Чувьюров А.А. (г.Санкт-Петербург)
Поездка Е. А. Ляцкого в Печорский уезд Архангельской губернии летом 1904 года Vkontakte@kizhi

Аннотация: Статья посвящена экспедиции Е. А. Ляцкого в Печорский уезд Архангельской губернии, дается характеристика собранных в ходе экспедиции этнографических предметов.

Ключевые слова: Печорский уезд; коллекции; этнографические предметы; старообрядцы; фольклор; духовные стихи; рисованные лубки; рукописные сборники;

Summary: The article is devoted to the expedition of E. A. Lyatsky to the Pechora district of the Arkhangelsk province, the characteristic of the collections of ethnographic objects collected during the expedition is given.

Keywords: Pechora county; collections; ethnographic objects; Old Believers; folklore; spiritual poems; painted splints; handwritten collections;

Российский Этнографический музей в Санкт-Петербурге - один из старейших этнографических музеев Европы. Его предшественником был Этнографический отдел Русского музея императора Александра III, учрежденный в 1902 г. В числе исследователей, внесших значительный вклад в формирование коллекций музея, был Евгений Александрович Ляцкий (1868-1942).[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Ляцкий родился в Минске в 1868 г. в обедневшей дворянской семье. В 1887 г. он поступил в Московский университет на историко-филологический факультет, где своей специализацией избрал фольклор. Еще буду­чи студентом, он активно включается в научную работу: осуществляет сбор этнографических и фольклорных материалов, пишет рецензии и выступает с научными докладами. В 1890 г. появилась его первая публикация о представлениях белорусов о нечистой силе, за которой последовали другие статьи [1] . В 1899 г. Е. А. Ляцкий с семьей переехал в Петербург и поступил на службу в Императорскую Публичную библиотеку. Однако его научные интересы, связанные с изучением этнографии и фольклора, привели его в Русский музей, и в 1902 г. он подал прошение о зачислении его в штат Этнографического отдела (далее - ЭО).

В ЭО Е. А. Ляцкий проработал пять лет - с 1902 по 1907 гг. Штат ЭО первые годы его существования включал четырех сотрудников, поэтому Советом отдела было принято решение провести региональное разгра­ничение деятельности сотрудников отдела, прикрепив за каждым из них определенные области исследования, в соответствии с научными интересами сотрудников. Е. А. Ляцкому Совет в качестве объекта регионально­го исследования препоручил север Европейской части России, Верхнее Поволжье, Финляндию, Прибалтику, Польшу, Белоруссию и зарубежных славян [2] .

За время работы в музее он совершил три экспедиционные поездки. Первая его экспедиция с посещением Новгородской, Псковской, Минской и Могилевской губерний продолжалась три с половиной месяца (с 10 мая по 26 августа) [3] . Как он пишет в своем отчете, экспедиция имела «двойную цель: с одной стороны, завести сношения с местными деятелями, из которых могли бы образоваться коллекторы этнографических предметов для будущего Музея, и попутно приобрести, что возможно, на местах, с другой - ознакомиться с положением и условием, среди которых бытует наша „живая этнография“ в крестьянском населении указанного района» [4] . На следующий год, в 1903 г. (1 июня по 15 июля), Ляцкий был командирован в Костромскую и северные уезды Новгородской губернии. В период работы в экспедициях 1902 и 1903 гг., отмечает Ляцкий в своем отчете, им было «собрано до полутора тысяч этнографических предметов, относящихся к народностям: а) великорус­ской, б) белорусской, в) полуверческой-эстонской (эстонцы-сету. - А.Ч.), г) чухарской (вепсы. - А.Ч.), и сделано до 200 фотографических снимков» [5] .

В 1904 г. состоялась экспедиция Е. А. Ляцкого в Архангельскую губернию (Мезенский, Печорский, Шенкурский и Холмогорский уезды). Идея организации этнографического исследования в данном ре­гионе у Ляцкого появилась в начале 1904 г. 17 января на заседании ЭО он сообщил, что из Архангельска от А. С. Воробьева получено письмо, в котором отправитель письма предлагает свое содействие в сборе этногра­фических предметов в Печорском или Кемском уезде После обсуждения данного предложения, Совет ЭО пору­чил Ляцкому вступить в переписку с Воробьевым, чтобы выяснить все обстоятельства предстоящей экспедиции [6] .

6 марта, на очередном заседании ЭО, Ляцкий вновь вернулся к вопросу о поездке в Архангельскую губернию, сообщив, что планирует весной и летом 1904 г. совершить экспедицию в Кемский уезд для сбора этнографических предметов среди саамов и поморов. Кроме того, в рамках поездки по Кемскому уезду он пла­нирует посетить музеи Швеции и Норвегии, и просит ЭО ассигновать для данной командировки 1000 рублей. Предложение Ляцкого было поддержано Советом ЭО и было принято решение о выделении ему 1000 рублей для экспедиции в Кемский уезд [7] . Данный вопрос еще раз обсуждался на заседании ЭО 13 марта, во время ко­торого Ляцкий сообщил, что получено письмо от А. С. Воробьева, с обстоятельным разъяснением маршрута экспедиции и сметой расходов. Советом ЭО на основании доклада Ляцкого было принято решение, что если Ляцкий «найдет командировку желательной и условиями подходящими, то разрешить ему кредит на расходы по поездке и закупке вещей в размере до тысячи пятисот рублей (1500 руб.)» [8] . Позднее к этой сумме экспеди­ционных расходов было добавлено еще 500 рублей.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Экспедиция по Архангельской губернии продолжалась около двух месяцев (с 10 апреля по 18 июня). Были обследованы Мезенский, Печорский, Шенкурский и Холмогорский уезды [9] . Значительную помощь в сборе этнографических предметов в Мезенском, Шенкурском и Холмогорском уездах Ляцкому оказали А. П. Черный, исполнявший в тот период обязанности заведующего Публичным музеем г. Архангельска, инженер Флоровский, а также знаток местных рыболовных традиций медицинской фельдшер Койнасской волости И. А. Тюриков [10] .

Перед поездкой на Печору Ляцкий побывал на приеме у Н. А. Римского-Корсакова, губернатора Архангельской губернии, который ему сообщил, что в экспедицию на Печору вместе с Воробьевым, по по­ручению Казенной Палаты отправится С. В. Мартынов, который в 1903 г. организовывал обследование уп­равляющим архангельской Казенной палатой А. П. Ушаковым в подворно-экономическом плане поселений Печорского уезда Непосредственно перед выездом участников экспедиции из Архангельска из Петербурга при­шло распоряжение, что А. С. Воробьеву, который находился в административной ссылке, запрещено выезжать за пределы г. Архангельска, и в итоге Е. А. Ляцкий отправился на Печору только с С. В. Мартыновым [11] .

Из Архангельска Ляцкий и Мартынов отправились на пароходе до Усть-Ежеги на Пинеге, оттуда добра­лись до одноименного выселка на Мезени и далее на карбасах доехали до почтового тракта Койнас - Усть- Цильма. Обследования в Печорском уезде проводились в трех волостях - Усть-Цилемской, Усть-Ижемской и Кожвинской. В общей сложно сти в Печорском уезде Ляцкий провел около трех недель - с 21 мая до сере­дины июня.

Всего в ходе экспедиции по Печорскому уезду Ляцким было приобретено 160 предметов (Колл. 506, 507, 530, 532, 533, 545, 546, 553, 558, 565) [12] : принадлежности охотничьих промыслов - 5 кремневых ружей, ложе которых украшено пижемской росписью (Колл. № 553-5-9), кремневый пистолет (Колл. № 553-10), капканы, стрелы для битья белок, охотничий пояс с принадлежностями для охоты; рыболовные снасти и модели орудий рыболовства - неводные сети, рыболовные снасти-ловушки (мережи, фетели), модель рыболовного карбаса, модель закола для ловли семги, кожаные рыболовные бродни; деревянная утварь - расписные ложки, солонки- «курички» в виде птиц, прялки, туеса, деревянные резные ларчики; «бачевые палки» для игры в «бачу»; детские игрушки - птицы, кони, кореты - возки, шаркуны - погремушки; ювелирные изделия - серебряные серьги и цепи-гайтаны. Довольно скромно в коллекции, собранной Ляцким, представлена традиционная одежда - парчовые повойники, двубортный кафтан с оборами, подкафтаник, шубейка парчовая, душегрея, хотя традиционная одежда как женская, так и мужская (в том числе и промысловая), продолжала бытовать среди русского населения Усть-Цилемской волости. При этом в программе для собирания этнографических предметов, составленной в 1902 г. группой сотрудников ЭО, подчеркивалась важность комплектования традиционной одежды не просто отдельными элементами костюма, а костюмными комплексами - будничный, праздничный, летний, зимний, костюм невесты и т. д [13] .

Двольно скромно среди экспедиционных материалов Ляцкого представлены также записи фольклорных материалов [14] . 24 мая от Аграфены Терентьевны (Терентьевой? - А.Ч.) и Феклы Павловны Кисляковой Ляцким был записан духовный стих «Про царя Арахминьского Агафея, Настасью Агафьевну и Егория» [15] . В архивных документах Ляцкого приводятся сведения еще об одной исполнительнице духовных стихов - Аграф[ена] Исаковна Филиппов[а]: 46 [лет]. Девица. Стихи перенимала у других «маленькая была да ... еще научилась». 1. „Чудная царица Богородица“; 2. „Святитель Микола Микринский чудотворец“; 3. „Ой Василий, ой великий Кисаримский чудотворец“; 4. „Спустился Михаил Архангел“. Знает только 4 стиха» [16] . Кроме этих упоминаний об усть-цилемских духовных стихах приводится заговор (вероятно, записанный С. В. Мартыновым) - «Заговор от крови» (Стану я раба Божья Марья благословясь, пойду перекрестясь.) [17] .[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Нет упоминания в архивных материалах Ляцкого и о записанных им на Печоре былинах.

Наряду с предметами крестьянского быта во время экспедиции по Архангельской губернии Ляцким было приобретено пять рукописных сборников: два сборника духовных стихов, сборник апокрифов («Сон Богородицы», «Хождение Богородицы по мукам», «Поучение о 12 пятницах»), канон за единоумершего и руко­пись с текстом «Сказания о хмеле».

Вопрос о необходимости приобретения у населения рукописных сборников (травники, сонники и т. п., а также лубочных картин) обсуждался на заседании Совета ЭО 14 февраля 1904 года [18] .

От жителя села Нерица Печорского уезда Василия Трофимовича Федотова Ляцким было приобретено два сборника духовных стихов [19] . Василий Федотов, как сообщили местные жители, занимался изготовлением «стищников», которые он переписывал с «ветхой, порыжелой книжицы [20] . Оба сборника по составу духовных стихов имеют связь с известным старообрядческим центром Русского Севера - с Выгорецким общежительством.

Первый сборник [21] включает следующие духовные стихи: Стих о воспоминаемом благопопечительном отце Андрее Борисовиче (Возвесилися пустыня...); Стих егда бысть Господь на браце в Кане Галилейстей (Мессия пришеД во мир истинный...); Духовный стих воспоминание о киновиярсе Выгорецкого общежи­тия Андрее Денисовиче (Европа ты славнейшего мужа.); Стих Андрея Премудра (Приидите помянем еси Андрея Премудра.); Стих Господа Исуса Христа о Втором пришествии (Господь грядет в полунощи, жених грядет со славою.); Стих о смертном часе приходит человеку (Взирай с прилежанием человоче.); Стих молитва святого Иоасафа (Боже отце Всемогущий.); Стих о скончании света сего (Тогда настанут печальные дни.); Стих умилительный душе спасительное (Среди самых юных лет.); Стих душе полез­ное (Аще бы ведала душе суету мира сего, то взошла бы на гору высоку.); Стих на Рожество Христово (Христос днесь родися.); Стих плач Иосифа прекрасного и целомудренного (Кому повем печаль мою.); Стих (По грехам нашим нашу страну попусти Господь такову беду.); Стих святых князей русских Бориса и Глеба (Восточная держава славного Киева града.); Стих о распятии Господа (Со страхом братия мы послушаем Божия Писания.) и др.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Содержание второго сборника [22] духовных стихов в значительной степени перекликается с первым: Стих умилительный душе спасительное (Среди самых юных лет.); Стих на Рожество Христово (Христос днесь ро- дися.); Стих о распятии Господа и плаче Богородицы (Со страхом братия мы послушаем Божия Писания.); Стих тезоименитства Андрея Борисовича (День показася светлый и веселый.); Стих Андрея Даниловича (Кто бы мне поставил прекрасную пустыню.); Стих душе полезное (Господь грядет в полунощи, жених гря­дет со славою.); Стих о умилении души (Душе моя помысли смертный час.); Завет умирающей матери к дочери девице наказание (Умоляла мать родная свое милое дитя.) и др.

Сведения о месте приобретения остальных трех рукописей в архиве отсутствуют.

Помимо рукописных сборников в ходе экспедиции Ляцким были приобретены еще лубочные картины. Одну лу­бочную картину в числе коллекции этнографических предметов Ляцкий приобрел у жительницы села Усть-Цильма Авдотьи Дуркиной [23] . Еще пять лубков в дар для музея было передано жителем Усть-Цильмы И. А. Булыгиным.

В знак признательности за этот дар Е. А. Ляцкий обратился в Совет ЭО, чтобы «наградить бронзовою медалью И. А. Булыгина за его пожертвование - пяти ценных лубочных картин». Совет предложение Ляцкого поддержал и было принято решение о присуждении И. А. Булыгину бронзовой медали Русского музея импе­ратора Александра III [24] .

Дополнением к собранным этнографическим предметам является небольшая коллекция фотографий (РЭМ. Колл. № 608-1-39), выполненных Е. А. Ляцким во время экспедиции по Мезенскому и Печорскому уездам, на которых запечатлены фотографии усть-цилемских старообрядцев, календарные гулянья, средства передвижения и др.:[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

РЭМ 608-24. Хороводы смотрят. Архангельская губерния, Печерский уезд, село Усть-Цильма. Русские. Фото Е. А. Ляцкого. 1904 г.

РЭМ 608-25. Молодки. Архангельская губерния, Печерский уезд, село Усть-Цильма. Русские. Фото Е. А. Ляцкого. 1904 г.

В целом, характеризуя итоги экспедиции Е. А. Ляцкого по Печорскому уезду, следует констатировать, что его результаты, с учетом состояния традиционной культуры на данное время в данном регионе, где еще продол­жали сохраняться традиционные промыслы и занятия, а также принимая во внимание существенную помощь, которую в сборе материала ему оказывал С. В. Мартынов, оказались весьма скромными.

Скромные результаты исследований наталкивают на мысль, что кабинетная работа ученого Ляцкому была гораздо ближе, чем живая этнография и фольклористика с различными трудностями экспедиционно­го быта. Об этих трудностях, не способствующих полноценной исследовательской работе, Ляцкий отмечал в своем обобщенном отчете экспедиций 1902 и 1903 гг.: экспедиции в «промежутке пяти месяцев и ох­ватившие собою район нескольких губерний, конечно, не могли иметь значения той степени научности, которая является мерилом требования обыкновенной этнографической поездки. Цели, для которых коман­дировало меня управление музея, были практические: необходимо было собрать что возможно из бытовых предметов на месте, осмотреть местные музеи и приискать корреспондентов. В заботах о выполнении этих ближайших задач приходилось лишь попутно отмечать интересные явления в чисто научном смысле и быстро приезжать из одного пункта в другой. Большую часть путешествия приходилось совершать на ло­шадях, по открытым листам, за прогоны, губернских и уездных земских управ. Этот способ передвижения был крайне затруднителен в 1902 г. вследствие беспрерывных дождей и порчи дорог, иногда до полной невозможности на нем проехать» [25] .

После увольнения из музея основные научные интересы Е. А. Ляцкого лежали в области литературо­ведения.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Литература

  1. Ляцкий Е. А. Поездка на Печору: Из путевых заметок // Вестник Европы. 1904. № 11. С. 236-286; № 12. С. 683-727. Материалы по этнографии России / под ред. Ф. К. Волкова. СПб.: Этногр. отд. Рус. музея имп. Александра III, 1910. Т. 1.
  2. Молотова Л. Н. Е. А. Ляцкий и его деятельность в этнографическом отделе Русского музея // Из истории формирова­ния этнографических коллекций в музеях России (XIX-XX вв.). СПб., 1992. С. 14-25.

// Рябининские чтения – 2023
Карельский научный центр РАН. Петрозаводск. 2023. 526 с.

Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф