Антропова И.А. (г.Санкт-Петербург), Журавлева А.И. (г.Санкт-Петербург)
Кемские живописные царские врата: предварительные исследования Vkontakte@kizhi

Рис. 1. Царские врата из Кемского Успенского собора. 1670 - начало 1680-х гг. Фото Ильи Думова, 2022 г.Рис. 2. Схема-реконструкция комплекса Царских врат. Авторы: А. И. Журавлева, Б. Н. Михайлов

Аннотация: В ходе исследования памятников Кемского Успенского собора были обнаружены ранее неизвестные живописные Царские врата, находящиеся под масляной записью XIX в. Современные методы исследования вкупе с историческими изысканиями позволили не только выявить технологические особенности памятника, но объединить в одну группу сень и столбики, а также предположить изначальное их место поставления.

Ключевые слова: Кемь; Царские врата; исследования; технология живописи;

Summary: During the study of the Kem Assumption Cathedral monuments, the picturesque Holy Gates, previously unknown, were discovered. They were found under the oil painting of XIX centure. Modern research methods in line with historical survey enable not only to identify the historical technologies’ features of the monument, but also to integrate the canopy and columns into one group, as well as to suggest their original allocation.

Keywords: Kem; Royal Gates; research; painting technology;

В связи с изучением памятников древнерусского искусства города Кеми в поле нашего внимания попали ранее неизвестные живописные Царские врата [1] (рис. 1). Как выяснилось в процессе исследования, в 1975 г. эти врата находились в местном ряду главного придела кемского Успенского собора [2] . В момент демонтажа иконостасов, связанного с предстоящими ремонтно-реставрационными работами в церкви, их зафиксировал художник-реставратор Карельского отделения Специальных научно-производственных реставрационных производственных мастерских (Кар. СНРПМ) А. И. Байер [3] . Позже он вывез врата в Музей изобразительного искусства Республики Карелия в Петрозаводск в числе других икон, требующих срочного реставрационного вмеша- тельства [4] . В 2020 г. врата были переданы в Кемский собор [5] и сейчас находятся на реставрации [6] .[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Факт появления живописных врат в иконостасе Успенской церкви кемского собора противоречил архивным фотографиям [7] и документам, которые свидетельствовали, что во всех трех приделах храма, начиная с XIX в. [8] и как минимум до середины прошлого столетия [9] , стояли исключительно резные комплексы Царских врат. Более того, все они сохранились и в настоящее время находятся на своем историческом месте в Успенском соборе. Исходя из этих данных важно было понять, какое отношение к интерьеру кемского храма имели существовавшие там до вывоза в музей живописные врата. Интерес к неизвестному произведению, принадлежащему одному из самых значимых архитектурных сооружений Кеми, а также возможность применить некоторые естественнонаучные методы исследования [10] , позволили нам, несмотря на состояние его сохранности, изучить памятник и выявить основные аспекты техники и технологии создания. Кроме того, на основании этих, а также исторических изысканий еще до его раскрытия стало возможным сделать некоторые предположения относительно времени создания и бытования. Публикуемые Царские врата относятся к традиционным по типологии (две створки с навершием) и иконографии вратам с изображениями «Благовещения» и четырех Евангелистов, широко распространенным на всей территории Древней Руси, начиная с XV в. В данный момент стилистические особенности живописи и иконографические подробности композиции малодоступны для визуального анализа, поскольку Царские врата находятся под масляной записью XIX в., сильно потемневшей и загрязненной покровной пленкой и профилактическими заклейками.

Современные размеры левой створки: 201,0 х 45,8 * 5 см; правой: 201,0 * 47,5 * 5 см. Изначально они были существенно короче: 158,0; сейчас снизу обе створки надставлены деревянными филенчатыми конструкциями, фиксируемыми к основному щиту c тыльной стороны при помощи накладных досок и металлических гвоздей. Авторская основа каждой створки исполнена из двух досок и двух врезных односторонних шпонок, выполненных из сосны11. Поздние надставки состоят из обвязки, филенки, состоящей из нескольких досок, и накладной профилированной рамки. Примечательно, что поздняя филенчатая конструкция выполнена из ели, тогда как вертикальная накладка на лицевой стороне левой створки врат, призванная скрыть небольшой зазор между створками, - из сосны. Фигурные завитки в нижней части наверший имеют сквозную трещину до шпонки и подвижны относительно основы. Окончание завитка на правой створке, зафиксированное на животный клей, возможно, является поздней вставкой.

Тыльная сторона створок без существенных утрат. Вдоль внешних краев наблюдаются круглые отверстия и вертикальные отщепы, связанные, очевидно, с системой креплений. Сохранились маркировки желтой («189») и темно-красной («I/4 а», «I/4 б») красками, указывающие на местоположение врат в иконостасе и порядковый номер в акте осмотра во время их фиксации в Успенском соборе в 1975 г.

Состояние сохранности живописного слоя на створках разное. В нижнем клейме левой части имеется большая (до 50 см в высоту и 36 см в ширину) утрата до грунта и вертикальная царапина (60 см); правая створка без существенных повреждений. Отметим выкрошки красочного слоя по всей поверхности живописи и потемневшую загрязненную местами сгрибленную покровную пленку. В целом же визуальный осмотр памятника вызывает сдержанный оптимизм по поводу состояния авторского слоя живописи.

Дальнейшие исследования показали, что паволока врат среднезернистая, полотняного переплетения. Нити основы и утка из волокон льна. Грунт гипсовый, с незначительным количеством протеинового связующего. Авторский красочный слой также на основе протеинового связующего, основной состав пигментов, определенных при стратиграфическом анализе проб, - это охры, свинцовые белая и красная, киноварь, глауконит, отдельные кристаллы меди, органическая черная. Практически на всех образцах под масляной записью присутствует слой авторской олифы. Важно отметить, что авторская металлизированная разделка, встречающаяся в ряде проб, - клеевая, выполнена серебром.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Видимая прописка масляными красками в среднике деликатна, исполнена в контурах авторской росписи тонким слоем и сконцентрирована, в основном, на изображениях архитектуры, позема, фона; реже - на изображениях одежд святых. Металлизированная разделка на части изображения продублирована слоем потали на масляном лаке; встречается также масляное золочение. Орнамент в виде разделенного на равные лепестки цветка в круге, расположенного в завитках навершия, углах средника и на стыке клейм, как и едва просматриваемая волнообразная разделка на полях - поздние, выполнены в одном слое с записью на полях, которые, в свою очередь, прописаны целиком, толстым укрывистым слоем с изменением цвета. Предположительно, эти орнаменты отсутствуют в первоначальной композиции, так как нижний красочный слой образца, взятого с одного из этих изображений, совпадает с нижним красочным слоем фрагмента с изображения фона и не несет на себе слоев вышележащей темперной разделки. Поверхность записей покрыта сильно загрязненным и пожелтевшим масляным лаком, на некоторых участках - с добавлением небольшого количества спирторастворимых смол.

В процессе исследования Царских врат и выявления особенностей техники и технологии их исполнения были предприняты поиски возможных аналогий среди других живописных памятников Кеми. В результате мы обратили внимание на живописные столбики [11] [12] и сень [13] , также происходящие из Успенского собора (хранятся в МИИ РК) [14] . Столбики, в отличие от сени, были полностью раскрыты от поздних записей [15] и опубликованы В. Г. Платоновым, который отметил их необычную конструкцию и справедливо назвал исключительными по качеству исполнения [16] .

Столбики имеют Г-образную форму, вытесаны из цельного бруса. Размеры первого: 106,1 х 11; второго: 107,4 х 11,2 см, материал основы - сосна. К сожалению, однозначно сказать, была ли их форма так задумана изначально или подверглась изменениям в процессе бытования, невозможно. Второе, однако, кажется нам менее вероятным, так как риск повреждения авторской росписи при удалении столь значительной части основы достаточно велик. На лицевой стороне, под живописным изображением также присутствует льняная паволока полотняного переплетения. Грунт, определяемый в пробах, - соединения кальция на основе протеинового связующего. Авторский живописный слой также выполнен на основе протеинового связующего, пигментный состав перекликается с обнаруженным на створках. Как уже упоминалось, столбики были отреставрированы, поэтому сказать что-то определенное о составе поздней масляной записи мы не можем, кроме того, что она была [17] .

В отличие от столбцов и даже врат состояние сохранности живописной сени крайне неудовлетворительно. Памятник несет на себе следы многочисленных масштабных поновлений. Отметим, что из-за сильно потемневшей загрязненной покровной пленки изображение «Евхаристии» едва читается. Так, детали композиции (положение фигуры Христа, одежды, позы апостолов) были уточнены только при обработке фотографий сени методом цветоделения. Деревянная основа (размер: 93,4 х 58,2 см) состоит из горизонтально расположенной доски и двух надставок под ней, края которых утрачены. Шпонки врезные, разной формы, расходятся в стороны под углом около 20° к вертикали. Материал основы и шпонок - липа. Паволока полотняного переплетения, нити состоят из волокон льна. Грунт белого цвета, соединения кальция на основе протеинового связующего.

Первоначальный красочный слой сени по составу перекликается с живописью врат и столбиков, однако, поврежден гораздо сильнее. Если на сохранившихся участках авторской живописи поздние прописки так же деликатны, как и в случае с вратами, то большие участки вставок отличаются как по толщине и составу подготовительного и живописного слоев, так и по фактуре поверхности. В местах утрат живописи до основы видны попытки подведения воско-масляной мастики и нанесения масляного красочного слоя красновато-коричневого цвета. Отметим, что один из слоев поздней опуши на сени совпадает по составу с записью на вратах. В стратиграфии образцов также были обнаружены следы серебрения по клеевому слою.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Все вышеназванные памятники - врата, сень и столбики - никогда не рассматривались как один комплекс [18] . Ряд фактологических данных, зафиксированных при их изучении, позволил нам сформулировать гипотезу о принадлежности этих произведений единому ансамблю, как минимум, на одном из периодов бытования памятников (рис. 2). Так, отметим достаточно близкие значения размеров: ширина сени совпадает с общей шириной створок; высота столбиков сопоставима с первоначальной высотой врат (до начала навершия). Однако основным аргументом в пользу объединения, до возможности произвести стилистическое сравнение, является, в случае с Царскими вратами и сенью, совпадение по ширине и глубине выпуклых элементов резного навершия врат и вырезов на нижней дуге сени [19] , а в случае со столбиками - их иконографическое сходство с изображениями на вратах (выявлено при обработке фотографий методом цветоделения) и некоторые технологические особенности. Так, все перечисленные памятники имеют паволоку, грунт, а также выполнены в сходной колористической гамме с практически совпадающим пигментным составом. Идентичные слои записи синего цвета обнаружены на торцах врат, остатки их - на торцах сени и тыльной стороне столбиков. Вместе с тем, в рамках этой концепции пока не поддаются объяснению различный породы деревянных основ (врата и столбики - сосна, сень - липа), расхождение в составе грунтов (гипс на вратах и мел как основной наполнитель на столбиках и сени).

Проведенные исследования дают возможность уже на стадии предварительного анализа рассмотреть живописные Царские врата, столбики и сень как комплекс памятников, существовавший на протяжении некоторого времени в одной из кемских церквей. Связать его с Успенским собором и обозначить как ансамбль одного из первоначальных храмовых иконостасов не позволяют документальные сведения. Напомним, что с начала XIX в. в трех иконостасах собора фиксируются только резные позолоченные Царские врата и ни разу не упоминаются живописные.

Однако в недавно обнаруженных церковных документах [20] , описывающих убранство всех кемских церквей в первой половине XIX столетия, встречается лишь один иконостас, в котором находились «столярные гладкие, с изображениями на них разных святых угодников» Царские врата с сенью и столпцами [21] . Церковь Рождества Иоанна Предтечи, в интерьере которой и был отмечен живописный комплекс центрального входа в алтарь, находилась на небольшом острове Леп посредине реки Кеми. Известно, что храм построен «общественным иждивением» по благословению Корнилия митрополита Великого Новгорода и Великия Луки в 1682 г. [22] Позже, в 1785 г. он был перенесен на новое место, а в начале XIX в. снова перестраивался, по крайней мере, в церковные документы называют его «новым» в 1802 г. [23] Дальнейшая история церкви теряется, вероятнее всего, она была утрачена в 1920-х гг [24] . Полагаем, что в это время живописные Царские врата с сенью и столбиками могли быть перенесены в Успенский собор и хранились в разных местах храма, утратив свою принадлежность единому ансамблю.

Таким образом, проведенные исследования позволяют нам ввести в научный оборот ранее неизвестные произведения и сформулировать ряд гипотез об их создании и бытовании. Вместе с тем, очевидно, что делать окончательные выводы о принадлежности врат, столбиков и сени к одному времени, художественной традиции и единому ансамблю следует на основе стилистического анализа, который возможен только после их раскрытия. Тем не менее, некоторые данные о композиции, рисунке, пропорциях и факты о материальной составляющей, полученные естественнонаучными методами, позволяют датировать публикуемые памятники не позже начала 1680-х гг. Важно также отметить, что впервые появилась возможность говорить об иконописи, связанной не с Успенским собором, а с другой церковью Кемского городка, что, в свою очередь, расширяет наши представления о художественной традиции Карельского Беломорья во второй половине XVII в.

Литература

  1. Байер А. И. Исследования и реставрация живописи иконостасов Успенского собора Кеми // Архитектурное наследие и реставрация. М., 1988. С. 272-289.
  2. Платонов В. Г Иконопись западного Беломорья в музейных собраниях [электронный ресурс] URL: https://artmuseum. karelia.ru/wp-content/uploads/2012/10/Vladimir-Platonov-Ikonopis-zapadnogo-beloMorya-v-Muzejnyh-sobraniyah.pdf

// Рябининские чтения – 2023
Карельский научный центр РАН. Петрозаводск. 2023. 526 с.

Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф