Ригоева (Порозова) Н.А. (г.Петрозаводск)
Этномузыкальный компонент в современном музее: на пересечение педагогических систем
@kizhi
Изменение социальной роли отечественных музеев, т.е. системы представлений о назначении музея в обществе и сущности его работы, теснейшим образом связано с переменами, которые происходят в современном обществе. Меняется отношение к музейной аудитории, которая стала восприниматься как равноправный участник коммуникативного процесса, диалога, осуществляемого в музейной среде [1] . Музей больше не рассматривается как место, где хранятся произведения искусства, которые могут по–настоящему оценить и понять лишь представители интеллектуальной элиты. Это учреждение, в котором каждый человек с радостью проводит свое свободное время.
Важнейшие компоненты музея составляют его триединую формулу:
- здание (архитектурное сооружение)
- экспонаты
- посетитель – потребитель музейного знания, музейной информации.
Вследствие этого, перед музейщиками стоит задача: суметь ознакомить всех посетителей, даже далеких от гуманитарной сферы деятельности, с теми культурными ценностями, которые хранит музей.
В «традиционном» [2] смысле музей воспринимается как хранилище историко–культурного наследия, связанное с просветительской деятельностью. В «новаторском» понимании музей – это категория «активная», здесь возможно использование анимационных средств, аудиовизуальных методов, театральных представлений.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Включение нематериального наследия в жизнь музеев вносит разнообразие в их культурно–образовательную деятельность, формирует историческую память, сознание, духовность, толерантность. В ряде музеев на основе отечественного и зарубежного опыта получают развитие разные формы, приемы, направления работы с многоликой музейной аудиторией, включающие в орбиту деятельности нематериальные формы культурного наследия. Это позволяет посетителю эмоционально ощутить свою причастность к культуре предков.
Проблема превращения музея в культурный и образовательный центр может быть решена при помощи объединения различных форм культурно–образовательной деятельности в систему. Музей, как один из институтов культуры, выполняет такую синтезирующую функцию: «В нем пересекаются многие виды искусства, он воплощает идеи наследия, преемственности традиций и обычаев. В музее происходит непосредственное общение зрителя и экспоната, не скованное никакими преградами, устанавливается информационно–визуально–познавательный контакт человека с подлинником, обладающим особой притягательной энергетикой» [3] .
Именно в музее в процессе изучения и научного описания предмета специалистами реконструируются его отношения со средой бытования, определяется и фиксируется в музейной документации его общественное значение, благодаря чему предмет выступает как материальное свидетельство явлений в природе, культуре и обществе.
Таким образом, центральное место в музее занимает предмет (архитектура, живопись, повседневные предметы, бывшие в употреблении, видео–и аудиозапись и др.), а на периферии находится духовная культура, которая связывает мир предметов с миром посетителей. Но эта концепция не совсем соответствует музеям, связанным с народной культурой, где внимание акцентируется не на мемориальной вещи как таковой, а на эмоциональной памяти самого посетителя.
Образовательные возможности музея реализуются в большей степени благодаря развитию такой научной и практической деятельности, как музейная педагогика, включающей в себя представление (презентацию) музейной информации, управление процессом ее восприятия, изучение эффективности ее воздействия на музейную аудиторию. Музейная педагогика составляет одно из ведущих направлений, которое предполагает поиск новых форм обучения и воспитания детей.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Самое широкое разнообразие форм, направлений культурно–образовательной деятельности музеев ориентированно на разную детскую и взрослую аудитории, [4] в том числе и людей с нарушением опорно–двигательной активности, слепых и слабовидящих, глухих и слабослышащих. Это – экскурсии, различные образовательные программы, лекции, музейные праздники, школы мастеров [5] и т.д. Многообразие типов и категорий посетителей определяется социально–демографическими (пол, возраст, образовательный уровень, социальная группа, профессия), социально–психологическими (установки, нормы, ценности, ожидания и др.), а также общепсихологическими (особенности мотивационно–эмоциональной сферы, внимания, памяти, мышления и пр.) характеристиками. [6]
Отличительными чертами обучения в музее являются, в первую очередь, неформальность и добровольность, возможность максимально реализовать свои способности и удовлетворить интересы. В процессе обучения личное эмоциональное переживание углубляет полученную вербальную, визуальную и аудиальную информацию. Вторым важным аспектом является закрепление этих знаний в учебных мастерских, студиях, кружках, музейных центрах и т.д. Кружок при музее – объединение людей по интересам с целью углубления и расширения знаний и приобретения умений, связанных с профилем музея. Основной деятельностью кружка является музейная коллекция и связанные с ней виды музейной работы. Эта форма организации занятий предполагает систематическое и системное изучение различных отраслей занятия или специальных отраслей.
Развитие творческих начал – третья, высшая ступень постижения музейной информации. Использование мощного потенциала музея, сосредоточенного в памятниках материальной и духовной культуры, предполагает развитие творчества и раскрытие творческих способностей личности. Примером такой деятельности может быть назван Фольклорно–этнографический театр музея–заповедника «Кижи», где наравне с музейной педагогикой сотрудничает музыкальная этнопедагогика, и этномузыкальный компонент является не столько дополнением материальной культуры, сколько ее ядром.
Об исключительных возможностях воздействия музыки на человека, на его чувства и душевное состояние известно уже давно. Сила этого воздействия во многом зависит от эмоциональной отзывчивости слушателя, его подготовленности к общению с настоящим искусством, оттого, насколько близка им та или иная музыка. [7]
Музыкальное искусство занимает особое место среди других искусств прежде всего благодаря необычности, уникальности, высокой степени обобщенности своего языка. Если художественные средства других искусств имеют жизненные аналоги, музыкальный предмет может функционировать лишь в системе музыкально–слуховой деятельности. [8] Например, использование музыкального сопровождения, ведение экскурсий и различного рода мероприятий с акцентом на голос, звук может помочь переместить акцент с предметных экспонатов, предоставив информацию, носящую невизуальный характер. И в этом случае безусловную помощь сыграет использование артефактов нематериального происхождения.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Музыка с ранних лет входит в жизнь детей: с колыбельной ребенок приобщается к музыке. Народные песни, танцы расширяют кругозор, обогащают мир детей новыми образами, стимулируют их музыкальное развитие. Более того, народная музыка представляет собой квинтэссенцию этничности на уровне бессознательного, которая формирует этническую картину мира на слуховых, визуальных, тактильных и др. ощущениях. Особая роль народной песни в воспитании детей заключается в том, что ребенок и в музыке также начинает «говорить», прежде всего, на своем родном языке. В таком виде деятельности участники овладевают всеми выразительными средствами фольклора: песней, хореографией (национальные танцы), обрядом. Всё это развивает в детях ритмическую или звуковую восприимчивость, музыкальную память, музыкальное исполнительство. [9]
При использовании музыкального искусства в музее происходит сложное взаимодействие музыкальной и музейной педагогики. Особенности это процесса отмечены в следующей таблице:
Музыкальная педагогика | Музейная педагогика |
---|---|
Методы обучения | |
|
|
Формы обучения | |
|
|
Виды обучения | |
|
|
Формы работы | |
|
|
Этнокомпонент в образовании | |
|
|
Направления | |
|
|
Что общего:
- принцип систематического и последовательного обучения (индивидуальные, так и групповые занятия)
- принцип сознательного и прочного освоения знаний
- принцип доступности обучения
- принцип наглядности в обучении
- накопление историко–культурного опыта
- накопление эмоциональных впечатлений от общения с предметами или музыкальными произведениями
- в ходе «переживания», в сознании возникает чувственный опыт познания прошлой действительности
- накопление тактильных ощущений, а также опыта самопознания
- познание личных возможностей, своего творческого потенциала
- формирование интереса у детей и их родителей к миру традиционной культуры, причастности к своему народу, к его истории и культуре
- воспитание уважительного отношения в общении с другими детьми и взрослыми, терпимость к людям разных вероисповеданий, к инвалидам, к представителям национальных и социальных культур
- внедрение понимания роли семьи, своего места в семье
Как можно соединить музейную и музыкальную педагогику в условиях современного музея:
- Создание фольклорных коллективов: инструментальных, певческих
- Участие в фольклорных фестивалях, концертах, лекториях
- Лекции с использованием аудио записей, «живого» исполнения образцов музыки
- Экспедиции по сбору аутентичного материала (музыкального, этнографического)
- Расшифровка и запись нотного текста традиционных песен из архива музея
- Перевод нотных расшифровок из графических в акустические (т.е. разучивание и исполнение традиционных образцов фольклора)
- Накопление исполнительского материала – песен, танцев, обрядов
- Формирование исполнительских навыков в области пения, движения, музыкальных способностей (чувство ритма, ладовое чувство, музыкально–слуховые и визуальные представления) посредством общения с музейными предметами
- Воспитание творчески–активной личности
Учитывая специфику музея, его научный потенциал, развивающиеся формы культурно–образовательной деятельности, включающие этномузыкальное культурное наследие (песни, танцы, обряды и праздники, разработанные с использованием архивных материалов и научных трудов), педагоги этих двух, казалось бы, разных педагогических систем, будут продолжать работать в одном направлении. Во-первых, это поможет освоению ценностей традиционной культуры, хранящихся в музее, во-вторых, способствует включению в жизнь современного человека, насколько это возможно, празднично–обрядового элемента культуры, что может помочь в формировании национального типа сознания. Кроме того, это не только привлечет новых посетителей, но и будет одной из продуктивных форм взаимодействия музея со своей аудиторией.
- [1] Подробнее об этом см.: Косова И.М., Медведева Е.Б. Отечественное музейное дело в русле международных тенденций // Музей для всех. Сборник трудов творческой лаборатории «Музейная педагогика». М., 2003. С.6–17.
- [2] В нашем понимании «традиционный музей» – это научно–исследовательское, научно–просветительское учреждение, которое комплектует, хранит, изучает и выставляет предметы науки, быта, промышленности и др. материалы, имеющие историческую ценность. Инновационность в музее связана с внедрением новых технологий и приемов в работу музея (например, компьютеризация и др.).
- [3] См.: Лысикова О.В. Музеи мира: к интегрированному курсу «Музеи мира». М., 2002. С.8.
- [4] Нужно добавить, что в последнее время в рамках педагогики возникло понятие взрослая педагогика. Это интересное направление, которое охватывает многие сферы образования. Одним из примеров может быть обучение в музыкальных школах на отделениях, где проходят обучение все желающие приобщиться к музыке, а именно – те, которые по возрасту не могут обучаться, как остальные.
- [5] См.: Медведева Е.Б. О значении термина «Музейная педагогика» в теории и практике современной деятельности Российских музеев // Музей. Образование. Культура. Процессы интеграции. (Сборник трудов творческой лаборатории «Музейная педагогика» кафедры музейного дела). М., 1999. Вып.2. С.15.
- [6] См.: Шляхтина Л.М. Основы музейного дела: теория и практика. Учебное пособие. М., 2005. С.131.
- [7] Крюкова В.В. Музыкальная педагогика. Ростов н/Д, 2002. С.3
- [8] Подробнее см.: Бочкарев Л.Л. Психология музыкальной деятельности. М., 2006. С.58–59.
- [9] Подробнее см.: Эксанишвили Э. Воспитание и обучение детей на основе народной музыки // Вопросы методики и начального музыкального образования: Сб. статей. М., 1981. С.62–67.
Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.