Грибкова Е.Ю. (г.Санкт-Петербург)
Колокольня собора Владимирской иконы Божией Матери и петербургская кампанология
@kizhi
Кампанология – наука о колоколах и их истории (от церковного названия колокола «кампан»).
Архитектурный ансамбль собора Владимирской иконы Божией Матери и его высокой колокольни располагается в центральном районе Петербурга. С конца XVIII до первой трети XX вв. это был один из богатейших храмов столицы. В наши дни его 68-метровая колокольня, стоящая с северной стороны от собора, остается одним из самых высоких зданий центра города. Она является не только архитектурной, но и колокольной доминантой Петербурга.
Облик отдельно стоящей каменной колокольни складывался постепенно. Первоначально сооружение было трехъярусным, его строительство началось в 1786 г. по проекту Дж.Кваренги. В 1847–1849 гг. под руководством архитектора Ф.Руска выполнили надстройку четвертого яруса, и колокольня предстала в том виде, какой она привычна для наших глаз.
По традиции богатые храмы могли обладать большими наборами колоколов. И хотя мы не располагаем точными сведениями о колоколах Владимирской колокольни до последней трети XIX в., тем не менее известно, что их звон «был слышен издалека и доносился едва ли не до Александро–Невской лавры», [1] т.е. на несколько километров от прилегающей к центру южной территории до юго–восточной окраины города. В 1890 г. на колокольню подняли мощный колокол весом 665,5 пудов [2] (~10 т) взамен разбившегося 475–пудового благовестника. [3] Кафедральный Петропавловский собор имел в то время большой колокол весом 209 пудов, а самый большой петербургский колокол 1869 пудов находился на башне–колокольне Исаакиевского собора. [4]
В советские годы Владимирская церковь была закрыта, звоны запрещены, колокола сняты. Верующим церковь вернули в 1989 г. Одновременно с возрождением храма восстанавливалась и колокольня. В верхнем ярусе собрали набор из 14 средних и малых колоколов для церковного звона; вес самого большого из них теперь составляет ~300 кг. Несмотря на очевидный недостаток больших колоколов для такого подколоколенного сооружения, колокольня собора Владимирской иконы Божией Матери является колокольной доминантой современного Петербурга. В результате исследования подколоколенных сооружений города, проведенного автором данной статьи в 2004 г., были выявлены главные действующие петербургские колокольни. Автором им был присвоен статус колокольных доминант. Он определялся из следующих составляющих: практике церковного звона (сопровождение звоном каждой службы в храме), количеством и размерами колоколов, участием в каких–либо событиях жизни города. [5] На основе собранных материалов мы составили карту современного колокольного Петербурга с обозначенными колокольными доминантами, среди которых храмы: Троицкий собор Александро–Невской Лавры, Казанский собор, Петропавловский собор, собор Владимирской иконы Божией Матери, Спасо–Преображенский собор, Никольский собор, Князь–Владимиский собор, Андреевский собор, Крестовоздвиженский собор, церковь Серафима Саровского, Чесменская церковь, церковь Пресвятой Троицы «Кулич и Пасха», церковь Св. Ильи Пророка. Роль колокольных доминант города напрямую соответствует их статусу главных храмов Петербурга. Звон в соборе Владимирской иконы Божией Матери соответствует каждой службе. По количеству колоколов его колокольня занимает лидирующие позиции, но значительно уступает в их размерах. Относительно же участия в каких–либо событиях жизни города доминирующая роль Владимирской колокольни неоспорима.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Ее ведущая роль обусловлена активной просветительской деятельностью звонарей, подразумевающей и практику звонов, и участие в культурной жизни города. С этой точки зрения, Владимирская колокольня оказывается и единственным в Петербурге центром колокольного искусства. В отличие, например, от Москвы, где сосуществуют несколько колокольных центров, таких как Ассоциация колокольного искусства России, Московский колокольный центр, Общество церковных звонарей, в Петербурге не зарегистрировано ни одной подобной организации.
При колокольне Владимирского собора действует единственная в городе Школа звонарей. Она была официально открыта в 2000 г. при детской воскресной школе. На настоящий момент эта школа – единственное в Петербурге место обучения церковному звону. Многие ее выпускники уже служат звонарями в православных храмах города и области. Правомерен вопрос о связи между обучением звонарскому искусству и сложением возможной новой традиции исполнения колокольных звонов в Петербурге на основе практики Владимирской колокольни. По мнению старшего звонаря собора, В.С.Кайчука, «традиция складывается сама собой, для ее развития необходим просто толчок», тогда как лидирующую роль колокольни следует рассматривать как «естественный шаг в данном направлении». [6]
Звонарями храма собрана также единственная в Петербурге церковная передвижная звонница. В силу своей мобильности она сопровождает различные мероприятия культурной жизни города как церковного, так и светского характера. Украшение колокольными звонами подобных мероприятий, по мнению их организаторов, представляется явлением народной традиции. В действительности функционирование передвижной звонницы в городской среде можно объяснить малым количеством храмов с колоколами, в которых в XVIII–XIX вв. недостатка не было. Изначально передвижная звонница создавалась как учебная для освоения звонарского искусства звонарями Владимирского храма после его открытия в 1989 г. Только с 1996 г. она стала принимать участие в различных событиях культурной жизни города вслед за иными концертными передвижными звонницами. Эта деятельность не осталась без внимания средств массовой информации. О передвижной звоннице, школе звонарей, звонарях собора Владимирской иконы Божией Матери появились статьи в ряде периодических изданий, например, в «Вечернем Петербурге» [7] , «Православном Петербурге» [8] , «Петровском курьере» [9] , «Итогах» [10] и пр., а также снимались видео сюжеты для телевизионных программ новостей каналов «Россия», «Культура» и других.
Старшие звонари собора принимают участие в колокольных мероприятиях не только городского, но и общероссийского и даже международного масштаба. В.С.Кайчук и А.Е.Иванов служат звонарями храма с начала 1990-х гг. Они являются также преподавателями Школы звонарей. Как действительные члены Ассоциации колокольного искусства России, они присутствуют на всех фестивалях, устраиваемых данной организацией. Звонари постоянно участвуют в Звонильной неделе Московского и Петербургского Пасхальных фестивалей, а также фестивале «Звезды белых ночей», организованном Мариинским театром, и других. Приглашения на концерты колокольной музыки и прочие праздничные мероприятия приходят на колокольню как из многих российских городов, так и из Украины, Белоруссии, Финляндии, Франции. Очевидно, что за последние 18 лет у звонарей собора накопился определенный опыт и что они приобрели известность среди звонарей и кампанологов.
С научной точки зрения немаловажно, что все события, которые происходят на колокольне или в которых участвуют звонари, фиксируются в Журнале звонов. Он представляет собой ежедневные записи отчетного характера. На колокольне имеется также собственный архив, который содержит материалы 1989–2007 гг.: документы различного характера, фотоматериалы, аудио и видео записи, книги и периодические издания по кампанологии. Неоднократно звонарями храма и специалистами–кампанологами проводились аудиозаписи звонов Владимирской колокольни.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Среди вышеназванных колокольных доминант Петербурга колокольню собора Владимирской иконы Божией Матери можно определить вообще как центр петербургской кампанологии. Установившиеся связи ее звонарей со многими другими звонарями и кампанологами, известность и значимость колокольни, активная просветительская деятельность ее служителей дают возможность петербургской кампанологии быть вовлеченной в развитие колокольного дела и искусства в России.
- [1] Исакова Е.В., Шкаровский М.В. Собор Владимирской иконы Божией Матери (Исторический очерк). СПб., 2000. С.56.
- [2] Старая мера веса: 1 пуд = 16,38 кг
- [3] Подъем нового колокола Владимирской церкви // Всемирная иллюстрация. 1890. Т.43. №112. С.341.
- [4] Оловянишников Н.И. История колоколов и колокололитейное искусство. 4-е изд. М., 2003. С.132.
- [5] Грибкова Е.Ю. Функции церковных колоколов в современном Петербурге // Вопросы инструментоведения: Статьи и материалы. СПб., 2004. Вып.5, ч.1. С.186–191.
- [6] Из интервью, взятого автором у звонарей собора Владимирской иконы Божией Матери В.С.Кайчука и А.Е.Иванова 6 марта 2004 г.
- [7] Кириллина Т. Как звонить в колокола // Вечерний Петербург. 2002. 11 янв., №3. С.2.
- [8] Колокольная симфония // Православный Петербург. 2000. №10. С.2.
- [9] Жордан И. Философское чаепитие: между небом и землей. Малиновый звон // Петровский курьер. 2000. 10 февр., №5. С.5.
- [10] На прошлой неделе…// Итоги. 2000. 29 авг., №35. С.62.
Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.