Пашков А.М. (г.Петрозаводск), Чивина Е.С. (г.Москва)
Генеалогические связи заонежских родов Рябининых и Чивиных Vkontakte@kizhi

Т. В. Белецкая (племянница Н. А. Чивина) на фоне родного дома, деревня Северное ЛеликовоКарта Кижских шхер. Деревня Леликово выделена черным треугольникомГенеалогическое древо Чивиных и Рябининых (фрагмент)

Аннотация: Доклад посвящен изучению генеалогических связей заонежских крестьянских родов Рябининых и Чивиных и влиянию этих связей на ментальность представителей данных родов и их вкла­ду в сохранение, изучение и популяризацию историко-культурного наследия традиционной крестьянской культуры Заонежья.

Ключевые слова: Чивины; Рябинины; Заонежье; генеалогическая культура; традиционная культура;

Summary: The report is devoted to the research of genealogical ties of the Zaonezhye peasant families the Ryabinins and the Chivins and the influence of these ties on the mentality of these family representatives, their contribution to presere, study and popularize the historical and cultural heritage of the traditional peasant culture in Zaonezhye.

Keywords: Chivins; Ryabinins; Zaonezhye; genealogical culture; traditional culture;

Историческая генеалогия, сформировавшаяся как самостоятельная наука лишь в XIX в., способна упо­рядочивать время и пространство и определять в них место и самому человеку: имя, отчество, фамилия - в их по следовательно сти заложен определенный семейный код и алгоритм [1] . Генеалогия, предоставляя нам доступ к информации о жизни и быте предшествующих поколений, их занятиях, традициях, обычаях, позволяет сов­ременному поколению сформировать свою генеалогическую культуру - основные семейные и нравственные ценности, нормы поведения, нравственные идеалы, что предопределяет почтительное отношение к своим предкам, в идеале перерастающее в ощущение преемственности поколений, что в науке принято называть генеалогической идентичностью [2] .[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

На примере изучения генеалогической связи двух больших крестьянских семейств Чивиных и Рябининых показано, как родство влияет на заинтересованность ныне живущих потомков в изучении, сохранении и попу­ляризации историко-культурного наследия традиционной культуры Заонежья.

История поиска моих (Е. С. Чивина) корней началась еще в 2019 г. во время подготовки к молодежному фес­тивалю-конкурсу традиционной культуры Заонежья «Заонежская краса», реализуемого на базе Дома культуры села Толвуя. В процессе поиска материала для участия в этом конкурсе было изучено большое количество мате­риалов, в том числе книга известных карельских исследователей истории и культуры Заонежья К. К. Логинова и В. П. Кузнецовой «Русская свадьба Заонежья (конец XIX - начало XX в.)» [3] . Именно в ней я обнаружила при­читание, которое исполняли во время этапа рукобитья, записанное со слов Ф. К. Чивиной из деревни Леликово. Это и стало отправной точкой моего исследования.

Чивина Ф. К., д. Леликово

Сметь ли уточки во бережку закрякати,Сметь ли девушке во тереме заплакати?Сера утушка во терема закрякала,Красна девушка во тереме заплакала.Где-то есть мои желанные родители,Не подходят ко неволе красной девушке,Не берут меня на белые на ручушки,Не прижмут меня к ретивому сердечушку.То мои-то желанные родители Без меня думу сдумали,Без меня дело сделали,Не дали желанные родителиС ростом, с возрастом девушке сравнятися,Со любимою породой сопознатися.Как устали ваши ручки белыеМоих ноженек обуваючи,Моих плечушек вы да одеваючи.Где за навиюшку млада сына отечьева,Там строгие желанные родители,Построжее там млад отецкой сын.Говорили люди добрые,Недальняя дорожка податливая,Не велика там семья да хлопотливая.Не дали мои желанные родителиПовысадити садочка садовые.Перьво деревце повысажу садовое,Друго деревцо вилья да кипаричное,А третье деревцо вилья да все медовное.Отворю свое косящето окошечко,Я спущу свою бажона вольна волюшка,На две, на три, на четыре сторонушки.Не садись, моя бажона вольна волюшка,На деревцо садовое,На друго деревцо садовенькое, на медовенькое,На третье деревцо садись на кипарицное [4] .

Мне сразу стало очевидно, что плачея - моя дальняя родственница, так как деревня Северное Леликово, расположенная на одноименном острове, - историческая родина мужской линии моей семьи с отцовской сто­роны. Мой прадедушка Николай Андреевич Чивин (1925-2018) родился и вырос на этом острове, где до сих пор сохранился наш семейный дом.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Таким образом, на тот момент целью моего исследования была попытка воссоздать родословную Чивиных для установления связи между мной, Чивиной Елизаветой Сергеевной, и Чивиной Федосьей Кузьминичной.

Ко всему прочему, в буклете, посвященном истории династии сказителей Рябининых, я обнаружила упо­минание еще одной представительницы нашей семьи - Марфы Петровны Чивиной из деревни Леликово [5] . Она являлась женой Ивана Герасимовича Андреева-Рябинина (1874-1926) [6] и матерью последнего представителя этой династии - Петра Ивановича Андреева-Рябинина (1905-1953).

Но какая связь между Марфой и Федосьей Чивиными с острова Леликово? Итак, Федосья Кузьминична Чивина родилась в 1850 г. в семье Козьмы Григорьевича Мореходова (отставного унтер-офицера) и Варвары Григорьевны (девичья фамилия пока не установлена). В 1874 г. она вышла замуж на Петра Михайловича Чивина (1852 г. р.) [7] - государственного крестьянина, родители которого Михаил Егорович Чивин (1815-1899) - горно­заводской и Агафья Кондратьевна Чивина (в девичестве Богомазова).

У Петра и Федосьи была большая семья - 14 детей. Но на данный момент я установила только шестерых: Пётр (1875 г. р.) [8] , Марфа (1876 г. р.), Агафья (1878 г. р.), Анна (год рождения не установлен), Фёкла (точно не установлена, что она дочь Чивиных; год рождения не установлен) [9] , Евдокия (1893 г. р.) [10] .

Таким образом, первая загадка отгадана. Федосья Кузьминична - это мать Марфы Петровны, т. е. бабушка последнего сказителя из рода Рябининых.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Следующим шагом моего исследования стало посещение архива Карельского научного центра РАН с целью ознакомиться с материалами, на которые ссылались авторы книги про заонежскую свадьбу, говоря о Федосии Кузьминичне.

Я работала с документами студенческой этнографической экспедиции 1931 г. от этнографического отде­ления Ленинградского Историко-лингвистического института. О Федосье Кузьминичне пишет участница экс­педиции О. Копылова: «Сегодня познакомилась с Федосьей Кузьминичной Чивиной восьмидесяти одного года. Она является тещей сказителя Рябинина. [...] Она говорит, что знает песни и былины, которые выучила от своего зятя, также гаДает на картах, и в гаДание очень верит. [...] Сейчас живет с сыном, у которого уже есть внуки, а у нее значит правнуки. Умирать еще не хочет, и говорит, что жить было бы ничего, если бы лучше видела» [11] . В процессе работы с дневником помимо причитания, я обнаружила множество частушек, запи­санных от Федосьи Кузьминичны и ее внучки Катерины, например:

Утка бела, шейка сера,Тихо по морю плыла,Девка смело с парнем села,Разговоры завела.У меня коса большая,Кончик завивается,Со мной прапорщик гуляет,Комиссар гоняется.Поп стоял, открывши рот,И глядел в окошко,Ждал к обедне он народ,А приперлись кошки.Отчего конфетки сладки?На них сахарных песок.Отчего девчёнки гладки?На них пудры на вершок! [12]

Но как же я и моя семья связаны с Федосьей Кузьминичной? Обратимся к судьбе сына Петра. Пётр в 1899 г. женился на Матрене Дмитриевне (в девичестве Тюшова) [13] и у них появилось шестеро детей - Андрей (1901 г. р.), Михаил (1904 г. р.), Екатерина (1907 г. р.) [14] , Александр (1911 г. р.) [15] , Ирина (1913 г. р.) [16] , Павел (1916 г. р.) [17] , Иван (год рождения не известен).

Обращаясь к записям прадеда, я обнаружила, что его бабушкой была Матрена Дмитриевна. И здесь наконец-то смогла установить родство двух семейств. Матрена Дмитриевна приходилась моему прадеду бабушкой, а Федосья Кузьминична - прабабушкой. И получается, Петр Петрович (дед моего прадеда) и Марфа Петровна (мать последнего сказителя) - родные брат и сестра, а Андрей Петрович (отец моего прадеда) и Петр Иванович (последний сказитель из династии Рябининых) - двоюродные братья. А мне Петр Иванович Андреев- Рябинин приходится троюродным прапрадедом.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Необходимо уточнить следующее. После моего открытия этой родственной связи во мне проснулась тяга к изучению истории семьи сказителей Рябининых как моих дальних родственников. Помимо этого отмечаю, что я подсознательно занимаюсь популяризацией наследия, оставленного знаменитой династией и моими прямыми предками. Летом 2022 г. я работала экскурсоводом в музее-заповеднике «Кижи», где в каждой из 40 экскурсий, которые провела, обязательно упоминала о талантливом Трофиме Григорьевиче Рябинине и об уникальных старинах, записанных у него П. Н. Рыбниковым и А. Ф. Гильфердингом во второй половине XIX в., и, конечно же, о нашем родстве.

Знание истории своей семьи в контексте истории и традиционной культуры малой родины предопреде­ляет формирование в личности особой генеалогической культуры, а как следствие - и генеалогической иден­тичности. Я постаралась проиллюстрировать, как в процессе поиска своих корней соединила две точки коор­динат - себя и свою прапрапрапрабабушку, тем самым стала преемником традиционной культуры Заонежья рубежа XIX-XX вв.

БлагоДарности: хотим выразить слова благодарности карельской исследовательнице родословной династии сказителей Андреевых-Рябининых Людмиле Борисовне Афониной за помощь в составлении генеалогического древа семейства Чивиных.

Литература

  1. Династия сказителей Рябининых / авт.-сост. Р. Б. Калашникова, И. И. Набокова. Петрозаводск: Скандинавия, 2005. 31 с.
  2. Извеков И. Н. Генеалогическая культура как средство формирования социальной идентичности личности // Гуманизация образования. 2016. № 3. С. 79-86.
  3. Русская сваДьба Заонежья (конец XIX - начало XX в.) / КарНЦ РАН. Ин-т. яз. лит. и истории; сост. В. П. Кузнецова, К. К. Логинов; науч. ред. К. В. Чистов. Петрозаводск: ПетрГУ, 2001. 327 с.

// Рябининские чтения – 2023
Карельский научный центр РАН. Петрозаводск. 2023. 526 с.

Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф