Бодэ А.Б. (г.Москва), Ковалевская Т.С. (г.Москва)
Георгиевская церковь в деревне Большой Бор Онежского района Архангельской области
@kizhi
Аннотация: Рассматривается история формирования комплекса церквей в деревне Большой Бор с XVIII до начала ХХ в. Представлены материалы обследования Георгиевской церкви, построенной в 1874-1883 гг. с использованием частей и конструкций часовни XVIII в. Архитектура церкви сопоставляется с онежскими аналогами, выявляется ее местное своеобразие, связи с поонежскими традициями и стилями своей эпохи.
Ключевые слова: деревянное зодчество; традиции; Большой Бор;
Summary: The history of the formation of a complex of churches in the village of Bolshoy Bor from the XVIII to the beginning of the XX century is considered. The materials of the survey of St. George's Church, built in 1874-1883 using parts and structures of the chapel of the XVIII century. The architecture of the church is compared with its Onega analogues, its local originality, connections with the Onega traditions and styles of its era are revealed.
Keywords: wooden architecture; traditions; Bolshoy Bor;
Место впадения реки Онеги в Белое море издревле было ключевым в освоении и заселении Русского Севера. Онега была удобным водным путем, соединяющим обширные пространства между северными Белозерскими землями и Белым морем. Поселение в устье Онеги известно с начала XII в. Позднее в XVI в. при расширении торговли солью роль Онеги как важной торговой магистрали усиливается. В XVII - XVIII вв. район нижней Онеги отличался экономической и торговой активностью. Здесь велось масштабное церковное строительство, свидетельством чего являются сохранившиеся до нашего времени величественные памятники деревянного зодчества.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Деревня Большой Бор - одно из старинных поселений нижней Онеги, впервые упоминается в Платёжной книге Я. И. Сабурова и И. А. Кутузова 1555-1556 гг. Там она названа: «на реке Кодина волостка Чухчин Бор» и перечислено восемь деревень: Ванеевская, Парфеевская, Левковская, Осташевская, Власовская, Карповская, Оксентиевская, Филипповская. Всего в них было 25 дворов и проживало 26 душ мужского пола. Это был, как мы сейчас называем, куст деревень. Малодворные деревни, видимо, стояли близко друг к другу и вместе образовывали село. Крупнейшим поселением в окрестностях Большого Бора было село Чекуево, где на берегу Онеги красовался величественный комплекс из трех церквей и колокольни.
Насколько известно, в Большом Бору была часовня, построенная в XVIII в. Ильинская церковь была поставлена рядом со старой Георгиевской часовней в 1855 г. на государственные средства1. Проект был взят из «Атласа нормальных чертежей сооружениям по ведомству министерства государственных имуществ», изданного в 1842 г. В альбоме он назван «Проэкт временной деревянной церкви», о чем говорят и очень простые формы здания.
Чтобы понять причину появления подобных проектов, надо обратиться к истории. До XVIII в. включительно на Русском Севере церковное строительство велось традиционно, без проектов в современном понимании. Храмы строились по образцу старых, и таким образом традиционные строительные приемы и формы воспроизводились вновь и вновь с некоторыми творческими изменениями. Поэтому сохранившиеся церкви, колокольни и часовни XVII-XVIII вв. так красивы и преемственно связаны друг с другом. Собственно, так развивалась вся древнерусская архитектура, испытывая периодически различные влияния, но в целом сохраняя стилистическое единство.
Эта традиция была прервана общими изменениями в русской архитектуре нового времени и конкретно - указом Павла I от 25 декабря 1800 г. о запрещении во всей Российской империи строительства деревянных церквей из-за потенциальной опасности возникновения пожаров. Строительство отдельных деревянных церквей в регионах велось и после указа, но в целом ход развития деревянной архитектуры радикально изменился [1] [2] . Указ был официально отменен в 1835 г., но возобновление строительства на Севере произошло не сразу, и вплоть до 1850-х гг. статистика работ, проводившихся в Нижнем Поонежье, связана в основном с поновлением старых храмов [3] .
Проект из Атласа 1842 г. был явно неудачным, о чем есть свидетельства того времени. Для устранения недостатков, связанных с чрезмерной простотой здания, жителям селений предлагалось за свой счет пристроить алтарь, притвор и колокольню. Именно так и строилась Ильинская церковь в Большом Бору. В результате облик церкви усложнился и стал более выразительным, чем в проекте. Появился пятистенный алтарь, притвор, надстройка в виде шатрика с главкой. В этом заслуга самих крестьян и строителей, не согласившихся со столь простым проектным решением. Над деревней поднялся силуэт нового храма. Проектом на церкви предлагались[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
открытые от обшивки бревенчатые стены. Как было сделано в действительности, мы уже не знаем, но существующая обшивка, судя по промышленным гвоздям, была сделана в конце XIX - начале ХХ в. Скорее всего, сначала церковь стояла без обшивки. Единственной известной нам постройкой, возведенной по такому же проекту, является Вознесенская церковь в деревне Березник на Пинеге. Она тоже построена не точно по проекту. С западной стороны к ней была пристроена звонница, что также улучшило внешний вид и придало ей индивидуальность.
Следом пошло строительство Георгиевской церкви. 23 июня 1873 г. жители деревни Большой Бор обратились к епископу Архангельскому и Холмогорскому Ювеналию с прошением. Крестьяне пожаловались владыке на невозможность проводить в зимнее время богослужения в приходской Ильинской церкви, которая никак не утеплена, а в силу своего размера не может быть неотложно отремонтирована. Подписавшиеся под прошением прихожане предложили за свой счет пристроить алтарь к стоящей рядом с Ильинской церковью часовне Георгия Победоносца, чтобы сделать ее удобной для зимнего богослужения [4] . К обращению был приложен рисунок старой часовни, а также план и фасад предполагаемой к постройке церкви.
Изображение старой часовни с указанием всех размеров позволяет графически реконструировать старую Георгиевскую часовню, ориентировочно относящуюся к XVIII в. Часовня по внешнему виду напоминала небольшую шатровую церковь. Высота ее была около 15 м. В качестве аналога можно привести приписную церковь Великомученицы Параскевы в деревне Воймозерской Вазенского прихода Онежского уезда. Первоначально она была часовней, построенной по случаю «спасения от скотского падежа» в 1746 г. К основному объему, представляющему собой традиционный «восьмерик на четверике» с высоким шатром, в 1864 г. был пристроен пятигранный алтарь и трапезная с колокольней над папертью [5] . Ситуации с перестройкой старой часовни в церковь в Большом Бору и Воймозерской были схожи.
Георгиевская часовня в Большом Бору первоначально имела не обшитые стены. Возможно, и звонница над папертью была позднейшей надстройкой. Вход в часовню вел с северной стороны, где проходила ныне исчезнувшая дорога. К 1855 г. часовня, как указывают исторические документы, уже претерпела некоторые строительные изменения: стены ее были обшиты тесом и побелены, главы обиты жестью и окрашены в зеленый цвет. Наверное, и кровли были окрашены в красно-коричневый или зеленый цвет.
В соответствии с замыслом 1873 г., планировалась пристройка алтаря, увеличение площади трапезной, растеска окон, устройство крыльца с западной стороны вместо ранее существовавшего входа с севера, а также замена шатрового завершения над колокольней куполом со шпилем. Шатер над основным объемом по плану должен остаться без изменений [6] .[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
15 сентября 1874 г. благочинный отец Василий Григорьев сообщил в Архангельскую Духовную консисторию о трудностях, постигших жителей села: плохой урожай хлеба привел к тому, что никаких свободных средств на строительство у крестьян не осталось. Консистория ответила священнику в ультимативной форме, потребовав во что бы то ни стало продолжить начатое строительство. Спустя месяц благочинный рапортовал о том, что, несмотря на разногласия, крестьяне объявили подушный сбор денег на постройку с условием, что отказавшиеся от платежа будут в обязательном порядке привлечены к работам. При этом, он осторожно выразил надежду на то, что крестьяне, «хотя и нескоро, но сделают предполагаемую церковь из часовни» [7] .
К марту 1877 г. церковь была срублена, но оставалась без внутренней отделки, к которой в самое ближайшее время должен был приступить крестьянин соседней деревни Сырья Афанасий Воробьев. Однако рапорт о том, что церковь готова и отделана внутри (за исключением клиросов и иконостаса, на которые еще собирались средства), поступил в консисторию только осенью 1878 г. В рапорте благочинный также сообщил, что церковь была возведена полностью из нового материала, так как при разборке часовни не осталось ничего, пригодного для строительства [8] .
26 октября 1878 г. комиссия во главе с благочинным Онежского Чекуевского прихода отцом Максимом Верюжским освидетельствовала новую церковь. Комиссия нашла, что все работы произведены «согласно плану и фасаду», чисто и прочно; церковь построена в соответствии с заданными планом размерами, ее основной объем завершен шатром с главой, обшитой жестью. Ограждение яруса звона выполнено из точеных балясин. Георгиевская церковь имела 11 окон с побеленными 29 рамами, три двери и обшитое тесом крыльцо. Акт свидетельствует также о полной тесовой обшивке храма [9] .
Несмотря на то, что осенью 1878 г. новая постройка была освидетельствована, нехватка средств на окончание работ в интерьере надолго задержала освящение храма. Лишь в октябре 1882 г. крестьяне сообщили о полном окончании работ [10] , а спустя еще год, 30 июля 1883 г., состоялось освящение церкви во имя великомученика Георгия [11] .
При натурных обследованиях Георгиевской церкви выяснилось, что здание построено одновременно,[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
действительно, из нового материала. Судя по наружному состоянию древесины, стены некоторое время стояли открытыми. Существующая обшивка была сделана в конце XIX - начале ХХ в. одновременно с обшивкой Ильинской церкви. В связи с этим возникает вопрос об обшивке, упоминаемой в 1878 г. Либо в описании имеется неточность, либо обшивку меняли через двадцать с небольшим лет. В основном молитвенном помещении был сделан так называемый потолок-«небо». Стены были оштукатурены скорее всего на рубеже XIX-ХХ вв.
В конструкциях звонницы и в перекрытии восьмерика основного сруба обнаружены вторично использованные бревна от более ранней постройки. Состояние обветренной поверхности древесины позволяет отнести их к XVIII в. Есть два бревна со следами от небольшого косящатого окна. Еще два старых бревна со следами оконных проемов использованы в качестве коньковых слег в покрытии алтаря.
Георгиевская церковь 1877-1883 гг. примерно повторяет формы своей предшественницы с уменьшенным по высоте шатром, прибавлением алтарного прируба и купольным со шпилем завершением звонницы вместо шатрового. Видимо, нацеленность на повторение форм предшествующего храма определила некоторые традиционные приемы, уже не характерные для конца XIX в., такие как выразительные повалы, скругленные углы в интерьере. Ильинская и Георгиевская церкви представляют собой разные примеры строительства. Одна была построена по проекту, хотя и с отступлениями от него, другая - традиционно, по образцу предшествующей постройки.
Работы по сохранению Георгиевской церкви начались в 2020-2022 гг., в том числе силами добровольцев «Общего дела». Были сделаны консервационные кровли, местные жители провели уборку, в храме после долгого перерыва прозвучали первые молитвы. Работы по сохранению Георгиевской церкви ведутся инициативно, и есть надежда на результат.
Литература
- Бодэ А. Б., Ходаковский Е. В. Деревянное храмостроительство нижнего Поонежья XIX - начала ХХ века // Академия. 2020. № 2. С. 31-39.
- Кольцова Т. М. Иконы Северного Поонежья. М., 2005.
- Ходаковский Е. В. Деревянная церковная архитектура Русского Севера XIX - начала ХХ века. Летопись храмостроительства. СПб., 2020.
- [1] Дело о построении церквей в селениях Боровском Чекуевского прихода и Петровском Кожского прихода (Государственный архив Архангельской области. Ф. 29. Оп. 38. Д. 76. Л. 152. Далее - ГААО).
- [2] Ходаковский Е. В. Деревянная церковная архитектура Русского Севера XIX - начала ХХ века. Летопись храмостроительства. СПб., 2020. С. 49-64.
- [3] Бодэ А. Б., Ходаковский Е. В. Деревянное храмостроительство нижнего Поонежья XIX - начала ХХ века // Академия. 2020. № 2. С. 31-39.
- [4] Дело о дозволении построить церковь вместо часовни в деревне Боровской Чекуевского прихода (ГААО. Ф. 29. Оп. 4. Т. 2. Д. 1949. Л. 1).
- [5] Кольцова Т. М. Иконы Северного Поонежья. М., 2005. С. 189.
- [6] ГААО. Ф. 29. Оп. 4. Т. 2. Д. 1949. Л. 13.
- [7] Там же. Л. 4-5.
- [8] Там же. Л. 16-17.
- [9] Там же. Л. 18.
- [10] Там же. Л. 21.
- [11] Там же. Л. 27.
Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.