Смотри также:
Харебова Л.С., Шилов Н.И. Книги кириллической печати в фондах музея-заповедника «Кижи»: КаталогХаребова Л.С. (г.Петрозаводск)
О библиотеке Кижского прихода
@kizhi
В 1997 г. вышел из печати каталог книг кириллического шрифта из фондов Карельского государственного краеведческого музея [1] (КГКМ), составитель которого Н.М.Панова, хранитель коллекции КГКМ, одной из первых в нашей республике предприняла попытку научного описания книжных памятников. Собранная в каталоге информация об одном из самых значительных республиканских фондов кириллических изданий позволяет реконструировать, хотя бы частично, библиотеки православных приходов на территории Карелии и, в частности, Кижского.
К сожалению, в коллекции музея–заповедника «Кижи» хранится только одна книга с записью о принадлежности кижским храмам – Минея дополнительная, изданная в 1909 г. в Санкт–Петербургской синодальной типографии («Кижи» КП–4857). Она поступила в фонды музея десять лет назад от Жаренкова Геннадия Васильевича, московского художника–реставратора, который обнаружил ее в подклете Преображенской церкви в 1951 г. Основная часть библиотеки Кижского прихода хранится в Карельском государственном краеведческом музее, вычленить ее из коллекции КГКМ помогли владельческие записи, оставленные на листах книг представителями причта и дарителями. Возможно, в фондах КГКМ имеется больше книг, принадлежавших кижским церквам, чем выявлено в данной работе и представлено в приложении к ней [2] , поскольку не все записи сохранились из-за отсутствия в некоторых экземплярах первых и последних листов, а именно на них и могли находиться так называемые «скрепы» – полистные записи, закрепляющие владение книгой тем или иным храмом.
Для реконструкции библиотеки Кижского прихода также были использованы документы, хранящиеся в Национальном архиве Республики Карелия – описи имущества кижских церквей, реестры книг, составленные причтом в 1830 и 1857 гг. [3] .
Бoльшую часть любой церковной библиотеки составляли книги литургического назначения. Согласно Типикону (церковному Уставу), при православном богослужении были необходимы: Служебник (сборник «последований» всех важнейших частей литургии), Евангелие, Псалтырь следованная или Часовник, Минея (общая, месячная, праздничная), Часослов (сборник ежедневных «последований» – текстов псалмов и молитв, исполняемых в разные часы дня), Апостол (деяния и послания апостолов). Для службы в дни Великого поста (от недели Мытаря и Фарисея до Пасхи), кроме указанных книг, требуются Триодь Постная, а для служб от Пасхи до Троицы – Триодь Цветная (Триоди – сборники текстов богослужений не по календарному, а пасхальному циклу). Наряду с Минеями и Триодями использовался Октоих – сборник богослужебных текстов на каждый день недели в восьми циклах – «гласах». Для совершения служб желательны, но не обязательны: Стихирарь (сборник стихир – песнопений, исполняющихся при богослужении певчими или чтецами, который часто снабжался знаками музыкальной нотации) и Ирмологий (сборник церковных песнопений – ирмосов). Требник был также необходимой книгой для приходского священника. Он содержит молитвы практического содержания, а именно: охранительные молитвы от сильного дождя, града, от засухи, на освящение нового дома, на спуск корабля, на рождение младенца и др. Требник был нужен для совершения различных таинств: крещения, брака и других религиозных треб. Перечисленные книги составляли обязательную часть (ядро) церковных библиотек.
Среди хранящихся в фондах Карельского краеведческого музея книжных памятников можно выделить такой необходимый набор книг, использующихся при богослужении в кижских церквах. Это одно напрестольное Евангелие, два комплекта месячных Миней 1692 г. и 1884–1885 гг. издания, Триодь цветная и два экземпляра Триоди постной, две Псалтыри с восследованием, Канонник, два Требника – рукописный XVIII в. и печатный. Певческие книги представлены двумя экземплярами Ирмология 1772 и 1857 гг. издания и Октоихом знаменного распева. В библиотеке Кижского прихода в разное время имелись также: Евангелие учительное воскресное (1762 г.), Новый Завет (1715 г.), два тома Библии, Соборник (1804 г.), сборники текстов различных служб. Также в числе обязательных для приходской библиотеки книг – Кормчая (свод церковных законов и правил) и Книга о вере.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Список изданий, хранившихся в кижских церквах в 1830 г., включает 108 экземпляров книг, из них более двадцати сохранились до наших дней и находятся в фондах Карельского краеведческого музея [4] . Особо выделены в описи пять Евангелий разного формата: два «в целой лист», одно «в поллист на Александрийской бумаге», два – «в осмую часть листа» (все – с золотыми обрезами, «обложены» бархатом, с накладными «сребренными» и «позлащенными» изображениями) [5] . По описи 1867 г. в ризнице Преображенской церкви хранились уже шесть Евангелий. Шестое, в серебряном окладе, «ценою в 120 рублей серебром», было пожертвовано церкви крестьянином Иваном Гавриловым Чиворовым [6] . В описи имеются примечания о том, что одно Евангелие в 1865 г. отдано в Сибовскую церковь «на время», а еще одно, малое, отдано в Великогубскую церковь «за цену» [7] .
В коллекции КГКМ имеются также два издания Пролога 1662 и 1696 гг., своеобразной православной энциклопедии, содержащей жития святых, «слова» и поучения, расположенные по календарному принципу. Жития святых оказывали на прихожан не только религиозно–нравственное воздействие, но и давали им также историческую информацию, поскольку их героями были и реальные лица русской истории – политические и церковные деятели, ревнители благочестия. Пролог использовался и во время богослужения, и для каждодневного чтения. Евангелие, Апостол, Псалтырь относятся также как к категории богослужебных, так и четьих книг, их часто применяли для чтения вне церкви, при обучении грамоте. Патристика (сочинения отцов церкви) помогала читателю лучше понять библейские книги. Особенной известностью пользовались проповеди и поучения Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста, Ефрема Сирина, произведения отечественных духовных писателей.
Библиотека Кижского прихода комплектовалась и книгами для «душеполезного» чтения, среди них три издания сочинений Иоанна Златоуста («Беседы» и «Маргарит»), «Лествица» Иоанна Синайского, популярные труды Димитрия Ростовского («Розыск о брынской вере», «Книга житий святых», «Летописи» и «Синопсис»). Все перечисленные книги имелись в библиотеке и в 1830 г., что явствует из описи имущества.
Во второй половине XIX века приходская библиотека регулярно пополняется книгами гражданской печати и периодическими изданиями, что нашло отражение в отчете церковного причта за 1867 г. [8] К этому году число книг в библиотеке составляет 162 экземпляра, только за десять лет (с 1855 по 1866 г.) для прихода были приобретены 64 книги. [9] В основном это издания, содержащие «слова» и поучения отечественных церковных деятелей. Среди авторов – архиепископ Игнатий, возглавлявший Олонецкую кафедру с 1828 по 1842 г., приславший семь своих книг.
Наличие в церковной библиотеке Кижского прихода книги «История раскола, известного под именем старообрядчества» Макария, архиепископа Винницкого (СПб., 1855), объясняется стремлением государства обеспечить приходских священников «правильной», с точки зрения официальной православной церкви, литературой для использования ее при «душеспасительных» беседах с раскольниками. Черновик отчета кижского священника Иоанна Павинского о таком собеседовании с придерживающимися раскола в Сенногубском приходе был вложен в одну из книг фондового собрания КГКМ [10] . В описи церковного имущества за 1830 г. также упомянуты два издания подобной тематики, бывшие в кижской приходской библиотеке: «Книжица в бумажном переплете для увещания раскольников, печатана в 1795 г.» и «Книга для искоренения раскола сочинена в Рязанской семинарии» [11] .[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
С 1858 г. причт Кижского прихода выписывал периодические издания. Для этих целей использовались как денежные пожертвования прихожан (так называемые церковные «кошельковые» суммы), так и собственные средства священников. В фондах КГКМ имеется два наименования журналов с записями о принадлежности библиотеке Кижского прихода: выпуски «Воскресного чтения» за 1869 и 1872 гг. (издание Киевской Духовной академии) и 28 экземпляров журнала «Странник» за 1860–1868 гг., издаваемого в Санкт–Петербурге.
Благодаря различным записям на листах книг (владельческим, вкладным, читательским) удалось не только выявить книги, принадлежавшие библиотеке Кижского прихода, но и проследить пути ее комплектования. Необходимые при богослужении литургические книги поступали прежде всего из государственных типографий. Именно таким образом были приобретены в Московской синодальной типографии десять служебных Миней 1884 и 1885 гг. издания (отсутствуют январский и майский тома). Хотя записи о принадлежности книг кижским церквам обнаружены только в мартовской и июньской Минеях, на всех книгах имеется личная печать поставщика этой типографии Григория Евлампиева, подтверждающая источник поступления. Экземпляр «Розыска о брынской вере» Димитрия Ростовского был куплен для церкви Преображения «у санкт–петербургского купца Констентина Антонова 1802 г. 22 дня а цены плочено три рубли». За такую же цену была приобретена и Триодь цветная, о чем поведала запись на верхнем форзаце книги. На трех экземплярах книг имеются лаконичные записи типа «куплена в таком-то году».
Две книги – постная Триодь и Новый Завет – были переданы в церковь Преображения Господня Кижского погоста «на помин души» выходцем из Космозера Феопентом Васильевым Поповым. Первую из них даритель «дал вкладом» для поминовения родителей в 1758 г., другую же он передал в 1761 г. той же церкви «на поминовение» брата Герасима, уже проживая в Санкт–Петербурге и именуя себя олонецким купцом [12] .
В разное время оставляли на книгах владельческие записи представители причта Кижского прихода: священники Стефан Иванов и Симеон Стефанов, Андрей Иоаннов Русанов, дьячки Димитрий Ржановский и Петр Иванов, пономари Яков Николаевский и Аггей (Темпомеров – Л.Х.), псаломщик Александр Ржановский. Замечание о нанесении урона приходской библиотеке одним из служителей церкви читаем в описи 1830 г.: «В 1827 г. 1-й том (Библии – Л.Х.) был взят для чтения у дьячка нашего прихода Якова Николаевскаго и по случаю случившегося пожара сгорел» [13] .
На двух экземплярах Пролога сохранились довольно пространные записи, первая: о взимании дани с крестьян – сделана «по опщему прошению» Иваном и Аверьяном Агапитовыми [14] ; вторая зафиксировала договор о поставке камня, заключенный 2 марта 1789 г. государственными крестьянами Кондратием Прохоровым и Мелентием Анхимовым [15] .[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
В коллекции книжных памятников Карельского государственного краеведческого музея нами выявлено 75 экземпляров книг, принадлежавших церквам Кижского прихода. Из них одна книга рукописная – Требник (XVIII в.), 64 экземпляра книг кириллической печати представляют 42 издания XVII–XIX веков, в основном напечатанные в Москве (исключение составляет «Книга о вере», изданная в 1832 г. в псковской Славянской типографии при Свято–Троицко–Никольской церкви). Из книг гражданской печати сохранились десять экземпляров изданий 1847–1865 гг.
В последнее время были обнаружены еще несколько книг из библиотеки Кижского прихода. Одна из них – Апостол (М., 1653 г.) – хранится в Национальном архиве Республики Карелия [16] . Это удалось установить благодаря Сводному электронному каталогу старопечатных книг Карелии, созданному Национальной библиотекой РК. Имеются также сведения о том, что в фондах краеведческого музея г. Лодейное Поле Ленинградской области находятся несколько книг с записями о их принадлежности кижским церквам [17] .
Кижскую приходскую библиотеку в 1871 г. наряду с Толвуйской выделяли среди церковных библиотек Олонецкой епархии как «более замечательную» [18] . Церковная библиотека являлась по сути прообразом общественной библиотеки и ее значение для развития грамотности прихожан и нравственного воздействия на них было велико. Известен высокий уровень грамотности жителей Заонежья во второй половине XIX – начале XX вв., это подтверждает и наличие библиотек в крестьянских домах (одна из них, принадлежавшая семье Корниловых из д. Кургеницы, хранится в фондах музея–заповедника «Кижи») [19] . В ХХ веке библиотеку Кижского прихода постигла участь большинства книжных собраний, принадлежавших православным храмам: часть их была уничтожена после закрытия церквей, некоторые из них были вывезены за пределы республики, многие бесследно исчезли после разрушения книжных хранилищ в годы Великой Отечественной войны.
Отрадно, что в последние годы в нашей республике активизировалась деятельность учреждений культуры, связанная с сохранением, использованием и научным описанием книжных памятников. Подготовлен к печати Сводный каталог рукописей в государственных хранилищах Карелии, работу над которым инициировал Петрозаводский университет (руководитель проекта – А.В.Пигин). Уже можно воспользоваться электронным Сводным каталогом старопечатных изданий в Национальной библиотеке Республики Карелия. Вкладом музея–заповедника «Кижи» в дело изучения книжных богатств республики стало издание в 2005 г. каталога книг кириллической печати из фондов музея (составители – Л.С.Харебова, Н.И.Шилов, научный редактор – доктор исторических наук И.В.Поздеева, г.Москва).
Приложение: ПЕРЕЧЕНЬ КНИГ ИЗ БИБЛИОТЕКИ КИЖСКОГО ПРИХОДА в фондах КГКМ
№ п/п | Учетное обозначение КГКМ | Название, датировка. |
---|---|---|
РУКОПИСНЫЕ КНИГИ | ||
1. | 2–829 | Требник. XVIII в. |
КНИГИ КИРИЛЛИЧЕСКОЙ ПЕЧАТИ. | ||
2–3. | 15857; 15826 | Пролог (март–август; март–май). М., 17. III. 1662 г. |
4. | 16420 | Триодь цветная. М., III. 1670 г. |
5–14. | 12426;1324/2; 13739; 15825; 15837; 15842; 15855; 15858; 16413; 17079 | Минея служебная, сентябрь–октябрь, декабрь–июль. М., VIII. 1692 г. |
15. | 15843 | Пролог (сентябрь-февраль; сентябрь-ноябрь). М., XI. 1696 г. |
16. | 15833 | Новый Завет. М., X. 1715 г. |
17. | 15891 | Требник. М., 1747 г. |
18. | 15851 | Евангелие. М., 1754 г. |
19. | 15833 | Димитрий Ростовский. Розыск о брынской вере. М., 1755 г. |
20. | 15892 | Триодь постная (Триодион). М., 1757 г. |
21. | 16433 | Евангелие учительное воскресное. М., VIII. 1762 г. |
22. | 15886 | Служба на день Иоанна Богослова. М., 1765 г. |
23. | 15885 | Служба на день Нового года. М., 1765 г. |
24. | 15880 | Служба празднику Покрова Богородицы. М., 1765 г. |
25. | 15839 | Ирмологий нотного пения. Т.1. 4 гласа. М., VI. 1772 г. |
26. | 15864 | Гавриил (Петров) и Платон (Левшин) – собиратели и редакторы. Собрание разных поучений на все воскресные и праздничные дни. М., 1776 г. |
27. | 15820 | Иоанн Златоуст. Беседы на Матфея евангелиста. М., XI. 1781 г. |
28. | 16410 | Иоанн Лествичник. Лествица. М., 1785 г. |
29. | 15821 | Кормчая. Ч.1. М., 1787 г. |
30. | 15862 | Краткие поучения главнейших спасительных догматов веры. М., 1787 г. |
31. | 17082 | Псалтырь с восследованием. М., 1788 г. |
32. | 17107 | Канонник. М., VI. 1794 г. |
33. | 15873 | Октоих нотный знаменнаго роспева. М., 1795 г. |
34–36. | 15866; 15835; 17088 | Димитрий Ростовский. Книга житий святых. Ч.2–4. М., 1796 г. |
37. | 12431 | Иоанн Златоуст. Маргарит. М., VIII. 1803 г. |
38. | 16418 | Соборник. М., 1804 г. |
39. | 15893 | Толкование на 12 пророков. Ч.1. Толкование на пророка Осию. М., 1804 г. |
40. | 15860 | Иоанн Златоуст. Беседы. М., 1806 г. |
41. | 16412 | Димитрий Ростовский. Летописи. Ч.1,2. Синопсис. М., 1807vг. |
42. | 15871 | Службы на каждый день первой Седмицы поста. М., 1811 г. |
43. | 16421 | Шестодневец на 4 гласа. 1811-1825 гг. |
44-45 | 12429-12430 | Димитрий Ростовский. Сочинения. Ч.2-3. М., 1818 г. |
46. | 16423 | Георгий Кедрин. История Нового Завета. Ч.1–3. М., 1820 г. |
47. | 17089 | Псалтырь с восследованием. М., 1832 г. |
48. | 15887 | Триодион. М., 1841 г. |
49. | 20835 | Ирмологий. М., 1857 г. |
50. | 16416 | Книга о вере. Псков, 1877 г. |
51–52. | 16432; 15897 | Минея служебная (февраль, июнь). М., 1884 г. |
53-60 | 15867–15869; 15893; 15896; 15899–15901 | Минея служебная (сентябрь – декабрь, март, апрель, июль, август). М., 1885 г. |
61. | 15889 | Октоих. Гласы 1–4. М., 1888 г. |
62–63 | 17099; 17103 | Библия. Т.3–4. XIX в. |
64. | 15882 | Служба первой седмицы. Среда. Чертверг. XIX в. |
65. | 15875 | Служба в страстную седмицу. Пятница. Суббота. XIX в. |
КНИГИ ГРАЖДАНСКОЙ ПЕЧАТИ. | ||
66. | 17016 | Слова о вере и благочестии Игнатия, архиепископа Воронежского и Задонского. СПб., 1847 г. |
67. | 17020 | Поучения при святых мощах святителя и чудотворца Митрофана Воронежского. СПб., 1848 г. |
68. | 17009 | Игнатий, архиепископ Воронежский и Задонский. О таинствах единой, святой, соборной и апостольской церкви. Опыт археологический. СПб., 1849 г. |
69. | 17011 | Вениамин, архиепископ Нижегородский и Арзамасский. Новая скрижаль, или объяснение о церкви, о литургии и о всех службах и утварях церковных. В 4 ч. СПб., 1855 г. |
70. | 17013 | Евсевий, епископ Самарский. Беседы на воскресные и праздничные евангелия. В 2 ч. М., 1855 г. |
71. | 17014 | Макарий, архиепископ Винницкий. История раскола, известного под именем старообрядчества. СПб., 1855 г. |
72–73. | 17022; 17015 | Избранные слова и речи Никанора, митрополита Новгородского, Санкт-Петербургского, Эстляндского и Финляндского. Т. 2, 3. СПб., 1857 г. |
74. | 17017 | Евсевий, архиепископ Могилевский. О православной вере. Поучения, предложенные по порядку пространного Катехизиса православной церкви. Кн.2. СПб., 1863 г. |
75. | 17019 | Родион Путятин, протоирей Рыбинского собора. Полное собрание поучений. Изд. 14-е. М., 1865 г. |
- [1] Коллекция рукописных и печатных книг кирилловского шрифта: Каталог / Карельский государственный краеведческий музей; Сост. Панова Н.М. Петрозаводск, 1997 (далее – Панова. Каталог).
- [2] См. приложение: «Перечень книг из библиотеки Кижского прихода в фондах КГКМ».
- [3] Национальный архив Республики Карелия (НА РК), ф.25, оп.12, д.32/2, л.17,41–50; ф.25, оп.15, д.129/2449, л.24–27; ф.699, оп.1, д.1/5, л.9–10, 16–16об., 47–49об.
- [4] Затруднительно назвать точное число сохранившихся книг, поскольку их описание в документе не всегда позволяет идентифицировать его с научным описанием в Каталоге. К примеру, такое: «Разных служб 12 книжек».
- [5] НА РК, ф.25, оп.15, д.129/2449, л.2–2об.
- [6] НА РК, ф.699, оп.1, д.1/5, л.16об.
- [7] Там же.
- [8] «Реестр книг, выписанных в продолжении 10 минувших лет на церковную сумму, а также полученных от Его Высокопреосвященства по Кижской Преображенской церкви с 1865 по 1866 год» (там же, л.9–10).
- [9] Включая 28 букварей, не учтенных в описи.
- [10] Панова. Каталог. №211.
- [11] НА РК, ф.25, оп.15, д.129/2449, л.25,27.
- [12] Панова. Каталог. №105 и №114.
- [13] НА РК, ф.25, оп.15, д.129/2449, л.24об.
- [14] Панова. Каталог. №83
- [15] Панова. Каталог. №102.
- [16] НА РК, ф.889, оп.1, №55/51.
- [17] Информация предоставлена А.В.Пигиным.
- [18] Ведомость о церковных библиотеках Олонецкой епархии за 1871 г. (НА РК, ф.25, оп.1, д.52/4, л.63).
- [19] Шилов Н.И. Архив и библиотека заонежских крестьян Корниловых в собрании музея–заповедника «Кижи»// Международная научная конференция по проблемам изучения, сохранения и актуализации народной культуры Русского Севера «Рябининские чтения–95»: Сборник докладов. Петрозаводск, 1997. С.310–317.
Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.