Баранцова Т.В. (г.Петрозаводск)
Красильно-набивной промысел в Олонецкой губернии конца XIX - начала XX века Vkontakte@kizhi

Карта расположения красильных и набойных мастерских

Аннотация: Данная работа является аккумуляцией сведений о распространении красильно-набивного промысла в Олонецкой губернии в конце XIX - начале XX в. В основу работы положены архивные данные, опубликованные в различных источниках, статистические данные, а также изучение музейных собраний. Целью работы является обозначение основных центров развития промысла, а также определение отдельных точек в пределах Олонецкой губернии.

Ключевые слова: кубовая набойка; Олонецкая губерния; красильный промысел;

Summary: This work accumulates information concerning the spread of dyeing and printing craft in the Olonets province in the late XIX - early XX c. The work is based on archival data published in various sources, statistical data, and the study of the museum collections. The aim of the work is to designate the major craft development centers as well as to identify individual locations within the Olonets province.

Keywords: vat dye printing; Olonets province; dyeing craft;

Самые ранние выявленные сведения о существовании в Олонецкой губернии набойно-красильного промысла датируются XVII столетием [1] . С 1758 г. по сенатскому указу кустарным красильщикам разрешили работать только с синей краской, которую до того момента изготовляли на основе завозного красителя индиго из индигосферы красильной. Российские производители отреагировали на этот указ постройкой фабрик по изготовлению краски из вайды и дубовой коры [2] . Наибольшее распространение красильный кустарный промысел получил на рубеже XIX-ХХ вв., когда появляются химические красители на основе анилина. После изменения в России государственного режима промысел пошел на спад, окончательно прекратив свое существование в 1930-х гг. с переходом к колхозному хозяйствованию.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Согласно статистическим данным, приведенным Э. А. Корсуном [3] , на рубеже веков в Олонецкой губернии насчитывалось 57 набойных мастерских, тогда как в соседней Архангельской губернии - 35, что говорит о широком распространении набойного промысла в целом, охватывавшего все семь уездов. Изучение статистических материалов показало различные несоответствия в цифрах. Например, в 1901 г. по статдан- ным [4] красильный промысел зафиксирован во всех уездах губернии, кроме Повенецкого. По материалам же музейных информаторов Государственного музея этнографии в качестве центров производства и бытования зафиксированы Каргопольский и Повенецкий уезды [5] , что не согласуется с приведенными ниже цифрами, где Повенецкий уезд имеет самые низкие показатели.

Из таблицы 1 видно, что почти половина мастерских приходится на Каргопольский уезд. Именно там набойщики выходили на новый промысловый уровень, отказываясь от работ по обработке земли, нанимая работников, расширяя производство. Если не учитывать последнего, то в шести уездах на 1900-1902 гг. расположение мастерских было таково:

Повенецкий уезд: Семеновская, Орешково;

Пудожский: Авдеевская, Сиверская;

Олонецкий: Ладвозеро, Андреевщина, Кондуши, Н. Конец, Рожь, Спиридон, Чудин Конец; Петрозаводский: Басинская, Масельгская Гора, Бережная, Есинская, Оятевщина, Телятниково, Ошевнево, Сенная Губа, Тивдия, Северный Конец, Горка, Деревянное, Посад, Животный Рог, Митькина; Лодейнопольский: Тереховская, Афанасьевская;[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Вытегорский: Анхимовская на Кудаме, Сперова, Кардопга, Григорьева, Мостовая, Тоболкина, Григорьевская, Емельяновская [6] .

На первый взгляд, данные, приведенные А. Е. Порай-Кошицем в 1913 г. [7] , указывают на то, что обстановка в Олонецкой губернии несколько изменилась: осталось лишь 34 красильщика.

Но если учесть, что на долю Каргопольского уезда приходилось 23 мастерских по сведениям Э. А. Корсуна, то информация совпадает. С чем связано, что Порай-Кошиц не учел Каргопольский уезд, остается неизвестным. Но эта неточность привела к ошибочному мнению, что в Олонецкой губернии к 1913 г. «спрос местного населения на кубовую набойку снизился» [8] .[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Кстати, стоит обратить внимание, что данные с перечислением деревень слишком сходны со сведениями в таблице 2. Особенно, если учесть, что иные красильщики могли учитываться как пары, где ремеслом владеют оба супруга. Возникает вопрос: не приходятся ли первые не на рубеж веков, а на более поздний период.

В ходе исследования изыскивались имена мастеров-набойщиков. Одни отличались богатством, мощностью производств, другие - качеством работы и высокохудожественным вкусом. Красильщик Кузьма Федорович (стан женской рубахи: Государственный Русский музей, Н-2171) - каргопольский мастер, работа которого была зафиксирована при сборе коллекции [9] .

Одним из знаменитых красильщиков Каргополья был купец Степан Дмитриевич Блохин. Красильни каргопольских купцов были и в Пудожском уезде - например, мастерская Я. И. Малькова в д. Вершинино [10] .

По данным на 1896 г. в Петрозаводске красильней владел хозяин-еврей [11] . Известно также, что в д. Тавойгора (ныне Кондопожского р-на) красильня была у Давида Степановича Степанова [12] . Три красильни располагались в д. Ессойла (ныне - п. Эссойла) и принадлежали В. Морозову, Н. М. Прокопьеву и И. А. Морозову [13] . Существовала и красильня близ Пертозера [14] , где печатали в том числе и скатерти. В приведенной выше статистике эти факты не зафиксированы.

Как уже отмечалось, в заонежских деревнях также трудились мастера красильно-набойного ремесла. И в коллекции музея-заповедника «Кижи» семь набойных досок-«манер» относятся к заонежской территории. Исследования С. В. Воровьёвой уточняют и хозяев кижских мастерских. Известной в округе семье Ошевневых из деревни Ошевнево принадлежала красильня, хозяином которой был Егор Васильевич, а другой мастерской в д. Телятниково владели братья Теленковы - Степан Романович и Григорий Романович [15] . Кроме того, в фондах Национального музея Республики Карелия хранятся две набойные доски (НМРК, КГМ-37421, КГМ-37422), а также предметы, выполненные в технике кубовой набойки, о которых нет сведений о месте бытования. Это не конкретизирует местность, но подтверждает широкое развитие набойного промысла в Олонецкой губернии в целом. Все потому, что предметы, собранные в период 1871-1918 гг., к коим они относятся, характеризовали богатства региона и развитие промыслов и ремесел края, его декоративно-прикладное искусство.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Красили не только холсты. Так, юбка из деревни Жарниково (НМРК, КГМ-4145) выполнена с использованием крашеных индиго нитей, что подтверждается наличием подобной в кижской коллекции из д. Великая Губа (КП-3763), т.е. крашение в синий цвет нитей в Заонежье достаточно распространенная практика.

Приведенные факты дают основание заявлять, что статистические данные не полны. Известно, например, что карелы также занимались красильным промыслом. При этом краски и холстину они могли доставлять из Финляндии, что отмечают документы таможенного контроля [16] . Но в целом Р. Ф. Тароева отмечает, что «набивных тканей карелы, как правило, не делали, а покупали их на ярмарках в Шуньге и Ковде» [17] . При этом верхнюю одежду предпочитали из грубого холста, выкрашенного индиго. Ливвики красили в синий цвет нитки для тканей в клетку. Вепсы также занимались крашением, но это скорее домашнее ремесло для самообеспечения, так как предпочитали изделия из домотканины красного цвета, что достигается окрашиванием в домашних условиях и выделяется Л. В. Корольковой как характерный национальный признак [18] .

Кроме того, в губернии отмечено своеобразное развитие направления. Синильное производство не становилось полностью промысловым, как в других регионах, и преимущественно составляло дополнительный, а не основной заработок [19] .

Данные материалы послужили основой создания в 2022 г. на базе презентационно-выставочного центра музея-заповедника «Кижи» выставки «Синяя птица Севера». Экспозиция стала результатом совместной деятельности с практиком набойного дела - каргопольским мастером Е. И. Диковой. Реконструируемые ею ткани, костюмы и предметы обихода вошли в состав выставки, основой которой стала исследовательская работа о на- бойном промысле по всей территории Олонецкой губернии. Разрозненные данные были объединены и представлены на выставке в виде карты распространения красильных и набойных мастерских (рис.).

В целом выявлено, что в сведениях о распространении набойно-красильного промысла имеются неточности и несоответствия, которые можно прояснить. Продолжая исследования, необходимо уточнить и упорядочить информацию, дополнив ее, чтобы исключить несоответствия данных, а также выявить сведения о наличии мастерских на малоизученных территориях, не попавших в статистику, и изыскать имена мастеров набойно- красильного дела. Это поможет прояснить реальную картину распространения красильно-набивных мастерских на разных этапах становления промысла.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Литература

  1. Агаримзоев К.М. Обнаженная граница. Очерки о борьбе с контрабандой в Карелии. Костомукша, 2021. 80 с.
  2. Васильев А. А. Из истории сямозерских карел // Сямозерские чтения: докл. и материалы первой и второй науч.-практ. конф. Петрозаводск, 2006. С. 191-199.
  3. Воробьёва С.В. Деревни Кижской волости в XVI - начале XX в. (по архивным источникам) // Церковь Преображения Господня на острове Кижи: 300 лет на заонежской земле. Сборник статей / [сост. и подгот. И. В. Мельников]. Петрозаводск: Издательский центр музея-заповедника «Кижи», 2014. С. 229-256.
  4. Дикова Е. И. Каргопольская кубовая набойка. Архангельск, 2010.
  5. Королькова Л.В. Вепсская народная одежда (вторая половина XIX - первая треть XX в.) // Материалы по этнографии. Т. 2: Народы Прибалтики, Северо-Запада, Среднего Поволжья и Приуралья. СПб., 2004. С. 93-113.
  6. Корсун Э. А. Красильно-набивные промыслы XIX в. (по материалам северных губерний России) // Промыслы и ремесла народов СССР. Сб. науч. тр. / ред. И. Н. Приходько. Л., 1986. С. 35-44.
  7. Корсун Э. А. Набивные ткани // Добрых рук мастерство / сост. И. Богуславская; науч. ред. В. Пушкарев. Л., 1976. С. 113-123.
  8. Кустарные промыслы и ремесленные заработки крестьян Олонецкой губернии: Иллюстрированное издание / Стат. бюро Олонецкого губ. земства. Петрозаводск: Сев. скоропечатня Р. Г. Каца, 1905. 331 с.
  9. Макарова (Може) А. П. Историко-этнографический очерк деревни Кавгора // Кижский вестник. Петрозаводск, 2017. Вып. 17. С. 30-45.
  10. Плотникова М. В. Кубовая набойка в России XIX-XX веков в собрании Государственного Русского музея. Каталог СПб., 1995. 119 с.
  11. ПлотниковаМ.В. Кубовая набойка // Народное искусство Каргополья: сборник статей. СПб., 2006. С. 53-63. (Альманах / Государственный Русский музей; Вып. 142.)
  12. Порай-Кошиц А. Е. Отбельно-красильно-набивной промысел // Кустарная промышленность России. Разные промыслы. СПб., 1913. С. 309-492.
  13. Пулькин М.В. Евреи в малых городах Европейского Севера России (конец XIX - начало XX в.) // Историко-культурные традиции малых городов Русского Севера: Материалы региональной науч. конф. Петрозаводск, 2006. С. 203-214.
  14. Свод статистических данных о кустарных и ремесленных промыслах и заработках крестьянского населения Олонецкой губернии по предварительному подсчету. Петрозаводск: Сев. скоропечатня Р. Г. Каца, 1901. 17 с.
  15. Тароева Р. Ф. Материальная культура карел (Карельская АССР). М.; Л., 1965. 223 с.
  16. Шайжин Н. С. Старая Пудога с XIV по XVII век (Историко-бытовой очерк) // Историко-культурные традиции малых городов Русского Севера: Материалы региональной науч. конф. Петрозаводск, 2006. С. 5-112.
  17. Taulamo Sima. Aunuksen Karjalassa, 1941-1944. Helsinki: Kirjayhtyma, 1985. 269 s.

// Рябининские чтения – 2023
Карельский научный центр РАН. Петрозаводск. 2023. 526 с.

Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф