Метки текста:

Рукописи Текстология

Сиротина Н.В. (г.Екатеринбург)
«Очерк летописи заштатного города Лальска» как памятник областного русского летописания XIX в. Vkontakte@kizhi

Летопись представляет собой рукописный текст середины XIX в. Она была обнаружена в архиве Ивана Степановича Пономарева (1849–1916), принадлежащем в настоящий момент его праправнуку А.В.Теушу. Исследуемая рукопись имеет авторское название:

[Очеркъ Лѣтописи Защтатнаго Города Лальска: былъ Писанъ въ ҂аѿми Году. и въ 1862. году выпр:][Очеркъ Лѣтописи Защтатнаго Города Лальска: былъ Писанъ въ ҂аѿми Году. и въ 1862. году выпр:]

Над заглавием, обведенным в двойную рамку, есть запись «No 61=й а. п. а.», написанная скорописью. Буквы «а.п.а.» – инициалы автора летописи Андрея Петровича Аврамова. На странице, предшествующей обложке, наклеены буквы «А.А.», вырезанные из бумаги с орнаментами черного и золотого цвета. Это начальные буквы имени и фамилии автора.

Рукопись помещена в книге, сшитой из восьми тетрадей. Возможно, книга изготовлена кустарным способом, так как сшивка неаккуратна. Тетради стандартные, двенадцатистраничные, формат бумаги – 4°. В правом верхнем углу каждого листа находится штемпель «Фабрики Сумкина №6½» (в рамке) [1] . Писчебумажная фабрика купца Алексея Степановича Сумкина находилась в 3½ верстах от г.Лальска [2] . Переплет книги картонный. Книга состоит из 98 листов. Летопись, написанная полууставом, занимает 27 листов, рукопись, написанная скорописью (продолжение летописи), – 33 листа, сведения о жителях г. Лальска (скоропись) – 21 лист. Половина 8-го листа утрачена. Листы пронумерованы арабскими цифрами, номер листа указан в правом верхнем углу.

Летопись написана черными чернилами, которые сильно выцвели и в настоящий момент имеют различные оттенки коричневого, от темного до светлого. В некоторых случаях использованы красные чернила (в написании начальных букв и т.п.). Листы разлинованы карандашом. Высота строки составляет приблизительно 0,3 см, расстояние между строками – 0,5–0,9 см, левое поле – 1,5–1,8 см, правое поле – 1,4–1,7 см. Орнамент, миниатюры, гравюры отсутствуют.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Летопись состоит из восьми частей: 1. Предисловие (л.2). 2. Почерпнутое из достоверных разных письменных документов, словесных преданий и современности (л.3). 3. О наименовании этой местности (л.3, об.). 4. О приобретении крепостных владений (л.4, об.). 5. О состоянии города Лальска (л.5). 6. О разных предметах (л.8, об.). 7. Краткий статистический взгляд на заштатный город Лальск (л.11, об.). 8. События еще дополняются (л.14, об.).

В ходе исследования было установлено, что «Очерк летописи» имеет, по крайней мере, трех авторов. Петр Иванович Аврамов – автор тетради, которая представляет собой первую, очень сокращенную редакцию «Очерка летописи». Тетрадь закончена в 1849 г. Эта первоначальная редакция была дополнена его сыном, Андреем Петровичем Аврамовым. «Очерк летописи» включает в себя материалы двух редакций. В заглавии «Очерка летописи» указаны две даты: 1848 г. (первая редакция) и 1862 г. (вторая редакция). Первая часть летописи (полууставная), вероятно, была написана рукой А.П.Аврамова. Впрочем, не исключено, по данным анализа почерка, что Предисловие написано его отцом. Автор второй части летописи (скорописной) – Иван Степанович Пономарев. Кроме того, И.С.Пономареву принадлежат некоторые исправления и приписки, обнаруженные в первой части.

Согласно Д.С.Лихачеву, местное летописание возникает в XII–XIII вв. Свои формы летописания создаются в Чернигове, в Галиче, в Новгороде, во Владимире и других городах. Москва в конце ХIV–ХV вв. соединяет в своей летописной традиции областные летописи в летописание всей Руси. В конце ХV–ХVI вв. летопись уходит из Москвы, но сохраняется еще по областям. Местное летописание в ХVII в. не носит уже официального характера, или носит его лишь отчасти. В ХVIII–ХIХ вв. летопись сохраняется как жанр только в маленьких городах [3] . Перед нами летопись ХIХ в., она посвящена отдельной местности («заштатному городу Лальску и его окрестностям»), значит, мы имеем дело с архаическим или остаточным образцом областного летописания.

Сегодня Лальск, которому посвящена летопись, – поселок городского типа в Лузском районе Кировской области [4] . Первое упоминание Лальска в исторических документах относится к 1606 г. [5] Лальские купцы вели с Архангельском обширную торговлю. Большое значение имело открытие в 1597 г. кратчайшего пути в Сибирь через верховья реки Туры: через Лальск шел путь из Москвы в Сибирь и дальше в Китай. Таким образом, Лальск оказался на перекрестке важнейших торговых путей России. 90-е годы XVII в. и начало XVIII в. были периодом наибольшего развития торговых операций Лальска. Однако в 1763 г. был проложен новый путь в Сибирь – Московский тракт через Казань, Екатеринбург и Тюмень. Лальск оказался в стороне от «большой дороги» и поэтому утратил свое былое величие [6] . Попытка написания летописи в ХIХ в., со стороны автора, это дань прошлому города, в котором он жил, патриотическое стремление к увековечиванию былого.

Автор приводит факты из истории заселения местности и об образовании Лальска. В начале XV в. люди, которые бежали из Новгорода, достигли г. Великого Устюга и двинулись по Сибирскому тракту. Часть беженцев остановилась в 80-ти верстах от Устюга. Они расселились вверх по р.Лале и в устье р.Лузы. Устное предание говорит о том, что их было 60 человек. До прихода новгородцев здесь жили чудские племена. В летописи приводится один из вариантов предания о самопогребении чуди:[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

[Донасєлѣнїѧ этаго мѣста, вѣроѧтно проживала чудъ, когда прошлыша она новгородцєвъ нашєствїе. ѿ сюда она сошла или вытѣснили єѧ, а нєкоторые относѧть, что сами онѣ, сєбѧ истрєбили или подтѧжєстїю зємли подпалатми задавились][Донасєлѣнїѧ этаго мѣста, вѣроѧтно проживала чудъ, когда прошлыша она новгородцєвъ нашєствїе. ѿ сюда она сошла или вытѣснили єѧ, а нєкоторые относѧть, что сами онѣ, сєбѧ истрєбили или подтѧжєстїю зємли подпалатми задавились]

Далее автор указывает правовое положение Лальска:

[съ 1780 года назначєнъ уѣзднымъ городомъ намѣстничєства вологодскаго вѣликоустюжской области][съ 1780 года назначєнъ уѣзднымъ городомъ намѣстничєства вологодскаго вѣликоустюжской области]

В летописи подробно описаны экономические особенности города (площадь земель, развитие торговли, наличие фабрик и т.д.). Например, находим сведения о бумажной фабрике А.С.Сумкина, где и была выпущена бумага, на которой написана рукопись:

[Въ 1853 года, ѿ города въ 4=хъ вѣрстахъ набумажной фабрикѣ, Лальскимъ въ 2=ї гилдїи купцомъ потомствѣннымъ почєтнымъ гражданиномъ алєксєємъ стѣпановымъ сумкинымъ, выстроєнъ подь фабрикъ камѣный корпусъ, въ нємъ устроєна мєханичєскаѧ машина англиискаго многосложнаго устройства; котораѧ привєдєна въ дѣйствїє въ слѣдуюшємъ 1854 году гѣнварѣ мѣсѧцѣ][Въ 1853 года, ѿ города въ 4=хъ вѣрстахъ набумажной фабрикѣ, Лальскимъ въ 2=ї гилдїи купцомъ потомствѣннымъ почєтнымъ гражданиномъ алєксєємъ стѣпановымъ сумкинымъ, выстроєнъ подь фабрикъ камѣный корпусъ, въ нємъ устроєна мєханичєскаѧ машина англиискаго многосложнаго устройства; котораѧ привєдєна въ дѣйствїє въ слѣдуюшємъ 1854 году гѣнварѣ мѣсѧцѣ]

Представление о развитии ремесел в Лальске можно получить из следующего фрагмента:

[находилисъ. лица тожє изъ гражданъ, рѣмѣслъ, часоваго ѧковъ горожєниновъ николай григорьєвъ поповъ, съ дѣтми; срєбрѧнаго порєзной ичєрнєвой части, сємєн алєксєєвъ угрю=мовъ, почєканному андрєй пєтровъ аврамовъ, и поиконному писму григорєй протопоповъ онъжє иконниковъ. ипєтръ чєбаєвьской. жєстѧнаго иванъ шигинъ][находилисъ. лица тожє изъ гражданъ, рѣмѣслъ, часоваго ѧковъ горожєниновъ николай григорьєвъ поповъ, съ дѣтми; срєбрѧнаго порєзной ичєрнєвой части, сємєн алєксєєвъ угрю=мовъ, почєканному андрєй пєтровъ аврамовъ, и поиконному писму григорєй протопоповъ онъжє иконниковъ. ипєтръ чєбаєвьской. жєстѧнаго иванъ шигинъ]

Очень красочно описаны тяготы рекрутской повинности – этого трагического события в жизни крестьян и мещан:

[Но какъ ранєє годовъ запѧтдѣсѧть възѧть врємѧ, и состоѧло назначєнїє обшєствами, къ здачѣ рєкрутъ посылаємы были понѧтыє сєкрєтно въ домахъ поночамъ хватали хотѧ бы то случилосъ изапослѣднымъ братомъ бѣзъ наблюдѣнїѧ въ сѧкой очєрєди молодїє мѣщанѣ и крєстьѧнѣ поближности лальска по ѡсѣни нѣпроживали дома; Анаходилисъ поволостѧмъ въ отдалѣнности или скривалисъ полѣсамъ Но єжєли, при поимкахъ нєнаходили ихъ въ такомъ случаѣ понѧтыє притѣхъ домахъ исодѣржанїй проживали, что нєподойдѣтьли ихъ сынъ ночью захлѣбомъ. амѣжду тѣмъ ѿцовъ ихъ матѣрєй ижєнъ тыранили стрѣбованиємъ ѿ послєднихъ мужовѣй. А скота изъ дворовъ выгонѧли, асєно травили, съ домовъ криши раскривали; словомъ сказать, что доводили сємѣйства допослєднѧго разорєнїѧ
][Но какъ ранєє годовъ запѧтдѣсѧть възѧть врємѧ, и состоѧло назначєнїє обшєствами, къ здачѣ рєкрутъ посылаємы были понѧтыє сєкрєтно въ домахъ поночамъ хватали хотѧ бы то случилосъ изапослѣднымъ братомъ бѣзъ наблюдѣнїѧ въ сѧкой очєрєди молодїє мѣщанѣ и крєстьѧнѣ поближности лальска по ѡсѣни нѣпроживали дома; Анаходилисъ поволостѧмъ въ отдалѣнности или скривалисъ полѣсамъ Но єжєли, при поимкахъ нєнаходили ихъ въ такомъ случаѣ понѧтыє притѣхъ домахъ исодѣржанїй проживали, что нєподойдѣтьли ихъ сынъ ночью захлѣбомъ. амѣжду тѣмъ ѿцовъ ихъ матѣрєй ижєнъ тыранили стрѣбованиємъ ѿ послєднихъ мужовѣй. А скота изъ дворовъ выгонѧли, асєно травили, съ домовъ криши раскривали; словомъ сказать, что доводили сємѣйства допослєднѧго разорєнїѧ ]

Описанию церквей и церковных праздников уделено особое внимание в летописи. Эти фрагменты позволяют восстановить старую архитектуру города:[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

[соборнаѧ цѣрковъ; камѣнныѧ три корпуса 1=ѧ колоколна 2=ѧ холооднаѧ воскрєсєнїѧ христова, съ прєдѣлами, вѣрховныхъ апостолъ Пєтра ипавла, и Николаѧ чудотворца. учудотворца въ папєртѣ устроєнъ прєдѣлъ, свѧтитѣлю митрофану воронѣжскому а вѣрху въ кунпалѣ тожє въ новъ устроєнъ прєдѣлъ їѡанну, войствѣннику, и 3=ѧ тѣплаѧ благовѣщєнїѧ богородицы съ прєдѣломъ афанасїѧ икирила алєксандрїйскихъ. Приходскїѧ цѣркви камєныѧ.][соборнаѧ цѣрковъ; камѣнныѧ три корпуса 1=ѧ колоколна 2=ѧ холооднаѧ воскрєсєнїѧ христова, съ прєдѣлами, вѣрховныхъ апостолъ Пєтра ипавла, и Николаѧ чудотворца. учудотворца въ папєртѣ устроєнъ прєдѣлъ, свѧтитѣлю митрофану воронѣжскому а вѣрху въ кунпалѣ тожє въ новъ устроєнъ прєдѣлъ їѡанну, войствѣннику, и 3=ѧ тѣплаѧ благовѣщєнїѧ богородицы съ прєдѣломъ афанасїѧ икирила алєксандрїйскихъ. Приходскїѧ цѣркви камєныѧ.]

Подробно описан маршрут и традиции крестного хода:

[Крѣсныє хода установлєны съ дрєвныхъ врємѧнь попѧтидѣсѧтницѣ коспасу изсобора въ троицынъ дєнь. ходѧть боголѣпно; заговѣвъ пєтрова поста въ 1=ю пѧтницу при носѧть свѧтыѧ иконы изъ вѣрхолальѧ животова изъ аникина рамєньѧ; въ суботу ѿ покрова и изагарьѧ; и въ стрѣчаютъ ихъ изъ собора сокрѣстами; по пасхѣ въдѣвѧтоє воскрєсєнїє послѣ обѣдни по ѡсвѧшєнїи воды, совсѣмѧ иконами исовѣго города духовѣнство снародомъ ѡбъ ходѧть наокругъ города. идєнь прєполовѣнїѧ часть города. а въдѣсѧтоє воскрєсєнїє и понємъ разносѧть свѧтыѧ иконы обратно][Крѣсныє хода установлєны съ дрєвныхъ врємѧнь попѧтидѣсѧтницѣ коспасу изсобора въ троицынъ дєнь. ходѧть боголѣпно; заговѣвъ пєтрова поста въ 1=ю пѧтницу при носѧть свѧтыѧ иконы изъ вѣрхолальѧ животова изъ аникина рамєньѧ; въ суботу ѿ покрова и изагарьѧ; и въ стрѣчаютъ ихъ изъ собора сокрѣстами; по пасхѣ въдѣвѧтоє воскрєсєнїє послѣ обѣдни по ѡсвѧшєнїи воды, совсѣмѧ иконами исовѣго города духовѣнство снародомъ ѡбъ ходѧть наокругъ города. идєнь прєполовѣнїѧ часть города. а въдѣсѧтоє воскрєсєнїє и понємъ разносѧть свѧтыѧ иконы обратно]

Жизнь страны в целом также интересует автора. Так, в летописи есть краткое описание событий Крымской войны (1853-1856).

«Очерк летописи», таким образом, должен вызвать интерес и у исследователя русской истории, и у простого читателя.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

// Рябининские чтения – 2007
Отв. ред Т.Г.Иванова
Музей-заповедник «Кижи». Петрозаводск. 2007. 497 с.

Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф