Галунова С.Н. (г.Череповец)
Формирование иконописного фонда храмов Череповецкого края (вторая половина XVII - начало XX века) Vkontakte@kizhi

Аннотация: В статье рассматриваются вопросы, связанные с изучением процесса формирования иконописного фонда храмов Череповецкого края второй половины XVII - начала XX века. В связи с восстановлением разрушенных храмов, реконструкцией их интерьеров, в настоящее время особенно актуальна задача выявления особенностей иконографического состава иконописного фонда храмов дореволюционного периода, реконструкция композиций иконостасов.

Ключевые слова: Череповецкий Воскресенский монастырь; Череповецкий уезд; иконописный фонд; иконопись; иконография;

Summary: The article deals with issues related to the study of the process of formation of the iconographic fund of the temples of the Cherepovets region of the second half of the 17th - early 20th centuries. In connection with the restoration of the destroyed temples, the reconstruction of their interiors, the task of identifying the features of the iconographic composition of the iconographic fund of the temples of the pre-revolutionary period, the reconstruction of the compositions of the iconostases is currently particularly urgent.

Keywords: Cherepovets Resurrection Monastery; Cherepovets county; iconographic fund; iconography;

Вологодская земля на протяжении столетий была важнейшим духовным центром Русского Севера, поэтически ее называют «Северной Фиваидой». Иконописное наследие северного края в последние десятилетия особенно привлекает внимание исследователей, выявляющих не известные ранее историко-художественные ареалы. К таким недостаточно изученным ареалам Русского Севера относится Череповецкий. В настоящее время, в связи с восстановлением храмов и воссозданием их интерьеров, особенно актуальна задача выявления особенностей иконографического состава иконописного фонда храмов дореволюционного периода, реконструкция композиций иконостасов.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Цель данной статьи - проследить процесс формирования иконописного фонда храмов Череповецкого края; выявить особенности его иконографического состава.

Возникновение Череповецкого историко-художественного ареала связано с основанием в среднем течении Шексны Череповецкого Воскресенского монастыря ок. 1362 г., свв. Феодосием и Афанасием, учениками преп. Сергия Радонежского. Данный ареал находился в пределах Молого-Шекснинской низменности и Средне-Шекснинской низины. В XIV-XVII вв. в округе монастыря возникает ряд пустыней. Применительно к Череповецкому ареалу в науке и литературно-обиходном языке употребляются термины «Череповецкий край», «Череповецкая округа».

Земли, на которых был основан Череповецкий Воскресенский монастырь, входили в состав Белозерского уезда. В епархиальном отношении Белозерье подчинялось архиереям Ростова Великого, а с конца XV в. - Великого Новгорода. Воскресенский монастырь был ставропигиальным.

Процесс формирования иконописного фонда храмов Череповецкого края можно разделить на несколько этапов. Начало ему было положено во второй половине XIV в. С момента основания обители в ней находился чудотворный образ Воскресения Христова. Первые иконы были, несомненно, привозные (вероятно, из Ростова Великого и Москвы). В силу особенностей географического положения и исторического развития, на формирование художественной культуры Череповецкого края особое влияние оказали центры Верхней Волги.

К периоду Смутного времени в Череповецком крае насчитывалось, по меньшей мере, 14 монастырей [1] . Все храмы этого периода были деревянными. Многие из них, в том числе Воскресенский монастырь, были сожжены во времена «литовского разорения» [2] . Поэтому икон, созданных до начала XVII в., сохранилось не так уж много.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

После Смутного времени начинается новый этап формирования иконописного фонда Череповецкого края, он связан с восстановлением храмов и монастырей. В XVn-XVTII вв. возводятся десятки деревянных церквей и часовен.

Убранство храмов самого Воскресенского монастыря не было богатым: большая часть икон была «написана на охре», а иконы не были украшены ризами [3] . Создавали иконы и архимандриты, и местные иконники из крестьян-бобылей, проживавшие в подмонастырском селе Федосьево.

В этот период на развитие иконописания Череповецкого края значительное влияние оказала школа Ярославля. Артели ярославских мастеров могли выполнять заказы для ряда приходских церквей. В это время в связи с нехваткой иконописцев в селах активно работают иконники из крестьян, создающие весьма выразительные образы. В качестве примера можно привести иконы из Никольской церкви села Дмитриево, ныне находящиеся в Череповецком музее.

Третий период храмового строительства начинается примерно со второй половины XVIII в., когда в самом Череповце и его округе строятся каменные храмы. Преображается архитектурный ансамбль Воскресенского монастыря. Соответственно меняется и композиция храмовых иконостасов. Активное строительство вызвало необходимость появления квалифицированных художников-иконописцев. Уже после упразднения монастыря (1764) в Череповецком Воскресенском соборе иконописанием занимались Стефан Петров и Лука Петров. Известным художником конца XVIII - первой половины XIX века был И. А. Подшивалов. Писали иконы и его сыновья [4] . В данный период икона зачастую предельно сближается с картиной, а мастера, создававшие иконы, были одновременно и иконописцами, и живописцами.

На территории нынешнего Череповца отстраиваются каменные Троицкая (1758), Иоанно-Богословская (1757-1803) и Христорождественская церкви, позднее возводится еще ряд храмов и часовен. К сожалению, церковные описи, которые могли бы пролить свет на особенности иконописного фонда многих городских храмов, отсутствуют. В Череповецком уезде в конце XVIII в. находилось 118 населенных пунктов и 69 приходских церквей [5] . Как правило, в приходах строились два храма. Вообще, на территории Череповецкого края до октябрьского переворота располагалось от 24 до 32 обителей [6] .[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Иконостасы церквей Воскресенского собора имели свои особенности. Появляются изображения святых, которые были канонизированы сравнительно недавно: например, Макария Желтоводского и Кирилла Новоезерского, Филиппа Ирапского, Феодосия Тотемского и др. Позднее в соборе появляются иконы местных святых: прпп. Феодосия и Афанасия Череповецких, а также Антония Черноезерского. Иконописный фонд храма постоянно пополнялся. В описи собора от 23 февраля 1919 г. упоминается 87 икон.

На территории села Федосьево (ныне Красноармейская площадь г. Череповца) были возведены каменные храмы Иоанна Богослова и Благовещения, составлявшие единый ансамбль. В описи Иоанно-Богословской церкви за 1854 г. числится более 160 икон, значительная часть их находится ныне в собрании Череповецкого музейного объединения. Данные иконы исполнены в традициях барокко и академизма.

В связи с различным епархиальным подчинением храмов Череповецкого края, в составе их иконописного фонда имелись свои особенности. Например, в церквях села Богородского находилось немало изображений ростовских святых (в XVI в. село Богородское являлось вотчиной Ростовского архиерейского дома). Там же были и образа «греческой работы». В храмах села Богословского вполне могли быть иконы московской школы. В приписанной к Воскресенскому Череповецкому монастырю Свято-Троицкой Филиппо-Ирапской пустыни были, видимо, свои иконописцы. Возможно, одному из них принадлежит чудотворный образ, предназначенный для раки святого (1669). Из находившихся в пределах Череповецкого уезда сел Едома, Ирма, Долгая Слобода и деревни Пасмурово происходят высокохудожественные произведения иконописи, в их числе - уникальный Деисус конца XV-XVI вв.

В Благовещенской церкви села Едома (1866) иконы отличались «древностью и ценностью письма»: это село издавна принадлежало московскому Симонову монастырю. Вероятно, там были иконы московской школы. В Покровской церкви села Конечное находились иконы греческой работы [7] .

В западной части нынешнего Череповецкого района находилась Уломская волость, относившаяся вплоть до конца XVIII в. к Пошехонскому уезду, к Ростовской епархии. В пределах волости существовало семь приходов, располагавшие значительным иконописным фондом. Это церкви сел Улома, Дмитриево, Курилово, Нелазское (Борисоглебское), Луковец, Логиново.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Приход Уломы Железной известен с XVI в. Жители ее, занимавшиеся железоделательным промыслом, были состоятельны, поэтому здесь в 1769 г. была построена Спасская каменная церковь, а с нею рядом в 1807 г. - тоже каменная Троицкая. Вызолоченный резной иконостас Спасского храма имел шесть ярусов. В Спасской церкви находилось 118 икон, а в Троицкой - 92 иконы. Среди изображений были образы «исправной греческой работы». В Вознесенской церкви соседнего села Курилово иконостасы удивляли «прекрасной живописи образами».

Большая группа из 148 икон, находящаяся ныне в Череповецком музее, происходит из церкви свт. Николая Чудотворца села Дмитриево (1673). Значительное количество икон исполнено местными мастерами из крестьян, в русле ярославской школы. Особый интерес представляют житийные образы местного ряда. Иконостасы, интерьеры построенного рядом в 1788 г. Благовещенского каменного храма частично сохранились, благодаря этому мы имеем возможность познакомиться с различными направлениями, которые существовали в местной иконописи в XVII-XIX вв.

После территориальных переделов, произошедших после 1917 г., в пределы нынешнего Череповецкого района вошли северо-восточные земли Пошехонского уезда (21 церковь и 20 часовен). К их числу относится приход села Спас-Лом. В 1827 г. на месте Спасо-Ломской пустыни, основанной прп. Игнатием в XVI в., была возведена церковь Спаса Нерукотворного. По свидетельству П. П. Покрышкина (1907 г.), в южном приделе церкви находились замечательные иконы и Царские врата, созданные еще во время существования монастыря. Святыней обители был чудотворный образ Спаса Нерукотворного, написанный костромскими изографами в 1664 г., а также икона Богоматери Скоропослушницы письма афонских мастеров. Почитаемая в пустыни икона прп. Игнатия (ныне в Череповецком музее) была создана Иваном Никифоровым [8] .

Сохранившиеся источники позволяют говорить о том, что значительными иконописными фондами располагали десятки храмов Череповецкого уезда. К сожалению, далеко не всегда есть возможность выявить происхождение ценных в художественном отношении произведений, которые находятся ныне в Череповецком музее.

В целом, можно отметить некоторые особенности иконографического состава иконописного фонда храмов Череповецкого края. С одной стороны, наряду с изображениями особо почитаемого свт. Николая Чудотворца часто встречаются иконы митрополита Димитрия и епископа Леонтия, царевича Димитрия, свв. Космы и Дамиана, прпп. Сергия Радонежского, Зосимы и Савватия Соловецких, Кирилла Белозерского, Кирилла Новоезерского. С другой стороны, иконы свв. Димитрия Прилуцкого, Дионисия Глушицкого, Нила Сорского, Феодосия Тотемского, распространенные в Белозерье и округе Вологды, в описях храмов Череповецкого уезда встречаются значительно реже. Нечасто упоминаются иконы Евфросина Синозерского, Антония Черноезерского, Адриана Пошехонского и Игнатия Ломского, крайне редко - изображения прп. Сергия Шухтовского. Сложно объяснить тот факт, что образы основателей Череповецкого Воскресенского монастыря - прпп. Федосия и Афанасия - известны лишь по нескольким иконам XIX-XX вв.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Судя по церковным описям, в каждом храме (их было около 140 в Череповецком уезде) могло находиться, в среднем, от 70 до 100 икон. В фондах же Череповецкого музея сейчас хранится 700 произведений. По самым приблизительным подсчетам, уцелела, самое большее, лишь сотая часть былого иконописного наследия Череповецкого края. В редчайших случаях сохранились интерьеры храмов, как например, в церкви свв. Богоотец Иоакима и Анны села Степановское (Носовское) или Благовещенской Дмитриевской (1788).

На основании изученных источников можно сделать некоторые выводы:

В заключение следовало бы заметить, что в настоящее время лишь малая часть сохранившихся произведений иконописи раскрыта методами научной реставрации. Возможно, будущие реставрационные открытия позволят по-новому взглянуть на процесс формирования иконописного фонда храмов Череповецкого края.

Литература

  1. Афетов Л. А. Исторический очерк бывшего Череповского Воскресенского монастыря и его земельных владений. Репр. воспр. изд. 1895 г. Череповец: [Музейное объединение], 2010. 479 с.
  2. Годунова С.Н. Иконописное наследие Череповецкого края конца XIV - начала XX веков. Череповец: Череповецкий гос. ун-т, 2019. 346 с.
  3. МальцевМ.Г. Череповецкая Фиваида. Святые и святыни Череповецкого края. СПб.: Русская Фиваида, 2010. Ч. 2. 58 с.
  4. Преподобный Игнатий Чудотворец и основанная им Спасо-Ломская пустынь, что ныне села Спасского на Лому церковь // Новгородские епархиальные ведомости. 1892. № 50. С. 789.
  5. Рыбаков А. А. Вологодская икона. Центры художественной культуры земли Вологодской XIII-XVIII веков. М.: Галарт, 1995. 484 с.
  6. Шалашов Е. И. Очерки по истории Череповецкого Воскресенского собора 1780-1961 годы. Череповец: Издательский дом «ЧереповецЪ», 2007. 147 с.

// Рябининские чтения – 2023
Карельский научный центр РАН. Петрозаводск. 2023. 526 с.

Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф