Ходаковский Е.В. (г.Санкт-Петербург)
Церкви Св. Климента Папы Римского в храмостроительной традиции Русского Севера
@kizhi
Аннотация: Церкви с посвящением Св. Клименту Папе Римскому представляют собой отдельную группу деревянных храмов XVII-XVIII вв. в сакральном ландшафте Русского Севера. В докладе анализируются как сами памятники, так и общая практика посвящений храмов Св. Клименту, прослеживается связь с ранней (домонгольской) традицией почитания Св. Климента, а также раскрывается особое значение этого святого для поморской культуры (Карельский и Онежский берега Белого моря).
Ключевые слова: деревянная архитектура; Русский Север; Св. Климент Папа Римский; Белое море; Карелия; Поонежье;
Summary: Churches with a dedication to St. Clement the Pope of Rome represent a separate group of wooden churches of the 17th-18th centuries in the sacred landscape of the Russian North. The research analyzes the monuments themselves together with the general practice of dedicating churches to St. Clement, traces the connection with the early (pre-Mongolian) tradition of veneration of St. Clement, and reveals the special significance of this saint for the Pomor culture (the Karelian and Onega coasts of the White Sea).
Keywords: wooden architecture; Russian North; St. Clement the Pope; White Sea; Karelia; Poonezhye;
Статья подготовлена при поддержке Российского научного фонда (проект № 21-48-04402 «Святые и герои: от христианизации к национализму. Символ, образ, память (Северо-Западная Россия, страны Балтии и Северной Европы)».
На Русском Севере церкви с посвящением Св. Клименту Папе Римскому занимают особое место. Некоторые из них - например, в Пияле, Усть-Коже, Уне - являли собой подлинные шедевры деревянного зодчества. Но и многие другие храмы, пусть и не столь известные, также играли важную роль в северном культурном ландшафте, поэтому рассредоточенные в архивных источниках и научных публикациях сведения об этих постройках нуждаются в обобщении и аналитическом осмыслении.
Общеизвестна роль культа Св. Климента Папы Римского в становлении христианства в домонгольской Руси. Частица его мощей, положенная в Десятинной церкви, стала первой реликвией Киева, благодаря которой недавно принявшая крещение страна приобщилась почти к тысячелетней христианской истории. Святитель, будучи римским епископом, сосланным «за Понтийское море» в Херсонес, связал раннехристианский апостольский Рим с Киевом. Для князя Владимира, принявшего крещение в Херсонесе, имя Св. Климента также должно было иметь символическое значение. Также немаловажно, что перенесение в 867-868 гг. в Рим мощей Св. Климента связано с житием Св. Кирилла, проповедника христианской веры в славянских землях.
В культуре домонгольской Руси культ Св. Климента Папы Римского отражен в известном литературном памятнике - «Слово на обновление Десятинной церкви» [1] . Образ святого запечатлен на знаменитой мозаике в киевском соборе Св. Софии. Особое почитание Св. Клименту воздавал новгородский владыка Нифонт, построивший в его честь каменные храмы в Ладоге и в Великом Новгороде на Иворовой улице [2] . Именно новгородский Север на протяжении столетий способствовал сохранению памяти о Св. Клименте после разорения Киева монголами в 1240 г. и разрушения Десятинной церкви. В 1292 г. епископ Климент устроил придел в честь своего небесного покровителя в церкви Николы на Липне, а новгородская Третья летопись под 6899 (1391) годом упоминает, что владыка Иоанн «совершиша церковь каменну, в Великом Новеграде святаго Климента, на Иворове, в Плотницах» [3] . Почитание Св. Климента не угасает и в последующее время: Т Е. Самойлова указывает, что «в конце XV - начале XVI века, после долгого перерыва, образ святого Климента вновь привлек внимание иконописцев, и изображения этого святого получили достаточно широкое распространение» [4] . В XVI столетии писцовые книги Новгородской земли фиксируют, как минимум, еще два храма с посвящением Св. Клименту - в Тесово [5] и в погосте на Колбегах [6] . Косвенным подтверждением устойчивого почитания святого даже в XIX в. являются его частые упоминания в народных духовных стихах, опубликованных П. А. Бессоновым в начале 1860-х гг. [7]
В одном только Поморье в течение XVI в. количество церквей с посвящением Св. Клименту становится сопоставимым их числом в домонгольской Руси. К 1501 г. относится появление первого храма в Уне. Судя по иконе «Священномученик Климент Папа Римский с житием», поступившей из Нёноксы (сер. XVI в.) в собрание Государственного музейного объединения «Художественная культура Русского Севера», в то время там уже существовал храм или придел во имя Св. Климента. В 1582-1583 гг. А. Плещеевым и С. Кузьминым описана церковь в Колежемской волости, упомянувшими, что храм тот «стал после писма Юрья Сабурова» [8] . В конце XVI в. «церковь святого великомученика Климента папы римского в Обонежской пятине по Колежме реке» имела важное значение для Соловецкого монастыря, получившего в 1592 г. для этого храма жалованную грамоту митрополита Варлаама [9] . О распространенности в Карельском Поморье храмов с посвящением Св. Клименту свидетельствует и другая запись А. Плещеева о погосте на р. Нюкче (Нюхче), на котором поставлены «церковь Никола Чудотворец да церковь теплая Климента Папы Римского» [10] . Дозорная книга Лопских погостов (1597) подтверждает существование церкви Св. Климента в Шуерецкой волости до 1590-1591 гг., когда она сгорела при нашествии шведов [11] . В рамках того же «поморского контекста» необходимо рассматривать и храм Св. Климента в Пияле на р. Онеге, впервые упомянутый в купчей 1538-1539 гг. [12] , поскольку Пияльское усолье издавна входило в систему хозяйствования Соловецкого монастыря. Укажем также на предание об основании бежавшими от опричного террора в 1568-1570 гг. храма на Мезени [13] . Отдельное место в перечне церквей XVI в. с посвящением Св. Клименту занимает «погост Климетцкой на Колбегах», описанный А. Плещеевым в 1582-1583 гг. [14] Хотя погост на Колбегах расположен неподалеку от Тихвина, его принадлежность Обонежской пятине также позволяет проследить распространение культа Св. Климента из Новгорода в северо-восточном направлении в сторону Поморья.
В XVII столетии на Севере храмы, поставленные во имя Св. Климента, возводятся еще более интенсивно, как на прежних местах, так и в новых погостах. Так, в 1648 г. была подана челобитная старосты Шуерецкой волости Соловецкому игумену Илие «на погорелое место храм во имя священномучени- ка Климента Папы Римского поставити» [15] . В 1660 г. впервые упоминается о Христорождественской церкви Прилуцкого прихода [16] , где, возможно, уже тогда был устроен придел во имя Св. Климента, упомянутый в описи начала XVIII столетия [17] . В 1675 г. среди угодий Крестного монастыря в Нименьге значится «церковь Святого Священномученика Климента Папы Римского с трапезой» [18] . 5 февраля того же 1675 г. датируется грамота митрополита Корнилия на строительство Богоявленской церкви в Польской волости [19] , где был устроен придел во имя Св. Климента [20] . Храм в Пияле, упомянутый в 1682 г. [21] , был отстроен заново в 1685 г., а вскоре появилась не менее известная кубоватая церковь в Кожской волости (1691-1695). В этой связи стоит упомянуть северный придел Св. Климента и в церкви Рождества Богородицы в Каргополе (1678-1682) - единственный в каменном зодчестве Русского Севера.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Подводя итог обзору храмов во имя Св. Климента на Севере, подавляющее большинство которых находилось на берегах Белого моря (Шуерецкая волость, Колежма, Нюхча, Нименьга, Уна, Нёнокса, Окладникова слобода, часовня в Тойнокурском приходе в устье Северной Двины), можно сделать вывод, что почитание святого распространяется вместе с новгородской экспансией на Север и приобретает особое значение именно для Поморья. Вероятно, в народном сознании Св. Климент, принявший мученическую кончину в море, был неразрывно связан с грозной водной стихией, которая, согласно житию, чудесным образом отступила и явила гробницу святого. Поклонение священномученику говорит о теснейшей связи его почитания с надеждой на заступничество от опасностей, которые таят морские глубины (здесь можно указать и на давний культ Св. Климента в Скандинавии и на Британских островах [22] ). Существенной деталью является принадлежность ряда храмов Соловецкому монастырю, островное положение которого вынуждало монахов, работавших в материковых вотчинах, постоянно совершать плавания по неспокойным просторам Белого моря. Возможно, поэтому даже удаленные от побережья храмы, принадлежавшие Соловецкой обители, имели посвящение основных престолов или приделов Св. Клименту (как в Пияле или в церкви Свв. Зосимы и Савватия на соловецком подворье в Вологде). Храмы во имя Св. Климента в границах Новгородской епархии XVT-XVTII вв. - в Тесово, на погосте на Колбегах, в Каргополе, а также Надпорожском приходе - могут свидетельствовать о восходящей еще к XII-XIV вв. домонгольской традиции почитания Св. Климента в Новгороде. Можно также заметить, что в большинстве случаев церковь Климента - теплая или придельная, за исключением летних храмов в Уне, Колежме, Тесово и погосте на Колбегах. Тем не менее, несмотря на подчиненный характер теплых церквей, богослужения в них совершаются в течение большей части года, в отличие от холодного храма. Таким образом, в повседневной жизни северного крестьянства храмы во имя Св. Климента занимали значительное место, а образ священномученика, перед которым отступали морские воды, глубоко воздействовал на напряженномистическую натуру поморов.
Литература
- Акты социально-экономической истории севера России конца XV-XVI в. Акты Соловецкого монастыря 1479-1579 гг. / сост. И. З. Либерзон. Л., 1988.
- Временник Императорского Московского общества истории и древностей российских. М., 1850. Кн. 6.
- Досифей, архим. Географическое, историческое и статистическое описание ставропигиального первоклассного Соловецкого монастыря. М., 1853. Ч. 3. Отд. I.
- Жуков А. Ю., Лялля Е. В. Волостная и церковно-приходская структура Карельского Поморья, конец XV - середина XVIII вв. // Труды Карельского научного центра Российской академии наук. 2012. № 4. С. 74-84.
- Калеки перехожие: Сб. стихов и исследование П. Бессонова. М., 1861. Ч. 1.
- Краткое историческое описание приходов и церквей Архангельской епархии. Архангельск, 1894-1896. Вып. 1-3.
- Материалы по истории Карелии XII-XVI вв. / под ред. В. Г. Геймана. Петрозаводск, 1941.
- МилютенкоН. И. Культ св. Климента на Руси и в Ладоге XII в. // Ладога и религиозное сознание. Третьи чтения памяти Анны Мачинской. Старая Ладога, 20-22 декабря 1997 г. Материалы к чтениям. СПб., 1997. С. 38-41.
- Неволин К. А. О пятинах и погостах новгородских. М., 1853.
- Оболенский М. А. О двух древнейших святынях Киева: мощах св. Климента и кресте великой княгини Ольги // Киевлянин. М., 1850. Кн. 3. С. 144-147.
- Полное собрание русских летописей. Т. 3. IV. Новгородские летописи. СПб., 1841.
- Самойлова Т. Е. Лицевые списки «Христианской топографии» Козьмы в русской книжности первой половины XVI века и их влияние на иконопись // Исторические поселения севера Европы. Тринадцатые Феодоритовские чтения / под ред. митрополита Митрофана (Баданина). Апатиты, 2021. С. 373-399.
- Сарабьянов В. Д. Культ св. Климента Папы Римского и его отображение в новгородском искусстве XII в. // Ладога и религиозное сознание. Третьи чтения памяти Анны Мачинской. Старая Ладога, 20-22 декабря 1997 г Материалы к чтениям. СПб., 1997. С. 34-38.
- Селин А. А. О посвящении сельских храмов в Новгородской земле XVI в.: св. Климент (папа римский) // Теоретическая конференция «Философия религии и религиозная философия: Россия. Запад. Восток». СПб., 1995. С. 80-82.
- Селин А. А. Итоги исследования Тесовского погоста в Водской пятине Новгородской земли // Сельская Русь в IX- XVI веках. М., 2008. С. 333-350.
- Crawford B. E. The Churches Dedicated to St. Clement in Norway: A Discussion of Their Origin and Function // Collegium Medievale. Oslo, 2004. Vol. 17. P 100-131.
- CrawfordB. E. The Cult of Clement in Denmark // Historie: Jysk Selskab for Histone. Arhus, 2006. Pt. 2. P 235-282.
- Crawford B. E. The Churches Dedicated to St. Clement in Medieval England. St. Petersburg, 2008.
- Dietrichson D. L. Sammenlignende Fortegnelse over Norges Kirkebygninger i Middelalderen og Nutiden // Theologisk tidsskrift for den evangelisk-lutherske kirke i Norge. 1888. R. 3. Vol. 2. N. 4
- [1] Оболенский М. А. О двух древнейших святынях Киева: мощах св. Климента и кресте великой княгини Ольги // Киевлянин. М., 1850. Кн. 3. С. 144-147.
- [2] Сарабьянов В. Д. Культ св. Климента папы римского и его отображение в новгородском искусстве XII в. // Ладога и религиозное сознание. Третьи чтения памяти Анны Мачинской. Старая Ладога, 20-22 декабря 1997 г. СПб., 1997. С. 34-38; Милютенко Н. И. Культ св. Климента на Руси и в Ладоге XII в. // Ладога и религиозное сознание. Третьи чтения памяти Анны Мачинской. Старая Ладога, 20-22 декабря 1997 г. СПб., 1997. С. 38-41.
- [3] Полное собрание русских летописей. Т. 3: IV. Новгородские летописи. СПб., 1841. С. 233.
- [4] Самойлова Т. Е. Лицевые списки «Христианской топографии» Козьмы в русской книжности первой половины XVI века и их влияние на иконопись // Исторические поселения севера Европы. Тринадцатые Феодоритовские чтения / под ред. митрополита Митрофана (Баданина). Апатиты, 2021. С. 383-384.
- [5] См.: Селин А. А. Итоги исследования Тесовского погоста в Водской пятине Новгородской земли // Сельская Русь в IX-XVI веках. М., 2008. С. 333-350.
- [6] Cелин А. А. О посвящении сельских храмов в Новгородской земле XVI в.: св. Климент (папа римский) // Теоретическая конференция «Философия религии и религиозная философия: Россия. Запад. Восток». СПб., 1995. С. 80-82.
- [7] Калеки перехожие: Сб. стихов и исследование П. Бессонова. М., 1861. Ч. 1. С. 289.
- [8] Неволин К. А. О пятинах и погостах новгородских. М., 1853. С. 168.
- [9] См.: Материалы по истории Карелии XII-XVI вв. / под ред. В. Г. Геймана. Петрозаводск, 1941. С. 332-333.
- [10] Неволин К. А. О пятинах и погостах новгородских... С. 167.
- [11] Жуков А. Ю., Лялля Е. В. Волостная и церковно-приходская структура Карельского Поморья, конец XV - середина XVIII в. // Труды Карельского научного центра Российской академии наук. 2012. № 4. С. 75.
- [12] Акты социально-экономической истории севера России конца XV-XVI в. Акты Соловецкого монастыря 1479-1579 гг. / сост. И. З. Либерзон. Л., 1988. С. 50.
- [13] Краткое историческое описание приходов и церквей Архангельской епархии. Архангельск, 1895. С. 292. Вып. 2.
- [14] Временник Императорского Московского общества истории и древностей российских. М., 1850. Кн. 6. С. 92.
- [15] Научный архив Карельского научного центра РАН. Р 1. Оп. 2. Д. 4. Л. 1 (Челобитная церковного старосты Шуерецкой волости Самсона Виранцова игумену Соловецкого монастыря Илие о разрешении на постройку храма во имя Свм. Климента папы Римского на месте сгоревшей церкви. До 26 августа 1648).
- [16] Краткое историческое описание приходов и церквей Архангельской епархии. Архангельск, 1896. Вып. 3. С. 75.
- [17] Российский гос. архив военно-морского флота. Ф. 177. Оп. 1. Д. 35. Ч. 1. Л. 78 (Описная книга поселений по реке Онеге в Каргопольском уезде. 1718 г.).
- [18] Российский государственный архив древних актов (РГАДА). Ф. 1195. Оп. 1. Д. 246. Л. 144об. (Переписная книга Крестного монастыря в отданных ему в вотчину волостей на морском берегу, по реке Онеге и ее притокам, а также в Чаронской округе. 1675 г.).
- [19] Гос. архив Вологодской обл. Ф. 1260. Оп. 1. Д. 4347 (Храмозданная грамота митрополита новгородского и Великих Лук Корнилия священнику Алексею Исидорову и церковному старосте Григорию Зиновьеву Богоявленского прихода Польской вол. вотчины Крестного монастыря Каргопольского у. на строительство новой церкви Богоявления вместо сгоревшей. 5 февраля 1675 г.).
- [20] РГАДА. Ф. 1195. Оп. 1. Д. 246. Л. 157об. (Переписная книга Крестного монастыря, его земель угодий и вотчин, составленная в связи с припиской монастыря к Воскресенскому стряпчим Лукьяном Борисовичем Немцовым. 1682 г.).
- [21] РГАДА. Ф. 1195. Оп. 1. Д. 327. Л. 156об. (Переписная книга Крестного монастыря...).
- [22] Л. Дитрихсон перечисляет всего 6 храмов Норвегии, из которых 3 находятся в крупных городах (Нидарос, Берген, Осло), 3 располагаются на краю суши, у выхода океан (Брю, Утвер, Ванг). См.: Dietrichson D. L. Sammenlignende Fortegnelse over Norges Kirkebygninger i Middelalderen og Nutiden // Theologisk tidsskrift for den evangelisk-lutherske kirke i Norge. 1888. R. 3. Vol. 2. N. 4. S. 498. См. также: CrawfordB. E. The Churches Dedicated to St. Clement in Norway: A Discussion of Their Origin and Function // Collegium Medievale. Oslo, 2004. Vol. 17. P 100-131; Idem. The Cult of Clement in Denmark // Historie: Jysk Selskab for Historie. Arhus, 2006. Pt. 2. P 235-282; Idem. The Churches Dedicated to St. Clement in Medieval England. St. Petersburg, 2008.
Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.