Калита С.П. (г.Москва), Юркин И.Н. (г.Москва)
А. Н. Демидов и старообрядцы Олонецкого края Vkontakte@kizhi

Аннотация: Рассмотрены связи А. Н. Демидова со старообрядцами Европейского Севера России: пер­сональные контакты и их роль в распространении старообрядчества, участие староверов в рудных разведках на Алтае, помощь заводчика старообрядческим общинам. Затронут вопрос о степени близости к старообряд­честву первых Демидовых.

Ключевые слова: старообрядчество; Выго-Лексинское общежительство; Демидовы; Гавриил Семенов;

Summary: The connections of A. N. Demidov with the Old Believers of the European North of Russia: personal contacts and their role in the spread of the Old Believers, the participation of the Old Believers in ore prospecting in Altai, the assistance of the breeder to the Old Believer communities. The question of the degree of closeness to the Old Believers of the first Demidovs is touched upon.

Keywords: Old Believers; Vygo-Leksin community; Demidovs; Gavriil Semenov;

Связь заводовладельцев Демидовых со старообрядчеством - факт известный и общепризнанный. Особенно тесной она была в период, к которому относится деятельность Акинфия Никитича Демидова (1678-1745).[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

В середине - второй половине 1730-х гг. на уральских территориях, контролируемых А. Н. Демидовым, В. Н. Татищев выявил свыше двух тысяч староверов [1] . Приверженцы старой веры жили в дальних лесных дачах, приписанных к заводам - доносители сообщали о существовании там тайных монастырей и скитов. Немало ста­рообрядцев было и непосредственно на заводах. В заводских поселках существовали «Кержацкие концы» - райо­ны, населенные «кержаками», выходцами из Нижегородского края, по большей части старообрядцами-поповца- ми. Консолидированность старообрядческого населения, скрыто влиявшего на общую «атмосферу» в поселении, являлась одной из причин, по которой на заводах долго не строилось православные (новообрядческие) храмы.

Бывшие жители Керженских скитов являлись не единственной этноконфессиональной группой закрепив­шихся на Среднем Урале староверов. И числом, и значением для заводовладельца выделялись старообрядцы, пришедшие на Урал с Северо-Запада империи, где крупнейшим их центром являлось Выго-Лексинское общежи­тельство. Особое место этой группы определялось издавна сложившейся профессиональной специализацией местного населения - его вовлеченностью в крестьянское железоделательное производство и работу ранних металлургических мануфактур. В немалой степени именно это объясняет, почему при отнюдь не покровительст­вовавшем старообрядцам Петре I общежительство смогло выжить. Промышленные занятия местных крестьян открывали широкие возможности для вовлечения их в крупное горно-металлургическое производство. Петр, учтя это, якобы сказал: «Пускай живут», и приписал населявших Выг старообрядцев к Повенецким железным заводам.

Опыт, накопленный рудознатцами и металлургами Олонецкого края, находил применение и за его грани­цами. Для Демидовых, хозяйственное освоение которыми новых территорий во многом определялось наличи­ем специалистов и обученной рабочей силы, польза привлечения их на свои заводы была очевидна. Тяготение было взаимным. Миссионерская составляющая в деятельности старообрядческих лидеров, поиск ими мест, безопасных для жизни приверженцев истинной веры, не могли не обратить их внимание на демидовский Урал.

История контактов А. Н. Демидова с Выго-Лексинским общежительством - это во многом история кон­тактов личных, и по этой причине во всей полноте раскрыть ее невозможно. Вместе с тем вполне очевидно, кого заводовладелец искал среди старообрядцев. Ему были нужны умелые организаторы производства (приказчи­ки), опытные специалисты (прежде всего рудознатцы) и обученные работные люди. Особенно ценились лица, совмещавшие эти качества. В олончанах он нашел специалистов и организаторов в одном лице.

В. Н. Татищев в 1736 г. утверждал, что у Демидова и Осокиных «прикащики едва не все... расколники». Действительно, среди лиц, окружавших А. Н. Демидова на заводах, встречаем заметных и даже крупных деяте­лей старообрядчества. Одним из них был Гавриил Семенов, «муж зело словесен и писанию сведущ», отправлен­ный «за послушание в сибирские страны» Даниилом Викулиным и Андреем Денисовым. Рядом с Демидовым видим Семенова в двух качествах: он «дома его (Акинфия. - И. Ю.) верный надзиратель» и одновременно организатор работ по поиску руд.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

В ситуации конкуренции с другими поисковиками встречаем Гаврилу Семенова на Урале еще при отце Акинфии в 1720 г. Всего через несколько лет приехавшие к нему олончане открыли на Алтае некие медные руды, во всяком случае, привезли информацию о них. Вскоре туда налаживать их переработку в качестве главного приказчика от Демидова был отправлен брат Гавриила Никифор.

Об участии в открытии алтайских полиметаллических руд специалистов с Северо-Запада знаем от самого Акинфия. В 1744 г. он писал, что обнаружению их обязан «старанию» посланных им на Алтай в 1725 г. «оло­нецких стариков», имен которых не называл («а как их зовут не упомню») [2] . Уже это было исключительным по ценности подарком заводовладельцу.

Из руд района горы Змеиной, из которых первоначально выплавлялась медь, позднее было выделено серебро. Это открыло перед А. Н. Демидовым колоссальные возможности развития хозяйства, причем в осо­бых условиях - «под ведением в высочайшем Кабинете», т. е. под покровительством императрицы. Обещание Никиты Демидова Петру I отыскать серебряную руду, о котором Петр при случае ему напоминал [3] , при дочери монарха и сыне первозаводчика было выполнено. Чем ответил старообрядцам Демидов?

Анонимный автор «Дополнения» к истории Выго-Лексинского общежительства писал, что Гавриил Семенов от заводчика «многими дарами опрезентован бысть» [4] . Так проявлялась личная благодарность. Но она отражалась и в отношении Демидова к на глазах расширявшейся и укреплявшейся старообрядческой общи­не. Об этом свидетельствует то же «Дополнение». Его автор пишет, что «общежительное братство» Выга Демидовым «по премногу одолжено бысть». «Даяния» Демидова были разнообразны: включали деньги, ме­таллы (железо, медь), хлеб. Приведу слова того же источника, в которых отмечены некоторые из особых его дарений. Он «украси Выголексенское общежителство с прекрасным звоном, прислав многия колокола, которыя и доныне жителей своим звоном утешают. Наипаче много ползова сей Демидов общежителство по случившем­ся пожаре в Лексенском девичьем монастыре, такожде во оно время и на Коровьем дворе, в то бо егда услышав оный пожар много имения на строение посла, которым сооружиша бедным сиротам многия на вселения храмы, все ж сие бысть тщанием и услугою сего пользодателнаго мужа» [5] .

Автор «Дополнения» прямо указывает на посредника, благодаря которому на старообрядцев Выга обру­шился щедрый поток даяний Демидова: он одарил Выго-Лексинское общежительство «прекрасным звоном» «чрез онаго бо прозбу». Оный - все тот же Гавриил Семенов. В принципе, того, что мы знаем о последнем и, главное, о том, чем ему был обязан Демидов - руководимая им братия «приискаше медную руду в дальнем разстоянии от старых заводов» - вполне достаточно, чтобы представить такую реакцию заводчика. Но чув­ством естественной благодарности эта реакция не исчерпывалась. Полагаю, что выговские старообрядцы до некоторой степени повлияли и на отношение самого Демидова к старообрядчеству как таковому.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Пытаясь обосновать это утверждение, вступаем в область, в которой предполагаемого больше, чем уста­новленного.

Ранее мы уже рассматривали старообрядческий контекст, в котором пребывали первые Демидовы в род­ной им Туле. Старообрядчество там было достаточно распространено, хотя более отчетливо прослеживается другая его линия - не беспоповцев Выга, а шедшая с запада, с Ветки. Среди тех, кто выражал свое сочувствие старообрядцам и оказывал им помощь, присутствуют имена многих тульских металлозаводчиков.

Сами Демидовы записными старообрядцами, разумеется, не были, но в их тульском окружении запис­ные имелись. Известна по крайней мере одна родственная линия, ведущая от Демидовых к старообрядцам, причем относящаяся к самому близкому окружению заводчиков. На Невьянском заводе долго жила старица Анна, во втором замужестве Прянишникова - судя по источникам, близкая родственница Акинфия, возмож­но, двоюродная его сестра. Среди старообрядцев она была не рядовым деятелем: «держала раскол перекре­щенцев». Этот факт особенно важен в связи с тем, что судьба привела Анну, покинувшую Невьянский завод, не куда-то, а на Выг [6] . Это, как минимум, говорит о том, что Анна принадлежала к тому же старообрядческому согласию, что и выговцы.

Прибавим к этому факт, который можно истолковать как свидетельство знакомства А. Н. Демидова со старообрядческой литературой. В одном из писем приказчикам хозяин, требуя от них следовать правилам, обосновывает свое требование ссылкой на Библию: «В пророческих книгах напечатано: „Не прелагайте предел, яже положиша отцы ваши“» [7] . Перед нами строка из Книги Притчей Соломоновых, в оригинале звучащая так:

«Не прелагай предел вечных, яже положиша отцы твои» (Книга Притч 22 28). В данном случае важно не то, что Демидов цитирует Священное писание - для русского человека его времени, даже не книжного, это не ред­кость. Привлекает внимание то, что эти же слова (ссылаясь на опосредующий источник, однако, в сходном контексте) приводит в одной из бесед протопоп Аввакум «Что положиша и святии отцы, то тут да пребывает неизменно, якоже и Василий Великий рече: „не прелагай пределы, яже положиша отцы!“» [8] . Вполне возможно, что это сочинение Аввакума было Акинфию Демидову известно.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Отметим в заключение любопытный факт, касающийся девиза к гербу Демидовых «Делами не словами» [9] . Девиз перекликается с обращением протопопа Аввакума «к чтущим и слышащим»: «Ибо не слов красных Господь ждет, но дел наших хощет». Обращение входит в состав одного из ключевых памятников старооб­рядческой библиотеки - «Жития протопопа Аввакума, написанного им самим». Если Демидов знал старооб­рядческую литературу, то трудно представить, чтобы он прошел мимо этих строк. Нельзя ли сходство девиза Демидовых с указанным местом в сочинении протопопа использовать в качестве еще одного указания на связь Демидовых со старообрядчеством?

Положительный ответ на этот вопрос представляется, однако, маловероятным и уж во всяком случае преждевременным. Девизы, практически совпадающие с демидовским, имели и другие дворянские фами­лии - Третьяковы («Делом, а не словами»), Зуевы («Делом, а не словом»), Чижовы («Дело, а не слова») [10] . И хотя у Демидовых он появляется раньше [11] , без специального изучения его бытования в XVIII в. (для которого только и можно обсуждать его связь со старообрядчеством) заключения по поводу существования или отсутствия этой связи останутся голословными.

Литература

  1. Бородаев В. Б., Контев А. В. У истоков истории Барнаула. Барнаул, 2000.
  2. Головщиков К. Д. Род дворян Демидовых. Ярославль, 1881.
  3. Гурьянова Н. С. Дополнения к «Истории Выговской старообрядческой пустыни» И. Филиппова // Публицистика и исторические сочинения периода феодализма. Новосибирск, 1989. С. 221-245.
  4. Житие протопопа Аввакума, им самим написанное и другие его сочинения. Иркутск, 1979.
  5. Полное собрание законов Российской империи. Собрание 1-е. СПб., 1830. Т. 10.
  6. Юркин И. Н. Демидовы. Столетие побед. М., 2012.

// Рябининские чтения – 2023
Карельский научный центр РАН. Петрозаводск. 2023. 526 с.

Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф