Малюта Е.Г. (г.Москва)
Князь Семен Шаховской на Русском Севере (к изучению творческой биографии писателя) Vkontakte@kizhi

Начало виршевой молитвы прп. Димитрию Вологодскому князя С. И. Шаховского в сборнике XVII в. из фундаментального собрания библиотеки МДА (ОР РГБ. Ф. 173/1. № 214. Л. 423об. - 424)

Аннотация: В статье дается обзор доступной информации об эпизодах деятельности князя Семена Шаховского на Русском Севере на основе официальных документов, касающихся его ссылки в Усть-Колу в 1645 г., а также характеристика произведений князя, связанных с указанными событиями.

Ключевые слова: Симеон Шаховской; XVII в.; гимнография; Усть-Кола; прп. Дмитрий Прилуцкий;

Summary: The article provides a review of the available information on the episodes of Prince Semyon Shakhovsky's activities in the Russian North on the basis of official documents, his exile to Ust-Kola in 1645, as well as a description of the prince's works related to these events.

Keywords: Simeon Shakhovskoy; XVII century; hymnography; Ust-Cola; Dmitry Prilutsky;

Аннотация: В статье дается обзор доступной информации об эпизодах деятельности князя Семена Шаховского на Русском Севере на основе официальных документов, касающихся его ссылки в Усть-Колу в 1645 г., а также характеристика произведений князя, связанных с указанными событиями.

Ключевые слова: Симеон Шаховской; XVII в.; гимнография; Усть-Кола; прп. Дмитрий Прилуцкий;

Summary: The article provides a review of the available information on the episodes of Prince Semyon Shakhovsky's activities in the Russian North on the basis of official documents, his exile to Ust-Kola in 1645, as well as a description of the prince's works related to these events.

Keywords: Simeon Shakhovskoy; XVII century; hymnography; Ust-Cola; Dmitry Prilutsky;

Многочисленные службы князя Симеона Шаховского, неоднократно перемежаемые продолжительными опалами, отражены как в его литературном наследии, так и в иных документах официального характера, в част­ности, московских приказах. Задачи уточнения характера деятельности князя в различных регионах русского государства и ее свидетельств в официальных документах последовательно решаются в ряде исследований ис­торического характера. В частности, такова заметка М. П. Лукичева [1] , биографическая статья Д. М. Буланина [2] , дополняющие и уточняющие биографию князя, представленную в исследовании С. Ф. Платонова [3] . В настоя­щее время активно изучается вопрос литературной деятельности князя в период сибирских опал и уточняются его адресаты по переписке [4] . Пребывание Шаховского на Русском Севере и его деятельность в эти периоды представлены единичными документами, и потому деятельность князя, в частности, в Усть-Коле, остается не­проясненной. Пролить свет на этот период его биографии поможет еще предстоящее исследователям внима­тельное исследование делопроизводственной документации.

Вот то немногое, что известно на настоящий момент. Первым упоминанием о Шаховском следует счи­тать, по всей видимости, запись в кормленой книге Галицкой чети о выдаче ему годового жалованья его отца: «Деньги взял сын его княз Семен Шеховской» [5] . Вотчина в Галиче, перешедшая к Шаховскому, была не единст­венной вотчиной князя в северных землях. Пожалованные ему за московскую службу во время прихода под Москву королевича Владислава [6] земли и доход с последних упоминается в официальной документации не еди­ножды. Так, оклад, значительно больший, нежели с галицкой чети, имел князь с Устюжской чети. Известно и о владениях Шаховского в Вологде с декабря 1619 г. [7] [текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Длительная чересполосица сибирских ссылок и дальнейших служб князя в Москве не дает оснований говорить о возможном посещении последним северных вотчин, тем более что, очевидно, князь был почти на двадцать лет (после ссылки 1622 г.) лишен дохода с этих земель. Лишь в 1640 г. князь Шаховской получает грамоту на оклад с Галицкой чети «за осадное сиденье королевичева приходу», причем отдельно отмечено, что этот оклад жалован в качестве компенсации отобранных в 1622 г. северных вотчин. Таким образом, предполо­жение С. Ф. Платонова о частичном снятии опалы с Шаховского поручением ему составить патриаршую гра­моту шаху Аббасу в 1625 г. косвенно подтверждается отсутствием известий о восстановлении ему жалованья с северных вотчин до 1640 г. Следующий поворот судьбы князя, непосредственно, когда он, хотя и против воли, оказался на Севере - ссылка за «вольнодумство» 1644 г. В вопросе крещения королевича Вальдемара князь за­нял, в противность церковным канонам, весьма умеренную позицию, основанную на вольном толковании слов ап. Павла «муж неверующий святится женой верующей» (1 Кор. 7:14). Были и личные основания такого снис­ходительного отношения князя в вопросам церковного брака - каноническое преступление, четвертый брак (после смерти первых трех жен) в 1619 г. Князь предложил венчать королевича на русской царевне без пере­крещивания последнего, за что, как человек и ранее подозреваемый в вольнодумстве и еретичестве, был сослан в Усть-Колу [8] . В 1646-1648 гг. Шаховской послан воеводою в Сольвычегодск и Великий Устюг. В. И. Гальцов обнаружил в описи архива Посольского приказа 1673 г. даже известие о вынесении кн. С. И. Шаховскому смертного приговора в 1649 г., однако последний был заменен ссылкой (сведения о Шаховском позволяют пред­положить, что он умер в 1654-1655 гг.). [9] Последнее упоминание о северных вотчинах князя датируется 1654 г.

К литературной деятельности Шаховского, непосредственно относящейся к его пребыванию на Русском Севере, можно отнести несколько атрибутированных ему гимнографических сочинений. Таковы: Писанная виршами нерифмованная «Молитва преподобному Димитрию, вологодскому чюдотворцу» (нач.: О преблагий наш пастырю и учитель! О великий чудотворец Димитрий! [10] ). В новейшей статье Д. А. Ляпина путем текстоло­гического исследования убедительно доказывается, что источником последней явилась молитва свт. Николаю Чудотворцу. А сама молитва прп. Димитрию, за немногими изменениями, легла в основу создания местной мо­литвы неканонизированному святому Прокопию Устьянскому [11] . Некоторые ее прошения, хотя и писаны «по об­разцу», склоняют думать, что молитва свт. Николаю была не просто переработана в вирши с иной адресацией, но переосмыслена князем применительно к своей тяжелой судьбе (по всей вероятности, она написана в период конфликта Шаховского с патриархом Филаретом).

Вижди мя, убогово, в толице беде сущее погружаема, вижди мя, немощнаго и уловляема отовсюду, и всякаго блага лишенна, и умом от малодушия помраченна.

Возможно, молитва писана в последней ссылке князя, так как в ней имеется указание на непосредственное присутствие князя в вологодской вотчине:

И к цельбоносному гробу Твоему недостойный аз припадаю,И исцеления прошу: избави мя, светильниче Христов,От злых бед, находящих на мя,И восстающая волны укроти [12] .

Наконец, свидетельством по следней ссылки князя Шаховского являются «кондаки со икосы» препо­добному Сергию Радонежскому, о котором знакомец князя келарь Троицкого монастыря Симон Азарьин со слов самого Шаховского повествует, что писаны они по обету за избавление последнего от кораблекру­шения во время бури по дороге из Колы в Архангельск. Шаховской заметил, что бывшие с ним люди стали, по обычаю тех мест, призывать в молитве преп. Зосиму и Савватия. Самому Шаховскому «пришло на ум» по­минать преп. Сергия, которого вскоре за тем увидел стрелецкий сотник, бывший с Шаховским (преподобный повелевал морским волнам не вредить людям, находящимся в ладье) [13] . Сами кондаки и икосы надписаны как созданные «в память об избавлении Троицкой обители от вражеского обстояния». Данный акафист явился, по всей видимости, первым таким непереводным произведением русского автора, посвященным русскому святому [14] (впрочем, основанным, как и последующие, на Великом акафисте).

Отдельно стоит вопрос атрибуции Шаховскому «Слово похвальное святым и блаженным Христа ради юродивым Прокопию и Иоанну, Устюжским чюдотворцем» в стихах (нач.: «Прокопия похвалим, Иоанна ублажим, двоицу святую соединим и похвальную им принесем и скажем») и памятника «Чюдо 28 святых и праведных Устюжских чюдотворцов Прокопия и Иоанна, како избависта град Устюг от нахождения пол- ских и литовских людей» [15] .

Таким образом, гимнографические и агиографические сочинения князя Шаховского нередко являлись от­кликом на перипетии его собственной бурной судьбы, и часть этих сочинений непосредственно связана с пе­риодом его пребывания в вологодских вотчинах и с последней опалой в Усть-Коле, Сольвычегодске и Устюге. Последовательное изучение гимнографического наследия князя позволяет характеризовать творческую биографию незаурядного писателя первой половины XVII в. с новых, порой неочевидных, сторон.

Литература

  1. Акты Московского государства. СПб., 1901. Т. 3.
  2. Буланин Д. М. Шаховской Семен Иванович, по прозвищу Харя // Словарь книжников и книжности Древней Руси / под ред. Д. С. Лихачева. СПб.: Дмитрий Буланин, 2004. Вып. 3 (XVII в.), ч. 4. С. 275-286.
  3. Виршевая поэзия (первая половина XVII века) / сост. В. К. Былинин, А. А. Илюшин. М.: Советская Россия, 1989.
  4. Голубцов Д. Прения о вере, вызванные делом королевича Вальдемара и царевны Ирины Михайловны. М., 1891.
  5. Грибов Ю. А. Акафисты Сергию Радонежскому в русской книжности XVII-XVIII вв. // Новодевичий монастырь в русской культуре: Материалы науч. конф. 1995 г. М., 1998. С. 227-237.
  6. Лукичев М. П. Новые материалы к биографии С. И. Шаховского // Исследования по источниковедению истории СССР дооктябрьского периода: сборник статей / АН СССР. Ин-т истории СССР; отв. ред. В. И. Буганов. М., 1982. С. 99-107.
  7. Ляпин Д. А. Непризнанный святой Прокопий Устьянский и новые сведения к творческой биографии С. И. Шаховского // Известия Саратовского университета. Новая серия. Сер.: История. Международные отношения. 2022. Т. 22, вып. 4. С. 430-435.
  8. Платонов С. Ф. Древнерусские сказания и повести о Смутном времени XVII в. как исторический источник. Изд. 2-е. СПб., 1913.
  9. Полетаев А. В. Князь Семён Шаховской и его сибирские «знакомцы»: Сергей Андреевич Котов // Проблемы истории России. Екатеринбург: Волот, 2005. Вып. 6: От Средневековья к Современности. С. 39-58.
  10. Симон Азарьин. Книга о чудесах пр. Сергия / подгот. С. Ф. Платоновым. СПб., 1888. (Памятники древней письмен­ности; Т. 50).
  11. Сухотин Л. М. Четвертчики Смутного времени (1604-1617 гг.). М., 1912.
  12. Спасский Ф. Г. Русское литургическое творчество. М., 2008.
  13. Турилов А. А. Славянские и русские переводы акафиста // Православная энциклопедия. М., 2000. Т. 1. С. 379.

// Рябининские чтения – 2023
Карельский научный центр РАН. Петрозаводск. 2023. 526 с.

Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф