Яскеляйнен А.Т. (Финляндия, г.Йоэнсуу)
О храмах с каскадными покрытиями на территории Карелии Vkontakte@kizhi

Рис. 1. Церковь Преображения в деревне Ругозеро. Фото 1894 г.Рис. 2. Часовня Троицы и Богородицы в деревне Тунгуда. Вариант постреставрационного облика часовниРис. 3. Реконструкция 1-го строительного периода Варваринской церкви в Яндомозере. Вариант с каскадными покрытиями кафоликона и алтаря

Аннотация: В статье представлены сведения о малоизвестных храмах с каскадными крышами на территориях проживания карельского населения в Средней Карелии и южной части Беломорской Карелии, а также гипотезы по истории некоторых известных памятников Заонежья.

Ключевые слова: деревянное зодчество; Карелия; церкви; часовни; каскадные крыши;

Summary: The paper informs about not yet adequately studied churches with tiered roofs in the places of residence of the Karelian population in the middle part of Karelia and the southern part of Belomorskaya Karelia. The paper also provides some hypothesis on the history of several well known architectural monuments of Zaonezhie.

Keywords: wooden architecture; Karelia; churches; chapels; tiered roofs;

Храмы с каскадными покрытиями - один из древних типов деревянного православного храма. К началу исследовательского периода на территории Карелии храмов с каскадными покрытиями было известно четыре: часовня/церковь в деревне Суйсари (утрачена) и три храма в Заонежье - в деревне Загубье (утрачена), в деревне Селецкое и в деревне Леликозеро.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Мы же обратим внимание на регионы ближе к Сегозерью и лесной зоне Беломорской Карелии, деревянное зодчество которых исследовалось в ходе экспедиций различных лет, но храмы с каскадными покрытиями не вошли в исследовательские материалы, хотя различные источники указывают на их существование также и в этой части Карелии еще в первой половине ХХ в.

Один из самых древних погостов на территории будущей Карелии - Ругозерский - впервые упоминается в составе Лопских погостов в 1565-1566 гг., а в дозорной книге 1597 г. упоминается Ругозерская церковь Преображения Господня [1] . Этот храм был сфотографирован Бломстедтом в 1894 г. [2] (рис. 1).

О древности храма свидетельствуют прежде всего его пропорции и каскадное покрытие. Несмотря на более поздние пристройки и дощатую обшивку, церковь несет в себе черты клетских церквей, созданных под влиянием древних новгородских традиций, которые мы можем видеть у известных храмов с каскадными покрытиями. Сруб основного четверика заметно выше алтаря и трапезной, имеет вертикальные пропорции [3] и хорошо читаемые под дощатой обшивкой повалы. Более низкая и широкая трапезная могла появиться одновременно с кафоликоном и алтарем, что соответствует известной тенденции подъема популярности трапезных в XVI-XVII вв. Сени со звонницей пристроены, очевидно, позднее. Необычно большой для звонниц диаметр восьмерика указывает на то, что, возможно, для ее устройства была использована часть восьмерика когда-то отдельно стоящей колокольни. По совокупности упомянутых признаков и сведений о Преображенской церкви в 1597 г., с высокой долей вероятности можно заключить, что церковь была построена не позднее 1597 г.

Вероятно, на пути к Белому морю существовали и другие подобные церкви, но Преображенская церковь в Ругозере является единственной церковью с каскадным покрытием на территории Карелии, факт существования которой зафиксирован документально [4] . Разумеется, что в рассматриваемом регионе строились и часовни с каскадными покрытиями. Мы располагаем краткими сведениями о шести таких часовнях, одна из которых заслуживает особого внимания. Это часовня Святой Троицы на берегу озера Косьмозеро в деревне Тунгуда Беломорского района - единственный сохранившийся до наших дней на территории Карелии севернее Заонежья храм с каскадным покрытием [5] . На сайте Петрозаводского государственного университета имеется краткое описание часовни с датировкой. Наше сомнение вызвала датировка часовни - конец XIX - начало XX в. [6] Обследование часовни, проведенное автором, показало, что несмотря на перестройки, в часовне заметны черты, присущие храмам, построенным в XVII - первой половине XVIII в.

Часовня состоит из трех объемов: кафоликона, притвора и сеней. Первоначально часовня была двухчастной, состоявшей из равношироких кафоликона и притвора. Кафоликон выше других помещений и имеет каскадное покрытие. Стены кафоликона рублены в обло с повалами высотой три венца. Каскадное покрытие рублено «в реж». Высота между скатами составляет три венца. Притвор более низкий, его стены бесповальные, покрытие - двускатное, слеги врублены в каждый самец, кроме нижнего. Стены часовни обшиты снаружи тесом, а изнутри оклеены обоями, что не позволяет сделать обследование стен на наличие каких-либо «следов». Из внутренних конструкций нам удалось обследовать видимые в уровне чердака верхние венцы сруба и конструкции каскадного покрытия. Отметим также наличие в уровне чердака вертикальной тесаной топором толстой доски, проходящей сквозь коневую слегу в верхней части. Вероятно, она когда-то служила основанием для креста. Снаружи на западном фронтоне имеется след от коневой слеги крыльца, который указывает, что ранее крыльцо было с маршем на север (к озеру), откуда прибывали первые жители Тунгуды.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

В конце XIX - начале XX в. с западной стороны к притвору были пристроены сени с выходом и крыльцом на юг. Поновления и ремонты, приспособление здания под библиотеку и медпункт повлияли на внешний облик часовни и ее интерьер. Стены были обшиты и оклеены обоями. Ответ на вопрос, остались ли на бревнах какие-либо следы от прежних окон и дверей, может дать обследование южной и западной стен снаружи и изнутри часовни.

По своим пропорциям основной сруб и форма покрытия близки к заонежской часовне в Загубье (1717 г.) [7] , но исходя из строительной истории часовни в Тунгуде, ее первый строительный период можно датировать XVII в.

Несмотря на искажения первоначального облика часовни, она представляет историко-архитектурную ценность как единственный храм с каскадным покрытием, сохранившийся на территориях проживания карельского населения. В настоящий момент часовня перекрыта новой металлической кровлей, надежно защищающей верхние конструкции от атмосферного воздействия, однако, нижние венцы сруба находятся в неудовлетворительном состоянии. Мероприятия по реставрации и сохранению часовни в Тунгуде должны включать в себя как ремонт и замену сгнивших конструкций, так и работы по устранению принципиальных искажений облика часовни. Представляется правомерным и возможным приведение фасадов часовни к виду на конец XIX в. Кроме замены нижних сгнивших элементов, рекомендуется заделать оконные проемы и устроить окна меньшего размера, соответствующего пропорциям часовни. Не рекомендуется устраивать по центру крыши главку или крест - это может повредить металлическую кровлю.

Основным фактором, вызвавшим неудовлетворительное состояние конструкций часовни, является то, что была вырублена роща, в которой часовня стояла несколько веков. Вследствие наползающего грунта и увеличения культурно-растительного слоя бревна южного фасада оказались в земле почти до уровня современных окон.

Вероятно, на пути к Белому морю существовали и другие подобные церкви, но Преображенская церковь в Ругозере является единственной церковью с каскадным покрытием на территории Карелии, факт существования которой зафиксирован документально [8] . Разумеется, что в рассматриваемом регионе строились и часовни с каскадными покрытиями. Мы располагаем краткими сведениями о шести таких часовнях, одна из которых заслуживает особого внимания. Это часовня Святой Троицы на берегу озера Косьмозеро в деревне Тунгуда Беломорского района - единственный сохранившийся до наших дней на территории Карелии севернее Заонежья храм с каскадным покрытием [9] . На сайте Петрозаводского государственного университета имеется краткое описание часовни с датировкой. Наше сомнение вызвала датировка часовни - конец XIX - начало XX в. [10] Обследование часовни, проведенное автором, показало, что несмотря на перестройки, в часовне заметны черты, присущие храмам, построенным в XVII - первой половине XVIII в.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Часовня состоит из трех объемов: кафоликона, притвора и сеней. Первоначально часовня была двухчастной, состоявшей из равношироких кафоликона и притвора. Кафоликон выше других помещений и имеет каскадное покрытие. Стены кафоликона рублены в обло с повалами высотой три венца. Каскадное покрытие рублено «в реж». Высота между скатами составляет три венца. Притвор более низкий, его стены бесповальные, покрытие - двускатное, слеги врублены в каждый самец, кроме нижнего. Стены часовни обшиты снаружи тесом, а изнутри оклеены обоями, что не позволяет сделать обследование стен на наличие каких-либо «следов». Из внутренних конструкций нам удалось обследовать видимые в уровне чердака верхние венцы сруба и конструкции каскадного покрытия. Отметим также наличие в уровне чердака вертикальной тесаной топором толстой доски, проходящей сквозь коневую слегу в верхней части. Вероятно, она когда-то служила основанием для креста. Снаружи на западном фронтоне имеется след от коневой слеги крыльца, который указывает, что ранее крыльцо было с маршем на север (к озеру), откуда прибывали первые жители Тунгуды.

В конце XIX - начале XX в. с западной стороны к притвору были пристроены сени с выходом и крыльцом на юг. Поновления и ремонты, приспособление здания под библиотеку и медпункт повлияли на внешний облик часовни и ее интерьер. Стены были обшиты и оклеены обоями. Ответ на вопрос, остались ли на бревнах какие-либо следы от прежних окон и дверей, может дать обследование южной и западной стен снаружи и изнутри часовни.

По своим пропорциям основной сруб и форма покрытия близки к заонежской часовне в Загубье (1717 г.) [11] , но исходя из строительной истории часовни в Тунгуде, ее первый строительный период можно датировать XVII в.

Несмотря на искажения первоначального облика часовни, она представляет историко-архитектурную ценность как единственный храм с каскадным покрытием, сохранившийся на территориях проживания карельского населения. В настоящий момент часовня перекрыта новой металлической кровлей, надежно защищающей верхние конструкции от атмосферного воздействия, однако, нижние венцы сруба находятся в неудовлетворительном состоянии. Мероприятия по реставрации и сохранению часовни в Тунгуде должны включать в себя как ремонт и замену сгнивших конструкций, так и работы по устранению принципиальных искажений облика часовни. Представляется правомерным и возможным приведение фасадов часовни к виду на конец XIX в. Кроме замены нижних сгнивших элементов, рекомендуется заделать оконные проемы и устроить окна меньшего размера, соответствующего пропорциям часовни. Не рекомендуется устраивать по центру крыши главку или крест - это может повредить металлическую кровлю.

Основным фактором, вызвавшим неудовлетворительное состояние конструкций часовни, является то, что была вырублена роща, в которой часовня стояла несколько веков. Вследствие наползающего грунта и увеличения культурно-растительного слоя бревна южного фасада оказались в земле почти до уровня современных окон.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

В случае сохранения часовни на прежнем месте, ремонтно-реставрационные работы должны включать проведение земляных работ (очистка территории, террасирование участка с устройством подпорных стенок, дренирование и пр.). На рис. 2 представлен вариант возможного постреставрационного облика часовни на прежнем месте.

Несколько слов об известных памятниках.

Наиболее известным на территории Карелии храмом с каскадным покрытием является часовня Архангела Михаила из деревни Леликозеро на острове Кижи. Обследованием часовни в разное время занимались многие специалисты. Автор настоящей статьи при обследовании часовни установил, что при возведении ее основного сруба были использованы десять венцов из более старой постройки, которая скорее всего была частью часовни, возведенной в XVII в. Вторичное использование бревен, венцов и срубов не было редкостью в ремонтно-строительной практике в прежние времена, о чем свидетельствуют следы маркировок на бревнах многих памятников.

Сам по себе факт наличия вкрапления небольшого сруба из десяти венцов в сруб кафоликона не вызывает сомнений. С южной и северной сторон бревна этих венцов состыкованы с бревнами притвора, тогда как бревна нижележащих семи венцов и трех вышележащих не стыкуются, а продолжены на всю длину стен кафоликона и притвора. При этом именно в уровне этих десяти венцов мы видим следы от косящатого и волокового окон [12] . На основании этих и ряда других следов была высказана гипотеза, что сруб из десяти венцов был ранее частью однокамерной клетской часовни, которая, вероятно, была разобрана, и десять венцов из ее средней части с волоковым и косяща- тым окнами были использованы при возведении новой часовни с каскадным покрытием. Было предположено, что строительство часовни с каскадным покрытием и притвором произошло в первой половине XVIII в. Результаты исследования были опубликованы автором в 1992 г. [13] Впрочем, в статье в неполной степени были представлены результаты дендрохронологического анализа бревен часовни, что породило сомнения в правильности выводов автора о времени ее строительства и об ее эволюции [14] . Впоследствии результаты дендрохронологического анализа были опубликованы в диссертации автора [15] . Керны из бревен, отнесенных нами к первому строительному периоду (десять венцов от первоначального храма), недостаточно хорошо коррелировали с базовой шкалой и в целом показали, вторую половину XVII в. [16] Среди семи кернов из бревен, отнесенных нами ко второму строительному периоду (часовня с каскадным покрытием и притвором), были получены следующие результаты: 1687, 1690, 1709, 1723, 1723, 1726 гг. Сразу обратим внимание на четыре последних результата, которые устойчиво датируют древесину 1720-ми гг. Разброс в годах может указывать как на следствие недостаточной корреляции с базовой шкалой, так и на то, что некоторые бревна могли быть заготовлены ранее, но пошли в дело лишь в 1727 г. Бревна с еще более ранними датами могли быть заготовлены для других построек. Нельзя исключить и утерю верхних годовых слоев. В любом случае, из анализа хоть и небольшого количества кернов можно сделать вывод, что второй строительный период, а именно строительство часовни с каскадным покрытием, мы можем отнести к 1720-м гг.

Среди других известных памятников следует упомянуть церковь Варвары из деревни Яндомозеро (1650-е гг.) [17] , которая, возможно, была одним из первых храмов с каскадным покрытием в Заонежье. В 1982 г. автор в составе группы реставраторов (Е. В. Вахрамеев, А. Т Яскеляйнен, И. Ю. Тергуева) участвовал в натурном обследовании церкви. В процессе обследования среди прочих «следов» на северной и южной стенах на уровне 20-21 венцов основного четверика были обнаружены следы стесанного повала, свидетельствующие о том, что первоначально церковь была не шатровая, как считалось ранее, а клетская - скорее всего с коньковым покрытием. На восточной стене четверика сохранились также врубки от примыкания каскадного покрытия алтаря. Возможно, в начале XVIII в. оба покрытия и верхние венцы повала основного четверика были разобраны, четверик был увеличен по высоте и получил завершение в виде восьмерика с шатром. Каскадное покрытие алтаря было заменено бочкой.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

По результатам обследования руководитель группы Е. В. Вахрамеев опубликовал статью с описанием обнаруженных «следов» перестроек, а также с реконструкцией строительных этапов церкви. При этом в качестве покрытия храмового объема для первого строительного периода было предложено клинчатое покрытие с полицами [18] .

А. Б. Боде, анализируя ареалы распространения подобных покрытий, выразил сомнение в правомерности такой реконструкции, предположив, что покрытие церкви могло быть каскадным [19] . Действительно, мы не располагаем сведениями о храмах с клинчатым покрытием и полицами в Карелии. В то же время справедливым является и то, что при наличии каскадного покрытия алтаря, покрытие кафоликона было также каскадным [20] .

Здесь мы воспользуемся возможностью представить гипотетическую версию первого строительного периода Варваринской церкви из деревни Яндомозеро с каскадным покрытием как основного объема, так и алтаря (рис. 3).

Выводы, которые мы можем сделать на основании изложенного материала:

В настоящий момент на территории Карелии осталось три храма с каскадными покрытиями. Кроме двух часовен в Заонежье (Михаила Архангела на острове Кижи, и Дмитрия Солунского в деревне Селецкое), одна часовня - Святой Троицы - находится в деревне Тунгуда Беломорского района.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Каскадные покрытия пользовались популярностью в Средней и Беломорской Карелии. Все выявленные храмы располагались вблизи путей из Новгорода (С.-Петербурга, Петрозаводска) к Белому морю. К середине ХХ в. их сохранилось как минимум 7 [21] . В это же время в Заонежье, тотально обследованном Л. Петтерссоном в 1940-е гг., зафиксировано три каскадных покрытия.

Все зафиксированные в Заонежье часовни с каскадными покрытиями относятся к XVIII в. Возможно, подобные часовни начали появляться в Средней Карелии в XVII в. Дендрохронологический анализ древесины часовни в Тунгуде может подтвердить или опровергнуть эту версию.

Часовня в Тунгуде - единственный сохранившийся до наших дней храм с каскадным покрытием на территориях проживания карельского населения. Кроме комплекса мероприятий, необходимых для ее сохранения, вполне научно обоснованной была бы ее реставрация на период до ремонтов конце XIX - начале XX в.

Литература

  1. Бодэ А. Б. Древние московские и новгородские корни в деревянном храмовом зодчестве Русского Севера. М., 2019.
  2. Вахрамеев Е. В. Новые исследования Варваринской церкви в д. Яндомозеро Карельской АССР (проблемы реставрации) // Проблемы исследования, реставрации и использования архитектурного наследия Русского Севера: Межвуз. сб. Петрозаводск, 1988. С. 81-94.
  3. История Карелии XVI-XVII вв. в документах. Петрозаводск; Йоэнсуу, 1987.
  4. Яскеляйнен А. Т. Новое об эволюции часовни Архангела Михаила на остове Кижи // Народное зодчество. Петрозаводск, 1992. С. 155-166.
  5. Blomstedt Y., Sucsdorf V Karjalaisia rakennuksia ja koristemuotoja. Helsinki, 1901. T. 66.
  6. Pettersson L. Aanisniemen kirkollinen puuarkkitehtuuri. Helsinki, 1950.

// Рябининские чтения – 2023
Карельский научный центр РАН. Петрозаводск. 2023. 526 с.

Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф