Батагова Т.А. (г.Кондопога), Западова С.Р. (г.Кондопога), Мещанская Е.Ю. (г.Кондопога), Рыбина Т.Н. (г.Кондопога), Скрипнюк И.В. (г.Кондопога), Шаблыкова Е.В. (г.Кондопога)
Влияние традиционной народной культуры на развитие у подростков исторического сознания (анализ индивидуальных творческих работ, выполненных подростками в студии «Северные узоры»)
@kizhi
Одной из важнейших задач, поставленных временем перед педагогами, является задача развития у подрастающего поколения исторического сознания. В школьной программе делается преимущественно акцент на явлениях государственно–политической истории и очень мало сведений дается о жизни и о быте наших предков. Дополнительное образование позволяет ввести подростков в традиционную культуру [1] .
Педагогов студии «Северные узоры» интересует не только познавательная и эстетическая ценность традиции, а, прежде всего, возможности традиционной народной культуры в развитии исторического сознания у подростков 12–15 лет, поскольку именно подростковый возраст имеет определяющее значение для формирования системы личностных ценностей.
В основе школьного обучения, где стимулируется, главным образом, развитие интеллекта, словесный язык является основным средством общения. Между тем, подростковый возраст – это период не только развития познавательных процессов, но и интенсивной душевной жизни [2] . Уникальность опыта работы студии в том, что в ее образовательной модели созданы условия для гармоничной совместной работы разума и чувств. Такую богатейшую возможность предоставляет традиция, в которой органично связаны несколько языков культуры – язык фольклора, язык прикладного искусства и дизайна, язык живописи, танца, музыки.
Основными направлениями образовательной деятельности студии являются наиболее востребованные детьми традиционные виды прикладного творчества Русского Севера: ткачество, вышивка, плетение из бересты, бисероплетение, роспись по дереву.
Мир традиционной культуры дети познают, осваивая народную хореографию, выезжая в экспедиции. В программе студии – участие в организации и проведении традиционных праздников русского народного календаря, исследовательская деятельность, музейная практика, беседы с искусствоведами, этнографами. Студия «Северные узоры» ведет большую и плодотворную работу по организации и проведению выставок, изданию методической литературы по проблемам изучения традиционной народной культуры.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
В 2004 г. программа студии стала Лауреатом VI Всероссийского конкурса авторских программ дополнительного образования. Это придает, с одной стороны, уверенности в том, что данный опыт действительно уникален, с другой стороны, заставляет каждого из нас подвергать серьезной рефлексии свою деятельность и деятельность ребенка, чтобы еще раз разобраться в ее смыслах.
Деятельность ребенка в студии – это процесс его собственного творческого поиска, постоянное культурное самоопределение, активное накопление им разнообразного культурного опыта, который в дальнейшем оказывает значительное влияние на формирование его индивидуальной культурной идеи.
Путь вхождения в традицию начинается от интуитивного освоения норм и образов традиционной культуры, что очень важно для развития культурной памяти подростка [3] . Затем, на основе приобретенных практических навыков, происходит развитие логики мышления в планировании и соблюдении последовательности изготовления изделия, формируется творческий подход в процессе выбора приемов, материалов. Совершенствуются навыки ручной умелости, развивается фантазия, эстетический вкус. Появляется способность к созиданию, которая предполагает освоение методов поиска новых нестандартных вариантов решения известных задач, постоянно возникающих при выполнении изделия. Специфика данной программы в том, что основополагающим методическим принципом является приоритет творчества – как процесса освоения культурных традиций [4] .
Во время музейной практики дети знакомятся с этнографическими образцами, а затем, учитывая национальные традиции северного края, создают свои варианты. В данном случае народное искусство служит источником вдохновения, ключом к созданию современного изделия.
Благодаря программе «Каникулы», где на протяжении всего курса подростки занимаются всеми видами ремесел, участвуют в фольклорных праздниках, экспедициях, работают в фондах музеев, наступает период углубленного знакомства с традицией, условиями ее бытования. Дети изучают стилевые особенности народного творчества, проникают в единую систему символики образов. В поиске смыслов происходит открытие главной ценности традиционной народной культуры – в ее взаимосвязи между «миром вещей» и «миром идей». Студийцы постепенно начинают ориентироваться в этой области знаний. Оказывается, прикладное искусство–это особый образный язык, а произведения искусства – сообщения на этом языке, их можно рассматривать в качестве текстов, посланий из прошлого. Приходит понимание того, чем жили, о чем думали наши предки. Выпускники студии начинают с большим уважением относиться к прошлому, следовательно, устанавливается связь прошлого, настоящего и будущего, развивается историческое сознание. Каждый выпускник студии уже осознанно выбирает тему индивидуального творческого проекта, работа над которым идет одновременно в двух направлениях: теоретическом и практическом, таким образом, создаются специальные условия для гармоничной совместной работы разума и чувств.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Выбор темы – это ключевой этап творчества, самостоятельный творческий замысел ребенка, реализация его индивидуальной культурной идеи. Каждый ребёнок выбирает свою, самую важную, самую интересную тему, которая ждёт своей «расшифровки». Нами проведен анализ процесса работы над индивидуальными творческими проектами 30 подростков. Темы выбираются по-разному, решающую роль здесь может играть:
1. Мастерская студии, где вокруг педагога–мастера происходит совместный поиск истины. Большой научно–практический интерес представляет использование в мастерской вышивки (педагог Т.Н.Рыбина) хорошо продуманных заданий по сравнительному (от отдельных элементов до целостных орнаментальных структур) историко–культурному и семиотическому анализу традиционного орнамента Русского Севера, а также творческие задания на создание собственных орнаментальных композиций, выполненных с использованием различных материалов и технологий.
Метод сравнительного анализа этнографических образцов вышитых календарей помог Хотеевой Ирине исследовать связь между узорами календарей в вышивке Русского Севера с народным земледельческим календарем, а, затем на основе изучения этнографических образцов выполнить новый узор календаря на полотенце.
Среди многочисленных мотивов русской народной вышивки поражает своей необычностью мотив Рожаниц. Именно своей загадочностью привлек этот узор Ходор Инну. Как объяснить происхождение этого мотива, его значение в жизни людей прошлого, какое значение он может иметь для нас сегодняшних? На эти вопросы Инна искала ответы в научной литературе, одновременно вышивая этот загадочный узор на своем полотенце. Презентацией работы стало успешное выступление автора на X республиканской научно–исследовательской конференции « Шаг в будущее»
2. Когда легенда вещи, найденной в экспедиции или в музее, неизвестна, и ее нужно разгадать, нами используется метод моделирования. Этот метод может помочь ответить на те вопросы, на которые невозможно получить ответы в ходе традиционных исследований [5] .[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Свойствами, мотивирующими знаковую функцию вещи, является материал, форма, цвет, способы изготовления [6] . Восстанавливая технологию, на основе природных свойств предмета, мы составляем его легенду, определяем символическую роль. Основной целью исследования А.Скрипнюк и М.Ивановой было восстановить технологический процесс изготовления этнографических образцов редких традиционных кукол Карелии и на основании этого разгадать их ритуальное значение. В музее–заповеднике «Кижи» хранится единственная этнографическая кукла, которую обнаружили на чердаке, в заброшенном доме, в деревне Оятевщина Заонежья [7] . Подростки, под руководством педагога И.В.Скрипнюк выполнили копию этнографической куклы с соблюдением всех этапов технологического процесса и составили легенду куклы. В результате получили высокую оценку специалистов на XII Всероссийской научной конференции молодых исследователей «Шаг в будущее» и звание Лауреатов конференции на секции этнология.
3. В Карелии, где музейная педагогика стала эффективным средством развития регионального образования [8] , большие возможности предоставляет летний этнографический лагерь на о. Кижи, Детский музейный центр, Карельский государственный краеведческий музей (КГКМ). Очень часто интересные находки в музее становятся источником творческого замысла ребенка.
В КГКМ произошло знакомство выпускников студии с уникальным девичьим головным убором XVIII века – подчелком [9] . Г.Ершовой, О.Калининой и К.Тимонен удалось выполнить творческую реконструкцию–воспроизведение подчелка (педагог Е. В. Шаблыкова) и исследовать его знаковую функцию. О.Калинина представляла результаты работы на IX Всероссийской Олимпиаде по краеведению, где была награждена дипломом третьей степени.
4. В деревенском доме собственной бабушки или прабабушки, оказывается, тоже есть частицы прошлого – вещи, которые хранятся как семейные реликвии. О.Ремнева, К.Гринчик, А.Калинина изучали локальные особенности прялок различных районов Карелии. В своих работах девушки попытались раскрыть символический смысл прялки, как предмета, выполнявшего определенную знаковую функцию в женской судьбе. Одновременно с этим в мастерской карельской росписи (педагог С.Р.Западова) украшали орнаментом образцы лопастей прялок и подробно описывали их символику.
5. «Стоит в Ершах часовня…». Газетную заметку с таким названием обнаружил Илья Шаблыков в семейном архиве своей прабабушки. Она и рассказала, что прапрапрадед Ильи – Шмотиков Пётр Иванович – принимал участие в реконструкции часовни Михаила Архангела в начале XX в. Илья занялся изучением истории памятника, связанного с историей его семьи. Автором исследования был изготовлен макет часовни Михаила Архангела в технике плетения из бересты с целью популяризации этого памятника и привлечения внимания к вопросам охраны нашего культурного наследия. На X Всероссийском конкурсе исследовательских работ в 2002 г. Илья получил звание лауреата. на секции «Культурное наследие».[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Как правило, завершение выполнения изделия и завершение исследования происходит одновременно. Произошло разгадывание предмета, составление его легенды. Послание из прошлого прочитано. Завершена и практическая работа. Изделие выполнено. Момент окончания работы – это всегда момент переживания инсайта (озарение мыслью и чувством). «Как это красиво, и какая необычная красота! И такая любимая, потому что создана своими руками» (из сочинения Оли Калининой). Свою роль подростки начинают видеть по–новому: изучить, сохранить и передать красоту прикладного творчества следующим поколениям. Это и есть рождение исторического сознания.
Защита проекта на конференции, персональная выставка, как возможность презентации ребенком своей индивидуальной культурной идеи, высокая оценка специалистов, вручение свидетельств о получении звания мастера прикладного творчества студии – все это специально созданные ситуации успеха и признания, которые создаются педагогами с целью формирования у подростка отношения к себе как личности исторической.
Мы убеждаем детей в том, что каждый индивидуальный творческий проект – это вклад в развитие культуры и науки края. Дети переживают одновременно чувство гордости от осознания своей роли в культуре, и чувство ответственности за сохранение и приумножение этой культуры.
Из сочинений детей.
«Изучать историю и быт народа нужно ради того, что бы научиться уважать и ценить творчество человека. А умение ценить, созданное людьми, приходит только тогда, когда приходит знание» (Саша Мещанская).
«Когда я вышивала старинный узор на полотенце, я почувствовала себя представителем той ушедшей эпохи. Пытаясь понять связь между «миром вещей» и «миром идей» наших предков, невольно входишь в образ мышления людей того времени» (Хотеева Ирина).
«Чем больше мы изучаем, разгадываем и воссоздаем эти загадочные предметы старины, чем больше ищем смысл во всем этом, тем больше прошлое становится близким и родным. Появляется бережное отношение к этим предметам, желание сохранить для других поколений» (Алина Скрипнюк).
«Вышивая это загадочный знак, я задумалась о своей будущей семье, о своей свадьбе. Может быть, девушки 100, 200 лет назад, вышивая такое же полотенце, думали о том же?» (Инна Ходор).
«Изучать культуру края нас обязывает то, что мы живем в Карелии. Лучше нас никто не сможет изучить и полюбить эту культуру» (Вера Ионова).[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
«В процессе работы я по-новому осмыслила свою роль: изучить, сохранить и передать это богатство следующим поколениям» (Оля Калинина).
Любовь к своему краю формируется не только разумом, но и душой, сердечной привязанностью. Только благодаря созидательной, культурной деятельности, в которой гармонично сочетается работа разума и чувств, у ребенка может сформироваться историческое сознание.
Воспитание детей на основе традиционной народной культуры является истинно патриотическим, так как оно формирует историческое сознание, любовь к Родине, знание истории и культуры своего народа и желание приумножать эту культуру. В Карелии, где музейная педагогика стала эффективным средством развития регионального образования, большие возможности предоставляет летний этнографический лагерь на о.Кижи, Детский музейный центр, КГКМ. Правильно организованный воспитательный процесс влияет на ребенка и в будущем. Дети, однажды обнаружив в себе способность приумножать культуру средствами декоративно–прикладного творчества, перенесут это отношение к общечеловеческой культуре.
- [1] Николаев О.Р. Традиционная культура и дополнительное образование // Время созидать. СПб., 2003. С.141.
- [2] Крылова Н.Б. Культурология образования. М.,2000. С.143.
- [3] Там же. С.164.
- [4] Некрасова–Каратаева О.Л. Традиционная культура: момент истины // Время созидать. СПб.,2003. С.101.
- [5] Иванов Г.В. Проблемы классификации исторического эксперимента//Исторический эксперимент: теория, методология, практика. М., 1990. С.74–88.
- [6] Галкина Е.Л. Этнографические источники в музее: проблемы интерпретации М., 1998. С.5.
- [7] КИЖИ, НВФ-13375.
- [8] Крылова Н.Б. Культурология образования. С.127.
- [9] Фонды КГКМ. Подчелок, или челышко. Девичий головной убор. №2230.
Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.