Топорков А.Л. (г.Москва)
История и современное состояние заговоров Прионежья (Обзор источников)
@kizhi
* Под Прионежьем мы в данном случае подразумеваем территорию вокруг Онежского озера.
Текст написан при поддержке программы фундаментальных исследований Отделения историко–филологических наук РАН «Русская культура в мировой истории», проект «Русский фольклор в ближайшем этническом окружении».
В 2000 г. Т.С.Курец был опубликован сборник «Русские заговоры Карелии», включающий 452 заговорных текста. В основу сборника положены материалы Научного архива Карельского научного центра (КарНЦ) РАН, записанные главным образом в 1920–1930-е и 1970–1980-е гг.
Сборник Т.С.Курец впервые представил в таком объеме заговоры, записанные на побережье Онежского озера. Это касается и количества зафиксированных здесь заговоров, и их функционально–тематического состава, и форм их бытования. Всего, по данным Т.С.Курец, в архиве были выявлены 592 заговора, в том числе из Прионежского района – 141, из Пудожского – 69, из Медвежьегорского – 48, из Кондопожского – 42.
В то же время, поскольку при составлении сборника учитывалась в основном коллекция Научного архива КНЦ РАН, довольно много материалов осталось за рамками издания. О некоторых из них Т.С.Курец рассказывает в статье «О собирании русских заговоров Карелии». [1] Другие по тем или иным причинам не упомянуты автором или появились в свет, когда книга уже была подготовлена.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Можно наметить четыре группы источников, которые расширяют наши представления о заговорах Прионежья.
Во-первых, это различные публикации XIX–XX вв. Среди них есть и хорошо известные (например, собрание П.Н.Рыбникова), и мало известные (например, публикации в «Олонецких губернских ведомостях» (ОГВ) и других местных изданиях), и совсем забытые. Среди публикаций в ОГВ следует особо выделить обширную работу Н. Кофырина «Суеверия крестьян села Песчанного, Пудожского уезда» (1900), включающую более 50 заговоров. К забытым, но очень ценным источникам надо отнести коллекцию пудожских заговоров, собранных В. Мансиккой в 1914 г. Эта обширная коллекция, включающая 243 текста, была опубликована в Праге в 1926 г.; к сожалению, она практически выпала из научного оборота.
Во-вторых, можно назвать ряд источников, которые увидели свет в самое последнее время. В частности, в сборнике «Отреченное чтение в России XVII–XVIII вв.» (М., 2002) помещены молитвы–заговоры из собрания крестьян Корниловых и «суеверная книжица» из собрания Казанского университета. «Книжица» была составлена около 1730 г., вероятно, жителем Олонецкого края: об этом свидетельствует то, что для укрепления переплета были использованы сложенные в несколько раз документы 1729 г. о взятии крестьян погоста Кижи на Петровские заводы. [2] «Книжица» включает в себя 28 памятников «отреченной книжности», 17 из них – заговоры.
В-третьих, это рукописные материалы. Среди них наибольшего внимания заслуживает так называемый Олонецкий сборник 2-й четверти XVII в., найденный Л.Л.Малиновским и частично опубликованный им в 1875–1876 г., а позднее, в 1913 г., вторично и в еще большем объеме опубликованный В.И.Срезневским. Ныне он хранится в Санкт–Петербурге в Отделе рукописей Библиотеки РАН (БАН, Сев.636); полностью он до сих пор не напечатан. В Рукописном отделе Института русской литературы (Пушкинский Дом) РАН имеется несколько коллекций заговоров из Прионежья, в частности, машинопись «Заговоры, записанные в Петрозаводском уезде Олонецкой губернии»; материалы собраны экспедицией 1926 г. в составе А.М.Астаховой, Н.П.Колпаковой, И.В.Карнауховой и З.В.Эвальда (всего 63 текста).
В-четвертых, материалы продолжают собираться в наше время различными фольклорными и этнографическими экспедициями. Так, например, летом 2006 г. участникам этнологической экспедиции Российско–французского центра исторической антропологии им. М.Блока (Российский государственный гуманитарный университет) удалось записать несколько заговоров от знахарки из Андомского погоста Вытегорского района Вологодской области.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Данные о заговорах, записанных вокруг Онежского озера, могут быть обобщены в следующей таблице (список сокращений названий источников приведен в конце статьи):
Источник | Место записи | Дата записи | Количество текстов |
---|---|---|---|
Олонецкий сборник (БАН, Сев.636) | Олонецкая губ.(?) [3] | 2-я четв. XVII в. | 119 |
Молитвы-заговоры Корниловых | Дер. Кургеницы Кижского погоста | конец XVII – нач. XVIII в. | 4 |
«Суеверная книжица» | Олонецкая губ.(?) | Около 1730 г. | 17 |
Пастушеский отпуск из собр. Н.Н.Харузина | Получено в Ильинском погосте на Водлозере | 1780-е гг. | 1 |
Песни, собранные П.Н.Рыбниковым, 1867, т.4 | Олонецкая губ.(?) | XVIII-XIX вв.(?) | 28 |
ОГВ, 1869, №92-94 (Народные суеверия 1869). | Олонецкая губ.(?) | 1869 г. | 13 |
ОГВ, 1873, №36-37 (Покровский 1873) | Олонецкая губ.(?) | 1873 г. | 2 |
ОГВ, 1884, №34 (Петропавловский приход 1884). | Кондушская вол. Вытегорского у. | 1884 г. | 15 |
ОГВ 1884, № 90-91, 93-97 (Вытегорский погост 1884) | Вытегорский погост | 1884 г. | 17 |
ОГВ 1885. №75-78 (Суеверия 1885) | Петрозаводский у. | 1885 г. | 25 |
ОГВ. 1892. №39. С.411-412 (Ф…ов 1892) | Вытегорский у. | 1892 г. | 4 |
ОГВ 1900, №100-127 (Кофырин 1900.) | с.Песчаное Пудожского у. | 1900 г. | 52 |
Собрание В.Мансикки | Пудожский у. | 1914 г. | 243 |
Астахова и др., 1926 | Петрозаводский у. | 1926 г. | 63 |
«Русские заговоры Карелии»; Научный архив КНЦ РАН | Медвежьегорский, Кондопожский, Пудожский, Прионежский районы | 1924–1994 гг. | 310 |
РЗЗ 1998 | Пудожский р-н | 1957-1960 гг. | 25 |
Хотя данные, включенные в таблицу, имеют неполный характер, общее число заговоров очень велико – 938.
Привлечение дополнительных по сравнению со сборником «Русские заговоры Карелии» материалов не просто расширяет количественно корпус заговоров Прионежья, но открывает принципиально новые возможности их изучения.
Уникальность ситуации обусловлена тем, что мы имеем возможность наблюдать заговорную традицию Прионежья в течение примерно 360 лет: со 2-й четверти XVII в. до начала XXI в. Напрашивается сравнение с такими классическими жанрами северорусского фольклора, как былины и причитания. К сожалению, былины давно уже вышли из живого бытования, а причитания ныне фиксируются весьма редко и почти всегда в виде отрывочных воспоминаний. Между тем заговоры до настоящего времени бытуют довольно активно, а в настоящее время даже переживают своеобразный Ренессанс.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
До сих пор мы можем работать с живой магической традицией, фиксировать заговоры и ритуалы их исполнения в естественной обстановке, общаться с магическими специалистами на одном языке, наблюдать за ними год за годом, расспрашивать об их жизни и т.д.
Если обратиться к истокам традиции, то и здесь отличия весьма наглядны. И былины, и причитания начали активно фиксироваться в Прионежье только в середине XIX в.; до этого мы имеем отдельные, немногочисленные и случайные записи. Между тем традиция заговоров фиксируется уже во 2-й четверти XVII в., то есть примерно на 200 лет раньше, чем былины и причитания!
Нам уже доводилось писать о том, насколько интересен Олонецкий сборник как памятник народной словесности XVII в. Сегодня хотелось бы отметить те характеристики Олонецкого сборника, которые придают ему значение как исходному пункту всей прионежской традиции.
В нем сочетаются тексты устного, фольклорного происхождения и тексты, восходящие к рукописной традиции – к так называемым апокрифическим молитвам. Взаимодействие устных и рукописных традиций проявлялось в двух встречных процессах: с одной стороны, книжные тексты переходили в устное бытование и «врастали в плоть» фольклорной традиции; а с другой – фольклорные тексты фиксировались на письме и получали обработку в духе книжной традиции.
Наряду с текстами на русском языке Олонецкий сборник включает около 10-ти заговоров на карело–вепских диалектах, причем русские и карело–вепские тексты имеют множество перекличек друг с другом; таким образом, традиция магического слова в Прионежье изначально развивалась параллельно в славянской и карело–вепсской среде.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Сокращения:
- Астахова и др., 1926 – Астахова А.М, Колпакова Н.П, Карнаухова И.В., Эвальд З.В. Заговоры, записанные в Петрозаводском уезде Олонецкой губернии. Машинопись. 1926 г. 70 л. (РО ИРЛИ. Р.V. Колл.2. П.10. Ед.хр.1–64).
- Вытегорский погост 1884 – Вытегорский погост // ОГВ. 1884. №90. С.894–895; №91. С.909–910; №94. С.943–944; №95. С.954–955; №96. С.967; №97. С.978–979.
- Кофырин 1900 – Кофырин Н. Суеверия крестьян села Песчаного, Пудожского уезда // ОГВ. 1900. №100. С.2; №107. С.2; №109. С.2; №112. С.2; №114. С.2; №116. С.2; №117; С.2; №126. С.2; №127. С.2; №128. С.2; №134. С.2; №135. С.2; №136. С.2.
- Курец 2000 – Русские заговоры Карелии / Cоставитель Т.С.Курец. Петрозаводск, 2000.
- Малиновский 1875–1876 – Малиновский Л. Заговоры и слова, по рукописи ХVIII века // Олонецкий сборник. Петрозаводск, 1875–1876. Вып.1. Отд.II. C.69–92.
- Малиновский 1876 – Малиновский Л. Заговоры и слова, по рукописи ХVIII века // ОГВ. 1876. №15. С.161–163; №16. С.172–173; №18. С.192–195.
- Мансикка 1926 – Мансикка В.Н. Заговоры Пудожского уезда Олонецкой губернии // Sbornik filologicky. Vydava III Trida Ceske Akademie ved a umeni. Sv.8. C.1. Praha, 1926. S.185–233.
- Народные суеверия – Народные суеверия // ОГВ. 1869. №92. С.978–979; №94. С.997–998.
- Петропавловский приход – Петропавловский приход (В Кондушской волости, Вытегорского уезда) // ОГВ. 1884. №34. С.335–336.
- Пигин 2002 – Заговоры и молитвы из коллекции Корниловых / Подг. текста и коммент. А.В.Пигина // Отреченное чтение в России ХVII–XVIII веков. М., 2002. С.241–249.
- Покровский 1873 – Покровский П. Народное суеверие: Наговоры // ОГВ. 1873. №36. С.430–431; №38. С.455–456.
- РЗЗ 1998 – Русские заговоры и заклинания: Материалы фольклорных экспедиций 1953–1993 гг. М., 1998.
- Рыбников 1867 – Песни, собранные П.Н.Рыбниковым. СПб., 1867. Ч.4.
- Смилянская 2002а – Смилянская Е.Б. «Собрание нужнейших статей на всяку потребу» («Суеверная книжица» из Библиотеки Казанского университета) // Отреченное чтение в России ХVII–XVIII веков. М., 2002. С.297–321.
- Смилянская 2002б – Собрание нужнейших статей на всяку потребу, и как о чем, и тыя в всеи какое по ряду стоят / Публ. Е.Б.Смилянской // Отреченное чтение в России ХVII–XVIII веков. М., 2002. С.322–364.
- Срезневский 1913 – Срезневский В. И. Описание рукописей и книг, собранных для имп. Академии наук в Олонецком крае. СПб., 1913.
- Суеверия 1885 – Суеверия и предрассудки в простом народе // ОГВ. 1885. №75. С.666–667; №76. С.673–674; №77. С.682; №78. С.690–691.
- Топорков 2003 – Топорков А.Л. Олонецкий сборник заговоров как памятник народной культуры ХVII века // Вестник Российского государственного научного фонда. 2003. №1. С.148–155.
- Ф….. ов 1892 – Ф….. ов К. Присловья, приметы, обычаи, заговоры и верования простого народа в Вытегорском уезде // ОГВ. 1892. №39. С.411–412.
- Харузин 1894 – Харузин Н.Н. Из материалов, собранных среди крестьян Пудожского уезда, Олонецкой губернии // Олонецкий сборник. Петрозаводск, 1894. Вып.3. С.302–346.
- [1] Русские заговоры Карелии / Cоставитель Т.С. Курец. Петрозаводск, 2000. С.8–26.
- [2] Смилянская Е.Б. «Собрание нужнейших статей на всяку потребу» («Суеверная книжица» из Библиотеки Казанского университета) // Отреченное чтение в России ХVII–XVIII веков. М., 2002. С.298.
- [3] Таким образом мы обозначаем записи, точное место записи которых неизвестно.
Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.