Улитова А.С. (г.Москва)
Складные швейки Русского Севера (по материалам собрания Государственного исторического музея) Vkontakte@kizhi

Швейка. Никольский уезд. Вторая половина XIX в. ГИМ (а); Швейка. Никольский уезд. Последняя четверть XIX в. ГИМ (б); Швейка. Великоустюжский уезд. Середина XIX в. ГИМ (в)Швейки. Сольвычегодский уезд. 1870-90-е гг. ГИМШвейка. Великоустюжский уезд. Конец XIX - начало ХХ вв. Мастер Р. В. Захаров. ГИМ (а); Швейка. Пинежский уезд. Середина XIX в. ГИМ (б)

Аннотация: Статья посвящена складным деревянным швейкам, которые выделены нами как наиболее интересные по форме и разнообразию декора образцы, происходящие из четырех регионов Русского Севера. Их конструктивная особенность обусловлена особым механизмом. Декоративное же оформление этих приспособлений для шитья позволяет отнести их к лучшим образцам русского народного искусства середины XIX - первой трети XX в.

Ключевые слова: швейка; складная конструкция; собрание Государственного исторического музея;

Summary: The article is devoted to folding wooden shveikas, which we singled out as the most interesting samples in describe of form and variety of decor, originating from 4 regions of the Russian North. Their constructive attribute is due to a special mechanism. The decorative design of these sewing appliances allows us to attribute them to the best examples of Russian folk art of the mid-19th - first third of the 20th centuries.

Keywords: shveika (sewing appliance); folding construction; State Historical Museum collection;

Среди деревянных швеек выделяется своеобразная группа складных моделей. Как можно судить по особенностям комплектации большинства известных нам музейных коллекций, данный тип конструкции имеет северное происхождение. Появляется складная конструкция только ближе к середине XIX в., т.е. это довольно позднее механическое конструктивное изменение, наблюдаемое у традиционного предмета из арсенала приспособлений для домашнего рукоделия. Первый исследователь швеек (северодвинского и великоустюгского типа) с подобной конструкцией А. К. Чекалов отмечает: «...в XIX веке... стало более целесообразным готовить изделия составными, чем монолитными. В связи с этим появляются новые формы конструкции, например складные. на шарнирах» [1] . Исследователь полагал, что появление складных швеек обусловлено преимущественно экономическими обстоятельствами их производства, а не потребностями пользовательниц. Это наблюдение одновременно позволяет предположить, что изменения на столярном рынке вывели их к жизни и способствовали большему распространению швеек вообще, а также возникновению новых мелких локальных центров их производства.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Конструкторская мысль создателей таких швеек весьма интересна. Эти приспособления для шитья обладают особым механизмом. Благодаря этому устройству столбик швейки, увенчанный головкой, к которой крепилась ткань при работе, для хранения или при переноске складывался таким образом, что присоединялся к донцу (доске, на которой при работе сидела швея). На оборотной стороне донца складной швейки часто создавалось специальное вытянутое углубление или несколько «ямок» для удобства укладывания. Эти конструктивные особенности удачно сочетались с подлаживанием под фигурные выступы на лицевой грани столбика северного образца.

Обращает на себя внимание также продольный паз в головке донца. Он предназначен для вставки специально обработанной в виде дощечки нижней части столбика-стояка. Там дощечка закреплялась при помощи шарнирной конструкции с использованием деревянного нагеля [2] . Длина его была обычно чуть больше ширины головки донца. Шкант, в свою очередь, вставлялся в отверстие в боковой грани головки донца и в нижней части стояка. При этом он выходил с противоположной стороны головки донца. Вокруг этой общей оси и создавалось вращение столбика, обеспечивающее механизм сложения швейки. Отсюда второе название приспособления для складывания: вертлюг, поворотная опора.

Впервые две швейки с подобной конструкцией были опубликованы еще в 1912 г. в альбоме А. А. Бобринского, где было обозначено лишь место их нахождения в то время. И только в 1974 г. вслед за А. К. Чекаловым обратила свое внимание на особенности оформления складных приспособлений для шитья О. В. Круглова. В аннотации к швейке из д. Слобода Кичменгско-Городецкого района с «рядом глубоких декоративных вырезов» на столбике исследователь подмечает, что «вертлюг давал возможность после окончания работы пригнуть столбик к донцу и сложить швейку» [3] .

Северные деревянные швейки - большая часть из собрания швеек Исторического музея, насчитывающая 156 памятников. Коллекция дает возможность не только рассмотреть особенности конструкции и декора подобных предметов, но и предложить их типологизацию. Комплекс складных деревянных швеек (27 предметов) позволяет выделить четыре центра их активного бытования и производства. Это Никольский,

Великоустюжский и Сольвычегодский уезды Вологодской губернии, а также Пинежский уезд Архангельской [4] . Отметив особенности и проследив их взаимосвязь, рассмотрим самые яркие и самобытные образцы, выделяющиеся по своему художественному уровню. В целом складные швейки объединены устойчивостью трехчастного деления предмета и наличием механизма складывания.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Например, любопытная кичменгско-городецкая швейка (ГИМ: Д III-2426), поступившая в собрание Исторического музея от частного лица еще в конце XIX в. Ее отличает изящно исполненное навершие со стилизованной мордой «коня» с ушками и изогнутой шеей, переходящей в прямую башню- столбик, образованную в два яруса. Стояк, в свою очередь, под прямым углом с помощью механизма-вертлюга закреплен в головке донца. Швейка украшена тонкой трехгранно-выем- чатой резьбой с узором из зубчиков и треугольников. Предмет окрашен в красно-коричневый, желтый, белый, зеленый, темносиний цвет.

Еще одна швейка (ГИМ 114808/36) из Никольского уезда, созданная в конце XIX - начале ХХ в., отличается более сложной формой. Столбик ее имеет чуть заметный наклон в сторону донца, напоминая двойной изгиб шеи водоплавающей птицы с открытым клювом. Фигурный стояк в виде двух завитков напоминает, в свою очередь, букву «Е». На обороте донца этой швейки вырезаны специальные углубления для укладки столбика. Боковые грани ее столбика украшены узором из ромбов, напоминающим чешую. Этот экземпляр заметно выделяется профилем столбика, аналогов не встретилось пока ни в одном из собраний.

На двух описанных выше и на многих других швейках из собрания ГИМа плоскость нижней дощечки столбика оформлена заподлицо (= на одном уровне, вровень) с плоскостью головки донца (не выходит за границы головки). Но иногда встречается и фигурная обработка вертлюга выше головки донца, как видно, к примеру, на некоторых складных швейках из собрания музея [5] . Вертлюг дополняется скульптурным погрудным изображением раскрашенного коня или птицы, а также в виде гладкого округлого выступа или украшенного резьбой кольца.

Швейки-башни с навершиями в виде голов коня или птицы не одинаковы вовсе. Их образы то обретают подчеркнутую динамичность, почти экспрессивность, то подвергаются столь значительной стилизации, что угадываются с трудом. В то же время изящный декор из мелкой трехгранно-выемчатой резьбы, покрывающей почти полностью гладь этих складных швеек с башней-столбиком, определенно отличает их от иных. Такие швейки типичны для продукции конца XIX - начала ХХ в. из Великоустюжского уезда. Швейки второй половины XIX в. обращают на себя внимание скульптурными мотивами в конструкции и декоре. Например, швейка (ГИМ № Д III-2431) необычной выразительности, с орнитоморфным навершием, была передана в музей в 1914 г. Птичий профиль с длинным клювом и обозначенным резцом глазом птицы придает бытовому предмету поистине скульптурный образ. Тонкой работы резной узор образован из трехгранно-выемчатых зубчиков и треугольников, а также косых рельефных линий. На внутренней стороне шеи птицы вырезана дата: «1856» [6] . Стояк ее в виде двухъярусного столбика. Вертлюг же украшен округлым выступом в верхней части. Швейка легко и удобно складывается.

«Иной облик приобретают в конце XIX в. северодвинские швейки (Устюжского или Сольвычегодского района). Фигурный стоячок, связанный с донцем шарниром, украшается сверху маленьким скульптурным изображением коня, собаки, медведя, которое композиционно отъединено от стояка особой площадкой» [7] ,- отметил А. К. Чекалов. Это наблюдение вполне верно. Примером могут послужить швейки из собрания ГИМа (ГИМ № Д Ш-2423, 4402), навершие которых выполнено в виде скульптурной фигуры животного: на прямоугольной подставке вырезан стоящий конь. Они имеют и вертлюг - в виде фигурки конька; часто полихромно окрашены и тщательно прорисованы. Особое внимание художник уделил упряжи коня, пестрому оформлению черными и желтыми каплями (крапинами). Столбик- башня вырезался часто в два яруса. У этих швеек вертлюг не только украшен скульптурной резьбой, но и весьма функционален. Он удобно складывается и заходит в специальный паз на обороте донца. Подобные швейки происходят из Сольвычегодского уезда, Вологодской губернии (современные Красноборский и Верхнетоемский районы). Здесь встречается активная декорировка орнаментом, на некоторых предметах - пермогорская роспись. Видна рука мастеров Хрипуновых, Мишариных и Хвостовых, участвовавших в художественном оформлении швеек. Например, на одной швейке из Исторического музея имеется своеобразная орнаментальная и даже сюжетная роспись. Там виден и растительный узор, и графические контуры фигур, и штриховка [8] .[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Наиболее широк и разнообразен круг памятников со столбиком в виде башни. Отдельная группа отличается весьма строгой формой стояка и навершия. Эти швейки демонстрируют ту же складную конструкцию, но в их украшении не встретишь ни скульптурных птичьих мотивов, ни конских голов. Эти столбики последовательно выстроены из архитектурных объемов, местами в сочетании с геометрическими звеньями [9] . Например, швейка-башня (ГИМ № Д III-6546) конца XIX в. из Нюксенского региона мастера Романа Васильевича Захарова состоит из трех ярусов и постамента. Стояк ее собран из восьмигранника и трех четырехгранников с многогранными переходами между ними. Постамент швейки интересно декорирован продольными выемками, которые можно назвать каннелюрами или ложчатым орнаментом. Поверхность столбика украшена прорезными оконцами и резными поясками из треугольников, зигзагов, вертикальной нарезки, арочных проемов и раскрашена в зеленый, темно-красный, синий, белый цвета [10] . У этого памятника встречается украшение вертлюга резным кольцом, возможно, для удобства подвешивания швейки. Это единственный случай находки резчика или причуды заказчика.

Столбик в виде балясины - это иная форма обработки стояка. Например, украшение точеными элементами в виде «песочных часов», «капель», сферы (шара), рюмки и катушки, характерное для швеек Архангельской губернии. В Историческом музее имеются две подобные швейки, датируемые серединой XIX в. [11] Одна из них (ГИМ № Д I-1071) привлекает внимание своим ярким декором и специфической конструкцией. Форма ее стояка в виде балясины состоит из пяти крупных звеньев, а навершие напоминает шахматную фигуру. Швейка была привезена I Северной историко-бытовой экспедицией ГИМа в 1928 г. из Архангельской области (Пинежский р-н, д. Шардонемь). Любопытно отметить, что на оборотной стороне донца имеется глубокая канавка для удобства укладывания и уверенной рукой вырезаны инициалы «АН Ф». Столбик и часть донца покрыты оранжевой краской (суриком), особо популярной в окраске предметов быта Русского Севера.

Всего в собрании ГИМа 27 складных северных швеек. Мы рассмотрели семь самых ярких и самобытных артефактов, каждый из которых является частью некоего огромного комплекса предметов традиционного быта и отличается своеобразным живописным и скульптурным декором. Декоративное оформление этих северных складных швеек середины XIX - первой трети XX в. позволяет отнести их к лучшим образцам русского народного искусства.

Литература

  1. Круглова О. В. Русская резьба и роспись по дереву. М., 1974.
  2. Улитова А. С. Швейки Русского Севера. Пинежский уезд // Русский Север - 2022: проблемы изучения и сохранения историко-культурного наследия: Сборник работ VII Всероссийской науч. конф. Вологда, 2022. С. 355-361.
  3. Чекалов А. К. Народная деревянная скульптура Русского Севера. М., 1974.

// Рябининские чтения – 2023
Карельский научный центр РАН. Петрозаводск. 2023. 526 с.

Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф