Курочкин А.Г. (г.Санкт-Петербург)
Особенности иконостасов и соборного убранства деревянных храмов Русского Севера XVII-XX веков: взгляд реставратора Vkontakte@kizhi

Облик иконостасов Успенского собора г. Кеми в начале 1950 г. согласно архивным источникам музея-заповедника Кижи (Буйнов А. Н. Успенский собор, г. Кемь, Иконостас, 1947–1948 гг. КП-7012/4 (источник в открытом доступе https://kizhi.karelia.ru/ collection/uspenskij-sobor-g-kem/3449)...Иконостасы Успенского собора г. Кеми в сохраненном историческом облике (фото из личного архива автора)

Аннотация: Настоящий доклад раскрывает современный путь к сохранению культурного наследия Русского Севера в его художественно-материальном воплощении, освоения и передачи технологических приемов и навыков предков, равно как и полномасштабную изыскательную и координационную работу, результатом которого явилось возвращение, после почти 300 бытования, четырех иконостасов Успенского собора г. Кеми на свое историческое место.

Ключевые слова: сохранение культурного наследия; иконостасы Успенского собора г. Кеми; реставрационные и отделочные работы по дереву;

Summary: This scientific report regards modern process for Russian North heritage conservation in terms of its artistic and physical value, mastering technologies and skills of the past, parallel to scaled research and organizational coordination, which altogether have resulted in return after almost three hundred years of four icon walls to its historic place at the Cathedral of the Dormition of Our Lady in Kemi town.

Keywords: cultural heritage conservation; icon walls at the Cathedral of the Dormition of Our Lady in Kemi town; artisan cabinetmaker and restor;

У иконостасов в деревянных храмах есть своя жизнь, которая часто меняется на протяжении времени. Например, первоначально поставленные тябловые иконостасы впоследствии в основном были заменены на каркасные. Фактором такой перемены являлась не только мода на новые архитектурные стили, желание священноначалия или благодетеля к перемене, хотя и эти факторы могут оказывать свое воздействие. Определяющим, на мой взгляд, условием перехода от тябловых иконостасов к каркасным в подобных храмах являются конструктивные особенности сруба, физические свойства древесины и атмосферные воздействия, влияющие на него.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Изначально иконостасы изготавливались тябловым способом: поперечная балка врезалась в северные и южные стены храма, и количество таких горизонтальных балок определялось числом ярусов иконостаса. Иконные доски вставлялись в горизонтальные пазы этих балок так, чтобы гребень паза не давал иконе выпасть из своего посадочного места. Таким образом икона зажималась между пазами нижней и верхней тябловых балок.

Со временем сруб храма садился, расстояние между тяблами сокращалось, тем самым, оказывая вертикальное давление на иконные доски, что не способствовало сохранности икон. В то же время нарушалась геометрия деревянного храма. Западная стена имела усадку естественным образом, а восточная стена, усаживаясь, зажимала тяблами иконные доски и могла повиснуть на них. Для того, чтобы избежать таких негативных последствий, в середине XVIII в. стали переделывать тябловые иконостасы на каркасные, которые имели независимые или малозависимые крепления к срубу.

Подобную историю мы можем наблюдать во вновь отреставрированном Преображенском соборе на острове Кижи, в котором первоначальный тябловый иконостас был заменен на каркасный в середине XVIII в. Следы от тяблового иконостаса сохранились на срубе храма в виде гнезд, одна тябловая балка осталась под «небом» собора за иконостасом.

Обращает на себя внимание иконостас Успенского собора г. Кеми, в котором можно увидеть и тябловый, и рамный, и каркасный иконостасы. В соборе их всего четыре: центральный - Успенский, в правом приделе - Никольский, в левом приделе - Зосимо-Савватиевский, в середине храма - Трапезный иконостас, через врата которого мы входим в центральный Успенский придел.

В 2016 г. моя команда приступила к реставрации Успенского собора г. Кеми. Собор был в аварийном состоянии, центральный шатер имел серьезный крен, алтарная часть была развернута вокруг своей оси, нижние венцы и плахи пола лежали на грунте и имели следы гниения. Для проведения масштабных реставрационных работ было необходимо пересогласовать с Управлением по охране объектов культурного наследия Республики Карелия перенос работ с основной площадки на удаленную. Забегая вперед, хотелось бы отметить, что благодаря этому шагу удалось безостановочно проводить реставрационные работы в сложных вновь выявленных обстоятельствах.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

При подготовке фундаментных работ на глубине 30 см были обнаружены захоронения, и работы на основной площадке были приостановлены. Поскольку началась тесная работа с археологами РАН, к фундаменту получилось вернуться только через год. В то же время, как уже было отмечено, благодаря тому, что сруб вывезли на удаленную площадку, работы по его реставрации не прекращались.

В 2018 г. было начато проектирование утраченных иконостасов. При разборке сруба обнаружились элементы резьбы, явно принадлежащие иконостасу. Они находились в подсобных помещениях, в интерьере храма, на подворье Соловецкого монастыря в Кеми. По найденным крупицам складывалась общая картина облика иконостасов. Важно отметить, что фотоматериалы по Успенскому собору г. Кеми, заказанные в научном архиве Музея-заповедника «Кижи», очень сильно помогли в работе.

К сожалению, следует признать, что при составлении проекта мы были очень сильно ограничены во времени в проведении исследовательских работ, поэтому в процессе производства работ нам приходилось вносить в проект изменения.

Так, на тябловых досках Успенского иконостаса, под карнизным профилем более позднего крепления, уже в процессе реставрационных работ были обнаружены росписи, записанные серой краской. На филенках цокольного ряда иконостаса, под той же серой краской была скрыта роспись растительного орнамента. На реставрационном совете было принято решение восстанавливать эту роспись и воссоздавать утраченные элементы [1] .

Параллельно с реставрацией не прекращались изыскательные работы. При изучении материалов по иконостасам Северо-Западного региона нами были обнаружены удивительно схожие ставы в храме Петра и Павла села Вирма. Сохранившиеся элементы резного декора кемского иконостаса полностью совпадали с этими ставами. Более того, часть деталей кемского иконостаса угадывались на архивных фотографиях по слабым очертаниям, о некоторых элементах мы только догадывались. В Вирме же они находились в прекрасной сохранности и полном объеме. Полностью совпадала конфигурация профилей, стилистика резьбы и общая концепция росписи филенок.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Таким образом, на основании натурных исследований и архивных материалов удалось полностью восстановить ставы и резной декор местного ряда Успенского иконостаса, что помогло привести главный иконостас кемского собора в свой первоначальный вид. Опираясь на выявленные совпадения в иконостасах кемского Успенского собора и виремской церкви Петра и Павла, можно говорить о существовавшей в этом районе одной артели, которая проводила данные работы.

Важно отметить еще одно наблюдение. В Успенском приделе, где располагается главный шатер, в стенах четверика видны гнезда от потолочного перекрытия, что говорит о том, что изначально иконостас был ниже. Потолочные перекрытия могли быть убраны в связи с изменением иконостаса. Предположим, что иконостас мог измениться из-за установки в нем икон большего размера, например, икон деисусного чина.

Что касается Царских врат Успенского иконостаса, то стилистические особенности резьбы здесь не соответствуют резьбе на ставах местного ряда, что свидетельствует об изготовлении Царских врат в другое время и другими мастерами. Важно отметить, что при изучении живописи на изображении «Богоматери» в композиции «Благовещения» на сохранившейся створке Царских врат было обнаружено стилистическое сходство с иконами, созданными известными иконописцами братьями Чалкиными, работавшими в середине XIX в. на Соловецком архипелаге. Возможно, это наблюдение косвенно подтверждает гипотезу о том, что Царские врата были изготовлены позже.

Помимо упомянутых ранее сохранившихся фрагментов виремского иконостаса и их связи с Успенской церковью, нами были выявлены еще одни Царские врата, которые также имели большое сходство с кемскими вратами, но уже Зосимо-Савватиевского придела. Заинтересовавший нас памятник находился в деревянной церкви Владимирской иконы Божьей Матери в деревне Большая Слудка (Большая Слуда) Архангельской области (1642 г. постройки). К сожалению, сами врата не сохранились: церковь сгорела от удара молнии в 1963 г. При сравнении опубликованной фотографии [2] с резными вратами Зосимо-Савватиевского придела заметна их невероятная схожесть, на основании чего можно предположить, что врата делались в одной и той же мастерской, одними и теми же мастерами.

Таким образом, проделанная изыскательная работа, а также соприкосновение с артефактами в процессе реставрации позволили сделать вывод, что работы в храмах над иконостасами могли вестись разными артелями, которые находились в разных местах, и пути их деятельности неожиданным образам переплетаются во времени и пространстве. Сейчас мы по крупицам можем воссоздавать эти пути, но для этого требуется дальнейшее изучение интереснейшего вопроса.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Мы явились свидетелями проявления самобытного мастерства и художественного таланта наших предков. Наша задача - суметь сохранить данный уникальный опыт и передать его далее последующим поколениям. Наша мастерская на протяжении многих лет вносит в этот процесс свой посильный вклад. Сохраняя культурное наследие, мы возрождаем технологии, методики и передаем накопленный опыт молодому поколению.

Литература

  1. Бобринский А. А. Народные русские деревянные изделия: Предметы домашнего хозяйства и отчасти церковного обихода [Альбом]. 2-е изд. М., 1911-1913. Вып. 1-11.

// Рябининские чтения – 2023
Карельский научный центр РАН. Петрозаводск. 2023. 526 с.

Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф