Гашкова Р.А. (г.Петрозаводск)
Кресты с объективами «Стэнхоуп» и микрофотографиями в фондах музея-заповедника «Кижи» Vkontakte@kizhi

Кресты. Общий видИзделия с линзой «Stanhope»Микрофотографии в кресте № 2. Снимок «а» сделан с лицевой стороны креста через инвертированный биологический микроскоп. Снимки «б» и «в» сделаны с оборотной стороны креста через стереоскопический микроскопИзображения в крестах после расчистки линз и обработки в программах: а - крест № 1, б - крест № 2, в - крест № 3

Аннотация: Статья знакомит с процессом исследования крестов, в которые установлены линзы с микрофотографиями. Кресты поступили в фонды музея-заповедника «Кижи» в 2022 г.

Ключевые слова: крест с линзой и микрофотографией; фотофиксация микроизображения;

Summary: The article introduces the process of studying crosses in which lenses with microphotographs are installed. The crosses were transferred to the funds of the Kizhi - Museum reserve in 2022.

Keywords: cross with a lens and microphotography; photofixation of a microimage;

В 2022 г. в фонды музея-заповедника «Кижи» от частного коллекционера поступили три креста с линзами и микрофотографиями. Об их происхождении ничего не было известно, изображения в линзах плохо просматривались. Кресты поступили на исследование ко мне, художнику-реставратору музея. В ходе работ удалось рассмотреть и понять устройство оптического элемента, расчистить линзы, максимально «проявить» изображения, провести фотофиксацию и идентификацию изображений, разыскать материалы по истории изобретения и производства подобных изделий.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Кресты четырехконечные, небольшого размера (длина без кольца от 4,2 до 4,5 см, ширина от 2,5 до 2,9 см) и толщины (от 4,5 до 6 мм), близкой к ромбу формы, украшены концентрическими кружками. В средокрестии имеется «глазок», представляющий собой латунный тубус с оптическим элементом и микрофотографией. Вес предметов от 4,40 до 4,55 г. Длина латунных тубусов от 6,5 до 9,5 мм. Технология изготовления тубусов первых двух (окрашенных) крестов отличается от третьего (неокрашенного). Тубусы составлены из двух частей разного диаметра, выступают с лицевой и тыльной сторон крестов. Видимые части тубусов имеют разрезы металла. Тубус третьего креста без разрезов. Этот крест отличается также и внешним видом.

Оптические элементы, вероятно, стеклянные, в виде выпуклой линзы с одной стороны крестов и в виде ровного стекла с другой. Внутренние диаметры тубусов, ограничивающих линзу, - от 1,8 до 2,3 мм; ограничивающих стекло - от 1 до 1,8 мм. Микрофотографии занимают от 1/2 до 1/5 части стеклянного поля, т.е. их размер составляет примерно от 0,3 до 0,9 мм.

У креста № 1 линза имеет два технологических среза по краю окружности. У креста № 2 стекло имеет сколы по краям. Возможно, один из ровных «сколов» является срезом, сделанным при изготовлении. У креста № 2 линза смещена в сторону с образованием щели, через которую удалось при помощи микроскопа заглянуть вовнутрь. Обнаружилось, что линза имеет удлиненный вид, уходящий в глубину. Линза по виду цилиндрической или конической формы, не прилегает плотно к латунной трубке тубуса - смещена в сторону. Внутри на латунной трубке находится высохшее вещество - вероятно, уплотнитель или клей. Сфотографировать внутреннюю часть трубки не удалось.

В начале исследования оптические элементы были загрязнены, изображения просматривались плохо, поэтому после первой фотофиксации получились «размытыми» и нечеткими. Загрязнения были похожи и на деструкцию. Поэтому прежде чем производить расчистку, необходимо было убедиться, что элементы сделаны из стекла, а не из какого-либо растворимого материала, следовательно, узнать, какие материалы использовались при изготовлении подобной оптики.

В печатных изданиях удалось найти публикацию шести крестов, подобных нашему, в каталоге Государственного исторического музея (ГИМ) «Тысяча лет Русского паломничества» [1] . В перечне материалов крестов указано стекло. Кресты датируются второй половиной XIX в., место изготовления - центральные губернии России, Российская империя. В интернете нашлось еще некоторое количество крестов. Оказалось, что форма и размеры наших крестов почти не отличаются от многих подобных, хранящихся в коллекциях нескольких музеев (опубликованы в Госкаталоге) и в частных руках [2] . Данных о способе производства крестов в русскоязычном сегменте интернета, не зная особых слов для поиска, поначалу мы не обнаружили.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Загрузив в приложение PINTEREST (поиск по картинке) изображение креста, опубликованное в каталоге ГИМа, вышли на англоязычные антикварные сайты, где предлагались к продаже аналогичные кресты, и на сайты со статьями о них. На изображениях кресты были такие же, как наши № 1 и № 2, только разных цветов: белого, красного, черного, коричневого, и некоторые из них с двумя кружками в нижней части. Такой крест, как наш № 3, с четырьмя кружками в нижней части и неярко выраженными лучами в перекрестии, похоже, является редким экземпляром. В описаниях крестов указывались различные материалы: кость («бычья», т. е. цевка), дерево, кокосовый орех, целлулоид. Приводились такие изображенные на микрофотографиях места, как Иерусалим, Назарет, Палестина, Рим, Ватикан, Аркашон во Франции, а также изображения Папы, Марии, святых. Попадались датировки «1880 г.», «19 век» и сведения, что эти кресты были популярны с 1870 по 1920 г. [3] В названиях и описаниях крестов присутствовали словосочетания: «Stanhope glass» (Стэнхоуп стекло (оптика)), «French catholic Stanhope Cross» (Французский католический Стэнхоуп крест), «Celluloid Stanhope Rosary Cross» (Целлулоидные Стэнхоуп четки крест), «Stanhope Lens» (Стэнхоуп линза, объектив), «Stanhope Viewer» (Стэнхоуп просмотрщик). Эти слова стали ключевыми для обнаружения нужной информации, за ними последовали главные слова: «Stanhope optical bijou» (Стэнхоуп оптическая бижутерия) [4] .

В результате анализа нескольких статей сложилась следующая история:

Британский ученый Чарльз Стэнхоуп (1753-1816) изобрел простейший микроскоп - цилиндр из стекла с выпуклыми концами. Другой англичанин, Джон Бенджамин Дэнсер (1812-1887), изобрел микрофотографию, с использованием коллодия. Французский фотограф Рене Дагрон (1817-1900) [5] в 1857 г. усовершенствовал микроскоп - линзу Стэнхоупа, сделал один конец плоским и прикрепил к нему микрофотографию на стекле, используя канадский бальзам (смолу пихты). Это устройство было очень маленького размера, но увеличивало изображение в сотни раз. Дагрон также усовершенствовал процесс изготовления микрофотографий и разработал специальную микрофотографическую камеру, которая могла производить 450 снимков (размером примерно 2 на 2 мм) на пластине из влажного коллодия размером 4,5 на 8,5 см. Дагрон стал вставлять свои устройства с микрофотографиями в небольшие бытовые предметы и сувениры, оставив за устройствами название «Стэнхоуп» и назвав их бижутерией фотомикроскопии или микроскопическими фотоювелирными изделиями. Одними из первых изображений были портреты известных людей.

Изобретения были впервые представлены широкой публике на Международной ярмарке 1859 г. в Париже. В 1860 г. Дагрон получил патент на свои изобретения под названием Bijoux Photomicroscopiques. Дагрон построил фабрику для производства продукции и стал принимать почтовые заказы. Это дало возможность распространять продукцию далеко за пределы Франции. В 1862 г. у него было 150 сотрудников, и он производил 12 000 единиц в день. Со временем у Дагрона появились подражатели и конкуренты. Устройства «Стэнхоуп» вставлялись во многие предметы: украшения-подвески, миниатюрные монокуляры или бинокли, курительные трубки, держатели для ручек, ножи для писем, игольницы, скрипки и пр. Изготавливались и продавались и отдельные объективы. На микрофотографиях изображались портреты, семейные фотографии, памятные места, события, религиозные сюжеты, реклама, фривольные картинки.

Интересно, что во время осады Парижа силами прусской армии (1870-1871) Дагрон предложил властям использовать свой процесс микрофильмирования для передачи сообщений почтовыми голубями.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

К 28 января 1871 г., когда Париж и Правительство национальной обороны капитулировали, Дагрон доставил в Париж 115 000 сообщений.

В начале XX в. фабрику линз Дагрона в г. Гексе (Франция) взял под свой контроль Эжен Реймон. Его сменил в управлении фабрикой его сын Роджер. В 1972 г. на фабрике были изготовлены последние линзы типа «Стэнхоуп», изготовленные традиционными методами. В 1998 г., после смерти Роджера, завод был закрыт. Линзы «Стэнхоуп» производятся и по сей день, но не по методике Дагрона.

Среди разнообразной сувенирной продукции, изготавливавшейся на предприятии Дагрона или его последователей, представлены и наши кресты [6] .

После того как выяснилось, что линзы стеклянные, а не из какого-либо растворимого вещества, я их очистила смоченными в воде и туго отжатыми микротампонами и микрокистью. Изображения стали видны гораздо лучше. Тем не менее для выявления изображений на затененных участках было применено дополнительное освещение и изменение углов наклона предмета. Фотофиксацию изображений с лицевых (выпуклых) сторон оптических элементов удалось провести при помощи инвертированного биологического микроскопа. Фотофиксация микроизображений с оборотных (плоских) сторон была сделана при помощи стереоскопического микроскопа. При этом изображение подсвечивалось снизу, а затем сверху. Изображения просматриваются на просвет, поэтому можно предположить, что это пленка, возможно в виде эмульсии (коллодия) на стекле. В зависимости от наклона к источнику света изображение может выглядеть как позитив и как негатив, имеет серебристый блеск (возможно, обусловленный присутствием соединения серебра). На одном из фото (крест № 2) отчетливо видно отслаивание пленки от стекла и ее коробление по краю. Микрофотографии могли быть изготовлены коллоидным или более поздним желатино-серебряным фотопроцессом.

Результаты фотосъемки:[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

В кресте № 1: Часть фото была не видна из-за сильного смещения и наклона даже после расчистки. Удалось «открыть» невидимые мелкие детали и всю надпись. На фотоизображении - иеромонах Серафим, внизу соответствующий текст: «Изображеше 1еромонаха, Серафима въ ночное время на камнЬ совершающаго молитвенный подвигъ. 90».

В кресте № 2: Часть фото также была не видна из-за сильного смещения и наклона. Изображение удалось идентифицировать. При идентификации был использован в том числе справочник В. В. Майко «Православные церкви Киева 1037-1917» [7] . Оказалось, что на фото изображен Киевский Златоверхий во имя архангела Михаила мужской монастырь. Удалось установить примерную датировку: с 1870 до 1893 г., т. е. последняя треть XIX в. Читаются невидимые мелкие детали и частично надпись «Юевъ. М(ихайл) ...». Край изображения остался не виден.

В кресте № 3: Фото смещено от центра вверх и влево. На фото - Пещера Рождества в Вифлееме. Под изображением надпись «Grotta della Nativita di N. S. Gesu Cristo in Betlemme», что переводится как «Грот - пещера Рождества Иисуса Христа в Вифлееме». Ниша, где должна находиться Серебряная Вифлеемская звезда, закрыта занавесью. Рядом с ней изображены коленопреклоненные католические священнослужители (монахи).

Сюжеты изображений в подобных крестах разнообразны. Например, в каталоге ГИМа шесть крестов с изображениями: «Вид Воронежского монастыря (10)», «Вид Задонского Богородицкого монастыря (25)», «Старший брат святителя Тихона умоляет мать свою, чтобы она не отдала брата его в ... ямщику (58)», «Собор святых угодников Киево-Печерских (79)», «Вид раки Св. Митрофана Вор. Чуд. (92)» (одно изображение утрачено) [8] . Каждое название изображения имеет цифру в окончании, т. е. пронумеровано. Самая большая цифра 92. На нашем кресте № 1 под изображением Серафима Саровского тоже есть цифра 90. Можно предположить, что количество различных изображений в крестах было не менее 92. Возможно, это производственная нумерация.

Выводы. Начиная с 1857 г. многочисленные предметы с устройством «Стэнхоуп», а возможно, и их производство постепенно распространялись по всему миру. Сами устройства продавались и отдельно от предметов. Кресты с православной и католической тематикой подобны. Их могли изготавливать как в одном месте, так и в разных местах, например во Франции, Италии, Палестине, Российской империи и др.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Для составления экспертного заключения по крестам для Экспертной фондово-закупочной комиссии музея «Кижи» с результатами моих исследований по истории изобретения и производства подобных изделий с устройствами «Стэнхоуп» и материалами первой фотофиксации была ознакомлена Е. А. Рычкова. Название монастыря в г. Киеве было определено позже. Результаты также были представлены мною на заседании комиссии.

Кресты были приняты в фонды музея под номерами КП-13786, КП-13787, КП-13788.

Литература

  1. Тысяча лет русского паломничества: [Каталог выставки. Гос. Ист. музей. 24 ноября 2009 г. - 28 февраля 2010 г.] / сост. и науч. ред. Е. М. Юхименко, авт. вступ. ст. С. Ю. Житенёв, Р. Б. Бутова, Н. Н. Лисовой, Е. М. Юхименко. М., 2009. 332 с.

// Рябининские чтения – 2023
Карельский научный центр РАН. Петрозаводск. 2023. 526 с.

Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф