Чебан А.Н. (г.Москва)
Инженерно-конструктивные приемы деревянного храмостроительства
@kizhi
Аннотация: Исследование инженерно-конструктивных приемов деревянного храмостроительства выполнено в рамках диссертационного исследования «Архитектурно-инженерные методы и приемы оптимизации тепло-энергопотребления в зданиях православных храмов».
Ключевые слова: православные храмы; инженерно-конструктивные приемы; деревянное храмостроительство; церкви;
Summary: The study of engineering and structural techniques of wooden church building was carried out within the framework of the dissertation research «Architectural and engineering methods and techniques for optimizing heat and energy consumption in Orthodox church buildings».
Keywords: оrthodox churches; engineering and constructive techniques; wooden church building; churches;
В 1888 г. В. В. Суслов в очерке «О древних деревянных постройках северных окраин России» пишет: «До настоящего времени все труды наших ученых и художников по исследованию древнего русского зодчества были направлены только на изучение каменных образцов его, исследование же деревянной архитектуры, если и не совсем, то заметно игнорировали» [1] . После поездки И. Э. Грабаря на север России в 1901-1902 гг. выходит том 1 «История русского искусства», в котором И. Э. Грабарь совместно с Ф. Ф. Горностаевым написали раздел «Деревянное зодчество русского Севера» [2] . С начала XX в. Р. М. Габе, А. В. Ополовников, Ю. С. Ушаков, П. Н. Максимов и др. проводят исследования деревянного зодчества, которые позволили провести реставрационные работы и сохранить памятники старины.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
В XX в. были предприняты попытки по спасению и сохранению деревянной архитектуры - создание музеев под открытым небом. Музеи под открытым небом помогли сохранить здания, но была потеряна уникальность здания и его связь с местом.
Инженерно-конструктивные приемы деревянного зодчества
Древнейшие деревянные памятники, дошедшие до нас, датируются концом XVI и началом XVII в. Развитие деревянного зодчества мы можем реконструировать по летописям, сохранившимся изображениям, раскопкам нижних венцов ранних построек, а также косвенным свидетельствам влияния деревянного зодчества на каменное.
Все деревянные здания: хоромы бояр и князей, избы крестьян, здания православных храмов, часовни, крепости возводились на основе универсальных (типовых) инженерно-конструктивных приемов. Бревна по углам соединяли в венец, а венцы в стопы. Способ соединения - «в лапу», «в обло», «в крюк», «в охряпку», «в погон», «в иглу» зависел от типа здания и формы венца. Углубления - пазы в бревнах делались в верхней или нижней части. Наружные бревна сруба оставались круглыми, внутренние стены обтесывались и в углах скруглялись, чтобы углы зимой не промерзали. Размер клети определялся размером бревен.
Православные храмы строили восьмигранными, бревна соединялись под углом 135°. Для увеличения общей площади к четверику или восьмерику пристраивались два или четыре квадратных прируба с общими проемами. Для покрытия использовали прямоскатные крыши на два ската, которые опирались по торцам на треугольное завершение стен - «щипец». Бревна торцевых стен скрепляли продольными бревнами с выступом над фасадом, что давало возможность уменьшить воздействие атмосферных осадков на фасад. В нижней части кровли делали желоба из бревен - «застрехи», «потоки», «водотечники», крепили их на корневых крюках тонких еловых жердях - «курицах». Кровли крылись тесом в два слоя, первый - нижний слой покрывался берестой для увеличения герметичности и лишь потом укладывали второй - верхний слой. Нижние концы тесин упирались в «водотесники», а стыки верхнего слоя накрывались тяжелым бревном - «охлупнем».[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Луковичные главы делались из горизонтальных венцов, в основании цилиндрической «шейки», которая несла на себе главку. Главку в форме луковицы делали «гонтовый воротник» из фигурной доски, которая препятствовала попаданию влаги вовнутрь.
«Клетские» православные храмы
Первой формой здания православного храма была «клеть» - форма крестьянской избы. Бревна соединялись в венец стопами или срубами. «Клеть» - готовый строительный модуль с полом, потолком, дверью, окном. Крестьянская изба продиктовала первую простую форму православного храма, а канон определил содержание:
- притвор;
- трапезная с XVI в.;
- центральная часть храма;
- алтарная часть - прируб.
Лазаревская церковь, построенная в конце XVI в. в Муромском монастыре, имеет простую форму «клеть» (рис. 1). В 1959 г. церковь была перевезена в Кижи, реставрационные работы проводились по проекту А. В. Ополовникова.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Трапезная перекрыта двускатной пологой кровлей, центральная часть перекрыта крутой клинчатой кровлей, алтарная часть перекрыта пологой двускатной кровлей, переходящей в «бочку». Главки над центральной и алтарной частью крыты лемехом. Более сложная форма «клеть» использовалась при строительстве церкви Ризоположения в селе Бородавы, строительство церкви датируется 1485 г. Церковь была перевезена из села Бородава в 1957 г. на территорию Кирилло-Белозерского монастыря.
Относительно продольной оси «восток-запад» срубы поставлены симметрично, но ее нарушают открытые галереи на южном и западном фасадах. Церковь построена на подклете из двух срубов:
- первый сруб - трапезная;
- второй сруб - центральная и алтарная части.
Шатровые православные храмы
Сегодня сложно проследить развитие шатровой формы деревянных православных храмов, так как почти все храмы были утрачены.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
До нас дошли несколько форм шатровых храмов:
- круг из двенадцати стенок;
- шатровый восьмерик на четверике с трапезной.
Троицкая церковь (рис. 2) на погосте Ненокса, построенная в 1727 г., имеет круглую форму из двенадцати стенок. В центре церкви расположен двухъярусный восьмерик и к нему по сторонам света примыкают четыре одинаковых прируба:
- с востока - алтарная часть;
- с севера и юга - два придела;
- с запада трапезная.
Прирубы крыты одинаковыми по высоте шатрами с луковичными главками, между ними возвышается центральный шатер высотой около 20 м.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Успенская церковь в Кондопоге, построенная в 1774 г., имела высоту 42 м, в настоящее время полностью утрачена.
Церковь гармонично вписывалась в ландшафт, как бы возвышаясь над водной гладью Онежского озера. Стройность церкви придавал высокий четверик, оканчивающийся плавным повалом, который нес на себе два яруса восьмериков, которые также были разделены повалом. Над вторым ярусом восьмерика возвышался 15-метровый шатер. С востока была прирублена высокая алтарная часть, в плане имела квадратную форму и оканчивалась крутой островерхой бочкой. Трапезная и паперть с западной стороны по площади больше, чем центральная часть и подведены под общую двускатную кровлю. Верхняя площадка крыльца лежала на кронштейнах - выпускных бревнах.
«Кубоватые» православные храмы
В 1669 г. была построена Вознесенская церковь в селе Кушерека. В 1980-х гг. церковь была перенесена в музей под открытым небом «Малые Корелы». Церковь имеет высокий четверик, на котором расположены пять глав. С востока к четверику прирублен высокий алтарь, крытый бочкой; имеет в плане квадратную форму. С юга и севера к храму примыкает крытая галерея - паперть. Церковь двухэтажная, объединяет в себе зимний - теплый храм и летний - холодный храм. С западной стороны прирублена двухэтажная трапезная.
Кубическая форма православного храма оказалась слишком простая и с конца XVIII в. не использовалась.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Ярусные православные храмы
С конца XVII в. начинают строить ярусные православные храмы. Ярусные храмы складывались из системы четверик - восьмерик - шатер (и другие комбинации четверика и восьмерика с разновысокими прирубами приделов, трапезной, алтарной части и галерей).
Богородская церковь в селе Холм - год строительства точно не известен. В 1960-1962 гг. храм был перевезен в Кострому, поставлен недалеко от Ипатьевского монастыря.
Церковь имеет двухъярусную композицию из двух восьмериков. Нижний восьмерик рублен «в обло»; невысокий и имеет большую площадь. Верхний восьмерик стоит на завершении восьми прямых скатов, которые покрывают нижний восьмерик, имеет небольшую площадь и рублен «в лапу». Завершается храм пятиглавием, боковые главы стоят на крещатой бочке по сторонам света, а центральная главка стоит на высоком тонком барабане. Купола, бочки и барабаны крыты лемехом. Скаты первого и второго яруса крыты тесом с резными концами в виде традиционно усеченных пик. Ярусность подчеркивает галерея и трапезная и пятигранный алтарный прируб.
Многоглавые православные храмы
Многоглавие в деревянном храмостроительстве впервые появилось в X-XI вв. и стало заключительным аккордом в XVIII в. Многоглавие объединило в себе центрические и ярусные композиции, пирамидальные и столбообразные формы, бочки, шатры, куб, луковичные главы с их покрытием лемехом, сочетание восьмериков с прирубами, изящные галереи, ажурную резьбу причелин и ветрениц. Многоглавие в XVII в. обретает каноническое воплощение в виде девятиглавых православных храмов.
Ильинская церковь в Чухчерьме, Холмагорский уезд Архангельской губернии, построена в 1657 г., была утрачена в 1932 г.
Принцип размещения глав: четыре главы устанавливались по углам четверика основания храма и пять глав ставились на куб или крещатой бочке, завершавшей образ православного храма. «Все эти приемы мно- гоглавия подчинены освященному церковью числу девять, символизирующему девять чинов ангельских, или девять чинов святых угодников» [3] .
Красоту и уникальность Преображенской церкви в Кижах описали многие авторы, но хотелось бы остановиться на инженерно-конструктивных решениях, так как каждая деталь храма должна рассматриваться не сама по себе, а как единое целое. Криволинейные скаты глав и бочек, крытых лемехом, крутые выносы повалов стен, полицы и кокошники образуют единую систему наружного водостока, которая надежно защищает здание храма от атмосферных осадков (рис. 3). «На случай, если покрытие прохудится, внутри восьмерика сделана вторая двускатная крыша из толстого теса с прокладкой бересты. Под стыком ее скатов сделан специальный лоток для отвода воды, а если и он потечет, то под ним на этот случай расположен такой же дублирующий. Концы этих лотков - водометов, выведены наружу в юго-западной и северо-восточной гранях нижнего восьмерика и украшены резьбой»4.
Подводя итоги, хочется сказать, что современным исследователям предстоит еще много работы по изучению и описанию инженерно-конструктивных приемов в деревянном храмостроительстве, но уже сегодня, опираясь на исторические материалы, мы можем проводить реставрационные работы, не нарушая уникальную архитектуру деревянных православных храмов.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Литература
- Грабарь И. Э., Горностаев Ф. Ф. История русского искусства. Т 1: Архитектура. М.: Издательство Кнебель, 1919. 508 с.
- Малков Я. В. Древнерусское деревянное зодчество. М.: Издательский дом «Муравей», 1998. 200 с.
- Суслов В. В. О древних деревянных постройках северных окраин России. СПб.: тип. А. Ф. Маркса, 1882. 124 с.
- Малков Я. В. Древнерусское деревянное зодчество. М.: Издательский дом «Муравей», 1998. С. 106.
- [1] Суслов В. В. О древних деревянных постройках северных окраин России. СПб.: тип. А. Ф. Маркса, 1882. С. 85.
- [2] рабарь И. Э., Горностаев Ф. Ф. История русского искусства. Т. 1: Архитектура. М.: Издательство Кнебель, 1919. С. 438.
- [3] Грабарь И. Э., Горностаев Ф. Ф. История русского искусства. Т 1: Архитектура. М.: Издательство Кнебель, 1919. С. 438.
Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.