Королькова Л.В. (г.Санкт-Петербург)
Опыт и итоги изучения традиционной росписи по дереву Санкт-Петербургской губернии и сопредельных территорий
@kizhi
Аннотация: В статье представлены итоги научного изучения традиционной крестьянской росписи по дереву русских, вепсов, води, «тихвинских» карелов, проживавших на территории, которая в настоящее время входит в состав Ленинградской области (роспись на прялках и предметах утвари, домовая и ин- терьерная роспись). Основными источниками для исследования послужили вещевые, фотографические, иллюстративные коллекции Российского этнографического музея; орудия прядения, хранящиеся в государственных и школьных музеях Ленинградской области, и публикации. Кроме того, материалы по теме исследования (фотосъемка на цифровую камеру, полевые записи) были собраны во время полевых исследований автора (1996-2016 гг.).
Ключевые слова: роспись по дереву; орудия прядения; региональная специфика; традиционная культура; культурное наследие;
Summary: The article presents the results of a scientific study of the traditional peasant painting on wood of Russians, Vepsians, Vodi, Karelians living in the territory that is currently part of the Leningrad Region (painting on spinning wheels and utensils, house and interior painting). The main sources for the study were clothing, photographic, illustrative collections of the Russian Ethnographic Museum; spinning tools kept in state and school museums of the Leningrad region, and publications. In addition, materials on the research topic (photography with a digital camera, field recordings) were collected during the author’s field research (1996-2016).
Keywords: wood painting; spinning tools; regional specifics; traditional culture; cultural heritage;
Роспись по дереву, получившая наибольшее развитие в деревне во второй половине XIX - начале XX в., является одним из проявлений крестьянской художественной культуры и становится предметом изучения этнографов, искусствоведов и историков. Несмотря на то, что планомерное изучение этого феномена проводится с прошлого века, до настоящего времени в России еще есть регионы, где материалы по локальным центрам росписи по дереву не введены в научный оборот. Подобная ситуация типична и для Ленинградской области. Несмотря на то, что первые целенаправленные исследования крестьянских росписей нашего региона были начаты в 1970-1980 гг. [1] , дальнейшего развития эта тема не получила. Вероятно, причиной тому было ограниченное число источников, имеющихся в распоряжении специалистов.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Возвращение к указанной теме стало возможно только в последние десятилетия, когда круг вещественных источников значительно расширился за счет новых поступлений в Российский этнографический музей (далее РЭМ), в краеведческие и школьные музеи Ленинградской области. База источников увеличилась также за счет фотоснимков, выполненных во время экспедиций (1996-2016). На фотографиях запечатлены предметы, украшенные росписью, а также домовая роспись. Кроме того, для изучения традиционной росписи рассматриваемой территории в качестве источников были привлечены фотографии Е. А. Ляцкого (РЭМ, колл. № 322, 1902 г., Тихвинский уезд), Н. И. Репникова (РЭМ, колл. № 2460, 2466, 1912 г., Новоладожский уезд), акварельные рисунки Р. М. Габе (РЭМ, колл. № 5230, Кингисеппский район). Эти материалы хранятся в отделе фотографии РЭМ и в иллюстративном фонде научного архива РЭМ.
Поскольку среди сохранившихся расписных изделий самым информативным источником являются ручные прялки, перед тем как приступить к выявлению специфики традиционной росписи по дереву Ленинградской области в целом, нужно было изучить различные виды ручных орудия прядения, изготавливавшихся деревенскими мастерами, и очертить районы бытования этих изделий, что и было осуществлено на примере прялок восточных районов Ленинградской области. Итоги этого исследования были опубликованы в сборнике материалов конференции «Рябининские чтения - 2011» [2] . В ходе работы по изучению прялок было установлено, что в границах рассмотренной территории (юг Лодейнопольского и север Тихвинского уезда), в конце XIX - начале XX в. существовало несколько локальных районов, в которых изготавливались разные по форме ручные орудия прядения. Все изделия отличались от соседних локальных групп формой и размерами лопастей, оформлением верхнего и нижнего краев лопастей, формой и высотой ножки и техникой ее изготовления (резные, токарные). Можно отметить, что такая же закономерность позже была выявлена и на прялках западных районов Ленинградской области (Гатчинский, Кингисеппский, Лужский районы) [3] .
С учетом специфики формообразования прялок, при изучении традиционной росписи в первую очередь был проведен сравнительный анализ структуры, композиций и мотивов росписей, колористических решений, характерных для каждой локальной группы прялок. Затем с целью уточнения границ географической распространенности локальных росписей был использован метод историко-этнографического картографирования, который позволил выявить ареалы их бытования. В восточных районах Ленинградской области это р. Оять (от Алеховщины до Ярославичей), вепсское левобережье р. Ояти (Вонозеро - Лаврово - Пёлдуши - Мягозеро), юго-восточное Шугозерье (левые притоки р. Паши - Пялья и Явосьма), район расселения южных вепсов, среднее течение р. Паши (совр. Коськовское сельское поселение), верхнее течение р. Чагоды (карелы-старообрядцы), нижнее Поволховье (правобережье, местность Спасовщина) и левобережье р. Волхов (территория, прилегающая с запада к Новой Ладоге). В западных районах - бывшая Тесовская волость Лужского уезда и центральная часть бывшего Царскосельского уезда.
Проведенное исследование показало, что для территории Ленинградской области в конце XIX - начале XX в. была характерна роспись, выполненная в свободной кистевой манере. Она пришла на смену резному декору. Причем первоначально красками раскрашивали только элементы этого декора. Позже при повторном декорировании старых резных прялок стали использовать растительный орнамент; он полностью покрывал лицевую поверхность лопасти прялки и скрывал первоначальный декор. В 1880-е гг. росписью стали украшать новые прялки. Детальное изучение схем, структуры и мотивов росписей разных локальных территорий позволяет констатировать, что несмотря на схожесть мотивов, росписи Ленинградской области с росписями восточных районов Вологодской области и южной Карелии, традиционные изделия и западных и восточных районов рассматриваемого нами региона имеют свои отличительные черты.
Различия в росписях рассматриваемого в публикации региона определялись критериями, которыми руководствовались мастера при выполнении росписи. Первым и основным критерием выбора того или иного вида расписного декора прялок Ленинградской области была форма лопасти: весловидная, прямоугольная (длинная, короткая), трапециевидная, а также форма и высота ножки. Ножки, выполненные на токарном станке, в разных локальных центрах различались по форме балясин (кольцевидные, бочковидные, фигурные) и их раскраске; ножки, вырезанные из доски, могли быть короткими и широкими в основании (или в виде перевернутой трапеции) или высокими и узкими [4] . [текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Вторым критерием для выбора сюжетов росписи было следование местной локальной традиции. Первоначально мастера старались копировать структуру и элементы более ранней росписи, выработанной в каждой конкретной местности. Однако с течением времени роспись начинала упрощаться (при сохранении формы прялки); сложные элементы декора заменялись более простыми, понятными крестьянам и не требующими тщательной прорисовки деталей. Наиболее ярким примером этого является роспись прялок Тёсовской волости (рис. 1). При сохранении формы прялки мог поменяться также тип орнамента. Если прялка не предназначалась для свадебного подарка, сложные растительные или орнито- морфные мотивы могли быть заменены на более простой, геометрический орнамент, выполненный в свободной кистевой манере или по трафарету. Эти изменения в росписи хорошо прослеживаются по прялкам Шугозерья (рис. 2).
Следующим критерием для выбора сюжета росписи мастером был его «профессионализм» - умение создавать в свободной кистевой манере изображения и композиции, выполненные на уровне художника, или наоборот - отсутствие необходимых навыков профессиональной росписи. Чаще всего простую примитивную роспись на орудия прядения наносили сами мастера, изготовлявшие прялки, или владельцы нерасписных изделий. Примером такой упрощенной росписи могут быть прялки, изготавливавшиеся в вепсских деревнях Приоятья, относящихся к Тихвинскому уезду (рис. 3). Здесь мастера-прялочники (вепсы) не владели техникой профессиональной живописи; для нанесения декора они использовали грубые жесткие кисти из щетины, которые давали возможность расписывать прялки простыми короткими мазками (растительный и геометрический орнамент). Подобная роспись была характерна и для русских мастеров Приоятья и для «тихвинских» карел. Художественной росписью владели отдельные мастера, проживавшие в деревнях Тихвинского уезда (р. Паша, р. Пялья, р. Явосьма), в Поволховье и в Тёсовской волости.
В ходе исследования декора прялок Ленинградской области также было выявлено, что специфика структуры росписей (наличие ярусов, подчеркивание орнаментом определенных зон на прялках) во многом зависела от конкретного мастера, который наносил живописный декор на прялку. Благодаря тому, что в ряде районов Ленинградской области сохранилось много датированных и подписных прялок, по особенностям расписного декора можно определить изделия, изготовленные каждым из известных живописцев. Их имена зафиксированы в опубликованных источниках, в коллекционных описях музеев и в полевых дневниках экспедиций. Так, к примеру, в Пёлдушской волости Тихвинского уезда, в деревнях Озёрского прихода в конце XIX - начале XX в. бытовали прялки, изготовленные и расписанные: Соколовым Семёном из деревни Мининская (Мягозеро), Аксёновым Михаилом Романовичем, И. В. Филипповым. В Немжинском приходе прялки расписывал Фролкин Дмитрий Федорович [5] . В деревне Лашково была обнаружена и сфотографирована прялка, датированная 1880-ми гг. с именем «А. А. Шаров». Из деревни Надпорожье (р. Оять) происходят расписные прялки с надписью, выполненной мастером: «1905 фе. 7. Д. си пр. А.В. Д. Кр. И.А.» (РЭМ, колл. № 11816-2) и «1905. Г. фе. 15 си. пр. М. Д. Кра. И. А.» (обе прялки из частной коллекции Азовской Л. П.). Возможно, это Иванов Александр, известный по метрическим книгам Сотского погоста (запись о бракосочетании 1904 г.) [6] .
В Тёсовской волости серийной росписью прялок занималось несколько мастеров. Среди них наиболее известен мастер- живописец Рожнов Александр Семёнович (деревня Кусони), расписывавший свадебные прялки. Его первые работы датированы 1894, 1895, 1896 гг. На лопастях прялок изображалось «райское дерево» с плодами граната и птицами, символизирующее плодородие. Этот сюжет часто использовался в свадебной обрядности разных народов [7] . Первоначально на дереве изображались четыре птицы, позже две. В самом начале XX в. изображение плодов граната было заменено на изображение простого шестилепесткового цветка [8] . В нижней части лопасти в прямоугольных рамках мастер писал свои инициалы «А» «С». На ранних прялках с изображением плодов граната встречаются также инициалы еще одного мастера «А» «Н». А в более поздних росписях-подражаниях «М.В.» [9] В 1920-1930-е гг. росписью прялок стал заниматься Иван Семенович Рожнов [10] . Первоначально он также писал «райское дерево», но в более упрощенном, схематичном виде, а в начале 1930-х гг. заменил прежний сюжет на растительный орнамент [11] . Нужно отметить, что форма лопасти тесовских прялок с 1890-х до 1930-х гг. не изменялась.
Самая сложная по композиции и разработанности орнаментики роспись была на прялках-«золоченках», которые изготавливались в местности Спасовщина. Структура и композиция этой росписи были разработаны местными мастерами в конце XIX в. До появления «золоченок» в нижнем Поволховье изготавливали другие формы прялок. Это были изделия с длинной массивной лопастью и короткой резной ножкой. Лопасти этих прялок украшала выемчатая резьба и кистевая роспись (вазоны с цветами, геометризированный растительный орнамент, сложные геометрические фигуры) [12] . Позднейшая роспись была самобытной. На лицевой стороне лопастей прялок-«золоченок» в центре композиции на белом фоне розовой и синей красками с добавлением белил писали «розан». Сверху и снизу от него располагался геометризированный растительный орнамент, а по продольным краям лопасти даны более мелкие геометрические фигуры, выполненные отдельными мазками, линиями и точками. На оборотной стороне орудий прядения декор располагался в нижней части лопасти (лепестковые и вихревые розетки, дополненные листьями, ветки с листьями, вписанными в круг) [13] .[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Помимо росписи на прялках, на территории Ленинградской области была распространена домовая, интерьерная роспись (перегородки, двери), роспись по мебели (буфеты, столы) и утвари (сундуки, трепала). Об этом свидетельствуют фотографии и рисунки первой четверти XX в. (русские, водь) и материалы этнографических экспедиций, осуществленных автором в период 1996-2016 гг. Анализ вещественных источников показал, что наибольшее развитие роспись получила в районах, где проживали старообрядцы. Росписью украшалась внутренняя поверхность свесов крыши на фронтоне избы (зафиксирована дата 1882 г.), наличники. Сюжеты росписи типичны для соседних областей России. Мастера писали вазоны с цветущими ветвями, различные цветочные композиции, деревья с птицами, львов (филенки на ставнях, мебель), предметы украшались также геометрическим орнаментом.
История появления и развитие этой росписи и росписи на прялках аналогичны. Сначала появилась раскраска старинного резного декора (наличники) [14] , позже роспись на гладких поверхностях досок и на филенках ставень и мебели. Нужно отметить, что роспись на сундуках, которая была зафиксирована в деревнях, расположенных на реках Паша, Явосьма, Лидь, довольно примитивна. На крышках и стенках сундуков изображались отдельные цветки, цветочные ветви и простой геометрический орнамент: ромбы, арки, прямые линии, разделяющие композицию на несколько секторов. Подобные композиции были характерны и для декора, выполненного на подстольях столов. Формат публикации не позволяет подробно рассмотреть стилистику расписного декора каждого из локальных центров нашего региона, поэтому автор в данной статье ограничился выводами, сделанными в ходе изучения традиционной росписи в целом.
Литература
- Горб Д. А., Шангина И. И. Народное искусство и художественные промыслы Ленинградской области. Каталог выставки. Л., 1984.
- Королькова Л. В. Прялки восточных районов Ленинградской области как предметный символ этнокультурных и этно- конфессиональных границ // Рябининские чтения - 2011: Материалы VI научной конференции по изучению и актуализации культурного наследия Русского Севера. Петрозаводск, 2011. С. 81-84.
- Королькова Л. В. Традиционная роспись по дереву. СПб., 2016.
- Народное искусство Ленинградской области. Из собрания Государственного Русского музея / авт.-сост. М. А. Сорокина. Л., 1985.
- Сорокина М. А. Прялки Ленинградской области // Памятники культуры. Новые открытия. Письменность. Искусство. Археология. Ежегодник. М.: Наука, 1987.
- Уханова И. Н. К истории художественных ремесел Ленинградской области // Этнографические исследования СевероЗапада РСФСР. Л., 1977. С. 30-49.
- [1] Уханова И. Н. К истории художественных ремесел Ленинградской области // Этнографические исследования Северо-Запада РСФСР Л., 1977. С. 30-49; Горб Д. А., Шангина И. И. Народное искусство и художественные промыслы Ленинградской области. Каталог выставки. Л., 1984. С. 13-15, 43-46; Народное искусство Ленинградской области. Из собрания Государственного Русского музея. Каталог выставки / авт.-сост. М. А. Сорокина. Л., 1985. С. 7, 9, 23-33; СорокинаМ.А. Прялки Ленинградской области // Памятники культуры. Новые открытия. Письменность. Искусство. Археология. Ежегодник. М.: Наука, 1987. С. 269-383.
- [2] Королькова Л. В. Прялки восточных районов Ленинградской области как предметный символ этнокультурных и этноконфес- сиональных границ // Рябининские чтения - 2011: Материалы VI научной конференции по изучению и актуализации культурного наследия Русского Севера. Петрозаводск, 2011. С. 81-84.
- [3] Королькова Л. В. Традиционная роспись по дереву. СПб., 2016. С. 8-9.
- [4] Королькова Л. В. Прялки восточных районов Ленинградской области... С. 81-84. Рис. 3.
- [5] Народное искусство Ленинградской области. С. 30-31; РЭМ, коллекционные описи (вепсы) № 9911-15, 11763-5, 11935-6, 12857-7, 12936-9.
- [6] Надпорожье. Метрические книги [Интернет-ресурсы] URL: https://forum.vgd.ru/post/2655/82409/p2860823.html.
- [7] РЭМ. Коллекционная опись. № 8673; Символика граната в живописи [Интернет-ресурсы] URL: https://kulturologia.ru/ blogs/311019/44542/; Августовское искусство. Райский сад [Интернет-ресурсы] URL: https://affresco.livejoumal.com/65930.html.
- [8] РЭМ. Коллекция № 8673-2, 7.
- [9] Новое звучание росписей Новгородчины [Интернет-ресурсы] URL: https://vk.com/club172561308.
- [10] РЭМ, коллекционная опись № 8673-3, 4.
- [11] РЭМ, коллекция № 8673-4.
- [12] Горб Д.А., Шангина И. И. Народное искусство и художественные промыслы Ленинградской области. С. 44; Королькова Л. В. Традиционная роспись по дереву С. 12.
- [13] Королькова Л. В. Традиционная роспись по дереву. С. 13-17.
- [14] РЭМ, коллекция № 5230 (акварельные рисунки Р. М. Габе).
Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.