Платонов В.Г. (г.Петрозаводск)
Карельская Мадонна (к вопросу об иконописной мастерской в Паданском погосте на озере Сегозеро) Vkontakte@kizhi

Аннотация: Статья посвящена исследованию иконографического и стилистического своеобразия иконы «Богоматерь Гора Нерукосечная» из деревни Паданский Погост - памятника иконописи конца XVII - начала XVIII в., созданного в иконописной мастерской региона на озере Сегозеро, населенного карелами (Паданский погост). В то же время автор выявляет возможные источники иконографии и орнаментации в иконописи Соловецкого монастыря и Западного Беломорья.

Ключевые слова: карелы; местные традиции в иконописи и декоративном искусстве карелов; культурные связи с Соловецким монастырем;

Summary: The article examines iconographic and stylistic peculiarities of the icon «The Virgin of the Mountain Not Cutting off by Human Hands» - a monument of the late 17th - early 18th cent., created in an icon-workshop of the area around Lake Segozero, populated by karels (Padansky pogost). At the same time, the author points out some possible sources of iconography and ornamentation in icon-painting of Solovetsk monastery and the Western shore of the White Sea.

Keywords: ethnic community of Karels; local traditions of karelian icon-painting and decorative art; cultural connections with Solovetsk monastery;

В фондах Музея изобразительных искусств Республики Карелия хранится икона «Богоматерь Гора Нерукосечная» из деревни Паданский Погост Медвежьегорского района, которая привлекает внимание сочетанием сложной и сравнительно редкой для «северных писем» иконографии с ярко выраженной декоративной красочностью художественного решения [1] .[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Икона входит в стилевую группу памятников, происходящих с территории древнего Паданского погоста на озере Сегозеро, одного из восьми так называемых «лопских» погостов. Здесь уже с XVI в. основным населением стали карелы, вытеснившие и частично ассимилировавшие прежде живших в этих местах саамов («лопь») [2] . Иконопись Сегозерья была собрана в основном экспедициями Музея изобразительных искусств Республики Карелия, многие иконы прошли реставрацию. В литературе освещены некоторые вопросы развития местной иконописи [3] .

Публикуемая икона была вывезена в 1962 г. музейной экспедицией из церкви Рождества Богородицы деревни Паданский Погост, но происходит, видимо, из более древней церкви этого погоста. Начиная с 1960-х гг., задолго до начала реставрационных работ, икона была отмечена сотрудниками музея как неординарный памятник северной живописи. Не случайно она экспонировалась, еще в нереставрированном виде, на первой выставке «Живопись древней Карелии» 1964 г. (Петрозаводск - о. Кижи), а позднее и на других выставках [4] . В 2013 г. реставратор музея А. И. Байер освободил живопись иконы от олифной пленки, и она стала доступной для изучения во всех деталях.

Иконография. Богородица изображена сидящей на украшенном резьбой престоле. На ее левой руке восседает Христос. Богомладенец благословляет двумя перстами правой руки. На груди Богородицы помещено изображение Небесного Иерусалима с ликом Христа в венце, а ниже на плате написан Голгофский крест.

Богородица облачена в темно-синий хитон, а голова и плечи покрыты светлым коротким мафорием или платом. Последний украшен золотым ассистом, испод его алый. На челе и плечах Богородицы плат украшен дисками с головками. На Богомладенце серебряный хитон и золотой гиматий.

Икона относится к иконографическому типу, который получил наименование «Богоматерь Гора Нерукосечная». В основе иконографии лежит толкование пророком Даниилом сна царя Навуходоносора о камне, отколовшемся от горы и сокрушившем истукана. Составные части этого истукана символизируют четыре царства древнего мира: Вавилонское, Персидское, Греческое и Римское. «А камень, разбивший истукан, сделался великою горою и наполнил всю землю» (Дан., II, 34-35). В христианскую эпоху этот сюжет стал пониматься как пророчество о Воплощении Бога-Слова (отколовшийся камень) через Богородицу (гора). Поэтому на фоне фигуры Богоматери обычно изображалась гора, часто с другими ее символами - лествицей (олицетворение Богоматери по видению Иакова - Быт., XXVIII, 10-19), радугой (многозначный символ, в том числе олицетворяющий связь между Ветхим и Новым Заветами, между Небом и Землей), облачным орнаментом на мафории (Богоматерь - «легкое облако», на котором восседает Господь) [5] . Позем икон украшен травами, символизирующими рай [6] . Нередко встречается еще одна символическая деталь - горящая на подсвечнике свеча.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Сравнительно со многими произведениями на сюжет «Богоматерь Гора Нерукосечная», на иконе из карельского Сегозерья иконография выдержана не во всех деталях: отсутствуют изображения горы, лествицы, радуги, облачного орнамента на мафории [7] . С другой стороны, большое внимание уделено символике горящей свечи (Богоматерь - «Светоприимная свеща истинного света», «Свет неизреченно родившая» [8] ). На спинке престола укреплены четыре серебряных подсвечника с горящими свечами. Пятый подсвечник помещен на фоне спинки престола. К нему прикреплен шестой, маленький подсвечник, также с горящей свечой.

По сторонам от головы Богородицы изображены два ангела с орудиями страстей. Эта деталь становится очень частой на иконах XVII в.: крестные муки Спасителя - источник спасения человека [9] . Ангелы летят по бледно-зеленому небу, усыпанному золотыми квадратиками, - вероятно, знаками светил (подобная деталь встречается на «небесах» рубежа XVII-XVIII вв. из Заонежья). Кроме того, по краям фон покрыт светлозелеными красочными массами с заостренными концами, а его поверхность заполнена мелкими красными и зелеными штрихами, передающими, видимо, движение небесных стихий. Изображения облаков встречается на иконах этого сюжета в XVII-XVIII вв. [10]

На нашей иконе, как уже отмечалось, изображен Град Небесного Царя в виде палат, окруженных стеной (по видению Иезекииля - Иез., XXXIII-XLVII). На фоне стены размещен оглавный образ Христа в царском венце. Подобная деталь часто встречается на иконах «Богоматерь Неопалимая Купина» [11] . В широком смысле эти два образа - Гора Нерукосечная и Неопалимая Купина - раскрывают общую тему Воплощения, Вочеловечения Бога-Слова через Богородицу, поэтому символические детали на иконах обоих сюжетов могут быть сходными.

Внутренняя поверхность спинки престола окрашена в зеленый цвет. В ее верхней части нанесена надпись из шести строк, ныне частично утраченная. Верхние две строки практически не читаются: ... Н(А)ШЕМУ ВОСКРЕСЕНИЮ // (НА ТЯ НА)ДЕЮЩИХСЯ Связный текст с конца второй строки читается сле

дующим образом: ИЗ ГЛУБИНЫ // ПРЕГРЕШЕНИЙ ВОЗВЕДИ ТЫ БО ПОВИННЫЯ // ГРЕХУ СПАСЛА ЕСИ РОЖЬДШИ СПАСА НАШЕГО // ЯЖЕ ПРЕЖЕ Р(О)Ж(Е)СТВА Д(Е)ВА В Р(О)Ж(ЕС)ТВЕ Д(Е)ВА // И ПО РОЖ(ЕС)ТВЕ ПАКИ ДЕВАЯ. Этот текст перекликается со словами молитвы Пресвятой Богородице: «Воздвигни нас из глубины греховныя и просвети сердечныя очи наша к зрению спасения» [12] .[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Символику Приснодевства Марии на иконах обычно передают три звезды, размещенных на челе и плечах Богородицы (трижды Дева), но здесь на месте звезд изображены диски с головками в три четверти. Как считается, они олицетворяют небесные светила [13] . Вполне возможна интерпретация подобной же детали (профильные лики с исходящими от ртов лучами-дуновениями) как олицетворения ветров на иконе «Богоматерь Гора Нерукосечная» 1560-х гг. из Соловецкого монастыря (музей-заповедник «Коломенское»). Диски с ликами на плечах и челе Богородицы часто встречаются на иконах XVII в. «Богоматерь Гора Нерукосечная» и «Богоматерь Неопалимая Купина» (например, на иконе «Богоматерь Гора Нерукосечная» второй половины XVII в.

мастерской Оружейной палаты (Гос. исторический музей, инв. 5643/80310)). На нашей иконе теме природных стихий уделяется много внимания на фоне, покрытом, как можно предполагать, облачками и движущимися воздушными массами. Таким образом, образ Богоматери здесь может трактоваться как покровительницы природных стихий, благоприятных для человека.

С большой долей вероятности можно предположить, что автор иконы видел упомянутые выше памятники XVI в., находившиеся в местном ряду иконостаса Преображенского собора Соловецкого монастыря: ведь связи с Поморьем были в то время довольно активными. Они объясняются в первую очередь поставкой болотного железа, добываемого в лопских погостах, для нужд поморского солеварения [14] . Были, конечно, и паломнические поездки в Соловецкий монастырь, поэтому посещение последнего сегозерскими иконописцами весьма вероятно. Однако не только древние соловецкие иконы явились образцами для иконописца. В деталях иконографии просматриваются связи с искусством XVII столетия. В частности, заслуживает внимания акцент на символике горящей свечи. Если на иконах «Богоматерь Гора Нерукосечная» обычно изображали от двух до четырех горящих свечей, то на иконе из Паданского Погоста показаны, как уже указывалось, пять свечей, при этом маленькая шестая свеча прикреплена сбоку к подсвечнику большой свечи.

Художественное решение. С первого взгляда икона поражает неординарностью облика, яркой декоративностью, обилием узорочья, сочетанием контрастных цветов. Объемная характеристика ликов и фигур, глубина пространства сглажены. Лики моделированы слабо нюансированным красновато-охристым тоном, положенным по коричневому санкирю. Плавные, тонкие линии отмечают детали ликов. В живописи одеяний и престола преобладает более жесткое линейно-графическое начало. Изобразительная плоскость насыщена декоративными деталями. В живописи престола использованы разнообразные мотивы резьбы по дереву. Передние торцы его спинки заканчиваются разноцветными балясинами с фигурными перехватами. Нижняя часть престола украшена рядами арочек с подвесками-гирьками. За престолом видно подобие некоего возвышения, также покоящегося на арочках. В результате в нижней части иконы создается причудливое и очень нарядное сочетание арок со свисающими гирьками и кубических оснований ножек. Престол многоцветен, он украшен красными, белыми, зелеными, коричневыми полосками. Внешняя сторона спинки украшена стилизованным черным растительным орнаментом по коричневому фону.

Существенным украшением иконы являются рельефные нимбы и поля. На последние орнамент нанесен методом тиснения по сырому левкасу с помощью штампа длиной 18 см. Он прикладывался к поверхности полей 14 раз, причем отчетливо видны места стыков. Рельеф окрашен в желтый цвет, а окантовка в виде косого рубчика - в ярко-красный.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Основной мотив рельефного орнамента на полях состоит из чередующихся горизонтально расположенных S-образно изогнутых завитков, соприкасающихся своими концами. По нашим наблюдениям, этот мотив встречается достаточно редко, но близкий по характеру орнамент удалось найти в росписи киота для трех икон из Успенского собора города Кеми (не сохранился, известен по коллекции фотоснимков, опубликованных А. А. Бобринским) [15] . В росписи этого киота сочетаются растительные и геометризованные мотивы. Естественно, рельефный узор на иконе еще более схематизирован, но основа его узнаваема. Сегозерский мастер мог быть знакомым с церковными росписями Поморья (киоты, тябла и проч.) [16] . Прием оттиска орнамента по сырому левкасу, видимо, был известен на обширном пространстве Западного Поморья. В фондах Музея изобразительного искусства Республики Карелия хранится икона «Святитель Николай» (инв. № И-1192) из деревни Пебозеро Кемского района, находящейся в глубине территории Западного Поморья. Фон и поля этой иконы также украшены тисненым по левкасу орнаментом, но его мотивы иные.

Повышенный интерес к орнаментации отвечает общим тенденциям развития искусства рубежа XVII и XVIII вв., но на сегозерских иконах характер декорации отмечен чертами своеобразия. Для более полного представления о декоративном убранстве сегозерских икон привлечем и другие произведения из данного региона: иконы «Св. Троица», «Спас нерукотворный с праздниками и Чудом о Флоре и Лавре» из деревни Пелкула, икону-раму с клеймами жития св. Николая из деревни Лазарево (все иконы в Музее изобразительного искусства в Петрозаводске). Силуэты фигур на этих иконах очерчены плавными линиями, складки и пробела на одеждах минимальны и не дробят плоскость. Даже условное иконописное пространство сведено к минимуму. Палаты изображаются фронтально, без боковых стен, горки - обобщенной массой, с обработкой контура штриховкой.

На сегозерских иконах преобладают геометрические мотивы орнамента. Среди них - косая сетка с перекрестиями на пересечениях линий (мотив, известный в древнерусской иконописи), мелкие кружки с точками по центру (позем на «Св. Троице» [17] ). Если используется растительный мотив на седалищах и палатах, то он подвергается сильной стилизации. Движение небесных стихий передается горизонтальными цепочками S-образных завитков («Св. Троица») или коротких штрихов («Гора Нерукосечная»), «галочек» (икона-рама с клеймами жития св. Николая). Для изображения небесных светил используются золотые квадратики («Богоматерь Гора Нерукосечная»). Много внимания уделяется мотивам деревянной резьбы престола, седалищ: точеные балясины, арочки с привесками-гирьками. Последний мотив часто встречается на иконах второй половины XVII в. [18] Декоративный эффект усиливается контрастным сочетанием красного, белого, зеленого, коричневого цветов («Богоматерь Гора Нерукосечная»).

Общий цветовой тон сегозерских икон - теплый. Для фонов, полей используется, как правило, охра темноватого оттенка. С ней сочетаются светло-оранжевый цвет, обильно используемый для раскраски одежд и деталей. Эту гамму оттеняют синий и зеленый цвета.

Для многих икон из Сегозерья характерна плотная заполненность изобразительной плоскости. Не заполненные фигурами «пустые» плоскости фона и позема часто украшены орнаментом.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Связь с традициями народной культуры карелов. Насыщенность публикуемой иконы разнообразными орнаментальными мотивами невольно заставляет воспринимать ее прежде всего как нарядно декорированную плоскость. Этому усилению орнаментальности и ослаблению изобразительного начала способствует и последовательно проведенное уплощение форм, а также прием оконтуривания всех элементов изображения узкими цветными полосками. В карельской резьбе и росписи по дереву исследователи также отмечают предпочтение декоративности, достигаемой с помощью геометрических орнаментов и стилизации природных форм. Как отмечала А. П. Косменко, «если в росписях русских мастеровых наблюдалось больше элементов изобразительного рассказа, то у карел преобладала декоративная сторона» [19] . На эту особенность карельских росписей указывала и В. М. Вишневская: «Сравнивая росписи, выполнявшиеся русскими и карельскими мастерами, замечаешь, что творчество последних отличалось оригинальным образным строем, для которого характерно весьма сдержанное проявление изобразительного начала и высокое развитие орнаментально-ритмического» [20] . Для нашей темы важно подчеркнуть, что в народных росписях Сегозерья наблюдается сильнейшая стилизация растительных мотивов и трактовка их в виде плавно прорисованных силуэтных форм [21] . Родственность приемов декора на сегозерских иконах и произведениях народного искусства из того же региона нам кажется не случайной и знаменательной: она продиктована общими истоками изобразительного творчества.

Характерное для сегозерских икон предпочтение, отдаваемое геометрическому или сильно стилизованному растительному орнаменту, в целом характерно для декоративного творчества карелов. По словам

В.М. Вишневской, в карельской резьбе по дереву «орнамент выполнялся приемами контурной и трехгранно- выемчатой резьбы и состоял из геометрических и геометризованных форм» [22] . В творчестве карельских мастеров росписи по дереву также преобладает графический подход, в отличие от русских мастеров свободной кистевой росписи Обонежья, которые добивались большей живописности с помощью легких кистевых приемов.

В заключение отметим, что подробно разработанная символика образа Богоматери как повелительницы природных стихий, красота и своеобразие декоративного убранства иконы дают основание считать публикуемое произведение одним из ярких проявлений карельского художественного гения. Поэтому икону «Богоматерь Гора Нерукосечная» из деревни Паданский Погост нам бы хотелось назвать «Карельской Мадонной».

Литература

  1. Бобринский А. А. Народные русские деревянные изделия. Второе изд. М., 1911. Вып. 9.
  2. Брюсова В. Г. Русская живопись 17 века. М.: Искусство, 1984.
  3. Вишневская В.М. Резьба и роспись по дереву мастеров Карелии. Петрозаводск: Карелия, 1981.
  4. Головкова Д. С. Гора Нерукосечная // Православная энциклопедия. М., 2006. Т. 12. С. 93.
  5. Древнерусское искусство. Выставка «Итоги экспедиций музеев РСФСР по выявлению и собиранию произведений древнерусского искусства». Каталог / Гос. Русский музей. М.; Л., 1966. С. 52.
  6. Ершов В. П. Спасы-прародители // Деревня Юккогуба и ее округа. Петрозаводск: ПетрГУ, 2001. С. 332-344.
  7. Живопись древней Карелии. Каталог выставки. Петрозаводск, 1964. Древнерусское искусство. Выставка «Итоги экспедиций музеев РСФСР по выявлению и собиранию произведений древнерусского искусства». Каталог / Гос. Русский музей. М.; Л., 1966.
  8. Живопись древней Карелии. Каталог М., 1968.
  9. Карелы Карельской АССР / РАН. Карел. фил. Ин-т яз., лит. и истории. Петрозаводск, 1983. С. 30.
  10. Косменко А. П. Карельское народное искусство. Изобразительное творчество. Петрозаводск: Карелия, 1977.
  11. Косменко А. П. Послания из прошлого: традиционные орнаменты финноязычных народов северо-западной России. Петрозаводск: Скандинавия, 2011.
  12. Кочкуркина С. И. Археология средневековой Карелии. Петрозаводск, 2017.
  13. О Тебе радуется. Русские иконы Богоматери XVI - начала XX веков. М., 1992.
  14. Платонов В. Г. «Карельские письма» (к проблеме выявления иконописного наследия карел Республики Карелия) // XVII век в истории и культуре Русского Севера: Материалы XII Каргопольской науч. конф. Каргополь, 2012. С. 356-360.
  15. Платонов В. Г. Сегозерские письма // Деревня Юккогуба и ее округа. Петрозаводск: ПетрГУ, 2001. С. 316-331. Сборник акафистов. М.: Преображение, 1992.
  16. Смирнова Э. С. Два примера убранства иконостасных тябл на Севере // Средневековая Русь. М.: Наука, 1976. С. 352-357;
  17. Филипп (Перцев), игумен. Лик Пречистой. Воплощение и жизнь в веках Богородичных образов. Записки иконописца. М., 2016. Ч. 1.

// Рябининские чтения – 2023
Карельский научный центр РАН. Петрозаводск. 2023. 526 с.

Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф