Чайко Е.А. (г.Челябинск)
О материалах фольклорно-этнографических экспедиций В. Е. Гусева как источнике для изучения старожильческого населения северо-восточной части Челябинской области Vkontakte@kizhi

Аннотация: Старожильческое население сформировалось на Среднем Урале к началу XVIII в. По дан­ным исследований в области этнокультурной истории Урала и исторической антропонимии ключевую роль в его формировании сыграли выходцы с Русского Севера. Привлечение материалов этнографических исследо­ваний советского фольклориста В. Е. Гусева (1952 г.) является перспективным для дальнейшего изучения роли Русского Севера в формировании традиционной культуры региона.

Ключевые слова: севернорусское население; Урал; традиционная культура; фольклорно-этнографическая экспедиция; В. Е. Гусев;

Summary: The old-age population was formed in the Middle Urals by the beginning of the XVIII century. According to research in the field of ethnocultural history of the Urals and historical anthroponymy, the natives of the Russian North played a key role in its formation. The involvement of materials from ethnographic studies of the Soviet folklorist V. E. Gusev (1952) is promising for further study of the role of the Russian North in the formation of the traditional culture of the region.

Keywords: the Northern Russian population; the Urals; traditional culture; folklore and ethnographic expedition; V. E. Gusev;

До XVIII в. Урал осваивался преимущественно выходцами с Русского Севера. Так, по данным письменных источников, в XVI - начале XVIII в. значительный контингент русских переселенцев происходил из централь­ных и северных поморских уездов [1] . Исследования в области исторической антропонимии также показывают, что в конце XVI - начале XVIII в. наибольшее влияние на формирование исторического ядра антропоними- ческого фонда Среднего Урала оказали выходцы из Важского, Устюжского, Пинежского уездов и из бассейна реки Вычегды [2] . Вторым по масштабам миграций после Русского Севера считается регион, включавший Вятскую землю, Поволжье и, особенно, Приуралье, откуда с государственных земель и из строгановских владе­ний направлялся поток переселенцев [3] . К началу XVIII в. на Среднем Урале сформировалось старожильческое население. Дальнейшее увеличение его численности происходило за счет естественного прироста и благодаря внутренним миграциям [4] .[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

К первому этапу заселения, связанному с преобладанием в миграционных потоках переселенцев с Русского Севера, относится основание в Зауралье Багарякской слободы (1688 г.). Непосредственными основателями стали выходцы из Шадринской слободы и Катайского острога. Багарякской слободе был выделен большой земельный отвод по притокам Исети - по рекам Синаре и Багаряк. Отвод включал несколько больших озер. К 1719 г. на отведенных землях числились 23 деревни [5] . Впоследствии поселения вошли в состав Пермского наместничества (1781 г.), затем Екатеринбургского уезда Пермской губернии (1796 г.), с 1924 г. - Багарякского района Уральской области [6] , с 1934 г. - одноименного района Челябинской области. Ряд сел сохранился до сих пор - это Багаряк, Огнево, Юшково и др.

Специфика хозяйственной деятельно сти населения, осевшего в этом районе, определялась лесостепны­ми ландшафтами, наличием системы озер, черноземных почв, пастбищных угодий, экономическими и куль­турными контактами с башкирами. С этнографической точки зрения русские этого региона отличаются от на­селения, расселившегося южнее и западнее, в уездах, входивших до 1917 г. в состав Оренбургской губернии, куда основные миграционные потоки формировались позднее и следовали, главным образом, из южных, поволжских и центральных губерний Российской империи. На культурное различие жителей Оренбургской и Пермской губерний указывал С. М. Черемшанский. Он заметил, что жители Челябинского уезда, «по нра­вам, обычаям, хозяйственному быту и самому наречию приближаются более к жителям Пермской губернии», чем к прочим жителям Оренбургской губернии [7] .

Изучение традиционной культуры старожильческого населения Урала представляет значительный интерес. В числе источников - материалы немногочисленных этнографических исследований. Одно из них состоялось под руководством советского фольклориста В. Е. Гусева. В период с 1946 по 1955 гг. он работал в Челябинском педагогическом институте, преподавал фольклористику и организовал занятия студенческого фольклорно­этнографического кружка. Челябинский период жизни оставил заметный след в биографии ученого. По словам Виктора Евгеньевича, здесь он сформировался как фольклорист с этнографическими интересами. Сохранилась записка с рекомендациями по проведению полевой работы, где он призывает «изучать состояние фольклора в связи с экономической и культурной средой, направить внимание на поиски новых явлений в фольклоре» [8] .

Выезд в Багарякский район состоялся в январе-феврале 1952 г. Отложившиеся в Государственном ис­торическом музее Южного Урала документы включают этнографические отчеты (2 ед. хр.), альбом с фото­графиями (1 ед. хр.), альбомы с рисунками (3 ед. хр.), записи фольклора (43 ед. хр.). Документ под названием «Этнографический отчет» по содержанию можно определить как дневник наблюдений. Такие дневники отло­жились по трем поселениям - деревня Кабанское, села Усть-Караболка, Синара. В альбомах рисунков и тет­радях с записями фольклора география исследований представлена более широко. Каждый отчет включает обязательные разделы, посвященные географическому положению, истории возникновения, планировке по­селений, отдельных жилых усадеб и домов, экономическому состоянию сел, культуре, народному искусству, состоянию фольклора. Авторы отчетов большое внимание уделяли присутствию советских институтов в пов­седневной жизни местных сообществ. В дневниках сообщается о том, как работает партийная и комсомольская организации, школа, клуб, библиотека, какие фильмы демонстрирует кинопрокат, оценивается степень влияния этих институтов на жизнь и быт населения. Представление о непосредственной связи фольклора с жизнью народа диктовало необходимость пристального изучения ее материальной стороны - личного хозяйства, ло­кальной экономики, семейного быта. В отчетах уделяется большое внимание описанию «производственных отношений» - наблюдениям о работе населения в колхозах, выявлению связей между производственным бытом и фольклором. Наличие в этнографических отчетах подобного информационного разворота позволяет рассмат­ривать их в качестве оригинального источника по социальной истории русского старожильческого населения в советский период.

Полученные в ходе опросов данные подтверждают гипотезу о севернорусском происхождении населения. Так, жители деревни Кабанское сообщали, что их предки происходили из «Большого Устюга Архангельской губернии» (очевидно, Великого Устюга Архангелогородской губернии). Авторы отчета фиксируют, что самой распространенной фамилией в деревне является фамилия Устюжанин.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Для Урала был характерен прибрежно-речной и прибрежно-озерный тип заселения с преобладанием пер­вого. Так, деревня Кабанское, село Огнево расположились на берегу озер Кабанье и Большой Куяш, в местности болотистой, равнинной, с небольшими лесками; села Багаряк, Юшково, Конево по берегам рек Синара, Багаряк, Топка, др. Природное богатство речных долин, плодородные почвы под пашни, луга под сенокосы, водоемы для рыболовства, леса для охоты, безусловно, имели значение для выбора места при заселении. Определенную роль сыграла близость Сибирской или Казанской дороги, которая вела из Приисетья к озеру Касли и дальше на запад через Уральский хребет [9] .

В отчете отмечается, что до революции население занималось земледелием на землях, «арендованных у татар» [10] . У местного населения до последнего времени сохранялись воспоминания о «вотчинниках» - баш­кирах, у которых русские арендовали земли для сельскохозяйственных занятий. Так, жительница села Огнево сообщала об отношениях взаимопомощи, которые поддерживались с вотчинниками еще во время Великой Отечественной войны. В отдельных селах (Багаряк, Огнево, др.) наряду с земледелием важную роль стала иг­рать торговля. Занятия торговлей способствовали накоплению богатства и развитию каменного домостроения.

Планировка поселений уличная, вытянутая вдоль реки или озера. Населенные пункты многодворные. Так, согласно отчету, планировка деревни Кабанское - в виде вытянутой вдоль берега озера улицы длиной около 2 км, из более чем 100 домов. По сведениям авторов, ранее в деревне было 300 домов, но «хозяева переселились и дома перевезли» [11] . Дома бревенчатые, в большинстве четырехстенные, на два-три окна, с двускатной тесовой (редко железной) крышей, на каменном фундаменте. Авторы отчета особо отметили дом В. М. Устюжанина, срубленный на месте из шести венцов, и дом выселенного «кулака Устюжанина», 1900-х гг., построенный бригадой приходящих «сысертских плотников». Ставни, наличники, фасад крыши этого дома были расписа­ны цветами. Внутри сохранились расписные полати расписные резные полки для посуды, грядка фигурная с цветами и птицами, расписанный цветами шкафчик для посуды [12] .

Данные об архитектуре других сел Багарякского района содержатся в альбомах с рисунками. В селах Багаряк, Огнево, Юшково были распространены дома по типу изба-сени-клеть с каменными клетью и под- клетом. Вход в клеть устраивался из сеней, вход в подклет - со двора. Из кирпича строились ворота и огражде­ние усадьбы. В альбоме представлена зарисовка дома из села Багаряк с каменной клетью, воротами и оградой усадьбы. В нем же зафиксированы деревянные карнизы домов и наличники, украшенные пропильной резьбой, а также образцы резьбы по жести - дымники и водосборные воронки водосточных труб [13] .

Авторы отмечают, что почти во всех домах сохранилась старинная одежда. Описана «старинная наголь­ная шуба» из овчины в деревне Кабанское, зарисованы нагольная шуба и нагольный праздничный полушубок из сел Багаряк, Огнево, а также несколько видов нательной женской одежды. Так, женские нательные рубахи описаны двух видов - поликовая и «с пелеринкой». Оба варианта - с пришивной домотканой «становиной». На одной из зарисовок женская рубаха фиксируется в комплекте с круглым сарафаном и головным платком. Участники экспедиции также зафиксировали «посмертную» рубашку (село Огнево). В альбомах зарисовано несколько видов кофт, которые носили с юбкой из ткани темного цвета и фартуком. Отмечается, что в будни платок повязывали под подбородком, в праздники - на затылке. Зарисованы также нижние юбки «подники», «старинные» парочки, несколько видов обуви из кожи. Участники экспедиции отмечали распространение ткачества у населения, наличие в домах прялок, кросен, домотканых холстов, скатертей, полотенец [14] .[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Записи фольклора составляют основной объем материалов. Так, в селе Кабанское было зафиксировано 95 песен, среди них 40 свадебных, 7 хороводных («парочных» по местному определению), 7 хороводных игровых, 12 плясовых песен (в том числе, и шуточного содержания), 22 лирических протяжных, 3 походно-строевые (привнесенные из казачьей станицы Долгая), 3 народных романса и 1 песня советского периода. Стилевые зако­номерности лирических протяжных песен отражены в полнотекстовых вариантах, свойственных раннему пласту протяжной лирики. В полнотекстовых вариантах изложены плясовые песни. Совокупность песенных жанров указывает на развитые песенно-хореографическую и причетную формы в местной песенной традиции [15] .

Комментируя записи свадебного обряда, авторы отчета отмечают, что он очень хорошо сохранился и быту­ет. Набор исполняемых ритуалов включал «просватанье», договор, «зорю ревить», «половики кроить», «девиш- ник», «орешник», «вечеринка», «просватание» (выкуп невесты), свадьба, «испытания» невесты. Ритуальные действия описаны кратко, в структуру описания включены свадебные песни [16] .

Участниками экспедиции записано 40 сказок. Половину из них можно отнести к бытовым сказкам. Среди них - о старике и старухе (пять сказок). Хитрая, ленивая старуха увиливает от обязанностей (идти на служ­бу в церковь/ жать в поле/ готовить еду), из-за чего попадает в подстроенную стариком комичную ситуацию. Близки по сюжету сказки про ванжей (пять сказок). Ванжи - «беспрокие люди, ничего не разумели/глупый народ, который жил в старину в этих краях». Главные персонажи еще пяти сказок - хитрый, умный, удачливый работник и жадный, глупый, неудачливый поп. Зафиксирована также небывальщина про печника и плотника (почему печнику и плотнику нельзя работать в одном вместе). Одну из сказок можно отнести к сказкам про животных («Бирю-бирю волчок»). Среди волшебных сказок - сказка про «Исуса Христа и Цыгана», вариант сказки про Ванюшку-медвежье ушко, про царя Соломона и др. [17]

Образ жизни и культуры старожильческого населения северо-восточных районов Челябинской области, как и Урала в целом представляет научный интерес. В его формировании значительную роль сыграл северно­русский компонент. Изучение вопроса о месте севернорусского компонента в традиционной культуре старо­жильческого населения Урала во многом остается открытым. Важным источником для изысканий являются ранние материалы XVII-XVIII вв., когда традиционные черты складывались. Большим потенциалом облада­ют данные полевых этнографических исследований, проведенных в ХХ в. В. Е. Гусевым, пока не введенные в научный оборот.

Литература

  1. Мосин А. Г. Исторические корни Уральских фамилий. Опыт историко-антропонимического исследования: Автореф. дис. ... докт. ист. наук. Екатеринбург, 2002. 48 с.
  2. Список населенных мест Уральской области. Шадринский округ. Свердловск, 1928.Т. 16. 95 с.
  3. Чагин Г. Н. Этнокультурная история Среднего Урала в конце Х - первой половине ХХ в. Пермь: Перм. ун-т, 1995. 364 с.
  4. Черемшанский С. М. Описание Оренбургской губернии в хозяйственно-статистистическом, этнографическом и про­мышленном отношении. Уфа, 1859. 472 с.

// Рябининские чтения – 2023
Карельский научный центр РАН. Петрозаводск. 2023. 526 с.

Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф