Антропова И.А. (г.Санкт-Петербург)
Иконостас главного придела Успенского собора города Кеми в первой половине XIX века
@kizhi
Аннотация: Обнаруженные ранее неизвестные церковные описи Кемского Успенского собора 1802— 1842 гг. дают возможность реконструировать храмовые интерьеры трех его приделов и трапезной, а также проследить изменения, произошедшие до двух крупных ремонтов (1840-е, 1880-е гг.). В работе рассмотрен состав иконостаса главной Успенской церкви и его развитие в первой половине XIX в.
Ключевые слова: Кемь; церковные описи; иконостас Успенской церкви; иконы; ремонт; реставрация;
Summary: Previously discovered church documents of the Kemsky Assumption Cathedral of 1802-1842 makes it possible to reconstruct the temple interiors of its three aisles and the refectory, as well as trace the changes that occurred before two major repairs (1840s, 1880s). The paper considers the composition of the iconostasis and its development in the first half of the 19th century of the main Assumption Church.
Keywords: Kem; the written sources; iconostasis of the Assumption Church; icons; repair; restoration;
Введение в научный оборот восьми ранее неизвестных церковных описей Кемского Успенского собора 1802-1842 гг., обнаруженных в Национальном архиве Республики Карелия [1] , впервые дает возможность реконструировать внутреннее убранство всех трех его приделов и трапезной, а также понять, насколько изменения, произошедшие во время большого ремонта середины XIX в., коснулись храмовых интерьеров. В данной работе рассмотрим состав иконостаса главной Успенской церкви (рис. 1).[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Изученные архивные документы по-прежнему не позволяют сказать, какой была структура центрального иконостаса собора при его строительстве в начале XVIII в., был ли он исключительно тябловым, выходил ли за пределы восточной стены и сколько рядов содержал [2] . Из кратких замечаний в первой выявленной описи («местные образа в иконоставе резном позолоченном» [3] и «между теми поясами для различия четыре бруса деревянные писаны красками» [4] ) можно сделать вывод, что к началу XIX в. иконостас Успенской церкви был комбинированным, соединяющим как рамы для икон местного ряда, так и древнюю тябловую конструкцию для чиновых образов. Однако задумывался ли он таким первоначально, или рамы (ставы) с резными золочеными навершиями и колонками появились позже, остается пока невыясненным.
Согласно церковной описи, в 1802 г. иконостас Успенской церкви состоял из местного чина и четырех поясов икон: деисусного, праздничного, пророческого и праотеческого. Царские врата, традиционно находившиеся в центре нижнего ряда, описываются как деревянные резные позолоченые с сенью, столбцами и написанной над сенью Тайной вечерей. Из примечания к записи становится понятно, что эти врата появились в иконостасе не ранее 1796 г., когда прежние двери с посеребренными изображениями Благовещения и четырех Евангелистов были перенесены в новопостроенную церковь Троицы [5] .
Справа от врат располагались четыре иконы. Храмовый образ «Успения» [6] , писанный «на красках», имел достаточно подробное описание драгоценного убора: «...у Господа и Богоматери венцы с сиянием серебряные чеканные золоченые у Богоматери убрус и подбородок жемчужные тако ж и ризы сребряные кованые золоченые на том же образе у ангелов апостолов и разных святителей венцы серебряные под золотом всего тридцать один венец у того ж образа поля серебряные басменные под золотом» [7] . Следом стояли иконы «Воздвижения креста Господня» («писан на красках») [8] , «Усекновения главы Иоанна Предтечи» («венец и цата серебряные под золотом» на красках), «Святителя Николая» («писан с чудесами на красках. У него венец и цата серебряные золочены»). Полагаем, что житийная икона находилась уже на южной стене, поскольку такое положение зафиксировано в более подробных поздних описях.
Слева от Царских врат стояла икона «Богоматерь Казанская с младенцем» с венцами, цатой и жемчужным «подбородком». На пономарской двери, находившейся за ней, был изображен архидиакон Стефан. Последним в этом ряду стоял образ «Воскресение Христово»: «писан на красках у него два венца и цата серебрянные». Перед каждым местным образом (за исключением житийной иконы Николая) висела на цепях медная посеребренная лампада.
В центре деисусного чина находился образ Спасителя в «резном позолоченном иконоставе», по сторонам которого традиционно располагались иконы «Богоматери» и «Иоанна Предтечи» [9] . За ними следовали два архангела и «двунадесят апостолов и прочих угодников Божиих» [10] - всего 24 иконы «на красках». Отметим, что только три центральных образа имели серебряные позолоченные венцы и цаты.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Следующий, праздничный ряд, состоял из 18 икон «двунадесятых и других праздников» с центральным образом «Распятие». Три иконы из чина до начала составления описи (т.е. до апреля 1802 г.) были перенесены: икона «Воздвижение креста» [11] , как уже было упомянуто, в местный ряд; икона «Богоявление» - в иконостас Николаевского придела; икона «Сошествие Святого Духа» - в кладбищенскую церковь Троицы [12] . Над праздниками находились пророки с иконой «Богоматери Знамение» и ряд праотцев с образом «Господа Саваофа». Названия чиновых икон, стоявших по сторонам означенных центральных образов, в описи не приводятся, дано только общее их количество: в обоих рядах находилось по 31 иконе («писаны на красках»).
Таким образом, уже к началу XIX в. в Успенской церкви находился пятиярусный многофигурный иконостас, располагавшийся на восточной и примыкающих к ней северной и южной стенах храма (за исключением местного ряда, у которого на боковую стену выходил один образ). Следующая по времени опись полностью опиралась на предыдущий документ и повторяла не только формулировки, но и пометы, которые к тому времени потеряли актуальность [13] .
Однако уже описание 1814 г. фиксирует значительные изменения, связанные с переустройством верхней части иконостаса. Прежде всего добавляется еще один, шестой пояс: над иконами праотцев устанавливается чин из 12 резных херувимов [14] , в центре которых располагается резной образ «Господа Саваофа» [15] . Важно и то, что количество икон в пророческом чине увеличивается до 45, а в праотеческом отмечается всего 17 «досок». Несложные подсчеты объясняют, что 14 икон праотцев были перемещены ниже в пророческий ряд. Чиновые иконы пророков и праотцев Успенского иконостаса имеют одинаковый размер («полтора аршина в вышину и пол аршина в ширину»), поэтому перестановка из одного ряда в другой не потребовала подтесывания, часто сопровождающего подобные действия. Кроме того, в деисусном ряду из 24 икон остается 21, а количество праздников увеличивается до 19 (напомним, что в 1802 г. оставалось 15 икон после того, как 3 образа изъяли).
В связи с передвижениями, визуально изменившими конструкцию верхних рядов Успенского иконостаса, возникает закономерный вопрос, по какой причине это было сделано? Самым простым объяснением могли бы стать какие-либо внешние или внутренние ремонтные работы, однако, никаких документов, дающих возможность связать эти события, пока не обнаружено.
Анализ всех последующих описей показал, что других преобразований, принципиально повлиявших на вид или структуру иконостаса главной церкви, после 1814 г. не было. Из незначительных изменений отметим появление ранее не отмеченных занавесей разных цветов у четырех местных икон («Успение», «Воздвижение креста», «Св. Николай в житии», «Богоматерь Казанская»), а также подвесных пелен у трех из них (кроме житийного образа Св. Николая) в 1834 г.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Итак, к моменту первого крупного ремонта Успенского собора в начале 1840-х гг., детали которого сохранились в архивных документах, иконостас главной церкви выглядел следующим образом: «с некоторою резьбою и позолотою, в виде киотов только в нижнем ставу, и над оным при одной Спасителевой иконе, что над вратами. Всех же поставав шесть, но в прочих пяти иконы расположены в простых тяблах» [16] . Он состоял из шести ярусов, где в местном ряду располагалось 6 икон (и двое врат), в деисусном - 21, праздничном - 19, пророческом - 45, праотеческом - 17, верхнем с херувимами - 2 образов. Живопись находилась под потемневшей олифой. О том, что до этого момента серьезных поновлений на протяжении долгого времени не было, свидетельствует помета, что многие иконы «оперхалы и выгорели олифою, с давняго уже времени» [17] .
Поскольку опись составлялась в 1842 г., а основные поновительские работы, связанные непосредственно с иконостасом, выполнялись летом 1843 г., большая часть текста относится к доремонтному состоянию, и лишь замечания на полях дают возможность определить, что было сделано во время этих работ. Гораздо более информативной является приходо-расходная книга церкви на этот период [18] . Благодаря ей становится известно, что рядовой кемской инвалидной команды Трофим Максимов с товарищем, помимо отделочных работ в самой церкви и алтаре [19] , подрядился сделать «по тяблам иконостава карнизы и прочия иконы на стенах южной, северной и западной обложить карнизами» [20] . Реставрацией же резных херувимов (починил, позолотил и раскрасил 16 херувимов резных и расположил их «на потолке и стенах по приличию») и иконописи занимался крестьянин Тунгозерской деревни Алексей Никитин Федотов, который очистил иконы, потравил все «оперхлости на них» и переолифил «прочно и благовидно» [21] . Помимо поновительских работ отметим сокращение на две иконы в деисусном и праздничном чинах. Однако если изменения в Деисусе были прокомментированы: иконы столпников были перенесены на западную стену храма и поставлены выше хор вокруг живописного образа пророка Моисея [22] , то какие иконы и куда были убраны из праздничного ряда, остается неизвестным.
Таким образом, на основании восьми церковных описей первой половины XIX в. стало возможным реконструировать как все храмовое убранство в целом, так и иконостас Успенской церкви, который к 1802 г. уже являлся пятиярусным многофигурным, располагавшимся на восточной, северной и южной стенах. Анализ источников позволил с высокой степенью вероятности утверждать, что большой ремонт 1842-1843 гг. не так сильно повлиял на конструкцию и структуру иконостаса, в котором поновительские работы затронули лишь иконописные и резные памятники, как изменения, произошедшие в начале XIX в. (до 1814). Появились также все основания полагать, что после ремонта иконостас Успенской церкви без изменений простоял до 1876 г., когда храм был «за ветхостью закрыт» [23] , а часть икон главного иконостаса была демонтирована и вынесена в стоящую рядом Зосимо-Савватиевскую церковь [24] .
Литература
- Антропова И. А. Экспедиции Русского музея в Беломорскую Карелию (1958-2021) // Искусство Евразии [Электронный журнал]. 2022. № 2 (25). С. 36-45. https://doi.org/10.46748/ARTEURAS.2022.02.003. URL: https://eurasia-art.ru/art/article/view/860
- [1] Национальный архив Республики Карелия (НА РК). Ф. 165. Оп. 1. Д. 4/17. См. ст.: И. А. Антропова «Церковные описи Успенского собора Кеми как источник сведений о его внутреннем убранстве в первой половине XIX столетия» - здесь же (с. 179-182).
- [2] Пока единственный обнаруженный в Российском государственном архиве древних актов документ XVIII в., связанный с ремонтными работами в соборе, свидетельствует о том, что к 1760-м гг. он уже требовал ремонта «крестов, глав и кровли» всех трех приделов (Ф. 1201. Оп. 5. Д. 4369. Л. 2). Но был ли он осуществлен - неизвестно.
- [3] НА РК. Ф. 165. Оп. 1. Д. 4/17. Л. 15об.
- [4] НА РК. Там же. Л. 18.
- [5] НА РК. Там же. Л. 15.
- [6] Гос. Русский музей. ДРЖ 3122. Икона была вывезена в Русский музей в крайне тяжелом состоянии в 1960 г.; подробнее: Антропова И. А. Экспедиции Русского музея в Беломорскую Карелию (1958-2021) // Искусство Евразии [Электронный журнал]. 2022. № 2 (25). С. 36-45. https://doi.org/10.46748/ARTEURAS.2022.02.003. URL: https://eurasia-art.ru/art/article/view/860.
- [7] НА РК. Там же. Л. 15об.
- [8] Икона «Воздвижения креста» была взята из праздничного ряда иконостаса и поставлена вместо вынесенной в кладбищенскую церковь иконы «Троицы»: НА РК. Там же. Л. 15об.
- [9] НА РК. Там же. Л. 17об.
- [10] Сохранившиеся иконы чина не дают возможности подтвердить, что в состав входили 12 апостолов.
- [11] К 1814 г. икона «Воздвижение креста» получила три серебряных венца: НА РК. Там же. Л. 81об.
- [12] НА РК. Там же. Л. 17об.
- [13] Так, снова было записано, что предыдущие Царские врата и икона «Троицы» из местного ряда были отнесены в новопостроенную кладбищенскую церковь, а три иконы были вынуты из праздничного ряда и установлены в местных рядах Успенского и Никольского иконостасах, а также кладбищенской церкви.
- [14] Обратим внимание, что в описи ничего не сказано про характер живописной или металлизированной разделки резных фигур. Только в описи 1834 г. появляется уточнение, что «у них лица крашены, а крылья позолочены» (НА РК. Ф. 165. Оп. 1. Д. 4/17. Л. 183).
- [15] НА РК. Ф. 165. Оп. 1. Д. 4/17. Л. 83.
- [16] НА РК. Там же. Л. 210.
- [17] НА РК. Там же. Л. 213об.
- [18] Согласно записи, всего за изготовление в Успенскую церковь пяти шкафов столярных, трех киотов для икон, новых жертвенников, обшивку тесом потолка и ремонт тябловых конструкций они получили 26 рублей.
- [19] НА РК. Ф. 166. Оп. 2. Д. 4/23. Л. 195об.- 210.
- [20] НА РК. Там же. Л. 205. Из документа не ясно, появились ли они впервые во время этого ремонта или на новые были заменены уже существовавшие карнизы. В любом случае, кажется возможным предположить, что дошедшие до наших дней фрагменты конструкций были выполнены именно Трофимом Максимовым.
- [21] НА РК. Там же. Л. 204об.
- [22] НА РК. Ф. 165. Оп. 1. Д. 4/17. Л. 213об.
- [23] Указ Архангельской Духовной Консистории от 21 июля 1876 г. за № 4201: Гос. архив Архангельской обл. (ГААО). Ф. 29. Оп. 3. Т 5. Д. 679. Л. 2.
- [24] В деревянную Зосимо-Савватиевскую церковь для совершения богослужений были вынесены местный и праздничный ряды Успенского иконостаса, а также аналойные иконы, церковная утварь, облачения, книги, колокола: ГААО. Там же. Л. 4.
Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.