Вахрамеева Т.И. (г.Петрозаводск)
Гипотеза строительной истории памятника. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы Кижского Погоста Vkontakte@kizhi

Рис. 1. Схематический обмер плана Покровской церкви архитектора Л. Петтерссона и О. Хелениуса, 1943 г. (из кн.: Петтерссон Л. Архитектура деревянных церквей и часовен Заонежья. Петрозаводск, 2020. С. 252)Рис. 2. Следы - штрабы от кровелек нижнего фронтонного пояса (начало XVIII в.) на диагональных стенах восьмерика - под двускатными крышами парусов над углами четверика (середина XVIII в.). Фото Т. И. Вахрамеевой 2021 г.Рис. 3. Петропавловская церковь, деревня Лычный Остров. 1620 г. - XVIII в. Пример устройства нижнего фронтонного пояса

Аннотация: Исследования Покровской церкви Кижского погоста в последние годы позволили уточнить историю ее строительства и реконструкций. С конца XVII до начала XIX в. история дана гипотетически из-за недостатка документальных сведений. Историю церкви частично раскрывают следы преобразований, выяв­ленные на памятнике. Сделано предположение, что храм был задуман с 9-ю главами. Достоверность времени проведения предполагаемых реконструкций может подтвердить целенаправленный дендрохронологический анализ древесины.

Ключевые слова: Покровская церковь; строительная история, исследования; следы реконструкций;

Summary: The recent research on the Pokrovsky church (Kizhi) has clarified the history of its construction and reconstructions. From the end of the 17th century to the beginning of the 19th century its history is hypothetical due to the lack of records, but it is partly revealed by the traces of alterations found on the building. It is assumed that the church was designed to have 9 cupolas. The reliability of the timing of the presumed reconstructions can be confirmed by a targeted dendrochronological analysis of the wood.

Keywords: Church of the Intercession; history of construction researches; traces of reconstruction;

Храм Покрова Пресвятой Богородицы Кижского погоста с конца XIX в. привлекал к себе внимание иссле­дователей деревянного зодчества. Существует несколько точек зрения о времени его строительства и реконст- рукций [1] . Гипотеза, представленная в данной статье, основывается на исследованиях последних лет, следах преобразований, зафиксированных на самом объекте, данных архивных и библиографических источников.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Менее всего имеется документальных сведений о жизни памятника с конца XVII в. до начала XIX в. История храма в период с XIX в. до XXI в. более очевидна, подтверждается рядом документов.

Из архивных документов известно, что на Кижском погосте в 1693/94 г. произошел пожар от удара мол- нии [2] . Насколько серьезно были повреждены существовавшие к этому времени Преображенская и Покровская церкви, определенно сказать невозможно. Сведений о повреждении колокольни, которая на то время также стояла на погосте, не выявлено.

То, что Покровская церковь после пожара начата строительством в 1694-1695 гг. и существовала в качестве действующего храма на протяжении всего XVIII в. и далее до наших дней, можно считать фактом неоспоримым. О ее строительстве упоминается, начиная с «Переписной и отказной книги крестьянских и бобыльских дворов Спасского Кижского погоста...» 1696 г. [3] , в более поздних документах факт ее существования указывается непосредственно [4] или определяется по косвенным данным [5] . Но об ее облике до 1752 г. и проводимых на ней в XVIII в. работах упоминаний не обнаружено.

Вероятно, решение, как должны выглядеть восстанавливаемые погоревшие храмы Кижского погоста, было принято с начала их строительства. Покровская церковь возводилась в период, когда наиболее жестко ставился вопрос о запрете устройства шатровых завершений на церквях, поэтому можно допустить, что девятиглавие за­думано изначально. Восстановительные работы, вероятно, осуществляли этапами. В 1694-1696 гг. после пожара, судя по архивным данным, в первую очередь отстроили трапезную Покровской церкви с теплым Никольским приделом в ней, затем возвели Преображенскую церковь, после чего завершили строительство церкви Покрова.

Можно предположить вариант, что первоначально ал­тарь Никольского придела был выгорожен в пространстве трапезной, так как в документе сказано, что устроен придел, а Покровская церковь еще строится, т. е. логично считать, что располагать алтарь в недостроенном объеме храмовой части не очень удобно. Подобное решение с выгородкой в трапез­ной алтаря дополнительного придела встречается в ряде дру­гих храмов Севера (примеры в Каргополье - церковь Иоанна Златоуста в деревне Саунино, Георгиевская церковь в деревне Порженское, Ильинская церковь на Водлозеро). После завер­шения храмового объема алтарь Никольского придела мог быть перенесен туда из-за тесноты трапезной.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Нижняя прямоугольная клеть храма, вероятно, была срублена сначала на высоту, позволившую перекрыть крышей примыкавшую к ней трапезную, и достроена на следующем этапе. То, что в переписной книге сказано - церковь строят «клетски», может означать, что сруб ее незавершенной храмо­вой части представляет собой в плане четверик. Форма завер­шения в документе не упоминается. Понятие «клетцки» могли использовать при описании высотных храмов с компактным прямоугольным планом, это подтверждают встречающиеся в переписных книгах XVII в. характеристики храмов - «дре- вяна, клетцки, верх шатром» [6] , т. е. возможно, храм в один из технологических перерывов в его строительстве был пок­рыт временной двускатной крышей. Неопровержимые сле­ды существования или начала устройства шатрового верха на Покровской церкви отсутствуют.

На возведение храмового объема изначально по типу восьмерик на четверике косвенно указывают данные дендро­хронологического анализа, выполненного в 1998 г. и приведен­ные в статье А. Т. Яскеляйнена [7] . Бревна восьмерика, у которых взяты керны для анализа, датируются 1673, 1719, 1712, 1714, 1721 гг. Учитывая допустимую погрешность в определении дат при таких исследованиях в пределах пяти лет, эти данные подтверждают предположение, что Покровская церковь после пожара возводилась постепенно, но уже следуя замыслу создания высотного объема храмовой части - восьмерик на четверике с девятиглавием. Нетипичным для времени строительства храма является его объемно-планировочное решение в отношении конфигурации плана, а именно выполнении его равно­широким (рис. 1).

Для времени строительства Покровской церкви (конец XVII - начало XVIII в.) у церквей двухосных, с продольно и вертикально развитыми объемами, наиболее характерным было устройство алтаря и храма разноширокими, при этом бревна продольных стен алтаря врубались в поперечную восточную стену храма [8] .

Храм Покрова включает последовательно расположенные по горизонтальной оси алтарь, высотное хра­мовое помещение, трапезную и сени, при этом все помещения одной ширины. Подобное объемно-планировоч­ное решение может рассматриваться как отголосок архаичного приема, когда алтарь и молельное помещение, собственно храм, располагались в неразделенном капитальной стеной срубе, имели общие продольные стены, и алтарь мог отделяться только каркасом иконостаса. Вновь широкое распространение равноширокие храмы получили во второй половине XIX в., уже как результат рационализации строительства, упрощения форм, при этом алтарь и храм разделялись капитальной стеной.

В случае с Покровской церковью предполагаем, что предшественник ныне существующего - сгоревший от молнии храм - имел неразделенные капитальной стеной храм и алтарь. И при возобновлении церкви было принято решение использовать прежнюю конфигурацию здания, возможно, и часть фундамента, но для боль­шей конструктивной надежности и устойчивости надстраиваемого над четвериком восьмерика и создания бо­лее цельного облика храмовой части, опереть восьмерик на четыре бревенчатые стены нижней храмовой части.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Таким образом, оказались разделены равноширокие алтарь и храм капитальной бревенчатой стеной.

Предположить, что церковь отстраивалась после пожара разноширокой, а в конце XVIII - начале XIX в. полностью перебиралась с увеличением ширины алтаря до ширины храма, нет оснований. Следов возможно­го примыкания более узкого алтаря на восточной стене храмовой части нет. А замена большого числа бревен на этой стене храма в случае полной переборки церкви мало вероятна. Но исключить факт переборки храма или крупных ремонтных работ в конце XVIII в. тоже нельзя, так как в архивных документах начала XIX в. (1802 г.) при описании храмов Кижского погоста Покровская церковь характеризуется как «новая» [9] . Чем обусловлено такое определение, объяснить на сегодня трудно.

Имеется достаточно оснований предполагать, что Покровская церковь, вероятнее всего, перебиралась, примерно в середине XVIII в., но, возможно, не на всю высоту. Архивных документов, подтверждающих это, не выявлено, но на вероятность таких работ указывает сам памятник. Оказалось, что в состав сруба церкви включены бревна вторичного использования, часть из них находится в стенах алтаря, в уровне подклета, в вось­мерике храмового объема, в западном фронтоне сеней. Некоторые бревна просто перевернуты внутрь сруба ранее наружной стороной, на ряде вторичных бревен имеются штрабы и выбранные пазы для примыкавших ранее конструкций.

Большинство бревен основного восьмерика и малых восьмериков под главками имеют маркировки за­рубками. На бревнах вторичного использования, включенных в сруб восьмерика, маркировка отсутствует. Вероятно, маркировка была выполнена при разборке сруба в ходе его реконструкции. При обратной сборке стен некоторые бревна выбраковывали, на вновь вводимых маркировку уже не делали. Бревна маркировались по высоте от одного до десяти, чинами. Каждый последующий десяток имел дополнительную метку.

В восьмерике среди бревен, не имеющих маркировки, встречаются бревна значительно большего диамет­ра, чем средний диаметр остальных его элементов. Кроме того, на этих бревнах с внутренней стороны сруба подтеска в углах выполнена более небрежно, чем на бревнах остальной части сруба. Очевидно, что это бревна периода реконструкции. Факт переборки сруба подтверждают следы ликвидации при реконструкции храма первоначально существовавшего нижнего фронтонного пояса.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

При переборке сохранена лишь часть бревен, к которым примыкали элементы этого пояса, о стальные, видимо, более поврежденные, были заменены. Судя по форме штраб, кровли нижнего фронтонного пояса в местах парусов - угловых переходов от четверика к восьмерику - имели западающий угол стыка двух смеж­ных скатов, что при существующей конструкции перехода от четверика к восьмерику выполнить достаточно сложно (рис. 2). Пример такой конструкции нижнего фронтонного пояса сохранился на церкви Петра и Павла в селе Лычный Остров Кондопожского района Карелии (1620 г.) (рис. 3).

При реконструкции церкви Покрова от нижнего фронтонно­го пояса отказались, а углы четверика при переходе к восьмерику перекрыли более рациональными простыми двускатными кро­вельками - парусами.

На вероятность полной переборки храма Покрова в середи­не XVIII в. косвенно указывает и относительно хорошая сохранность с внутренней стороны бревен северо-западного угла трапезной, где с конца XVII в., с момента постройки храма, располагалась печь. Бревна северной и западной стены на этом участке не заменялись при реставрации 1950-1960-х гг., в отличие от сильно подгнивших бревен, примыкавших к печи, устроенной в 1903 г. в алтаре. Как правило, в теплых трапезных, в местах расположения печи бревна оказывались сильно повреждены, деструктированы и при рестав­рации их приходилось заменять. Примерами служат такие теплые церкви, как Никольская в селе Ковда, Одигитриевская в селе Кимжа, Богоявленская в селе Лядины. В Покровской церкви бревна этого фрагмента сруба в относительно хорошем состоянии, и таковыми они были и до начала ХХ в., так как и тогда при ремонтах церкви их не меняли, судя по наличию на них следов штукатурки, выпол­ненной в 1902-1903 гг., и отсутствию указаний на работы в это вре­мя по замене бревен, при достаточно подробном описании в доку­ментах этого периода проводимых на объекте ремонтных работ.

Дендрохронологический анализ - это один из косвенных способов определения даты возведения бревенчатых срубов. Такой выполненный анализ по ряду бревен на Покровской церкви пока не позволяет с достаточной точностью указать даты реконструкций ввиду их недостаточности и отсутствия данных по наиболее информативным бревнам, так как для гарантированной точности даты она должна быть статистически подтверждена не менее чем 10 образцами. Рекомендуется дополнить эти исследования на основании разработанной программы.

На настоящий момент на основе всех имеющихся данных предлагаем периодизацию строительной ис­тории церкви Покрова Пресвятой Богородицы Кижского погоста с момента первого письменного упоминания о ней, при этом период с XVII в. до второй половины XVIII в. пока представлен в качестве рабочей гипотезы.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

С середины XVI в. (времени первого письменного упоминания о храмах Кижского прихода) - до 1620-х гг. церковь Покрова - клетская, с теплой трапезной и неразделенными храмовой частью и алтарем.

1620-е гг. до 1693 г. - над клетской церковью надстроен восьмерик с шатром, трапезная теплая (надстройка, вероятно, по типу Богоявленской церкви в селе Челмужи).

1694 гг. - церковь сгорела от удара молнии.

1710-е гг. - строительство новой церкви. 1-й этап 1694-1695 гг. - построена трапезная с теплым Никольским приделом и его алтарем, выгороженным в трапезной, храмовая часть и основной алтарь возведены до высоты конька трапезной; 2-й этап - 1696-1710-е гг. - достраивается храмовая часть, восьмерик на четверике с завершением девятью главами, трехстенный алтарь под двускатной крышей (возможно, пятистенный со скатной крышей). Алтарь Никольского придела переносят в пространство Покровского храма, в стене между храмом и трапезной устраивается проем для царских врат этого алтаря.

Середина XVIII в. - реконструкция церкви с полной переборкой. В трапезной вместо трех поперечных балок потолка устанавливается пять, с креплением к дополнительным балкам над потолком металлическими хомутами. Если существовали в трапезной столбы, чего исключить нельзя, то они удаляются. Заменяются пов­режденные бревна сруба. Расширяются оконные проемы во всей церкви, косяки новые, трехкосящатые, соеди­нение вверху «на ус», с заплечиками со стороны интерьера. Окна обрамляются снаружи наличниками, для них подтесываются бревна. Алтарь выполняется пятистенным с бочечным покрытием.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

1865 г. - упраздняется Никольский придел. Выпиливается широкий проем в стене между храмом и трапез­ной; заменяются на более узкие с соединением вверху в прямой угол косяки у окон трапезной, окон нижнего света храма на южном и северном окнах алтаря. Западное окно на южной стене трапезной зашивается. Стены снаружи обшиваются тесом, изнутри стены частично обшивают деревянными панелями. В трапезной в юго-западном углу устанавливают вторую печь. Тябловый иконостас заменяют рамным. Поднимается уровень потолка в алтаре.

1903 г. - штукатурятся по дранке стены и потолки в трапезной, храме, частично в алтаре. В трапезной кирпичные печи заменяются круглыми в металлических футлярах, устанавливается изразцовая печь в алтаре.

1950-1960-е гг. - реставрация церкви [10] - снятие наружной обшивки, удаление штукатурной отделки в ин­терьере, разборка печей, воссоздание косяков XVIII в. на окнах, восстановление стены между храмом и тра­пезной с двустворчатыми дверьми по ее оси. Воссоздание двери XVIII в. в стене между сенями и трапезной. Восстановление тяблового иконостаса.

Учитывая вышесказанное, вероятно, для церкви Покрова при уточнении даты постройки и реконструкций более обоснованным является ее обозначение: 1694 г. - начало 1700-х гг.; середина XVIII в.; 1865 г. и, очевидно, ввиду значительных дополнений и выполненных замен, следует добавить время реставрации 1950-1960-е гг.

Литература

  1. Гущина В. А. Об уточнении датировки церкви Покрова Богородицы и колокольни Кижского архитектурного ансамбля // Кижский вестник. Петрозаводск, 2001. Вып. 6. С. 136-150.
  2. Документы и материалы по истории Кижского архитектурного ансамбля (1694-1945 гг.) / авт.-сост. В. А. Гущина, Б. А. Гущин. Петрозаводск, 2013.
  3. Крохин В. А. Формообразование Кижского ансамбля // Кижский вестник. Петрозаводск, 2001. Вып. 6. С. 151-172.
  4. Лисенко Л. М. О реконструкции Покровской церкви в Кижах // Архитектурное наследство. М., 1972. Вып. 20. С. 94-99.
  5. Моисеев С. В. Спасский Кижский погост в документах Новгородской духовной консистории. Первая половина XVIII в., первая четверть XIX в. // Новгородский архивный вестник. 2015. Вып. 12. С. 31-38.
  6. Мордвинов Я. Я. Записки капитана Якова Яковлевича Мордвинова, ч. 1. Журналы о походах в Соловки и на Валаам острова в 1744, 1752, 1764 и 1784 гг. СПб., 1888.
  7. Носкова А. Г. Шатровые храмы Заонежья XVII-XVIII вв. Особенности архитектурных решений // Деревянное зодчество. М.; СПб., 2013. Вып. 3. С. 130-155.
  8. Озерецковский Н. Я. Путешествие по озерам Ладожскому и Онежскому. Петрозаводск, 1989.
  9. Орфинский В. П., Гришина И. Е. Типология деревянного культового зодчества Русского Севера. Петрозаводск, 2004.
  10. Петтерссон Л. Архитектура деревянных церквей и часовен Заонежья. М., 2020.
  11. Чернякова И. А., Черняков О. В. Писцовые и переписные книги XVI-XVII вв. как источник по истории деревянного зодчества Карелии // Проблемы исследования, реставрации и использования архитектурного наследия Русского Севера. Петрозаводск, 1988. С. 55-73.
  12. Яскеляйнен А. Т. Новый взгляд на историю церкви Покрова Богородицы Кижского погоста // Народное зодчество. Петрозаводск, 1999. С. 123-138.

// Рябининские чтения – 2023
Карельский научный центр РАН. Петрозаводск. 2023. 526 с.

Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф