Красиков А.Н. (г.Вологда)
Библиотеки приходских церквей Тотемского уезда в первой трети XVII в.
@kizhi
Одним из важнейших центров традиционной народной культуры русского крестьянства являлся приходской храм. Он сосредоточивал в себе целый ряд жизненно важных функций: здесь крестили детей, венчали молодоженов, отпевали усопших, собирались для совершения богослужений. Непосредственно связанной с приходским храмом была и общественная жизнь волости: здесь зачитывались царские указы и распоряжения местных властей, возле церкви проводились волостные сходы. Через храм крестьянин соприкасался с различными областями культуры и искусства: иконописью, декоративно–прикладным искусством, литературой, церковным пением.
Подробное изучение сельских приходских храмов позволяет нам приблизиться к пониманию культурных предпочтений крестьянства. Все сельские храмы строились на деньги общины, а, следовательно, их внутреннее убранство должно было удовлетворять те или иные требования общинников.
В настоящей статье нами предпринята попытка анализа библиотек сельских приходских церквей Тотемского уезда по писцовой книге 1623 – 1625 гг. Выбор данной темы обусловлен рядом причин. Во–первых, книжная культура сельских приходских церквей Русского Севера XVII в. изучена крайне слабо. Большинство работ, посвященных библиотекам и книжности данного региона, опирается на материал монастырских библиотек и, крайне редко, на книжные собрания городских храмов. Вопросы истории библиотек сельских храмов затрагиваются в ряде общих работ по истории книги, [1] лишь в последние годы начали появляться специальные исследования по данной проблематике. [2] Во–вторых, в нашем распоряжении имеется уникальный неопубликованный источник – Писцовая книга Тотемского уезда 1623–1625 гг. из фондов Российского государственного архива древних актов (РГАДА). [3] Ценность данной книги заключается в том, что она содержит развернутые описания всех приходских церквей.
Приходские церкви всегда входили в число описываемых объектов. В писцовых книгах встречаются два варианта описания храмов: краткое и развернутое. Краткое описание ограничивается стандартной формулой типа «церковь… древяна – клетцки, а в церкве божие милосердие образы, и книги, и ризы, и на колокольне колокола и всякое церковное строение мирское». Развернутое описание храма выполнялось по принципам, сформировавшимся при составлении монастырских описей строения и имущества, то есть включает полное перечисление и характеристику образов, церковной утвари, облачения, книг. Как и в монастырских описях, здесь присутствует топографический принцип описания, каждых предмет фиксируется на месте своего фактического нахождения. Так, например, напрестольные Евангелия описываются вместе с алтарем, отдельно от основной массы книг. Необходимо отметить, что в некоторых случаях этот принцип нарушался. Формуляр описания книги идентичен тому, который используется в монастырских описях, обычно указывается наименование книги, ее формат, тип (печатная или письменная).
К сожалению, имеющаяся в нашем распоряжении копия текста не полная, в ней отсутствуют описания 6 волостей из 19 волостей и 4 слобод, имевшихся в уезде. Тем не менее, данный источник позволяет нам сформировать достаточно полное представление о библиотеках сельских приходских церквей Тотемского уезда 20–х гг. XVII в.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
В таблице приведены данные о количестве книг в сельских приходских церквях Тотемского уезда по писцовой книге 1623–1625 гг. В случаях, когда в одном населенном пункте находилось 2 храма, их библиотеки описывались совместно. В таблице эти храмы указаны через запятую.
Библиотеки приходских церквей Тотемского уезда по писцовой книге 1623–1626 гг.
Из таблицы видно, что все сельские приходы располагали небольшими книжными собраниями с общим объемом до 15 книг. Это несколько меньше, чем объемы книжных фондов основной массы приходских церквей крупных городов региона, таких как Вологда, Белоозеро, Великий Устюг. [4] Абсолютное большинство книг во всех церковных библиотеках составляла богослужебная литература. Это вполне закономерно для крестьянской среды: в представлениях общины первейшей задачей при формировании приходской библиотеки было обеспечение богослужебной деятельности храма. Приведем для примера описание библиотеки церкви Страстотерпца Христова Георгия в слободе Раменье: «… Ивангилье напрестолное писменое… Да книг: псалтыр, часовник апостол, печат литовская, шестодневец, святцы минея общая, трефолой, служебник, все писменые». [5] Достаточно скромная на первый взгляд библиотека была вполне достаточной для полноценного обеспечения литургической деятельности в храме.
Наряду с богослужебной литературой в ряде церковных библиотек встречаются и книги, предназначенные для чтения. Четьи книги упомянуты в описании 8 церковных библиотек из 18. Их количество весьма невелико: как правило, церковные библиотеки располагали 1–2 четьими книгами. Самым распространенным литературным памятником в этой группе является Толковое Евангелие, кроме него упоминаются Житие Николая Чудотворца, Златоуст, Измарагд, сборники без раскрытия внутреннего содержания. Наличие этих книг в репертуаре библиотек приходских церквей демонстрирует стремление крестьянства к расширению круга доступного чтения. Приобретение ими книг, содержащих тексты религиозно–назидательного и агиографического содержания, направлено на удовлетворение потребности в более глубоком познании религии, чем это было возможно в рамках обычного богослужения в приходском храме.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
В первой трети XVII в. достаточно активно идет процесс проникновения старопечатных книг в церковные и монастырские библиотеки. Не является исключением и Тотемский уезд. Писцовая книга зафиксировала наличие печатных книг в 15 из 18 церковных библиотек. Рукописные книги в абсолютном большинстве церковных библиотек преобладают над печатными. Только в библиотеке церкви Николая Чудотворца в слободе Холица печатная литература составляет более 50% от общего книжного фонда. Крестьянские общины достаточно активно приобретали печатные богослужебные книги, вышедшие в Москве; несколько меньшее распространение в уезде имели книги литовских типографий. Из небогослужебных книг печатными были только Толковые Евангелия, изданные в Москве.
Подводя итог проведенному анализу, следует отметить, что библиотеки приходских церквей Тотемского уезда ярко отражают некоторые основные потребности крестьян, связанные с религией. На первом месте в понимании крестьянства стояла необходимость обеспечения храма всем необходимым для богослужения набором литературы, но одновременно с этим община по мере возможностей старалась приобретать книги, предназначенные для чтения, содержащие тексты религиозно–назидательного и агиографического характера. Это в полной мере доказывает наличие у грамотной части крестьянской общины стремления к более глубокому познанию христианского учения. Активный процесс проникновения печатной литературы в церковные библиотеки свидетельствует о стремлении крестьянства к пополнению и обновлению книжных собраний.
- [1] Луппов С.П. Книга в России в XVII в. М., 1970; Сапунов Б.В. Изменение соотношений рукописных и печатных книг в русских библиотеках XVI–XVII вв. // Рукописная и печатная книга. М., 1975. С.37–50; Сапунов Б.В. Украинская книга в России XVII в. (из истории русско–украинских культурных связей). // История книги и издательского дела. Л., 1977. С.5–21; Слуховский М.И. Библиотечное дело в России до XVIII в. Из истории книжного просвещения. М., 1968; Слуховский М.И. Русская библиотека XVI–XVII вв. М., 1973.
- [2] Демчук Г.В. Приходские храмы в Устьянских сохах по писцовой книге Ивана Загрязского и подьячего Тимофея Семенова 1645 г. // Материалы научных чтений памяти Петра Андреевича Колесникова. – Вологда, 2000. С.54–61.
- [3] РГАДА, ф.1209, оп.1, кн.480, л.1–553; кн.486, л.554–1094.
- [4] Подробный анализ библиотек городских приходских церквей Белоозера, Вологды и Великого Устюга в первой трети XVII в. см: Красиков А.Н. К изучению церковных библиотек Русского Севера первой трети XVII в. // Экология культуры и языка: проблемы и перспективы. Сборник научных докладов и статей международной конференции. Архангельск, 2006. С.304–308.
- [5] РГАДА, ф.1209, оп.1, кн.480, л.336–336об.
Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.