Иванова Т.Г. (г.Санкт-Петербург)
Яренский уезд Вологодской губернии в контексте севернорусских былинных регионов Vkontakte@kizhi

Карта Яренского уезда

Аннотация: В статье рассматривается запись былин в Яренском уезде - самой восточной точке Вологодской губернии. Запись сделана в 1916 г. Н. Ф. Яковлевым и Е. М. Шиллингом.

Ключевые слова: былины; Яренский уезд Вологодской губернии; Н. Ф. Яковлев; Е. М. Шиллинг;

Summary: The article discusses the recording of epics in the Yarensky District - the easternmost point of the Vologda province. The recording was made in 1916 by N. F. Yakovlev and E. M. Schilling.

Keywords: epics; Yarensky uyezd of Vologda province; N. F. Yakovlev; E. M. Shilling;

Первое упоминание Еренского городка - в Вычегодско-Вымской летописи - относится к 1384 г. С Яренском связана деятельность Стефана Пермского, который, как сказано в этой летописи, основал здесь Архангельский монастырь: «... создвиг монастырские ж (храмы. - Т. И.) на Вотче и на Еренском горотке, поставил игумены и попы и дьяконы в оных» [1] . Проводившаяся христианизация предков коми вызвала уход определенной части коренного населения на Вашку и Мезень. К концу XVI в. Яренск из погоста превратился уже в город: здесь был острог (крепость), церковь Спаса Преображения и посад (43 крестьянских двора) [2] . Яренск и его земли описаны в «Писцовой книге Яренского уезда, письма и дозору Василия Ларионова и подьячего Андрея Горохова» (1608 г.) [3] . К началу XVII в. из отдельных земель-волостей на этой территории сложился Яренский уезд с огромной территорией: Вычегодские земли, Плесовская волость, вотчина архиепископа Вологодского и Великопермского, Вымские земли, Удорская волость, Глотовская слободка, Сысольские волости, Ужгинс- кая волость. На основных землях проживали коми; русские же населяли Плесковскую волость в Вычегодских землях. В начале XVIII в. Яренск, как и Великий Устюг и Сольвычегодск, относился к Архангелогородской губернии. При учреждении в 1719 г. провинций Яренский уезд был включен в Великоустюжскую провинцию, в 1797 г. причислен к вновь образованной Вологодской губернии.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Яренская былинная запись на этой территории была сделана в селе Серёгово. В настоящее время Серё- гово (коми Серег-Ыб) относится к Княжпогостскому району Республики Коми. Село расположено на правом берегу Выми (приток Вычегды) [4] . Селение прославилось своими месторождениями каменной соли (Серё- говское Усолье). Серёгово изначально относилось к строгановским владениям. Оно впервые упоминается в 1582 г. в связи солепромышленником Афанасием Строгановым. Затем местные варницы принадлежали другим лицам. В середине XVII в. владельцем солеварен стал Данила Панкратьев [5] . По переписи уезда 1678 г., хозяином соляных промыслов в Серёгово был Иван Панкратьев [6] . Приказчиком у Ивана Панкратьева был Ивашко Андреев сын Шергин (не исключено - предок писателя Б. В. Шергина, отец которого был родом из восточной части Вологодской губернии).

Помимо Панкратьевых соляными варницами в этом регионе владел и Остафий Филатьев [7] . В это же время Серёговским промыслом заинтересовался Соловецкий монастырь. Вскоре развернулось длительное противостояние за владение варницами между Соловецким монастырем и купцом Филатьевым, с одной стороны, и Панкратьевым, с другой. Противостояние однажды вылилось даже в вооруженную стычку.

С конца XVII по начало ХХ в. Серёговский солеваренный промысел был одним из крупнейших в России, причем соль здесь добывалась белая и качественная.

В Серёгово от Ильи Михайловича Павлова и был записан звуковой (на фонографе) отрывок старины «Илья Муромец и Идолище» (Фонограммархив Института русской литературы (Пушкинский Дом) РАН, фонд валиков, № 3051.01) - единственный образец былин в данном регионе. Нотная расшифровка (неполная, всего четыре строки) была опубликована в сборнике Б. М. Добровольского и В. В. Коргузалова «Былины: Русский музыкальный эпос» (1981) - в комментариях к тексту № 30 [8] . Издатели датировали эту запись 1903 г., назвав собирателя неизвестным.

Однако данная информация должна быть существенно скорректирована. Очевидно, что хранящаяся в Пушкинском Доме фонозапись былины была сделана Н. Ф. Яковлевым и Е. М. Шиллингом. В «Отчете о деятельности Этнографического отдела» Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии за 1915-1916 гг. приведен отчет Н. Ф. Яковлева о его поездке 1916 г.: «Будучи командирован имп. Общ[еством] люб[ителей] е[стествознания], а[нтропологии] и этн[ографии] для собирания сведений по этнографии и записи произведений народной словесности в Вологодской губернии, я обследовал в этом отношении село Серёгово (на р. Выми, в 21 в[ерсте] от Усть-Выми, Яренского уезда Вол[огодской] губ.) - русское поселение, по крайней мере, конца XVII ст. при солеваренном заводе. В поездке и трудах по собиранию материала принимал участие Евгений Михайлович Шиллинг. Продолжалась поездка с 24 июня по 25 июля, а самое пребывание в Серёгове - ок[оло] 15 дней. Несмотря на непродолжительность поездки и не совсем удобное время - разгар сенокоса - поездку следует признать вполне удачной. Нами собраны были следующие материалы: тексты 2-х старин - „Илья и Идоли- ще“, „Илья на Соколе-корабле“, несколько прозаических рассказов о богатырях [9] , 3 духовных стиха» [10] . Далее называются другие жанры (рождественские песни, свадебные песни, хороводные, народная драма и пр.).[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Интересно замечание о записи на фонограф: «Из перечисленного записано на фонограф: все духовные стихи и старины (одна целиком), 23 свадебных песни, свад[ебные] причитания, 15 луговых песен, 3 рождественских и 8 лирических и образцы частушек - всего 43 валика» [11] . Между прочим, Н. Ф. Яковлев замечает, что во время экспедиции были собраны сведения о бытовании старин, в том числе и среди зырян.

Примерно те же сведения относительно экспедиции Н. Ф. Яковлева и Е. М. Шиллинга приведены и в «Кратком отчете о диалектологических экскурсиях 1916 года», опубликованном в «Трудах Московской диалектологической комиссии» [12] .

Обратим внимание, что помимо былины «Илья Муромец и Идолище» в Серёгове была записана ныне утерянная былина «Илья Муромец на Соколе-корабле», являющаяся, как известно, визитной карточкой традиции Великого Устюга [13] .

Позволим себе коротко сказать о собирателях. Николай Феофанович Яковлев (1892-1974) - выпускник историко-филологического факультета Московского университета (1916), в дальнейшем лингвист-кавказовед, занимавшийся разработкой алфавита для бесписьменных народов, специалист по чеченскому, кабардино-черкесскому, адыгейскому, ингушскому языкам. С 1936 г. Н. Ф. Яковлев был сотрудником Института языка и мышления (Ленинград); в 1947 г. он получил степень доктора филологических наук [14] .

Второй участник экспедиции - Евгений Михайлович Шиллинг (1892-1953), также выпускник Московского университета (1916), в дальнейшем видный историк и этнограф, специалист по Северному Кавказу.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Е. М. Шиллинг был другом о. Павла Флоренского, которого он считал своим духовным учителем. Известно, что в 1923 г. он совершил поездку в Архангельскую губернию. Сохранилась «Опись экспонатов по народному быту Архангельской губернии, собранных Е. Шиллингом в августе 1923 г.» (Архив Российского этнографического музея, ф.5, оп.1, д. 30. 8 л.). С момента основания Центрального музея народоведения (=Музея народов СССР) в Москве, то есть с 1924 г., Е. М. Шиллинг служил в этом научном учреждении. Участник множества экспедиций в Дагестан; стал основателем дагестанской этнографии. С 1939 г., опять-таки с момента основания, Е. М. Шиллинг работал на кафедре этнографии исторического факультета Московского государственного университета; с 1943 г. он являлся научным сотрудником Сектора Кавказа Института этнографии АН СССР [15] .

Н. Ф. Яковлев был добрым приятелем П. Г. Богатырева, причем они являлись одними из основателей Московского лингвистического кружка (март 1915 г.). За год до названной поездки в Яренский уезд, летом 1915 г. П. Г. Богатырев, Н. Ф. Яковлев и Р. О. Якобсон совершили фольклорно-диалектологическую экспедицию в Верейский уезд Московской губернии. Соответственно в академический 1915/1916 г. Н. Ф. Яковлев и П. Г. Богатырев на одном из заседаний Комиссии по народной словесности, состоявшей при Этнографическом отделе ОЛЕАиЭ, сделали доклад «Материалы по народным верованиям, собранным в Верейском у. Московской губ.» [16] .

В заседании Музыкально-этнографической комиссии в академическом 1915/1916 г. Н. Ф. Яковлевым был сделан другой доклад - «Об архангельских духовных стихах и бывальщинах в исполнении Б. В. Шергина (при участии исполнителя)» [17] . Можно предположить, что маршрут поездки 1916 г. - в Яренский уезд - был подсказан Н. Ф. Яковлеву Борисом Викторовичем Шергиным (1893-1873). Напомним, что у будущего писателя были великоустюжские и сольвычегодские корни. Отец Б. В. Шергина происходил из известного в Великоустюжском крае рода Шергиных, в котором было много священников.

Как мы уже указывали, в 1916 г. Н. Ф. Яковлев и Е. М. Шиллинг записали на фонограф фрагмент былины «Илья Муромец и Идолище». В подготовленном к печати томе Свода русского фольклора расшифровка текста (18 строк) и нотировка выполнены Ю. И. Марченко. В зафиксированном на фонограф отрывке дается описание поединка Ильи Муромца с Идолищем: крик Идолища, от которого земля и море сколыхнулися; первоначальная победа Идолища, уже севшего на белу грудь русского богатыря. Обращает на себя внимание, что Илья Муромец обращается с молитвой к некой «горынюшке» - святой горе, после чего у героя появляется сила и он бросает Идолище выше леса стоячего. Не является ли былинная «святая гора» отголоском Серёговой горы?

Вскрычал Идолишшо поганоё.Мать сыра зем (ы) ля да сколыхнулася,Синё морищо да сколыбалося,Сыры дубища да росшаталися,5 Вершинушка с вер (ы) шинушкой сплеталися.Оне бились и рубились трои суточки,Некой некоего не ранили.На четвёртый (и) день у ево да Ил (и) юшен (и) ки У ево права ноженька да подкатилася,10 Лева ручен (и) ка да на излом стала.Садитца Идолишо Ильюшеньки на белу грудь.Взмолилса Илюшенька горынюшке:«Уж ты, матушка, да ты свята гора,Я молилса тебе я лет двадцеть пять,15 На единой час меня покинула!»Выбрасыват Идолиша Ильюшеньк[а]Выше лесу стояцёво,Ниже облаку ходяцёво.

Серёговская былина чрезвычайно важна для понимания вологодской эпической традиции. К зафиксированным на этой территории сюжетам об Илье Муромце - «Илья Муромец на Соколе-корабле» (Великий Устюг) и «Илья Муромец и Калин-царь» (Тотьма); прозаические пересказы «Святогор и тяга земная» и «Святогор, Илья Муромец и гроб» - она добавляет еще один сюжет («Илья Муромец и Идолище»). История заселения Яренского края позволяет датировать зарождение местной региональной традиции не ранее чем XVI столетием, что позволяет говорить об актуальности и активности песенного эпоса в XVT-XVTI вв., продвигавшегося на новые, еще только осваемые русскими людьми территории.

Литература

  1. Акты времен правления царя Василия Шуйского (1606 г. 19 мая - 17 июля 1610 г.) / подгот. текста А. Гневушева // Чтения в имп. Об-ве истории и древностей российских при Московском университете. М., 1915. Кн. 2. С. 267-354.
  2. Алпатов В. М. Москва лингвистическая. М., 2001. С. 30-34.
  3. Алпатов В. М. Яковлев Николай Феофанович // Отечественные лингвисты ХХ в. М., 2003. Ч. 3. М., 2003. С. 148-157.
  4. Алпатов В. М. Русская латиница Н. Ф. Яковлева // Научный диалог. 2015. № 3 (39). С. 8-28.
  5. Былины: Русский музыкальный эпос / сост. Б. М. Добровольский, В. В. Коргузалов. М., 1981.
  6. Дагестанские этнографические экспедиции Е. М. Шиллинга, 1944-1946 / авт. статьи, сост. З. У Махмудова. М., 2013.
  7. Документы по истории коми: Вычегодско-Вымская (Мисаило-Евтиевская) летопись // Историко-филологический сборник. Сыктывкар, 1958. Вып. 4. С. 257-271.
  8. Документы по истории народа коми: Писцовая и переписные книги Яренского уезда XVII в. Сыктывкар / сост, Н. П. Воскобойникова, М. А. Мацук. 1985.
  9. Занятия, промышленность, духовная и материальная культура населения Вычегодского края: Материалы науч. конф. Сыктывкар, 2000.
  10. Зимин А. А., Копанев А. И. Материалы по истории Вымской и Вычегодской земли конца XVI в. // Материалы по истории Европейского Севера СССР: Северный археографический сборник. Вологда, 1970. Вып. 1. С. 432-486.
  11. Иванова Т. Г. Былины в Великоустюжском регионе // Локальные традиции в народной культуре Русского Севера: Материалы IV Международной научной конференции «Рябининские чтения - 2003». Петрозаводск, 2003. С. 28-33.
  12. Ипполитова А. Б. История Музея народов СССР в Москве // Этнографическое обозрение. 2001. № 2. С. 144-160.
  13. Каталог писцовых книг Русского государства. Вып. 1: Писцовые книги Русского Севера / сост. Н. П. Воскобойникова. М., 2001. С. 384-394.
  14. Краткий отчет о диалектологических экскурсиях 1916 года // Труды Московской диалектологической комиссии. М., 1919. Вып. 8. С. 36.
  15. Маммаев М. М. Он заложил основы этнологии Дагестана (К 120-летию со дня рождения видного этнографа- кавказоведа Е. М. Шиллинга (1892-1953) // Вестник Института истории, археологии и этнографии Дагестанского федерального исследовательского центра РАН. Махачкала, 2012. № 4. С. 149-163.
  16. Хроника: Отчет о деятельности Этографического отдела и[мператорского] О[бщества] л[юбителей] е[стествознания], а[нтропологии] и э[тнографии] и состоящих при Отделе Музыкально-этнографической комиссии и Комиссии по народной словесности за 1915-1916 академический год // Этнографическое обозрение. 1916. № 1/2. С. 147-149.
  17. Н. Ф. Яковлев и советское языкознание. М., 1988.

// Рябининские чтения – 2023
Карельский научный центр РАН. Петрозаводск. 2023. 526 с.

Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф