Спирина М.Ю. (г.Санкт-Петербург)
Традиционное прикладное искусство: Некоторые аспекты современного бытования Vkontakte@kizhi

Аннотация: В связи с утверждением Президентом России Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных духовно-нравственных ценностей на повестку дня вновь выходит вопрос о современном бытовании традиционного прикладного искусства. В статье названы основные характеристики этого важнейшего для мировой художественной культуры феномена и охарактеризованы основные направления деятельности по его актуализации.

Ключевые слова: традиционное прикладное искусство; социум; человек; образование; актуализация;

Summary: In connection with the approval by the President of Russia of the Foundations of state Policy for the Preservation and Strengthening of Traditional Spiritual and Moral Values, the issue of the modern existence of traditional applied art is again on the agenda. The article names the main characteristics of this phenomenon, which is the most important for the world artistic culture, and describes the main activities for its actualization.

Keywords: traditional applied art; society; human; education; actualization;

В XX в., особенно после принятия постановления ЦК КПСС «О народных художественных промыслах» (1974 г.), значительно активизировалась научная и практическая деятельность в сфере народной культуры. Народная культура была оценена учёными как самоценная часть отечественной художественной культуры. Она рассматривалась как целый мир, мир особого отношения человека к своему труду, к своей деятельности вообще и жизни в целом. Её особость состоит в традиционности: образа жизни, трудового стереотипа, отношения к окружающей среде. И. Я. Богуславская в своих трудах неоднократно подчёркивала, что народная культура исторична, радостна, устойчива, эстетически самодостаточна. М. Горький некогда писал: «Народ не только сила, создающая все материальные ценности, он - единственный и неиссякаемый источник ценностей духовных, первый по времени, красоте и гениальности творчества философ и поэт, создавший все великие поэмы, все трагедии земли и величайшую из них - историю всемирной культуры» [1] . Исследователи второй половины ХХ в. отмечали, что в народном искусстве содержатся историко-художественные компоненты, которые делают его большим мировоззренческим явлением.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Одной из частей народной культуры является традиционное прикладное искусство [2] . Оно являет собой один из древнейших видов искусства. Данный вид искусства зарождается практически одновременно с началом трудовой деятельности человека и вбирает в себя итоги познания и освоения им тогдашнего мира. Все, что древний человек узнал, усвоил, научился делать своими руками, отражалось прежде всего в бытовых изделиях: орудиях труда, предметах быта, одежде человека. Причём никакое изделие не было поделкой, в него обязательно вкладывалось определённое нематериальное содержание - результат мыслительной, духовной работы человека. Недаром Г. К. Вагнер неоднократно подчёркивал, что прикладное искусство народа есть его наглядный эстетический и морально-этический кодекс.

Традиционное прикладное искусство хранит многие феномены духовной жизни, явления экономического характера, этические и эстетические принципы, базисные основы национального менталитета. В процессе развития художественного творчества человека формировались искусство, наука, экономика и педагогика, поэтому в современном социуме традиционное прикладное искусство представляет собой уникальное многоплановое явление. Сегодня вся жизнь социума изменилась коренным образом, практически исключена возможность знакомиться с подлинными произведениями народного искусства. Нельзя допустить, чтобы народное искусство стало объектом этнографической резервации, обратилось в предмет экзотического интереса, подобного интересу европейцев-колонизаторов к иным народам в годы империалистической колонизации стран Азии и Африки. В этом отношении важную роль призван сыграть Указ Президента РФ, утвердивший Основы государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей.

Прежде всего требуется значительно расширить и углубить исследовательскую деятельность в сфере традиционного прикладного искусства. В связи с этим значительно возрастает роль музеев. Ведь в 1990-е гг. были уничтожены Научно-исследовательский институт художественной промышленности, ликвидированы во многих регионах дома народного творчества. В настоящее время именно музейщики ведут работу по изучению, анализу, атрибуции различных произведений народного художественного ремесла. Однако малочисленность специалистов в области народного искусства (ведь их никто не готовит) обусловливает крайне ограниченный ареал исследовательской деятельности.

В третьем десятилетии XXI в. традиционное прикладное искусство, безусловно, сохраняет свои сущностные характеристики: традиционность, преемственность, коллективность, синкретизм, привязанность к историческому месту бытования, ориентированность на национальный этический и эстетический идеал, жизнерадостность. Отдельной его отличительной чертой остается применение природных материалов и ручной труд. Традиционное прикладное искусство должно по-прежнему творить предметный мир, в котором живёт человек, создавать то вещественное окружение, которое помогает человеку существовать, жить, радоваться; которое воспитывает человека, помогает ему ощутить свою природную одарённость, развивать способность творить. Существо всего предметно-пространственного окружения заключается в опредмеченной человечности, а сами предметы имеют огромное значение для развития человеческой личности. И в этих условиях тем большее значение приобретает та часть этого предметного мира, которую составляет традиционное прикладное искусство. С этой точки зрения творчество художника такого искусства выделяется тем, что оно заставляет особенно громко и выразительно говорить скрытые в предметах материальной культуры сущностные силы человека. Тем самым оно сознательно и усиленно влияет на формирование личности, пользующейся этими предметами и живущей среди них.

Создавая художественные, следовательно, и действенные предметы, традиционное прикладное искусство строит (формирует, образует) новую, красивую, осмысленную среду, посредством которой воспитываются, утверждаются и развиваются личные человеческие качества. Художественно-воспитательное значение традиционного прикладного искусства следует выделить особо и признать его бесспорным. Образование в целом есть процесс изучения результатов материальной и духовной деятельности человека и передачи их потомкам. Овладение народным художественным ремеслом, изучение народной культуры обусловлено необходимостью ориентации на национальный этический и эстетический идеал в целях возрождения и самосохранения национальной культуры, национального менталитета, генофонда нации. Человек будущего не может состояться без опыта человечества и родного народа. Человек есть явление историческое, социально обновляющееся, приобретающее все новые и новые свойства и признаки. В своем непрерывном самообновлении человек овладевает дополнительными силами и способностями. Он расширяет сферу свободы своего самоопределения в окружающем мире, своего самораскрытия как творца истории и условий собственной жизни и совершает восхождение по ступеням культуры, когда каждый шаг вперед на пути культуры становится шагом к свободе (Ф. Энгельс).[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Традиционное прикладное искусство в современном мире с этой точки зрения занимает совершенно особое место, потому что сохраняет ключевые основы национального менталитета. Специфика народной художественной культуры заключается в том, что она доставляет общественному сознанию опыт общения с явлениями искусства, извлекает из фондов народных художественных произведений необходимый духовный материал, обеспечивающий развитие самого человека, его духовных сил и способностей [3] . Традиционная культура тем самым способствует развитию творческого отношения к миру, поддержанию определенного уровня духовной активности и духовного богатства на основе опыта, приобретённого человечеством и собственным народом в ходе его истории, споспешествуя самостоятельному развитию человека в системе культуры, его историческому, непрерывно совершаемому самообновлению.

В своем действительном бытии традиционное прикладное искусство не предстаёт замкнутым пространством. Оно есть реальное художественное бытие, искусство в социуме, в контексте всей совокупности творящих, воспринимающих и оценивающих сознаний, а эти сознания, в свою очередь, выстраиваются в зависимости от социально-культурной практики в широком смысле этого слова. Под термином «традиционное прикладное искусство» мы понимаем весь социально-эстетический поток, который, в конечном счёте, постоянно порождает из себя (через творящее сознание художника народного искусства) художественные произведения, образующие предметную среду обитания человека. При таком подходе к народной художественной культуре обнаруживается целостная смысловая связь множества культурных феноменов, глубоко укоренённая в жизни общества.

Профессиональное образование в области традиционного прикладного искусства в своеобразной форме вторит главным характеристикам самого объекта изучения. Традиционность народного искусства сопоставляется с принципом историзма, заявленным в свое время создателями теории развивающего обучения В.В. Давыдовым и Э. Д. Элькониным. Изучение традиционного прикладного искусства невозможно без постоянного широкого обращения к историческому опыту народа. Именно в этом проявляется главная ценность профессионального образования как духовного воспроизводства, как потока просвещения и духовно-образовательной, культурной преемственности. С этим принципом тесно увязывается и преемственность всех сторон обучения будущего художника, начиная с познавательной функции традиционного прикладного искусства.

Принцип историзма в совокупности с преемственностью и коллективностью творчества служит основой целостности всей деятельности художника традиционного прикладного искусства. По всеобщему признанию, коллективность является столь существенным фактором, что из нее нередко пытаются вывести остальные качества народного искусства. Между тем коллективные основы сами находятся в прямой зависимости от синкретической природы рассматриваемого явления. Коллективность народного искусства определяется не совместными формами работы, принятыми в домашнем ремесле или в промысле, и не другими подобными, относительно внешними факторами, а особой формой его создания и потребления, в которой творец и потребитель оказываются, с точки зрения доли их творческого участия в процессе, практически равноценными.

Атмосфера обучения данному виду искусства естественно содержит доброжелательность, понимание, внимание к личности обучаемого, уважение к старшим, желание принять от них исторический опыт народа. В такой среде старшее поколение должно обладать универсальными знаниями в области традиционного прикладного искусства и точно знать, как и что именно передавать своим ученикам. По этой причине научно-педагогические работники, ведущие обучение в этой сфере, неизменно соединяют в своей деятельности науку и практику, историю и современность, широкий общекультурный кругозор и углубленное владение предметом преподавания. При овладении основами народного художественного ремесла преподаватель обязательно применяет методы, приёмы и способы народной педагогики [4] .[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Система профессиональной подготовки современного художника традиционного прикладного искусства должна сохранять присущий ему издревле целостный характер. В образовательной сфере синкретизм народного искусства трансформируется в соединение различных наук, дисциплин и сочетание разнообразных основных и резервных направлений профессиональной деятельности выпускника учебного заведения традиционного прикладного искусства, который сможет работать в качестве преподавателя, предпринимателя, эксперта, музейного работника, т. е. обладает знаниями и навыками в традиционном прикладном искусстве при одновременном наличии широкого научно-творческого и эстетического кругозора.

Мы коротко изложили сущностные аспекты современного бытования традиционного прикладного искусства, которое может стать важнейшим фактором сохранения и укрепления традиционных духовно-нравственных ценностей разных народов Российской Федерации. Конкретные предложения были изложены в ранее опубликованных работах автора.

Литература

  1. Горький М. Разрушение личности [Электронный ресурс] Режим доступа: http://gorkiy-lit.ru/gorkiy/articles/article-343. htm (дата обращения: 19.03.2019).
  2. Спирина М. Ю. Древние гуманитарные технологии в современном образовании // Инновационные подходы в системе высшего профессионального образования в структуре сетевого обучения: Материалы итоговой научно-практ. конф. (с международным участием) (28-29 ноября 2014 г.). Казань: НОУ ВПО «Университет управления «ТИСБИ», 2014. С. 302-306.
  3. Спирина М. Ю. Традиционная культура и народная философия // Национальная философия в глобальном мире: тезисы Первого белорусского философского конгресса. Минск: Беларуская навука, 2017. С. 79-80.

// Рябининские чтения – 2023
Карельский научный центр РАН. Петрозаводск. 2023. 526 с.

Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф