Пулькин М.В. (г.Петрозаводск)
Церковное строительство в XVIII - начале ХХ века (по материалам Олонецкой губернии) Vkontakte@kizhi

Аннотация: В статье рассмотрены основные проблемы эволюции порядка строительства приходских церквей. Выявлено, что основной тенденцией в регламентации возведения храмов на территории Олонецкой епархии, как и по всей стране, стал нарастающий контроль со стороны духовных и светских властей. Главной целью прогрессирующего надзора стала унификация облика церковного здания. Второй значимой тенденцией стало постепенное возрастание роли торгового сословия в финансировании строительства церквей при несом­ненном сохранении унаследованного от прошлого порядка возведения церквей за счет прихода. В конечном итоге строительство церквей отражает сложный процесс поиска компромисса между традицией и законода­тельством, необходимостью строительства храмов за счет прихожан и административным сдерживанием их инициативы исходя из возможностей полноценного обеспечения клира будущей церкви.

Ключевые слова: церковь; храм; духовенство; прихожане; православие; строительство; верующие; миряне; епископ; законодательство;

Summary: The article deals with the main problems of the evolution of the order of construction of parish churches. It was revealed that the main trend in the regulation of the construction of churches on the territory of the Olonets diocese, as well as throughout the country, was the growing control from the spiritual and secular authorities. The main goal of progressive supervision was the unification of the appearance of the church building. The second significant trend was the gradual increase in the role of the merchant class in financing the construction of churches, while undoubtedly preserving the order of building churches inherited from the past at the expense of the parish. Ultimately, the construction of churches reflects the complex process of finding a compromise between tradition and legislation, the need to build churches at the expense of the parishioners and the administrative containment of their initiative based on the possibilities of fully providing the clergy of the future church.

Keywords: church; temple; clergy; parishioners; orthodoxy; construction; believers; laity; bishop; legislation;

Строительство церквей оставалось одной из немногих проблем истории православия, которые ак­тивно изучались современниками событий, не забывались в течение атеистического периода и остаются предметом внимания историков в настоящее время1. Благодаря трудам предшественников удается выявить многочисленные и разнообразные аспекты истории храмовой архитектуры, правовые основы церковно­го строительства. Другим существенным подспорьем в изучении вопросов возведения церквей является российское законодательство. Сложившаяся в законодательстве тенденция логически приводила к стрем­лению «так церкви обустроить, чтобы довольное число прихожан к каждой было приписано» [1] [2] . В 1722 г. появились указы, запрещающие без санкции Синода строить новые церкви: определение Синода от 18 ап- реля [3] и синодальный указ от 31 октября [4] . В дальнейшем разграничение компетенции центральной и мест­ной власти вновь подверглось пересмотру. Синодальный указ от 25 ноября 1757 г. позволял прихожанам строить церкви с разрешения архиереев и лишь в тех случаях, когда расстояния от их селений до старой церкви превышало 20 верст [5] . Во второй половине XVIII столетия произошли новые перемены: Синод 5 мая 1774 г. издал указ «О произведении починки церквей без дозволения епархиальных архиереев, ежели оная не касается алтаря» [6] .[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

В подавляющем большинстве случаев в XVIII столетии и довольно часто в XIX - начале ХХ в. возведение храма могло происходить только по «самопроизвольному желанию» прихожан. Как светские, так и духовные власти были заинтересованы в приобщении государственных крестьян к церковной жизни. Строительство хра­ма являлось не только следствием духовных устремлений верующих, но и результатом непростого компромис­са между интересами прихожан и требованиями органов церковного управления. Инициатива строительст­ва церкви исходила от сложившейся приходской общины: в документах упоминаются и церковный староста, и священник «с причетники». Прихожане просили епископа или Синод разрешить возведение храма и брали на себя обязательство обеспечивать всем необходимым как церковь, так и причт. «Верующие, которые жили в провинции и в сельской местности, часто проявляли необыкновенную энергию во всем, что касалось приход­ской церкви» [7] . Узнаваемый порядок сохранился и в течение всего XIX в. За консисторией закон оставил право наблюдать за тем, чтобы церкви «сооружались в тех местах, где православные христиане имеют в том надо­бность», строительство соответствовало «действительным потребностям верующих», и церкви не останутся впоследствии «в опустении и небрежении, неприличном святости храма». Консистория следила и за тем, чтобы церкви не строились среди обывательских домов или слишком близко от них [8] .

Предварительным этапом прохождения вопроса через бюрократические инстанции являлся мирской при­говор о строительстве церкви. Прошение вручалось приходскому поверенному, который согласовывал вопрос в консистории или Синоде. Получив прошение о строительстве церкви, епископ поручал местным духовным властям выяснить ряд вопросов: каким образом организовано обеспечение клира, на каком расстоянии от церк­ви находятся дворы прихожан и - в некоторых случаях - имелась ли прежде на самом деле в указанном крестья­нами месте церковь. Регламентация архитектурных особенностей церквей до начала 1790-х гг. прослеживается слабо. В последнее десятилетие XVIII в. ситуация резко меняется. При строительстве церкви прихожане обязы­вались представить «план». После утверждения в консистории он становился своеобразным руководством для зодчих. Проект строительства («план») являлся главным документом, на основании которого осуществлялся надзор за возведением церкви. Законодательство определенно предписывало перед началом строительства по­заботиться о «планах». Документы, подтверждающие как их существование, так и значимость при строитель­стве, появляются в делопроизводстве в конце XVIII в. Олонецкая духовная консистория в 1794 г. направила в Колодозерский приход указ, в котором предписывалось «над строением по плану наблюдать» [9] . Целью регла­ментации стала большая утилитарность церковного здания. Прочие подробности архитектуры и декор церквей занимали духовные власти значительно меньше.

Преодолев все бюрократические рогатки, крестьяне приступали к строительству. Храм часто возво­дили на средства приходской общины. Иногда клир прибегал к сбору средств на территории епархии или даже за ее пределами. Постепенно нарастало участие местных коммерсантов в строительстве храмов. Купец М. П. Пименов в 1842 г. построил храм в с. Шокше [10] . Его пример вдохновил немалое число благотво­рителей, но и крестьянская лепта оставалась значительной. Средства крестьян, собранные в пределах прихо­да по мере имущественного достатка с каждого из верующих, иногда становились дополнением к частным пожертвованиям. В 1861 г., оценивая ситуацию, сложившуюся в строительстве церквей, олонецкий преосвя­щенный указывал, что за счет казны возводят храм в городе Петрозаводске. Во всех прочих частях епархии церкви строятся «частным способом» [11] . Судя по отчету о состоянии Олонецкой епархии за 1900 г., в ней имелось «немало мест», в которых население нуждалось в открытии новых приходов. В Олонецкой епархии, «как одной из обширнейших по занимаемому ею пространству, малонаселенной и большею частью бедным народом, рассеянным по множеству деревень, далеко отстоящих друг от друга, ощущается значительный недостаток церквей во многих местах» [12] .

Изучение проблем, связанных со строительством церквей, показывает, что в российском законодатель­стве XVIII - начала ХХ в. существовала отчетливо выраженная тенденция к постепенной централизации надзора над их возведением. С одной стороны, Синод оставлял за собой значительные права в решении дан­ного вопроса, а с другой - епархиальные власти усиливали давление на приходскую общину. Оказавшись перед дилеммой: наращивать, в соответствии с законодательством, административный нажим на приход и, следовательно, замедлить непрерывный процесс восстановления и строительства церквей, или ограни­читься краткими рекомендациями прихожанам, позволяя им по собственному усмотрению строить церкви и назначать ругу духовенству, местные архиереи явно выбрали второй путь. Результатом компромисса между епископом и прихожанами стало крупномасштабное строительство церквей по всей территории Олонецкой епархии, потребовавшее от местного населения серьезных капиталовложений, многолетнего усердного тру­да, связанного со строительством зданий и поддержанием их в надлежащем виде, немалых усилий во взаимо­отношениях с церковными властями.

Литература

  1. Архитектура русского православного храма / под ред. А. С. Щенкова. М.: Памятники исторической мысли, 2013. 528 с.
  2. Кораблев Н. А. Пименовы - династия предпринимателей, благотворителей и общественных деятелей // Историко­культурное наследие вепсов и роль музея в жизни местного сообщества. Петрозаводск: КарНЦ РАН, 2008. С. 68-79.
  3. Орфинский В. П. Народное деревянное культовое зодчество Российского Севера: истоки развития // Народное зодчество. Петрозаводск: ПетрГУ, 1992. С. 32-62.
  4. Полное собрание законов Российской империи. СПб., 1830. Т. 6, 20.
  5. Устав духовных консисторий // Церковное благоустройство. Сборник действующих церковно-гражданских законопо­ложений, относящихся к духовному ведомству. М., 1901. С. 5-64.
  6. Шевцова В. Православие в России накануне 1917 г. СПб.: Дмитрий Буланин, 2010. 488 с.

// Рябининские чтения – 2023
Карельский научный центр РАН. Петрозаводск. 2023. 526 с.

Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф