Косенков А.Ю. (г.Петрозаводск)
Исследование и реставрация Варваринской часовни в Маткалахте на Водлозере Vkontakte@kizhi

Рис. 1. Варваринская часовня в Маткалахте на момент обследования. Фото А. Ю. Косенкова, 2021 г.Рис. 2. Следы от сусеков в интерьере часовни в Маткалахте. Фото А. Ю. Косенкова, 2022 г.Рис. 3. Варваринская часовня в Маткалахте после реставрации. Фото А. Ю. Косенкова, 2022 г.

Аннотация: В статье приводятся результаты обследования и реставрации часовни в деревне Маткалахта Пудожского района Республики Карелия (Водлозерский национальный парк). Дается детальное описание конструктивных приемов храма. Предлагается датировка часовни на основании архитектурно-археологи­ческой шкалы.

Ключевые слова: часовня; амбар; деревянные конструкции; народное зодчество; реставрация;

Summary: The article presents the results of research and restoration of the chapel in the village Matkalakhta, Pudozhsky district, Republic of Karelia (National Park Vodlozersky). A detailed description of the chapel's constructive techniques is given. The dating of the chapel is proposed on the basis of the architectural and archaeological scale.

Keywords: chapel; barn; wooden structures; folk architecture; restoration;

В известных нам источниках деревня впервые появляется на планах Генерального Межевания 1780­1790 гг., где указывается ее название как Матка-лахта, через которую проходит дорога, огибая залив, на дерев­ню Кевасалма. В конце XIX - начале XX в. Маткалахта была немногочисленной деревней, в ней насчиты­валось до 7 дворов1. К настоящему времени деревня не сохранилась, и лишь сакральная еловая роща, хорошо просматриваемая с озера, и маленькая часовенка, стоящая в ней, хранят память об исчезнувшей деревне.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

В Формулярных ведомостях о состоянии церквей города Пудожа и Пудожского уезда 1869 г. [1] [2] приводится перечень часовен, среди которых фигурирует Маткалахта. Точная дата строительства часовни неизвестна, по­этому будем считать 1869 г. первой документально подтвержденной датой, когда постройка уже существовала.

В разные годы Варваринская часовня в Маткалахте привлекала к себе внимание исследователей народного зодчества. Так, в 1982 г. часовня была обследована экспедицией музея-заповедника «Кижи» [3] , в 1991 г. - сту­дентами и преподавателями кафедры архитектуры Петрозаводского государственного университета, при участии главного архитектора Водлозерского национального парка С. В. Куликова [4] , в 1995 г. - архитектором В. Г. Копниным, по результатам которого им же составлен паспорт памятника истории и культуры РФ [5] . В 2012 г. часовня была изучена группой исследователей народной архитектуры под руководством А. Б. Бодэ [6] .

В августе 2021 г. автором совместно с архитектором С. Г. Дёмкиной часовня в Маткалахте была детально обследована, проведены обмерные работы (рис. 1). В дополнение к ручным обмерам выполнена цифровая фотограмметрическая съемка часовни, что позволило повысить точность обмеров.

План молитвенного помещения часовни имеет прямоугольную форму, вытянутую в направлении запад- восток, близкую к квадрату. С запада к срубу молитвенного помещения примыкает галерея на столбах с интер­вальным ограждением. Обе части часовни объединены общей двускатной крышей, которую венчает крест.

Остов галереи образуют столбы квадратного сечения со снятыми фасками по всей высоте. Они опирались на мощную брусчатую нижнюю обвязку, срубленную «в лапу», и опоясывались поручнем. Между обвязкой и поручнем существовало ограждение из плоских баля­син. Балясины на момент обследования полностью ут­рачены, нижняя обвязка частично сохранилась. Вверху между столбами сохранился подзор со сквозными че­редующимися отверстиями и с контурной резьбой сни­зу в виде чередующихся флажков и валиков. Верхняя обвязка галереи соединена с выпуском сруба молитвен­ного помещения «в полдерева» с креплением сквозной деревянной шпилькой («болт», «палец») с клином.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Столбы галереи поддерживают рубленый фрон­тон со слегами, которые в свою очередь опираются на выпуски слег молитвенного помещения.

Конструкция крыши часовни самцово-слего- вая со слегами, врубленными в каждую пару самцов.

На момент обследования кровля дощатая гвоздевая с покрытием из рубероида, но первоначальная кровля была безгвоздевой конструкции «по курицам и потокам». С обоих фасадов сохранились лишь фрагменты «куриц». Другие элементы безгвоздевой кровли полностью утрачены.

В интерьере стены полностью отесаны со скруглением углов. Молитвенное помещение освещается двумя близкими по размеру окнами на южной и северной стенах. Окна сдвинуты ближе к восточной стене.

Конструкция оконных проемов трехкосящатая с подоконником и опорой вершника на четверти боковых косяков. Заполнения окон представляют собой недавно изготовленные переплеты с шестичастной расстеклов- кой. Первоначальные оконные рамы утрачены. На северном окне сохранился верхний элемент наличника профилированного сечения.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Дверной проем - трехкосящатая колода с соединением вершника и боковых косяков «в ус». С поро­говым бревном боковые косяки сопрягаются под прямым углом. Вершник является элементом вторичного использования. Материал, из которого он выполнен - осина, боковые косяки - из сосны. Дверное полот­но набрано из трех тесин «в четверть», сплоченных двумя поперечными шпонками. Полотно навешено на двух миниатюрных изящных кованных петлях - жиковинах. Подтеска бревен в местах примыкания к ко­сякам - полуовальная.

Пол галереи практически не сохранился, был настелен поперек направления входа из широких плах. В мо­литвенном помещении половицы из плах имеют такую же поперечную ориентацию. Половицы примерно рав­ной ширины, плотно пригнаны друг к другу. Высота уровня пола в молитвенном помещении часовни выше, чем уровень пола галереи.

Потолок тесовый с опорой на четверти в продольных стенах и одну продольную балку с калевками. Балка врублена несколько выше, чем уровень опорных четвертей в продольных стенах. За счет этого потолок приобрел двускатную форму. Кроме того, потолочная балка смещена от центра в сторону северной стены. Такое решение не случайно - часовня выступает реликварием, в ней установлен массивный деревянный крест, выходящий верхним концом в чердачное пространство. Крест - первоначальная реликвия, которая диктовала конструктивные особенности часовни. Тесины потолка разной ширины соединяются между собой в четверть.

Летом 2022 г. архитектурно-реставрационным центром «Заонежье» (состав бригады: Д. Л. Макушев, А. Ю. Косенков, В. А. Скопин) по частному заказу проводилась реставрация Варваринской часовни методом полной переборки.

В ходе переборки сруба открылись интересные подробности. Так, бревна фронтонов врублены в слеги «в ласточкин хвост» на половину их толщины. Между «самцами», не перевязанными слегами, установлены пластинчатые нагеля. Все слеги крыши молитвенного помещения часовни состыкованы по длине со слегами галереи в простую накладку «в полдерева» с фиксацией по середине кованым гвоздём, забитым в специально вырубленное топором углубление. Узел опирания плах пола молитвенного помещения часовни на продольные стены выполнен без устройства дополнительной четверти. Торцы плах причерчены к бревнам, так что верх­няя кромка практически сводилась на нет. В результате, опирание плах происходит на округлую поверхность бревна. Сверху такое соединение зажималось продольным пазом вышележащего бревна. Все плахи пола имеют маркировку в виде треугольных засечек на торцах.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Отчетливо читается первоначальный объем ам­бара, сруб которого послужил донором для молит­венного помещения часовни. В амбаре вдоль задней стены были четырехсекционные сусеки пересып­ного типа, следы (штрабы) от которых хорошо видны на стенах часовни (рис. 2).

Вероятно, окладной венец амбара не пошел в сруб будущей часовни, так как маркировка бре­вен начинается с двух засечек. Каскадное основание из трех венцов; два венца сверху были добавлены к срубу амбара при возведении часовни.

Входной проем в амбаре был несколько ниже, об этом говорит след от заплечиков вершника перво­начального проема, расположенный на полтора брев­на ниже, чем существующий вершник. Следы обмятия сухой древесины хорошо видны в разрубленных двух бревнах вверху проема. Кроме того, пластинчатые на­геля, применяемые для скрепления свободных концов бревен между собой в проеме, расположены с двух сторон только до уровня первоначального дверного проема. В разрубленных верхних бревнах нагеля не встречаются, поскольку ранее это были целые бревна.

Поскольку все слеги молитвенного помещения стыкованы со слегами галереи, есть основание полагать, что они являются элементами крыши первоначального амбара. В коньковой слеге имеются сквозные прямоугольные гнезда под стамики, расположенные симметрично с двух сторон относительно центра ближе к фронтонам. Амбар был покрыт безгвоздевой тесовой кровлей «по курицам и потокам» с охлупнем, закрепленным двумя стамиками.

На срубе амбара начало сомления выделено «вертикальной чертой». Такой прием упорядочения начала[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

обработки концов бревен был распространен на некоторых территориях Карелии (в Ведлозерье, Сямозерье,

Обонежье и Заонежье) в конце XIX - первой половине XX в. [7] , возможно, и ранее. Амбар был срублен из бревен с сохранением нижней части коры - луба. В итоге строение имело привлекательный внешний вид: более темные по длине бревна со светлыми одинаковой длины концами.

Полная разборка часовни вскрыла наличие в подклете нагромождения из камней разного размера. Некоторые крупные валуны с восточной и южной стороны не подпадают в ось стены часовни. Скорее всего, существующей часовне предшествовала другая, немного отличающаяся по размеру. Кроме того, под стенами часовни обнаружен уголь, а на окружающих ее елях присутствуют следы от низового пожара. Видимо, часовня- предшественница была уничтожена пожаром.

На ее месте требовалось возвести новый храм в короткие сроки. Для этих целей приспособили амбар, который послужил конструктивным ядром для новой часовни. Подведенное под сруб амбара каскадное основа­ние, добавленные поверх сруба два венца и пристыкованная галерея отличаются по качеству в худшую сторо­ну от строительной культуры, воплощенной в срубе амбара: качество древесины низкое; соединения сделаны неаккуратно, со щелями, в некоторых случаях использованы клинья и вставки, устраняющие ошибки плотни­ков; не соответствуют осевые размеры галереи и молитвенного помещения. Часовня показывает, что в середи­не XIX в. намечается упадок плотницкого ремесла, когда на первое место выходит скорость и функциональность строительных приемов, нежели их эстетическая сторона.

Под провалившимися на землю плахами пола галереи была обнаружена практически целая плоская ба­лясина ограждения галереи. Эта неожиданная находка позволила достоверно восстановить в новом материале резьбу балясин, считавшихся до этого полностью утраченными.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

С середины XIX в. безгвоздевые кровли начинают терять свою популярность и упрощаться, в том числе и в декоративном плане. На территории восточного Обонежья часто встречается декоративное оформление только оголовков потоков и в ряде случаев весьма простое - в виде полуовальной подсечки и скошенного торца (имитация водомета). При этом длина оголовков потоков может быть разная. Учитывая небольшие габариты ча­совни, реализовано решение с короткими оголовками, имитирующими водомет. Выступающий за обрез кровли оголовок охлупня также сделан коротким с круто скошенным торцом по аналогии с существовавшим примером на доме в деревни Маткалахта [8] .

Декоративное убранство в виде причелин на за­падном фасаде воссоздано с контурной порезкой, аналогичной подзорам и выкружкой на концах.

Стык причелин вверху прикрыт кистью с контур­ной порезкой, выполненной по аналогии с кистью дома в деревне Маткалахта9. Венчает часовню крест, установленный на коньке по центру молитвенного помещения (рис. 3).

Оснований полагать, что в истории храма было несколько строительных периодов, автор не обнару­жил. Строительство часовни с использованием сруба амбара по всем признакам единовременно.

Для определения возраста часовни предлага­ется применить «Архитектурно-археологическую шкалу для датировки часовен и церквей Карелии», разработанную академиком В. П. Орфинским, с одной оговоркой - не учитывать архитектур­ные и конструктивные признаки, унаследованные от амбара. Опираться следует только на архитек­турно-конструктивные признаки собственно ча­совни: конструкция окон, дверей, отсутствие повала в добавленных верхних венцах, повторение безгвоздевой конструкции крыши «по курицам и потока», форма столбов галереи.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

По совокупности признаков (№ 1; 10.1; 18.6; 20.1.7; 20.2.1; 21.1.10; 21.1.12; 21.1.13; 23.4) можно заключить, что часовня была построена в середине XIX в. Как отмечалось ранее, часовня существовала уже на 1869 г., что не противоречит и датировке по архитектурно-археологической шкале. Таким образом, наиболее вероятным временем возникновения часовни следует считать середину XIX в.

Литература

  1. Бодэ А. Б. Архитектура и характерные особенности деревянных часовен Водлозерья // Архитектурное наследство. 2014. Вып. 60. С. 108-121.
  2. Бодэ А. Б., Носкова А. Г. Часовни Водлозерского края / Национальный парк «Водлозерский», НИИ теории и истории архитектуры и градостроительства Рос. акад. архитектуры и строит. наук. М.; СПб.: КОЛО, 2013.
  3. Деревянное зодчество Водлозерья. Опыт изучения, сохранения и реставрации / А. Б. Бодэ, А. Г. Носкова, Н. В. Червякова, И. В. Воеводин, З. А. Тодорова, О. А. Зинина. М., 2021.
  4. Историко-архитектурные исследования на территории Национального парка «Водлозерский» / Петрозаводский гос. ун-т. Петрозаводск, 1993.
  5. Косенков А. Ю. Венчатые конструкции в народном зодчестве (на примере Карелии и сопредельных территорий) // Архитектурное наследство. М.: КомКнига, 2010. С. 117-134.
  6. Орфинский В. П., Гришина И. Е. Типология деревянного культового зодчества Русского Севера. Петрозаводск, 2004. Списки населенных мест Российской Империи. XXVII. По сведениям на 1873 год. Олонецкая губерния. СПб., 1879. Списки населенных мест Олонецкой Губернии. По сведениям на 1905 год. Петрозаводск: Олонецкая губернская

// Рябининские чтения – 2023
Карельский научный центр РАН. Петрозаводск. 2023. 526 с.

Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф