Финченко А.Е. (г.Санкт-Петербург)
Кустарное огнестрельное оружие Русского Севера в собрании Кунсткамеры
@kizhi
Аннотация: Статья посвящена уникальному оружейному собранию Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН, включающему русские охотничьи дульнозарядные ружья кустарного производства, поступившие от известных коллекционеров рубежа XIX-XX вв.- М. А. Круковского, А. В. Журавского, Д. Д. Травина, а также ружье, переданное в музей в 2018 г. автором статьи. Представленные ружья являются редкими образцами изделий севернорусских крестьянских ремесленных центров и отдельных кустарей-оружейников, составлявших с конца XIX до второй трети XX в. конкуренцию фабричному охотничьему казнозарядному огнестрельному оружию под унитарный патрон.
Ключевые слова: Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамера) РАН; Русский Север; кустарная промышленность; ремесленные центры; оружие;
Summary: The article is focused on the unique collection of firearms of the Peter the Great Museum of Anthropology and Ethnography (Kunstkamera) of the Russian Academy of Sciences. The collection includes hand-made muzzle-loading hunting rifles of famous collectors of the turn of 19-20 centuries - M. A. Krukovsky, A. V Zhuravsky, D. D. Travin, and also rifles, brought to the museum by the author of the article in the late 20 century. The presented hunting rifles are rare examples of North Russian craftsmanship - completely self-made or remade from factory-made ones, which competed with handmade hunting weapons only from the late 19th century, but did not supplant them even at a later period.
Keywords: Peter the Great Museum of Anthropology and Ethnography (Kunstkamera) of the Russian Academy of Sciences; Russian North; handicraft industry; craft centers; weapons;
Этнографические коллекции Кунсткамеры включают предметы, представляющие все стороны быта и народной культуры народов России. Среди них есть и оружие, связанное, в первую очередь, с охотой - одним из самых значимых промыслов на Русском Севере. Коллекцию русского охотничьего ручного огнестрельного длинноствольного дульнозарядного оружия в настоящий момент составляют 12 ружей. Это небольшое, но яркое собрание служит уникальным источником об истории и техниках кустарного изготовления оружия на Русском Севере. В отличие от более известного и хорошо представленного в других музеях фабричного оружия предметы кустарного производства, попавшие в коллекции Музея антропологии и этнографии (МАЭ), интересны не только для военных историков и специалистов-оружейников, но и для этнографов, чья работа связана с изучением народных промыслов и ремесел.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Русское охотничье огнестрельное длинноствольное оружие представлено в пяти коллекциях музея: МАЭ № 504, МАЭ № 1036, МАЭ № 2911, МАЭ № 7674, МАЭ № XII. Четыре из этих коллекций - это известные собрания, поступившие в фонды музея в конце XIX - первой трети XX в. от крупнейших коллекционеров и включающие разнообразные предметы крестьянского быта конца XIX-XX в. Ружьё МАЭ № 7674-1 из Северодвинского региона поступило в 2018 г. от автора данной статьи. Документы о ружьях из коллекции МАЭ № XII не сохранились, они были атрибутированы автором данной статьи как русские охотничьи ружья с Русского Севера.
Особенность всех ружей заключается в том, что восьмигранные стволы и ударные кремневые замки (русского и карельского типа) во всех случаях изготовлены кустарным, а не фабричным способом из железа и малоуглеродистой стали (пружины замков) в крестьянских кузницах и мелких оружейных мастерских Русского Севера в XVIII-XIX вв. Все (прямые полные) ложи ружей вырезаны из древесины березы в том же регионе крестьянскими мастерами, специализирующимися на изготовлении различных предметов из дерева: прялок, трепал, грабель, санок, люлек и др. Они же осуществляли подгонку ложи под конкретный ствол и замок, а также длину приклада под владельца ружья. Стволы ружей коллекции преимущественно нарезные - с шестью прямыми нарезами калибров 8, 9, 11,2 и 19 мм под шаровые пули с кожаным или матерчатым «пластырем» (совр. «патч») и гладкоствольные (МАЭ № XII-1275) калибра 14 мм под дробовые и пулевые заряды. Приклады ружей тонкие плоские или многопрофильные. Охотничьи дульнозарядные ружья с ударными кремневыми замками, аналогичные представленным из собрания нашего музея, использовались на территории Русского Севера до второй трети XX в. До конца XIX в. большинство охотников для осуществления своего промысла покупало в местных купеческих лавках только порох, кремни, свинец, металлические, кожаные или деревянные фабричные пороховницы и мелкие пороховницы-натруски, железные или латунные пулелейки, металлические мерки для пороха, стальные высечки для рубки войлочных пыжей, капсюля на брандтрубку капсюльного замка. Свинцовые шаровые пули (с литником и без него) различных калибров самостоятельно отливали в пулелейках, свинцовую дробь «катали» или «рубили», для изготовления пыжей использовали осаленный мох или саморубленный войлок. Охотничий набор аксессуаров к дульнозарядным ружьям (кроме основной пороховницы и пороховницы- натруски для пороховой полки, как правило, и металлической мерки для пороха) включал костяные мерки для пороха, кожаные дробовницы, кожаный мешочек для пуль, кожаный мешочек для капсюлей на брандтрубку (при использовании ружья с капсюльным ударным замком), льняной мешочек для пыжей, мелкий ружейный инструмент (выколотка, отвертка, игла-протравник и др.), носимый при проведении охот на плечевом кожаном ремне, также изготавливали самостоятельно. Самодельные пороховницы и натруски для пороховой полки изготавливали из древесины березы, толстой выделанной кожи или из полого животного рога.
Приведем авторские атрибуцию и описания наиболее ярких образцов исследуемого оружия.
МАЭ № 1036, МАЭ № 2911. Восемь однотипных охотничьих ружей с пижемской росписью ложи составили поступления от А. В. Журавского, заведующего Печорской естественно-исторической станцией при императорской Академии Наук: МАЭ № 1036-243, 244, 311 (поступление 1906 г.) и Д. Д. Травина, заведующего Печорским этнографическим областным музеем: МАЭ № 2911-240, 241, 242, 243, 244 (поступление 1923 г.).
Все эти ружья имеют нарезные стволы с шестью прямыми нарезами калибра 8 и 9 мм, искровой ударный кремневый замок русского типа с боковым спусковым крючком и расписную ложу. Ружья из Печорского уезда Архангельской губернии доказывают тот факт, что в указанном регионе население широко использовало охотничье огнестрельное дульнозарядное оружие местного кустарного производства, имеющее свои ярко выраженные конструктивные особенности и великолепный декор. Наиболее характерным образцом этого охотничьего оружия, повсеместно используемого в Печорском уезде Архангельской губернии до начала второй трети XX в., является ружье МАЭ № 1036-244. Остановимся на нем подробно.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
МАЭ № 1036-244. Дульнозарядное охотничье нарезное ружьё калибра 8 мм кустарного производства второй половины XIX в. с искровым ударным кремневым замком русского типа и боковым спусковым крючком. Железо, малоуглеродистая сталь, латунь, желтая медь, древесина березы, кожа, растительные и минеральные натуральные масляные краски, льняная нить, льняное масло. Общая длина ружья - 122,8 см, длина ствола (без хвостовика) - 80,4 см, максимальная высота - 10,1 см, длина шомпола - 77,9 см, калибр - 8 мм, вес - 3503 г. Поступление 1906 г. от Андрея Владимировича Журавского. Архангельская губерния, Печорский уезд, русские (рис. 1).
Ствол восьмигранной формы с традиционным утолщением в казенной и небольшим конусовидным в дульной части, выкован из кричного железа. Прицельные приспособления (поперечный прямоугольный целик в виде щитка с прорезью и продольная прямоугольная мушка) изготовлены из железа и вбиты в специальные пазы («ласточкины хвосты») ствола. Канал ствола калибра 8 мм имеет 6 прямых нарезов (рис. 2). Казенный винт хвостовика закреплен в торце казенной части ствола на резьбовом соединении. Традиционное сквозное отверстие в хвостовике конструктивно не предусмотрено.
На ружье поставлен искровой ударный кремневый замок русского типа (рис. 3). Замок специально изготовлен под боковой спусковой крючок. Из-за этого на замке конструктивно не предусмотрен традиционный спусковой механизм, предназначенный под нижний спусковой крючок (прямая пружина с шепталом и спусковая тяга).
Основные элементы замка расположены на внешней стороне замочной доски: курок, огниво, пороховая полка, боевая и подогнивная (отсутствует) пружины. Курок с неподвижной нижней губой на прямой ножке, основание которой заканчивается крестовиной. Губы курка имеют железный стержень, исключающий их перекос при ударе об огниво. Кольцо верхней губы предназначено для захвата курка при его постановке на боевой взвод. Огниво представлено самой поздней формой - батареей, соединяющей в одно целое огниво и крышку полки.
Курок и огниво прикреплены к замочной доске железными крепежными винтами. Гнутая боевая пружина закреплена на внутренней стороне замочной доски железным штифтом. При отпускании с предохранителя - фиксатора бокового спускового крючка - курок под действием боевой пружины, давящей на его носок сверху вниз, ударяет по огниву. Искры попадают на полку и воспламеняют затравочный порох. Пружины замка изготовлены из малоуглеродистой стали. Все остальные детали замка изготовлены из железа. В губы курка был вставлен кусок черного или светлого кремня, помещенного в прямоугольную тонкую свинцовую пластину или аналогичный кусок выделанной кожи.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Боковой спусковой крючок с декоративными фигурными прорезями изготовлен из желтой медной пластины. В глухое отверстие шейки приклада (сквозь направляющую прорезь спускового крючка) вкручен железный винт с широкой головкой, фиксирующей ход спускового крючка, и штырь-фиксатор крючка при боевом взводе курка (отсутствует). Спусковой крючок через верхнее полукруглое сквозное отверстие был привязан к кольцу курка тонким кожаным ремешком или льняной веревкой (крепление отсутствует).
Полная прямая ложа с многопрофильным тонким прикладом и пятигранным цевьём вырезана из древесины березы и пропитана горячим льняным маслом. В цевье просверлено шомпольное гнездо. Шомпол изготовлен из толстой круглой желтой медной проволоки. Рукоятка шомпола для удобства его извлечения из шомпольного гнезда обмотана суровой скрученной льняной нитью. Нижняя кожаная антабка под ружейный ремень прибита к прикладу (сквозь тонкую железную прямоугольную пластину-шайбу) кованым железным гвоздем. Вторая аналогичная антабка была прибита к цевью. От неё сохранилось глухое отверстие на нижней грани цевья. Нижний конец ружейного ремня прикреплен к антабке приклада кольцом из латуни, взятым от лошадиной сбруи. На левой стороне ложи (напротив замка) имеются пять отверстий от мелких гвоздей. Здесь был закреплен традиционный для региона накидной чехол из сыромятной кожи, предохранявший замок от влаги и грязи. Крепежный винт хвостовика ствола конструктивно не предусмотрен. Казенная часть ствола прикреплена к ложе березовым нагелем, проходящим в сквозном отверстии ложи сквозь ушко хвостовика казенного винта. Два ложевых кольца, прикрепляющие среднюю и дульную часть ствола к цевью, были изготовлены из плоских тонких прямоугольных медных или железных полос (отсутствуют). Об этом свидетельствует отсутствие сквозных отверстий в цевье, предназначенных для ложевых колец другой конструкции и материала.
Ружье богато декорировано. Ствол у казенной части и дульного среза декорирован произвольным точечным орнаментом, выполненным в технике плоскорельефной чеканки. Спусковой крючок декорирован фигурными прорезями и простейшим геометрическим орнаментом (волнистые линии), выполненным в технике двухмерной чеканки. Ложа полностью расписана растительным и геометрическим орнаментом в традиционном стиле и технике пижемской росписи, распространенной в ремесленных центрах по течению р. Пижмы - левого притока р. Печоры. Роспись нанесена натуральными растительными и минеральными масляными красками черной, красной, коричневой и желтой цветовой гаммы. Поверх красочного слоя ложа покрыта природным бесцветным лаком. На прикладе ложи имеются фигурные вырезы, выполненные в технике глухой домовой и углубленной плосковыемчатой резьбы. По низу левой стороны ложи (у торца приклада) имеется сквозной полукруглый вырез, предназначенный для дополнительного упора при стрельбе и характерный только для кустарных ружей этого региона. Этот вырез опускался на специальный крючок, обшитый сукном, или кольцо. Кольцо или крючок, как правило, были пришиты к охотничьей верхней одежде. На левой стороне приклада имеется надпись: «1890 го ме(ся)ца июль 15 чи(с)ла сию ложъ делал Емельянъ Чуркинъ».
Ружье полностью изготовлено кустарным способом в одной из оружейных мастерских в деревнях на реке Пижме или на реке Цильме (левый приток Печоры, впадающей в пяти километрах ниже впадения р. Пижмы), известных со второй половины XIX в. изготовлением особых охотничьих ружей с боковым спусковым крючком, многопрофильным тонким прикладом и характерной росписью. Ложи, как правило, расписывали и подписывали отдельные мастера, владеющие грамотой и стилем старообрядческой традиции, известной по рисункам рукописных книг и аналогичной росписи на различных деревянных и берестяных предметах.
Остальные ружья из этого региона имеют небольшие отличия от образца МАЭ № 1036-244. Наиболее интересные из них представляют собой авторские надписи мастеров по росписи ложи. Приведем надписи на пяти аналогичных ружьях.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Текст выполнен пером и чернилами, авторским почерком, близким к подражанию печатному шрифту, публикуется с сохранением авторской орфографии:
МАЭ № 1036-243 1876 года мѣсѣца мд... (дальнейший текст утрачен.- А.Ф.)
МАЭ № 1036-311 1882-го сию ложь делалъ Емельянъ Тимофеевиць Чуркинъ
МАЭ № 2911-242 1894 года месеца апреля лошь дѣлаль и писаль Осипь Сергеявь (Мир?)ону Петровичу Чу[р]кину Можнъ оружье(м) звѣри бить Всемь говори - Господи, благослови. Цена пѣдисять пять.
МАЭ № 2911-243 1891 года месеца марта сш лошь дѣлаль Осипь Сергѣевь [нрзб] ...аш... Вавилу Осиповичу Аншукову оружьемь стрѣлять росомахь, лисиць, мядведѣй, цена ше(сть) гривѣнь, оружье (беречь?)[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
МАЭ № 2911-244 1899 году месеца февряля 2 чи[с]ла сию ложу делаль Емельянь Чуркинь
Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.