Гуркина Н.К. (г. Санкт-Петербург)
Священническо-педагогические династии в развитии просвещения на Русском Севере
@kizhi
Аннотация: В статье рассматриваются группы церковной и педагогической интеллигенции, сложившиеся на рубеже веков в процессе создания в губерниях Русского Севера системы духовного и светского образования. Подчеркивается роль священническо-педагогических династий в развитии просвещения в регионе.
Ключевые слова: духовные образовательные учреждения; преподаватели; руководители народного образования; сельские церковно-учительские династии;
Summary: The article examines groups of church and pedagogical intelligentsia that formed at the turn of the century in the process of creating a system of spiritual and secular education in the provinces of the Russian North. The role of priestly and pedagogical dynasties in the development of education in the region is emphasized
Keywords: spiritual educational institutions; teachers; heads of public education; rural church-teacher academies;
Значительную роль в развитии народного образования и в целом просвещения играли в дореволюцион ной России представители духовного сословия. К началу ХХ в. в стране сложилась система духовного обра зования, занимавшая важное место в структуре образовательных учреждений империи, в которую входили 4 духовные академии, 58 духовных семинарий, 186 духовных училищ и 51 (к 1916 г. – 77) епархиальных женских училищ [1] . [текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
На Европейском Севере России духовные семинарии находились в губернских городах – Архангельске, Вологде и Петрозаводске. Олонецкая семинария открылась в 1829 г., две другие вели свое начало от архиерей ских славянских школ ХVIII в., став в ХIХ в. средними специальными учебными заведениями. Духовные учи лища, являвшиеся первоначальной формой духовного образования, имелись как в губернских, так и в уездных городах северных губерний – в Тотьме, Никольске, Великом Устюге, Усть-Сысольске, Каргополе, Шенкурске (закрыто в 1900 г.). В духовных семинариях готовили священнослужителей для своих епархий. Большинство семинаристов были дети местного духовенства. Закончившие духовные академии становились преподавателями в духовных семинариях и училищах, в епархиальных женских училищах.
На рубеже веков в духовно-учебных заведениях Русского Севера работали в основном местные уро женцы, чаще – дети священников, реже – диаконов или псаломщиков. Большинство преподавателей были светскими людьми, их квалификация позволяла также преподавать в местных средних учебных заведениях – гим назиях, реальных и профессиональных училищах, становиться руководителями в системе народного образо вания. Преподаватели Вологодской духовной семинарии А. Е. Введенский, Н. И. Хильтов, К. П. Заболоцкий стали инспекторами народных училищ; преподаватель Олонецкой духовной семинарии С. А. Лосев – директором народных училищ Вологодской губернии; смотритель Архангельского духовного училища М. С. Григоревский – директором народных училищ Нижегородской губернии. С 1897 по 1916 г. работав ший директором народных училищ А. А. Острогский был сыном церковнослужителя Костромской губернии. Сменивший его на этом посту (до этого был инспектором народных училищ) В. В. Ивановский был сыном холмогорского священника [2] и т. д.
Первое на Севере Архангельское епархиальное женское училище открылось в 1863 г. В 1880 г. учили ще стало шестиклассным с приготовительным отделением, в 1887 г. открылся седьмой педагогический класс. В 1874 г. открылось епархиальное училище в Петрозаводске (на базе школы при Успенском Каргопольском монастыре), в 1888 г. женские епархиальные училища появились в Вологде и Великом Устюге. По первона чальному замыслу в Архангельском женском училище девочек должны были готовить к роли «грамотных жен и матерей» местного духовенства, но росло число учениц, до уровня средних учебных заведениях расширилась программа курса, и уже в 1875 г. выпускницам училища первый раз выдали аттестаты домашних учительниц. Женские епархиальные училища были всегда переполнены и не вмещали всех желающих учиться, хотя обу чение было бесплатным только для детей духовенства (иносословных принимали не более 10%). Привлекало в епархиальные женские училища «духовно-нравственное воспитание девиц», которым отличались духовные учебные заведения. В 1863 г. в Архангельское училище поступили 25 учениц, в начале ХХ в. в четырех женских епархиальных училищах региона обучались около 1200 воспитанниц [3] .
Преподавали в епархиальных женских училищах сначала преподаватели духовных семинарий (по совмес тительству), в начале века стали появляться женщины – штатные преподавательницы с высшим образованием. Начальницами и воспитательницами работали местные уроженки, в основном дочери духовенства, выпускни цы епархиальных училищ. 40 лет преподавала, а затем руководила Архангельским училищем вдова священника А. А. Калинникова. Архангельское, Вологодское и Петрозаводское училища в начале ХХ в. возглавили бывшие выпускницы, полностью себя посвятившие жизни училищ.
В 1884 г. были приняты «Правила о церковно-приходских школах», которыми епархиальному начальству и приходскому духовенству предписывалось поддерживать уже существующие и создавать новые церковно приходские школы. В 1896 г. были учреждены должности наблюдателей церковно-приходских школ. Должность епархиального наблюдателя приравнивалась к должности директора народных училищ. Назначались епархи альными и окружными (уездными) наблюдателями наиболее квалифицированные (часто с академическим об разованием) и авторитетные священнослужители епархий, имевшие опыт законоучительства в церковно-при ходских школах. Благодаря их деятельности (самым известным епархиальным наблюдателем на Севере был Н. К. Чуков, будущий митрополит Ленинградский и Новгородский) церковная школа сохраняла свое значение (в 1905 г. – 46,5 % всех начальных школ) и могла выдерживать конкуренцию с земскими и министерскими народными училищами [4] . [текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Как и преподаватели духовных учебных заведений, наблюдатели церковных школ, составляя своеобраз ную церковную элиту, активно участвовали в епархиальной и культурной жизни губерний: выступали с лекци ями и докладами, публиковались в местной и общероссийской прессе, участвовали в работе культурно-просве тительских и благотворительных организаций, писали книги и учебники и т. д. На рубеже веков в губернских
центрах Севера сложились церковно-педагогические династии, включавшие в себя священников, преподава телей и воспитателей различных учебных заведений – духовных и светских, епархиальных наблюдателей цер ковных школ, руководителей народного образования Министерства просвещения, народных учительниц. Среди наиболее известных династий северной церковно-педагогической интеллигенции – Сибирцевы, Протопоповы, Грандилевские, Елеазаровские, Введенские, Бурцевы, Козмины, Смирновы, Суворовы и др. Своей деятельно стью они создавали единое культурно-образовательное и духовное пространство региона, способствовали бо лее тесному взаимодействию общества и церкви. История некоторых из перечисленных семей стала основой для написания специальных исследований [5] .
Из общего числа начальных школ северных губерний в 1911 г. (2988) только 163 располагались в городах, 2825 были сельскими [6] . Участие в создании в регионе системы начального образования стало важным направле нием деятельности сельского духовенства (85% от общей численности). Священники и раньше часто обучали детей грамоте в своих домах, в приходских школах, но только после 1884 г. такое обучение приняло массовый характер и поднялось на качественно новый уровень. В конце ХIХ в. в Архангельской епархии было 256 цер ковных школ, в Олонецкой – 284, в Вологодской – 945 [7] . Все священнослужители региона были законоучителя ми, большинство сельских священников стали заведовать церковно-приходскими школами. Проблема кадрового обеспечения сельских училищ была в регионе наиболее острой, не всегда преподавали в них люди достаточно подготовленные. В Архангельской губернии, в частности, в 1898 г. работали 4 протоиерея, 204 священника, 32 диакона, 99 псаломщиков, 44 учителя и 127 учительниц [8] .
Важнейшими центрами подготовки учительниц для церковных школ региона стали на рубеже веков епархиальные женские училища. Архангельское епархиальное училище за 40 лет окончили 586 воспи танниц (обучались 1266) [9] . Из 137 учительниц церковных школ Архангельской губернии в 1899 г. 122 за кончили местное училище [10] . В отчете Вологодского епархиального училища за 1898 г. сообщалось, что из 200 воспитанниц, окончивших училище, 120 работают учительницами: 87 в церковно-приходских школах, 24 – в земских, 5 – воспитательницами в своем училище, 4 – в частных домах [11] . В 1899 г. в Олонецкой губернии из 144 учительниц церковных школ 111 были выпускницами местного училища [12] .
В начале ХХ в. в сельских церковно-приходских школах с 3–4-летним обучением работали в основном дочери (реже – сыновья) местного духовенства, закончившие епархиальные женские училища. Преподавали они и в министерских начальных училищах. В каждом уезде северных губерний возникали местные свя щенническо-учительские династии. 11 детей было у священника Троицкой церкви села Верхняя Тойма Сольвычегодского уезда Вологодской губернии П. А. Ржаницына. В 1916 г. в местной церковно-приходской школе преподавала Мария Ржаницына, в соседней Сойгинской – Елизавета Ржаницына, в двух земских учи лищах – Александра и Вера Ржаницыны. У священника Вознесенской Кивокурской церкви того же уезда А. К. Панцырева из 11 детей две дочери, Нина и Клавдия, преподавали в церковной школе, где заведующим и законоучителем был их отец, Августа – в соседнем селе, сын Константин был там же псаломщиком, осталь ные дети учились в духовных учебных заведениях [13] . Уже в советский период учили детей в местной школе Клавдия, Августа, Александра и Сергей, а всего работали учителями семеро детей, двое внуков и правнуки. Клавдия и Александра были награждены после войны орденами Ленина «за огромный вклад в дело обучения и воспитания подрастающего поколения» [14] . [текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Высокие духовно-нравственные установки, выработанные религиозным воспитанием, осознанный вы бор профессии – служение просвещению – помогали бывшим епархиалкам выдерживать тяжелейшие условия жизни сельской учительницы. Учительницы-епархиалки, живущие в родных местах, были наиболее стабиль ными педагогическими кадрами, особенно в церковной школе. В 1898 г. в церковно-приходских школах страны работали 4963 бывшие воспитанницы епархиальных и женских училищ духовного ведомства, в 1907 г. – 8554. Около 60 % епархиалок посвятили себя педагогической деятельности [15] . В советский период многие сельские учительницы не просто продолжили свою деятельность, но и были награждены государственными награда ми, получили почетные звания «Заслуженный учитель». В 1943 г. в приложении к Инструкции Наркомпроса РСФСР по проведению Постановления о повышении заработной платы был опубликован список дореволю ционных учебных заведений, окончание которых приравнивалось к педагогическим учебным заведениям советского периода, что исключало всякую дискриминацию педагогов, закончивших духовные семинарии и епархиальные женские училища [16] .
Церковь и школа стали на рубеже ХIХ–ХХ вв. основными центрами просвещения в селах провинциаль ной России. Народное учительство и духовенство сумели не только обеспечить количественный рост началь ных школ, ставших важным средством модернизации страны, но и выстроить снизу тип школы, сохраняющей «генетическую матрицу» национальной культуры. Церковно-учительские сельские династии сохранились в народной памяти, продолжают изучаться на краеведческом уровне.
Литература
- Баскакова М. В. Панцыревы: династия учителей из Тимошино // Наследие земли Верхнетоемской: материалы краеведческой конференции. Верхняя Тойма, 2015. С. 4–24.
- Гуркина Н. К. Провинциальный учитель в дореволюционной России. СПб., 2014.
- Гуркина Н. К. Российская школа в годы Великой Отечественной войны (особенности управления и развитие образовательной системы) // Управленческое консультирование. 2020. № 10. С. 146–156.
- Варфоломеев Л. А. Сибирцевы – семья архангельская. Архангельск, 1996.
- Епархиалки: воспоминания воспитанниц женских епархиальных училищ / сост., предисл., подгот. текста и коммент. О. Д. Поповой. М., 2011.
- Сорокин В. Исповедник. Церковно-просветительская деятельность митрополита Григория (Чукова). СПб., 2005.
- [1] Гуркина Н. К. Провинциальный учитель в дореволюционной России. СПб., 2014. С. 63; Епархиалки: воспоминания воспитанниц женских епархиальных училищ / сост., предисл., подгот. текста и коммент. О. Д. Поповой. М., 2011. С. 12.
- [2] Гуркина Н. К. Там же. С. 22, 28, 116–117.
- [3] Подсчитано по «Обзорам Архангельской, Вологодской, Олонецкой губерний» за 1915 г. Архангельск, Вологда, Петрозаводск.
- [4] Сорокин В. Исповедник. Церковно-просветительская деятельность митрополита Григория (Чукова). СПб., 2005. С. 75–118.
- [5] Варфоломеев Л. А. Сибирцевы – семья архангельская. Архангельск, 1996.
- [6] Подсчитано по: Однодневная перепись начальных школ в империи, произведенная 18 января 1911 г. СПб., 1913. Вып. 1: Санкт Петербургский учебный округ. С. 5, 7.
- [7] Гуркина Н. К. Провинциальный учитель… С. 32.
- [8] Архангельские епархиальные ведомости. 1898. № 23. С. 41 (прил.).
- [9] Там же. 1903. № 21. С. 815.
- [10] Отчет о состоянии церковных школ Архангельской епархии в учебно-воспитательном отношении за 1898–1899 учебный год. Архангельск, 1900. С. 38.
- [11] Вологодские епархиальные ведомости. 1898. № 3. С. 13.
- [12] Олонецкие епархиальные ведомости. 1899. № 12. С. 27.
- [13] Государственный архив Вологодской области. Ф. 496. Оп. 1. Д. 18143. Л. 73.
- [14] Баскакова М. В. Панцыревы: династия учителей из Тимошино // Наследие земли Верхнетоемской: материалы краеведческой конференции. Верхняя Тойма, 2015. С. 4–24.
- [15] Епархиалки… С. 21–22.
- [16] Гуркина Н. К. Российская школа в годы Великой Отечественной войны (особенности управления и развитие образовательной системы) // Управленческое консультирование. 2020. № 10. С. 151.
Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.