Рычкова Е.А. (г.Петрозаводск)
Три паломнических нательных креста из собрания музея-заповедника «Кижи» Vkontakte@kizhi

Аннотация: В 2021 г. в собрание музея-заповедника «Кижи» поступили три костяных нательных креста с оптической линзой («глазком») в средокрестии. Предметы представляют большой интерес в связи с изучением истории православия в Карелии, традиций паломничества на Русском Севере, а также развития секретных технологий создания микроминиатюр в XIX в.

Ключевые слова: крест; костяной; паломнический; православие; микроточка; микроминиатюра;

Summary: In 2021 three bone crosses with an optical lens («eye») in the middle cross part were added to the collection of the Kizhi Open-Air Museum. The subjects were of great interest in respect of the study of the history of Orthodox Karelia, the pilgrimage tradition in the Russian North, as well as the development of the secret technologies for the creation of micro miniatures in the 19th century.

Keywords: cross; bone; pilgrimage; orthodoxy; microdot; microminiature;

В апреле 2021 г. на рассмотрение Экспертной фондово-закупочной комиссии музея-заповедника «Кижи» были представлены три нательных костяных креста со встроенной линзой-глазком. Предметы поступили от владельца М. А. Максимова (Санкт-Петербург).[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Для проведения атрибуции были рассмотрены четырнадцать аналогичных крестов из собраний музеев Москвы, Вологды, Ростова, Волгодонска, Сыктывкара, Тобольска, Владивостока, Кургана, Перми, Сольвычегодска, Котласа; изучены литература и источники по теме. При подготовке статьи были использованы также данные исследований, проведенных художниками-реставраторами музея-заповедника «Кижи» И. Л. Кожевниковым и Р. А. Г ашковой, проведены консультации со сдатчиком М. А. Максимовым, главным хранителем Валаамского музея-заповедника О. В. Ипатовой, специалистом по изучению и популяризации музейного фонда Государственного музейно-выставочного центра «РОСФОТО» Л. И. Стариловой, художником- микроминиатюристом, доктором физико-математических наук, старшим научным сотрудником Института теоретической и прикладной механики им. С. А. Христиановича Сибирского отделения РАН В. М. Анискиным, директором музея «Русский Левша» В. С. Бабичевой.

Таким образом, исследование проводилось по нескольким направлениям, но пока не может считаться завершенным. В статье представлены только первые результаты.

Место изготовления. В российских источниках местом производства аналогичных костяных крестов указываются Палестина [1] , Киево-Печерская Лавра [2] , Тобольск [3] , Валаамский монастырь, Ладога и т.д. По мнению сдатчика, предметы могли быть изготовлены в мастерских Валаамского монастыря. В пользу этой версии есть аргумент, что на Валааме было несколько ремесленных мастерских, в том числе часовая [4] , поэтому можно допустить, что изготовление миниатюрных оптических изображений было доступно монахам-часовщикам. Вместе с тем известно, что в Серафимо-Дивеевском монастыре Нижегородской губернии в 1875 г. была создана литографическая мастерская с метахромотипным и хромолитографическим отделениями [5] . Монахини занимались фотографией и литографией, тиражировали печатные иконы, в том числе образ основателя Дивеевской обители Серафима Саровского, изображение которого есть в одном из крестов.

По мнению художника-микроминиатюриста В. М. Анискина, увеличительные линзы и микроизображения, скорее всего, были выполнены не в России, а в Великобритании или Франции, а потом привезены в Россию, где уже монтировались в кресты, изготовленные на месте.

По мнению реставратора Р. А. Гашковой, кресты могли быть привезены в Россию как паломнические реликвии из крупного религиозного центра, например, из Иерусалима. В пользу этой версии говорит упоминание Иерусалима и Ватикана в атрибуции аналогичных предметов на западных антикварных сайтах.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Таким образом, «глазки» с увеличительными линзами могли быть изготовлены как в России, так и на Западе или Ближнем Востоке, а резьба по кости и монтаж предметов вполне могли быть сделаны на Русском Севере. Определение места производства предметов требует дальнейшего изучения.

Техника изготовления. Нательные костяные кресты выполнены упрощенным способом резьбы, что может говорить о массовом характере их распространения. Для их изготовления использованы моржовая кость или бивень мамонта, которые имеют красивую плотную текстуру. После вырезания из кости все три креста довольно грубо доработаны пилкой. С двух сторон кресты одинаково украшены «глазковым» орнаментом, выполненным бором «выверткой».

После выполнения резьбы кресты поверхностно протравливались квасцами для получения красного цвета. В XIX-XX вв. кость также могли окрашивать крепким настоем зверобоя или кошенилью. Учитывая массовый характер производства, скорее всего в данных крестах использовался химический способ протравы, для которого готовые изделия погружались на несколько часов в раствор квасцов. Глубина окрашивания составляет всего около 0,2-0,3 мм [6] (судя по сколам на углах). Кресты сильно загрязнены, поэтому выявить их исходную насыщенность пока не представляется возможным.

В ходе исследования предметов под микроскопом художником-реставратором Р. А. Гашковой была выдвинута гипотеза, что изображения в глазках могли быть выполнены на прозрачной пленке, а не на бумаге. Р. А. Гашковой удалось разыскать подтвердившие её гипотезу материалы по истории изобретения, технологии производства и распространения подобных изделий, известных как «Stanhope optical bijou» (Стэнхоуп оптическая бижутерия). [7] Это были различные предметы с установленными в них объективами с микрофотографиями. Доктор физико-математических наук В. М. Анискин, который тщательно изучал историю микроминиатюры, подтверждает, что черно-прозрачное изображение часто исполнялось на светочувствительной пленке из органических желеобразных материалов, затвердевающих при высыхании. В частности, использовался коллодий - бесцветная или слегка желтоватая сиропообразная жидкость (динитроцеллюлоза), которая в смеси эфира со спиртом разбухает, а после испарения растворителя оставляет тонкую плёнку. После 1847 г. коллодий использовался в ранних фотографических процессах для нанесения на стекло светочувствительного слоя с использованием йодидов и нитратов. Методы, подобные этим, породили современные микрофильмы [8] .

Вторая гипотеза, выдвинутая В. М. Анискиным, связана с методом «микроточки» (microdots) - технологии, которая в XIX-XX вв. использовалась преимущественно для шифрования и секретной передачи сообщений в ходе ведения войн и спецопераций. Под микроточкой понимается фотографическая копия документа, уменьшенная в 100-300 раз. По словам В. М. Анискина, «микроточка» - устоявшееся определение в мире микроминиатюры. Их легко спрятать в предметах повседневного обихода, документах, письмах, открытках, под почтовыми марками или лентами. Обнаружить микроточки невооруженным глазом почти невозможно, поэтому для их прочтения использовались камеры ЦРУ США и советского КГБ, немецких СС, восточногерманских производств STASI и др. [9] [текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Изготовление микроизображений имеет большую историю. Самая ранняя из таких находок относится к началу VIII в. до н.э.- это амулет, найденный при раскопках Иерусалимского храма. В XV в. микротексты были обнаружены на страницах различных фолиантов библиотеки папы Сикста IV [10] .

В XIX в. большое распространение получили миниатюрные оптические изображения, установленные в «глазках» ювелирных изделий, тростей, курительных трубок, швейных принадлежностей и других мелких предметов [11] . Преимущественно использовались религиозные сюжеты, виды достопримечательностей, иногда портреты знаменитостей или порнографические сюжеты.

Впечатляющие сюжеты демонстрировали и русские «левши» на рубеже XIX - начала XX в.

При монтаже коллодиевой пленки к линзе использовалась прозрачная клеевая основа. Это мог быть canada balsam - прозрачный высыхающий клей того времени [12] . Благодаря своей бесцветности и тому, что он никогда не мутнеет и не кристаллизуется, бальзам часто использовался для склейки оптических стекол, призм, микроскопических препаратов, при изготовлении гистологических препаратов, подлежащих длительному хранению, а также в объективах микроскопов.

Необходимо отметить, что все три креста могли быть изготовлены в разных мастерских, поэтому и техника их изготовления может отличаться.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Датировка. Кресты датированы сдатчиком как предметы XIX в. Для уточнения был проведен анализ аналогичных крестов в собраниях нескольких музеев России. Преимущественно указаны XIX-ХХ вв., но есть отдельные случаи указания на XVin-XIX вв. [13]

Наиболее часто упоминается применение микроизображений с увеличительной линзой в связи с военными событиями в Европе, в частности, с началом в 1870 г. Франко-Прусской войны. В это время для передачи сообщений в осажденный Париж была создана военная «голубиная почта» [14] . За пять месяцев осады французской столицы голубями было передано около 2,5 миллиона секретных сообщений [15] .

Если допустить, что кресты были выполнены в России, например, в Серафимо-Дивеевском монастыре, где метахромотипией и фотографией стали заниматься с 1875 г. [16] , то можно предположить, что предметы могли быть выполнены не ранее последней четверти XIX в.

Таким образом, на основании анализа источников, литературы и консультаций со специалистами, можно сделать вывод о том, что предметы были выполнены не ранее 1860-х гг.

Тип креста и символика. В описаниях нескольких костяных крестов, представленных в Госкаталоге музейного фонда Российской Федерации, встречается наименование «валаамский крест» как указание на распространенный в конце XIX - начале ХХ в. тип предметов подобного размера и декора. Встречается также наименование «древний Валаамский крест». «Валаамские» кресты не содержат изображения Распятия и образа Иисуса Христа, что восходит к древней, еще домонгольской традиции, когда нательные кресты на Руси носили без Распятия [17] .[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Орнамент состоит из нескольких концентрических кругов - по одному на каждом конце креста и три - в основании креста. Декор составляют семь кругов. Круг - древний символ Вечности. Вписанный в крест центральный круг символизирует Господа Иисуса Христа, который прославляется как Свет Истины и Солнце правды, все просвещающее Своими лучами. Слева и справа - пророки Моисей и Илья. Сверху - Бог-Отец. Снизу - три апостола. Сама форма креста символизирует гору Голгофу. Тельные кресты с подобным «глазковым» орнаментом были распространены в христианской Скандинавии и на Русском Севере.

Важным качеством предметов является то, что это кресты паломнические. Православное паломничество представляет собой не только религиозный, но и культурно-исторический феномен. Привезенные из духовных странствий, они поступали в храмы и монастыри, передавались из рода в род. Они предназначались не только для личного благочестия (ношения на теле), но и выполняли роль евлогии [18] - святыни, полученной в память о посещении монастыря или совершении паломничества.

Е. В. Денисова в статье о паломнических сувенирах из Святой Земли отмечала, что «русский православный паломник воспринимал Иерусалим не как совокупность хотя бы и очень ценных и исторически примечательных памятников архитектуры и археологии, но как особую литургическую реальность» [19] .

Тематика литографий. Интересно, что сюжеты миниатюрных оптических изображений в крестах имеют разную тематику и не повторяются. Встречаются, например, Спасо-Преображенский собор на Валааме, Гроб Господень в Иерусалиме [20] , Киево-Печерская лавра [21] , икона Святого Тихона и т.д. В крестах из собрания музея- заповедника «Кижи» вмонтированы три разных изображения.

В кресте КП-13786 на просвет в глазок видно изображение молящегося Св. Серафима Саровского и подпись печатными буквами: «Изображеше 1еромонаха. Серафима в ночное время на камнЬ совершающаго молитвенный подвигъ». Композиция восходит к иконописному образу «Серафим Саровский в молении на камне». Литографии с изображением Серафима Саровского получили особенное распространение в 1903 г. в связи с обретением мощей и канонизацией святого, что позволяет предположить, что крест мог быть исполнен в 1903 г. Однако святой изображен без нимба, что может быть продиктовано как более ранним происхождением предмета (до канонизации святого), так и особенностью техники (при переводе в тиражную технику нимб мог не пропечататься).[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

В кресте КП-13787 в глазок виден только левый нижний угол с изображением собора. Первым предположением было, что это колокольня Серафимо-Дивеевского монастыря. Однако после проведения дополнительного микроскопического исследования Р. А. Гашковой удалось прочитать надпись «Киев» под изображением, что говорит о том, что в данном кресте изображен фрагмент архитектуры Киева.

Крест КП-13788 содержит изображение сцены поклонения волхвов в Пещере Рождества в Вифлееме и придел Яслей. Под изображением - подпись на итальянском языке печатными буквами: «Grotta della Nativita di N. S. Gesi Cristo in Betlemme».

Три нательных костяных креста из собрания музея-заповедника «Кижи» имеют высокую культурно-историческую ценность. Каждый из них содержит редкое изображение, не встречающееся в собраниях других музеев (на 09.02.2023).

Предметы представляют большой научный интерес с точки зрения изучения истории православия на Русском Севере, традиций паломничества в России и технологий создания микроминиатюр.

Литература

  1. Денисова Е. В. Паломнические сувениры из Святой Земли в коллекции ГМИР // Труды Государственного музея истории религии. 2008. № 8. С. 84-89.
  2. Шарков И. Г. Паломнические реликвии из перламутра как свидетельство православного паломничества XVIII - начала XX вв. // Вопросы науки и образования: теоретические и практические аспекты: Материалы Междунар. (заочной) науч.- практ. конф., Прага, Чехия, 16 мая 2017 года / под общей ред. А. И. Вострецова. Прага: Научно-издательский центр «Мир науки», 2017. С. 174-181.

// Рябининские чтения – 2023
Карельский научный центр РАН. Петрозаводск. 2023. 526 с.

Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф