Елтышева Л.Ю. (г.Кунгур)
Отражение в песнях и частушках особенностей быта жителей Кунгурского уезда (района) первой половины XX века Vkontakte@kizhi

Аннотация: В статье рассматриваются некоторые особенности деревенского быта, моменты революционных и военных переживаний в отражении городских и деревенских частушек, песен. Работа выполнена по материалам краеведческих изданий «Кунгурско-Красноуфимский край» и «Сылвенский край».

Ключевые слова: частушка; песня; революция; война; быт;

Summary: The report is about some traits of village life, moments of revolutionary and military experiences in the reflection urban and rural chastushkas, songs. The materials and documents of local history publications such us«Kungur-Krasnoufimsky region» and «Silvenskiy region» were used in this report.

Keywords: chastushka; ditty; song; revolution; war; villagelife;

В 1920-е гг. в Кунгуре наблюдается всплеск краеведческой работы и выпуск информационных и краеведческих изданий. Активное издание кунгурских краеведческих сборников 20-х годов тесно связано с деятельностью Кунгурского общества краеведения, открытого в 1925 г. В январе 1925 г. был подготовлен к изданию первый номер журнала Кунгурского общества краеведения «Кунгурско-Красноуфимский край». Редактором был Н. Семовских (издательство «Искра»). Уже с первого номера складывались отделы ежемесячного издания - политико-исторический, историко-археологический, народного хозяйства, естественно-производительных сил округа, природы, народного творчества, этнографии, краеведения и музея, отдел прочих статей. Со второго номера стали появляться публикации ученых Прикамья: профессоров П. С. Богословского, В. А. Воскресенского, известного пермского краеведа В. Н. Серебренникова и других. Публиковал свои статьи в сборнике и профессор из Ленинграда А. В. Шмит. Страницы сборника были предоставлены и местным маститым и начинающим краеведам. Это Е. Золотов, Г. Мауэр, А. Воронихин, А. Горбунов, А. Мороков- Арум, А. Теплоухов, Д. Кузнецов и другие. Многие из них внесли неоценимый вклад в развитие краеведения Прикамья. Было выпущено 12 номеров краеведческого журнала. Со второго номера стал традиционным V отдел «Народное творчество. Этнография».[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Народное творчество всегда отражает текущий момент, отмечает те переживания, которые ему памятны, останавливает внимание на своих заветных задачах и намерениях. Новый быт 1920-1930-х гг. тоже нашел свое отражение в народном творчестве. Интерес вызывают городские и деревенские частушки, содержащие моменты революционных переживаний. Они сильно разнятся между собой. В частушках городских не видно боевого размаха, здесь выдвигаются на первое место меркантильные соображения, видно стремление к обеспечению, к приобретению сытого куска хлеба, слышно сетование на недостатки. Героем одной пермской частушки являются «ходи» - китайцы, которые в большом количестве с начала революции жили в Перми и часто женились на русских девушках:

У нас «ходи» нынче в моде,Можно «ходю» полюбить;У «ходи» денег очень много,Можно лавочку открыть.

Во второй частушке говорится о каких-то меновых «знаках» революционного времени. Пермская девица времен недоедания говорит:

Подари мне гуся -Я в тебя влюблюся,Подари мне мяса -Поцелуев масса.

По частушке в некоторых случаях в ситуации сердечного соревнования победа может склониться на сторону богача. Один пролетарий сетует:[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Эх не любишь ты меня,Моя милка Дарья,В спекулянта ты влюбиласьВместо пролетарья;

Потому как «пискулянт»Лучше купидончика!Подарил ботинки в рант В триста миллиончиков.

Наконец, в городской частушке отмечен «шкраб» - школьный работник. Материальное положение и настроение его и его милой неважное. На наш взгляд, эта частушка актуальна и сейчас:

Милый нюнить точно баба,Продал брюки и жилет,Не любите, девки, «шкрабов»,В Наркормпросе денег нет [1]

Как показывали наблюдения над молодежью деревни, здесь был уже «партийный подбор». Молодой человек женится на девушке, которая с ним одних политических взглядов:[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Мой-то милый большевик,А я - большевичка,Милый сел на броневик,Улетел как птичка.

Чаще бывает так, что девушка по взглядам беспартийная, но с замужеством становится партийной, будучи подготовленная своим суженым:

Дайте вострую пилу,Я березку подпилю.На березке жолтой лист,Мой-от милой коммунист.

Комуниста не любила -Комунисткой не была,Комуниста полюбила -Комунисткой стала я [2] .

Комсомольца полюбить,Нужно изменитца,Крест на шее не носить,Богу не молитца.

На серебряном подносеЗолотая буква «пы»,Нас с миленком обвенчаютИсполкомские попы.

В одной из частушек молодой человек, партийный, признается, что его милая при всех своих достоинствах имеет один минус - она беспартийная:

У меня милашка вво!Всем первостатейная,Очень даже ничево,Только беспартейная [3]

Таковы частушки деревни в годы революционного лихолетья и Гражданской войны. Миновало более ста лет. Деревня теперь уже более лояльно настроена в отношении власти. Но при этом слои сельского населения реагируют на своеобразие многопартийности в стране новыми частушками.

Народное творчество всегда отражало и отражает текущий момент, отмечая те переживания, которые ему памятны. В период становления советского государства народное творчество отражало прежде всего ту новую действительность, новый быт 20-30-х гг. XX в. Больше всего внимания уделялось попам, кулакам-мироедам, властям на местах. Попы рисуются жадными, загребущими, кулаки - черствыми, жестокими:[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Уж вы, попики, попы,Макробесы черные,Скоро будете ходит,По миру голодные.

Про кулака пели:

Сердце твердо его,Как кленовый пенек,Не упросишь его,Хоть проси весь денек [4]

Среди легкой народной злободневной поэзии попадается песня, исходящая из «глубины народной души», песня, которая в то непростое время вдохновляла народ:

Пускай он измучен тяжелой неволей,Пускай он истерзан в жестоких боях...Народ-великан не расстанется с волей,Народ возрожденный не будет в цепях.

Стеною он встанет за правое дело,И если б враги захотели с ним встреч,В стихийном порыве бесстрашно и смелоПоднимет он грозный карающий меч [5] .

А это еще один из видов народного творчества - призыв, который, читая, хочется вместе с поэтом крикнуть:

И теперь к свету путь указал нам прямой.Дорогой незабвенный кузнец;Так иди же путем тем, народ трудовой,И всемирным вампирам положишь конец [6] .

Весьма серьезное внимание деревня уделяла текущим вопросам - сельхозналогу и хлебозаготовкам:

Эй, почтенный гражданин,Приготовь-ка сдачу.Будет ситец и парча -Выполним задачу.

Штраф начислили с тебяПеню налагают.Кулаки тебе шипят:«Шкуру с нас сдирают».

Ты не верь тому, дружок,Что кулак бормочет,Власть Советов пред народомПодорвать он хочет.

Мы доставим на заводы Продовольствия вдосталь И получим на промену И машины, медь и сталь.

Вот что значит заготовки,Для чего они нужны:Дать промышленности хлеба,Знать об этом мы должны [7]

Фольклор отражает интересное отношение в деревне к газете. Беднейшая часть населения заботится о газете, кулаки относятся к ней отрицательно. Газету выписывали в складчину:[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

На год выписать сумеем,Коли складчину внесем.Мы с Никитой, с Тимофеем Каждый долю понесем.

Смозговали! Ловко вышло.Мы с газетой. А как вы?Не хотите? В бок вам дышло!Кто умнее - скажет всяк.

Находим в народной поэзии и отношение к стенной газете, так популярной в те годы:

Ах, миленок, что с тобой?Что такой унылый?Знать в газетушке стенной,Мой «прохвачен» милый.

Что-то предсель наш смирен,Предрассудки, пережитки,Как гнилые рвет он нитки,От царей оставший сор,Выметает вон селькор [8]

Частушки часто отражали переживания, бытовые особенности деревни нового времени. Старый и новый быт так и сквозит в этих частушках. Частушки в этом случае захватывают широкий круг жизни; то старый, то новый быт:

Меня сватали в Орду На 17 году.Татька бает - «отдадим»,Мамка бает - «погодим».

Ваня, Ваня, Ванечка,Я тебе не парочка.Ты - высок, я - низкая,Ты - кержак, я - мирская [9]

Отмечается в частушках и хулиганство некоторых деревенских молодых людей:

У товарища два ножичка,Левольвер у меня.Вы зарезали товарища,Зарежьте и меня.

Задушевный мой товарищ,Никогда не выдавай,Я пойду ворота мазать,Ты оконницы ломать [10] .

Не забывает частушка и самогон, который называют «кумышечкой»:

Ишочо это, по чо это,Кумышечку варят,Ишочо это, по чо это,Миленочком корят [11] .

Находило в частушках и отражение моды - одежды, обуви, которую носила деревенская молодежь:

Против наших-то окошекПробежал воды ручей,Брюки клеш, рубашка бела.Отгадайте - милый чей?

Изношу ботиночки,До самой до резиночки.Тятя любит, новы купит,На колоши денег даст.

Черный зонтик от дождя,Пухова шаль от стужи,Мой - от милый чернобровыйВ исполкоме служит [12] .

В декабре 1925 г. вышел последний номер ежемесячника «Кунгурско-Красноуфимский край». Все 12 номеров этого краеведческого журнала хранятся в фондах Кунгурского музея-заповедника. В 1946 г. вышел первый номер журнала Кунгурского общества краеведения «Сылвенский край». Журнал издавался под руководством директора Кунгурского краеведческого музея А. К. Воронихина. В нем печатали свои статьи сотрудники музея, учителя истории и географии школ Кунгура, местные краеведы. Было вылущено 10 номеров журнала. Каждый журнал состоял из нескольких разделов. Один из разделов был посвящен народному творчеству. Частушки и песни о гражданской войне:

Ты не плачь, родная тетка,Не грусти, родная мать.Разобью белогвардейцев И приду домой опять.

Все Советы да Советы,Ах, мои Советики,Уж куда мы не пойдем,Требуют билетики.

Нам не надо чики-брики На высоких каблуках,Лишь бы личико почище Ничего, что в лапотках

Частушки о Великой Отечественной войне:

Затопи, подруга, баню,Чтобы Гитлер угорел;Третий год уже воюем,Как гадюка надоел.

Вместе с Ваней мы гуляли,Вместе делали детали,Вместе с ним пойдем мы в строй,Он бойцом, а я сестрой.

Шила милому платочек,Вышивала аленький;Бей фашистов, мой дружочек,Бей их, мой удаленький.

От зари до зари Самолеты кружатся,От фашистов подлецов,Остается лужица.

Сшила милому кисет,Табачок покуривай,Да противника, мой свет,Начисто выкуривай.

Буду я с тобою вместе.И в окопах и в бою;Коли ранят тебя, милый,Дай винтовочку свою [13]

Уборочные частушки:

У меня в саду три розы Поливает пионер,Я ударница в колхозе,А мой милый - комбайнер.

Появилась нынче мода, У девчат и у парней. Зарабатывать в полгода, По две сотни трудодней.

Я подружку уважаю,Всем она понравится.На уборке урожая - Первая ударница.

Колосится рожь густая, В чистом поле, на горе Мы работу начинали Рано утром на заре.

На уборке проявила Молодежь старание.Потому что проявила Соцсоревнование.

Урожай у нас хороший, Всем на удивление. Уродилась нынче рожь, Просто заглядение.

Мы, конечно, не сплошаем,Свой колхоз не подведем.И уборку урожаяНа «отлично» проведем [14] .

Литература

  1. Г. А. Моменты революционных переживаний в отражении городских и деревенских частушек // Кунгурско- Красноуфимский край. 1925. № 3. С. 36-38.
  2. Г. А. Отражение в песнях-частушках некоторых особенностей современного быта деревни Кунгурского края // Кунгурско-Красноуфимский край. 1925. № 8/10. С. 34-35.
  3. Волин В. Новый быт в отражении современного народного творчества // Кунгурско-Красноуфимский край. 1925. № 4/5. С. 25-30.
  4. Воронихин А. Частушки об Отечественной войне и песни о гражданской войне // Сылвенский край. Журнал Кунгурского общества краеведения. 1946. № 1. С. 41-42.
  5. Юшков Р. Уборочные частушки // Сылвенский край. Журнал Кунгурского общества краеведения. 1946. № 1. С. 43-44.

// Рябининские чтения – 2023
Карельский научный центр РАН. Петрозаводск. 2023. 526 с.

Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф