Шангина И.И. (г.Санкт-Петербург)
Коллекции Н. В. Султанова в собрании Российского этнографического музея Vkontakte@kizhi

Аннотация: В статье дается описание и оценка двух коллекций памятников русской старины и народного искусства, собранных архитектором Н. В. Султановым и переданных в музей в 1909 и 1913 гг. В их состав входят образцы набивных тканей XVII - первой трети XVIII в., а также резные доски для приготовления пряников, прялки и донца прялок, орнаментированных резьбой и инкрустацией мореным дубом, изготовленные в первой половине XIX в. мастерами в г. Городце Нижегородской губернии.

Ключевые слова: набойка; пряничная доска; донце прялки; антикварный рынок; ярмарка; народное искусство;

Summary: This article deels with the two collections of objects of Russian antiquity and folk art, collected by the architect N. V Sultanov, and transferred to the museum in 1909 and 1913. In the article you can find description and valuation of the collections. They include samples of printed fabrics from the 17th to the first third of the 18th century, carved boards for making gingerbread, spinning distaffs and bottom of the distaffs of the first half of the 19th century. which was ornamented with carvings and inlaid with bog oak by masters of the city of Gorodets, Nizhny Novgorod province.

Keywords: heel; gingerbread board; spinning distaff; antique market; fair; folk art;

В статье речь пойдет о двух коллекциях (Колл. РЭМ 1547 и Колл. РЭМ 2827) архитектора и искусствоведа Николая Владимировича Султанова (1850-1908), переданных в музей в 1909 и 1913 г. уже после смерти собирателя его женой Екатериной Павловной Султановой [1] . Они являются частью его обширного собрания памятников русской старины и произведений русского народного искусства, которое было распределено между разными музеями [2] .[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Собрание Н. В. Султанова состояло «из многих старинных вещей» [3] и было разнообразным по составу. Об этом свидетельствует «Опись старинных вещей из коллекции Н. В. Султанова», составленная через несколько лет после смерти собирателя. В нее были включены женские головные уборы, образцы парчовых шелковых, набивных тканей, металлическая и деревянная утварь, пряничные доски, облачения священников, церковная утварь и многие другие предметы русского бытового уклада XVII-XIX вв. [4] Из этого обширного собрания в Этнографический отдел Русского музея поступило 109 экземпляров: образцы набивных тканей, пряничные доски, донца прялок, прялки, швейки, светцы, подсвечники, ковш. Они очень интересны и в исследовательском, и в экспозиционновыставочном плане, но, к сожалению, поступили в музей без каких-либо легенд, позволяющих узнать их назначение, место приобретения, бытования, кроме того, за исключением набойки, не имеют датировки. Н. В. Султанов, так же как и другие коллекционеры, не считал необходимым для себя вести записи о «жизни предмета». Такой подход к оформлению памятников, включаемых в частное или музейное собрание, был типичен для второй половины XIX в. Считалось, что вещь интересна уже сама по себе и может много рассказать подготовленному человеку и без каких-либо дополнительных сведений. Кроме того, Н. В. Султанов собирал памятники Средневековья и предметы народного искусства с чисто практической целью, а не для научных этнографических исследований, для которых необходимы подробные сведения о предмете. Вещи были ему нужны для изучения особенностей русского национального стиля в зодчестве и прикладном искусстве Средневековой Руси, особенно XVII в., который он считал временем его расцвета, прерванного реформами Петра Первого.

В наши дни составить легенды к памятникам культуры, вынутым коллекционером 150 лет назад из окружавшей их действительности, дело очень трудное. Можно лишь высказать ряд предположений об источнике их поступления в собрание.

Памятники XVII-XVIII вв., вероятно, приобретались им на антикварном рынке. В последней четверти XIX в. антикварная торговля в России приобрела широкий размах. В Москве и Петербурге, в губернских и уездных городах было много больших магазинов, торговавших антиквариатом. Кроме того, им торговали на городских рынках: в Петербурге - на Александровском, в Москве - на Сухаревском и Смоленском. Торговля шла также на крупных ежегодных ярмарках: Нижегородской, Ростовской, Ярославской, Московской. В антикварные магазины, на городские рынки и крупные ярмарки антиквариат привозили скупщики, находившие его в ризницах старинных церквей, монастырей или в усадьбах потомков разорившихся боярских родов. Таких вещей там было много. Н. В. Султанов, посетив в 1907 г. Смоленскую губернию, писал: «Какие изумительные вещи таятся в смоленских ризницах. Митры, синаксари, палицы, оплечья, образа, Евангелия и тому подобные предметы XVI, XVII и XVIII веков, первостепенной художественной важности […] Весьма многие вещи являются образцами наивысшего процветания русского прикладного искусства […] Да всего и не перечтешь: целое море древнерусской красоты» [5] . О том, что Н. В. Султанов покупал их на рынках и ярмарках, говорит запись в его дневнике от 27 августа 1895 г.: «Целый день шлялся по городу и ярмарке (Нижегородской. - И. Ш.) […] накупил много хорошего старья». Кроме того, он был хорошо знаком со многими известными антикварами, а также, занимаясь реставрацией церквей, имел возможность покупать вещи у церковных или монастырских властей.

Произведения народного искусства в этот период Н. В. Султанов имел возможность купить на любой большой ежегодной губернской, уездной или маленькой сельской ярмарке. В 1894 г., например, в стране было проведено свыше 18 000 ярмарок, и на всех их шла активная торговля изделиями мастеров кустарных промыслов. Так, на Нижегородской ярмарке в 1896 г. представили свои товары 2500 ремесленников со всей России [6] . Изделия отдельных мастеров народного искусства можно было приобрести также после закрытия художественно-промышленных выставок всероссийского или местного масштаба. На каждой выставке имелся Кустарный отдел, организуемый земствами или статистическими комитетами, на котором мастера могли выставлять свои произведения [7] . Некоторые предметы народного искусства Н. В. Султанов приобретал непосредственно у населения в деревнях. О его поездках по деревням говорит небольшая статья, помещенная в журнале «Зодчий» за 1879 г. [8]

Памятников русской старины среди экспонатов Н. В. Султанова имеется 50 экземпляров. Все они - образцы набивной ткани размером от 20 х 36 до 50 * 40 см, датируемые XVII - первой третью XVIII в. (Колл. РЭМ 1547, № 1-50). Даты написаны синими чернилами на оборотной стороне ткани. Их датировка проведена, вероятно, Н. В. Султановым задолго до поступления вещей в музей. По словам современников, он прекрасно знал русское прикладное и народное искусство и отличался точностью в оценках вещей, «трепетным отношением к истории» и «археологической точностью стилистики» [9] . Сравнительное изучение набивных тканей из коллекции Н. В. Султанова с тканями Государственного исторического музея и художественно-промышленного музея Строгановского училища, опубликованными в работах Н. Н. Соболева, Л. И. Якуниной [10] , показало совпадение датировок, данных Н. В. Султановым и этими учеными.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

В коллекции Н. В. Султанова имеется двенадцать образцов набойки, датируемых собирателем XVII в. Они выполнены на веретье - грубой льняной небеленой ткани, сотканной из нитей, спряденных из льняных очесов, и на льняном порто - белом или серо-бежевом полотне. Узор нанесен деревянной резной доской с выпуклым рисунком синей и черной масляной краской по небеленому фону. На одном образце с цветочным орнаментом, выполненным черной краской, цветы подкрашены кисточкой коричневатой краской. Орнамент на большей части образцов растительный: крупные изгибающиеся трилистники, плоды граната, гроздья винограда, цветы ромашки и крупные цветы, с лепестками, напоминающими розу, все они соединены с изгибающимися толстыми ветвями и длинными листьями. Фон между цветами покрыт мелкими квадратиками, расположенными на некотором расстоянии от основного узора. На одном образце конца XVII в. среди цветов можно увидеть изображение двух сидящих людей с копьем в руке. Несколько тканей имеют геометрический орнамент: мелкие ромбы, расставленные в шахматном порядке, и вертикальные полосы-«дороги» в подражание полосатым «кызылбашским» тканям.

Остальные образцы набивных тканей Н. В. Султанов датирует рубежом XVTI-XVIII вв. и первой половиной XVIII в. Эти образцы выполнены на льняном полотне или хлопчатобумажной ткани по преимуществу красного или коричневатого цвета. При этом они имеют белый фон, а узор цветной, или наоборот - на цветном фоне белый узор. Орнамент в основном геометрический: мелкие белые кружочки, ромбики, цветочки, расставленные в шахматном порядке или включенные в вертикальные узкие полосы белого или коричневого/красного цвета. Кроме того, имеются ткани с крупным цветочным узором (розы, гвоздики) белого цвета на коричневом или красном фоне или красного /коричневого - на белом фоне.

Сведений о месте изготовления набойки, собранной Н. В. Султановым, в моем распоряжении не имеется. В дневниках собирателя, находящихся в Отделе рукописей Российской национальной библиотеки (ОР РНБ. Ф.757), никаких указаний на место ее изготовления мною не было обнаружено.

Остальные экспонаты коллекций Н. В. Султанова - это предметы русского народного искусства, в основном XIX в., в которых собиратель видел продолжение традиций искусства Средневековой Руси. Среди них наиболее интересными являются пряничные доски и донца прялок.

Пряничных досок в коллекции 13 экземпляров (Колл. РЭМ 2827, № 45-57). Среди них десять наборных досок и три штучных. Наборные доски предназначены для оттиска сразу нескольких пряников. Каждая из них разделена на небольшие плитки прямоугольной, квадратной и трапециевидной формы с разными узорами внутри: всадник на коне, конь с повернутой назад головой и развевающейся гривой, рыбы в прямом или свернувшемся кольцом виде, раки, лебеди с повернутой назад головой, птицы с пышным хвостом, клюющие ягоды, ветряные мельницы, корабли с человечками, а также сердцеобразные фигуры, листья и различные геометрические мотивы: круг, решетка, крест.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Особый интерес представляет большая доска (33 х 48 см) с 42 мелкими плитками, на которых изображены те же фигуры, что и на остальных наборных досках, но в центре на плитке большего размера, чем все остальные, расположена крупная птица, клюющая ягоду, справа и слева от которой изображены по одной мужской фигуре с руками, раскинутыми в стороны. Кроме того, по сторонам пряничной доски идет широкая рамка из овалов, соединенных друг с другом косыми черточками. Эта доска, вероятно, предназначалась для оттиска так называемого разгонного пряника, подававшегося на стол в конце праздничного застолья, как знак его окончания.

Пряничных досок для оттиска одного пряника всего три. На двух досках изображена рыба, предположительно стерлядь или осетр. Оба изображения заключены в восьмигранную зубчатую рамку. При этом на одном прянике стерлядь окружена полосками и кружочками, имитирующими воду, а на другом рядом с ней изображен кувшин, две вилки, нож и розетка. Третья штучная доска - крупная розетка из концентрических кругов с отходящими от них лучами.

Время и место изготовления пряничных досок неизвестны. Предположительно, они могли быть приобретены в Нижнем Новгороде во время работы Н. В. Султанова там летом 1895 г. над реставрацией башни Нижегородского Кремля. В июле-августе этого года там проходила Нижегородская ярмарка, куда мастера- резчики пряничных досок свозили свой товар [11] . Определить место изготовления пряничных досок довольно трудно, так как резчики не оставили на них своей подписи. Г. А. Пудов полагает, что пряничные доски с таким орнаментом могли быть изготовлены во второй половине XIX в. мастерами г. Городца Балахнинского уезда Нижегородской губернии [12] . Этот уездный город вместе с окружающими его городами был крупным центром пряничного производства и резьбы по дереву.

Интерес в коллекции Н. В. Султанова представляют также резные донца прялок, которые бесспорно относятся к изделиям мастеров-прялочников г. Городца и окрестных деревень (Колл. РЭМ 2827. № 2-21). В коллекции имеются донца, орнамент которых - розетки, лучистые диски, круги, ромбы, косые линии - выполнен трехгранно-выемчатой резьбой. По мнению искусствоведа О. В. Алексеевой, такая резьба была характерна для городецких мастеров XVIII в. [13] Кроме того, имеется несколько донцев, инкрустированных мореным дубом, с дополнением скобчатой и контурной резьбы с изобразительными мотивами: птицами, конями, каретами, архитектурными сооружениями, двуглавыми орлами и т. п. По мнению искусствоведов, городецкие мастера делали их с конца XVIII в. до 1860-1870-х гг. [14] На четырех досках вырезаны даты: 1838, 1842, 1853, 1854.

Н. В. Султанов использовал свои знания вещей при создании интерьеров церквей и жилых зданий в русском стиле. По его проекту в 1892-1895 гг. были оформлены интерьеры московского дворца князей Юсуповых, напоминавшие боярские хоромы XVII в. [15] ; в 1889-1890-е гг. - гостиная художника К. Е. Маковского [16] , парадная столовая в доме министра внутренних дел Д. С. Сипягина, также напоминавшая боярские хоромы XVII в., с шелковыми и парчовыми тканями, выполненными по образцу старинных тканей [17] . По рисункам Н. В. Султанова на парчово-ткацкой фабрике И. А. Жевержеева, обслуживавшей все православные церковные приходы Петербурга, по образцам вещей XVII в. создавались плащаницы, хоругви, ткани на престол и аналой, облачения священников. В интерьерах домов и церквей им использовались также подлинные предметы конца XVII в.: печи, люстры, паникадила, изразцы, ткани и другие предметы. Подлинные вещи XVII в. он включал в интерьеры церквей и жилых зданий, так как стремился к максимальной исторической достоверности создаваемых им помещений.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Литература

  1. Алексеева О. В. Городецкая резьба и роспись по дереву // Народное искусство Нижегородского края. СПб.: Palace Editions, 2017. С. 69-82.
  2. Воронов В. С. Пряничные доски // Воронов В. С. О крестьянском искусстве: Избранные труды. М.: Советский художник, 1972. С. 250-279.
  3. Всероссийская художественно-промышленная выставка 1896 г в Нижнем Новгороде: Путеводитель. Ниж. Новгород: Изд-во Гоппе, 1896.
  4. Лебедев С. В. Распространение изделий народных художественных промыслов // Мир науки, культуры, образования. 2019. № 1 (74). С. 295-296.
  5. Малинина Т. А. О некоторых произведениях декоративно-прикладного искусства, исполненных по проектам Н. В. Султанова // В тени больших стилей: Материалы VIII Царскосельской конференции. СПб., 2002. C. 244-250.
  6. Пудов Г. А. О некоторых металлических предметах из коллекции Н. В. Султанова // Вопросы музеологии. 2015. № 2 (12). С. 78-83.
  7. Пудов Г. А. О предметах из коллекции Н. П. Лихачева в Отделе народного искусства Русского музея // Петербургский исторический журнал: Исследования по российской и всеобщей истории. 2016. № 1 (109). С. 263-278.
  8. Пудов Г. А. О пряничных досках из коллекции Н. В. Султанова // Музей - памятник - наследие. 2017. № 1. С. 103-112.
  9. Пудов Г. А. Городецкие пряничные доски в собрании Отдела народного искусства Государственного Русского музея // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. 2018. № 1. С. 32-40.
  10. Савельев Ю.Р. Н. В. Султанов - архитектор З. Н. и Ф. Ф. Юсуповых // Русская усадьба. 2003. № 9 (25). С. 334-380.
  11. Соболев Н. Н. Набойка в России: История и способы работы. М.: Т-во И. Д. Сытин, 1912. 107 с.
  12. Старкова Л. А. Резьба по дереву // Народное искусство Нижегородского края. СПб.: Palace Editions, 2017. С. 44-46.
  13. Султанов Н. В. Русские деревянные порезки // Зодчий. 1879. № 11. С. 125-126.
  14. Якунина Л.И. Русские набивные ткани XVI-XVII вв. М.: ГИМ, 1954. 24 с.

// Рябининские чтения – 2023
Карельский научный центр РАН. Петрозаводск. 2023. 526 с.

Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф