Далее каждая строка, кроме последней, повторяется два раза; при повторении слово «да» опускается.
- [17] Знак цепной строфы — 2 выписан на протяжении всего текста.
- [18] Эта строка в рукописи зачёркнута, а над ней вписана позже предыдущая строка.
- [19] Опубликован с нотами в кн.: Русские канты от Петра Великого до Елизаветы Петровны / Изд. подг. Е.Е.Васильева, В.А.Лапин, А.В.Стрельников. СПб., 2002. №100.
- [20] Собрание народных русских песен с их голосами на музыку положил Иван Прач. №22. С.89.
- [21] Кондратьева С.Н. Русские народные песни Поморья. М., 1966. №11. С.72.
- [22] Произносят «матушки», «реки», «корабельныя», «околинку» (примечание в сборнике).
Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.