Ахметова М.В. (г.Москва)
Конец света в отдельно взятом монастыре: дивеевские слухи
@kizhi
Свято–Троицкий Серафимо–Дивеевский монастырь, находящийся в с. Дивеево Нижегородской области, является одним из крупнейших в современной России центров православного паломничества. Растущий с каждым годом приток в Дивеево паломников из разных городов России и из–за рубежа обусловлен прежде всего особым почитанием современными верующими преподобного Серафима Саровского, с именем которого связан монастырь. Наиболее активно посещение монастыря в июле–августе: причиной тому не только период летних отпусков, но и празднование 1 августа Обретения мощей преподобного Серафима, попасть на которое – цель многих представителей прихрамовой среды (в терминологии А.В.Тарабукиной).
Общаясь между собой, паломники обмениваются информацией по поводу духовной жизни, рассказами о святых, чудесах и видениях, обсуждают различные пророчества и интерпретации Писания, а также прочитанную ранее или приобретенную тут же духовную литературу. Наряду с рядовыми паломниками, Дивеево посещают распространители православной литературы и представители разнообразных православных сообществ (братств, обществ, союзов и т. д.), нередко ведущие проповедническую деятельность. Таким образом, Дивеево оказывается важным центром, обеспечивающим информационное функционирование прихрамовой среды, способствующим утверждению норм и ценностей этого сообщества.
Наряду с общеизвестными в прихрамовой среде текстами, а также сюжетами, связанными с собственно дивеевской традицией [1] , распространенными и за пределами обители, в этом локусе также бытуют специфические для него тексты, не получающие широкого распространения и «живущие» ограниченное время. В основе данного сообщения – подобного рода локальные слухи, которые я фиксировала в среде дивеевских паломников летом 2002 и 2003 г.
В 2002 г. в Дивеево наряду с листовками об опасности ИНН (индивидуальный номер налогоплательщика), новых паспортов, импортных продуктов и т.д. распространялась апокрифическая молитва. Приведу ее целиком (орфография и пунктуация сохранены):
МОЛИТВА НА БЛАГОСЛАВЛЕНИЕ ДОМА
Да благославит нас и сохранит Всемогущий Милосердный Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святый. О! Сладчайший Господи Иисусе Христе, Всемогущий Царю Неба и земли, Сыне Бога Давидова, Иисусе Назарея, нас ради распятый на Кресте, смилуйся над этим домом, храни живущих в нем. Да будет Твое благославление Господне сопутствовать им везде; / да освятит Дух Святый мысли и сердца их; Всемогущество Его везде, во всяком месте; все, что находится в этом доме, кто к ним входит и кто выходит от них. Да благославит Присвятая Троица и сохранит от всякого зла, чтобы ничто нечистое не приблизилось к ним. Имя Господа Иисуса Христа с девятью чинами Ангелов да будет в сем доме и даст ему свой покой. / Да покроет своим материнским Покровом Пресвятая Дева Мария; да охранят его Святые Апостолы, благополучие его да утвердят и укрепят Святые Евангелисты. / Крест Господа Нашего Иисуса Христа да будет кровлей ему; гвозди Господа Нашего Иисуса Христа да будут его защитой; венец Господа Нашего Иисуса Христа да будет его покровом. Пресвятая Дева Мария, Святый праведный Иосиф и вси святые, Ангелы хранители умолите Господа Иисуса Христа, Единаго от Святыя Троицы, да сохранит сей дом от грома, молнии, огня, града, наводнения, от нападения злых людей, нужды, неверия, ереси / войны / и всякого несчастия, грозящего душе и телу; в чем да поможет нам Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святый. / Аминь. /
Сподоби, Господи, в день сей / или нощь сию / без греха сохранитися нам.
Господи, помилуй. / 3 раза /
Буди, Господи, милость Твоя на нас, якоже уповахом на Тя. Господи, на Тя уповаем, да не постыдимся во веки. / Аминь. /[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Не буду останавливаться на текстологическом анализе «молитвы»; ее прагматика представляется намного более интересней. По словам распространителей, «молитва» некогда спасла от землетрясения дом читавшей ее женщины и несколько соседних домов, случайно огражденных крестом при ее чтении:
Эта молитва, когда было землетрясение на юге, и дома выстояли. Пришла там комиссия проверять в то здание. У женщины есть эта молитва. Она читала и крестом ограждала дом. И попало несколько домов. И вот они выстояли… Но она есть в молитвослове. В молитвослове есть. Если у кого нет – берите. Потому что… Особенно до одиннадцатого августа надо читать (жен., около 25 лет).
11 августа 2002 г распространители также предрекали какие-то катаклизмы:
Ну, говорят, что будет что–то глобальное. Может быть, землетрясение. [А кто говорит?] Старцы говорят. Одиннадцатого будет. Августа (жен., около 25 лет).
Однако попытки выяснить, какие именно старцы советуют читать «молитву», кем она была составлена, а также откуда приехали сами распространители, ни к чему не привели (хотя и удалось узнать, что распространительница, с которой я беседовала, – духовная дочь отца Наума из Троице–Сергиевой лавры). По словам одной из местных жительниц, близких монастырю (жен., около 75 лет), «молитву» еще в начале года раздавала в узком кругу некая дивеевская монахиня.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Видимо, информация о предстоящих 11 августа бедствиях вызывала доверие далеко не у всех:
Вчера я видела, вчера только шла и видела, как продают эти листочки. Эта девушка стоит, стол у нее, увидишь […] Она продает какую–то молитву, ну, чтоб дом не развалился от землетрясения, молитву. Я чего–то не взяла (жен., около 50 лет, из Мурманска).
Предсказание, однако, широко обсуждалось, и я неоднократно наблюдала, как паломники просят подтвердить или опровергнуть его у лиц, считающихся авторитетными в духовном плане. Например, паломница (жен., около 50 лет) спросила, что произойдет 11 августа, у нищего, просившего милостыню и попутно проповедовавшего (и поэтому собиравшего вокруг себя людей), и получила ответ:
Это обман. Не слушайте. Страх наводят жиды (муж., около 70 лет).
Впрочем, показательно, что это было единственное слышанное мной однозначно отрицательное суждение по поводу ожидавшейся катастрофы.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
В следующем, 2003 г., в Дивеево отмечалось столетие со дня канонизации Серафима Саровского. В этот год главным сюжетом дивеевских слухов были бедствия, которые должны произойти сразу после окончания торжеств. Бедствия могли описываться абстрактно:
Большие пророчества. На каждый день пророчества. Преподобный Серафим Саровский в прошлом году являлся сюда, в этом году столетие. Говорит: «Ждите подарков». От Иоанникия приехали ребята, что, говорят, первого, говорят, я, гот, вам завидую, что вы здесь, а второго вы мне завидовать будете, что я не с вами […] Здесь похоронят вас, меня, если воля будет (муж., около 45 лет).
Другой паломник (муж., 45 лет, из Владивостока), интерпретируя предсказание бедствий, говорил о погроме обители жителями с. Дивеево и местными дачниками, недовольными небывалым доселе наплывом паломников. Чаще же рассказы о событиях после праздника представляли собой перечисление разнообразных бедствий, касающихся как монастыря, так и России в целом; от одного пророчества рассказчики переходили к другому, рисуя длинную цепь катаклизмов с явным эсхатологическим подтекстом:
Вот как раз рассказывали, явление Серафима Саровского […] Я спрашивал у старицы, схимонахини Григории, она сказала, что это истинное явление. Как сказал Серафим, после его праздника, как только народ разъедется, уедут из Дивеево, сразу начнется война […] Может быть, гражданская, может… Что за война, не знаю, но вот, значит, преподобный Леонтий Ивановский […] сказал, что коммунисты придут уничтожать монашество, монахов и монахинь будут в монастырях поголовно истреблять, под нож пустят. Воздвигнут страшные гонения на православных христиан. Тогда наше священноначалие пойдет на прямую связь с католиками и будут открыто насаждать явных еретиков в православных храмах. Богородица сама незримо в алтарях этих храмов перекувыркнет престол. В эти храмы нельзя будет ходить. И вот тогда Господь поведет на нас китайцев. Вот такая будет последовательность событий (муж., около 35 лет, из Москвы).
Была схимонахиня Евдокия, не то Ефросиния. Вышла щас книга ее […] Ну, имя нам неважно. Книга вышла очень маленьким тиражом. Это сказал прозорливый старец с города Боровска Калужской области, мы там недалеко живем. А его духовная дочь вот неделю назад поехала в Оптину пустынь. И ей сказали, что… в общем, она очень много сделала предсказаний. Последние годы. Вот, столетие Серафима Саровского будет большим событием таким, радостным, необыкновенным. Но после этого события начнутся скорби для России. Вот, что она сказала. Сказала, что патриарх умрет, может быть, даже в августе. Вот, что мне сказали, то я и передаю. Сказали, что у патриарха рак горла. Вот сегодня слышали? Еле–еле говорил (патриарх вел в Дивеево праздничную службу. – М.А.)[…] После этого начнутся, в общем, бедствия. На его место два человека рвутся. Один католик, другой еретик. Кирилл, скорее всего, католик, он католицизм, да, поддерживает, а еретик, сказали, – это Липецкий Мефодий, сказали. Ну, это так, предрекали […] Ну, умерла старица. Вот сказала, что после столетия Серафима Саровского будет бедствие на России (Cобеседница, жен. около 50 лет: Хоть бы патриарх пожил…). Она предсказала забастовку машин. Она уже начинается, в августе (жен., около 70 лет.).
В отличие от слухов 2002 г. (о которых в 2003 г. уже никто не вспоминал), слухи 2003 г. о бедствиях после юбилейных торжеств пользовались намного бoльшим доверием.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Как можно увидеть, в рассмотренных ситуациях много общего. Оба слуха связаны с ожиданием катастрофы, обращены в обозримое будущее и указывают на время, календарно близкое к одному из главных дивеевских праздников. Однако есть и более глубокое сходство. В обоих случаях неявно присутствует идея завершения некоего цикла. В слухе 2003 г. это очевидно (бедствия предрекаются на время после 2 августа – столетия, круглой даты со дня канонизации Серафима Саровского). Что касается слуха 2002 г., такой очевидности нет, однако 11 августа – тоже «Серафимовский» праздник, хотя и не связанный с саровским преподобным (по церковному календарю в этот день совершается память новомученика Серафима (Богословского) и мученицы Серафимы Римской). Вероятно, отсутствие широкого доверия к предсказанию об 11 августа можно объяснить именно тем, что для значительной части паломников эта дата, не относящаяся к числу праздничных или чтимых дней, ни с чем не ассоциировалась (в отличие от юбилея канонизации, не знать о котором в Дивеево было просто невозможно). Также можно предположить происхождение этого предсказания из монашеской или низовой церковной среды, хорошо знающей церковный календарь, равно как и происхождение «Молитвы на благославление дома», на что указывает обилие в ней богослужебных формул.
Я не отрицаю, что на выбор августа в качестве времени катаклизма могло также повлиять популярное на рубеже ХХ и XXI вв. восприятие этого месяца как несчастливого для России (месяц путча 1991 г., дефолта 1998 г., гибели подводной лодки «Курск» и теракта в московском метро в 2000 г.), а число 11 могло ассоциироваться с терактом в Нью–Йорке (11 сентября 2001 г.).
Идея завершения циклов, (в широком смысле – исполнения сроков) в целом близка эсхатологическому миросозерцанию (вспомним хотя бы ожидания, связанные с рубежом веков или тысячелетий). Ожидание конца света и восприятие современных реалий как «последних времен» вообще характерно для прихрамовой среды. Именно поэтому слухи о катаклизмах, приуроченных ко дню Серафима Саровского, выстраиваются в один ряд с популярными в современной эсхатологии предсказаниями землетрясения, войны, отступления священства, нашествия китайцев [2] и т.д., а от бедствий, касающихся отдельного монастыря, рассказчики легко переходят к судьбам России и мира в «последние времена».
- [1] См. об этой традиции: Шеваренкова Ю.М. Дивеевские легенды // Живая старина. 1998. №4. С.25–28.
- [2] См. об этих мотивах: Тарабукина А.В. Эсхатологические рассказы "церковных людей" // Антропология религиозности. СПб., 1998. С.397–454 (Альманах «Канун»; Вып. 4); Ахметова М.В. «Желтая угроза» в представлениях современной прицерковной среды // Антропологический форум. СПб., 2004. №1. С.238–249.
Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.