Кузнецова В.П. (г.Петрозаводск)
И. М. Дуров и ячейка краеведов Поморья Vkontakte@kizhi

Аннотация: В докладе рассматривается деятельность ячейки краеведов Поморья середины 1930-х гг., организатором и руководителем которой был известный краевед И. М. Дуров. Представлены результаты собирательской работы по фольклору участников краеведческой ячейки на материале коллекций, хранящихся в Научном архиве Карельского научного центра РАН.

Ключевые слова: И. М. Дуров; краеведы; Поморье; фольклор;

Summary: The report tells about the activities of the group of local historians of Pomorie in the mid-1930s, the organizer and leader of which was the famous local historian I. M. Durov. The report presents the results of the collecting work of folklore of the members of the local history group based on the collections stored in the Scientific Archive of the Karelian Research Center of the Russian Academy of Sciences.

Keywords: I. M. Durov; local historians; White sea; Pomorie; folklore;

В середине 1930-х гг. в Поморье существовала краеведческая ячейка, члены которой проживали в селах, расположенных вдоль берега Белого моря: Сумпосад, Колежма, Нюхча, Вирма, Сухое, Лапино Сорокского, ныне Беломорского района. В составе ячейки были жители поморских сел, которые записывали фольклорные произведения среди местного населения. Это довольно необычное явление, когда молодежь, выходцы из местных семей, мужское население которых занималось в основном рыбацким промыслом, стала интересоваться фольклором своего края.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Создателем и руководителем этого движения стал опытный исследователь народной культуры Поморья, признанный к тому времени одним из лучших краеведов Карелии, Иван Матвеевич Дуров, житель старинного поморского села Сумпосад. Сорокский район благодаря его деятельности являлся лучшим по развитию краеведческого дела в республике, о чем сообщалось в статье о работе Карельского бюро краеведения, опубликованной в сборнике «Советское краеведение» за 1934 г. [1]

О собирательской работе И. М. Дурова писали многие исследователи. Меньше известно о краеведческой ячейке, которой он руководил. Об этой стороне деятельности поморского краеведа упоминали С. М. Лойтер, Т. И. Сенькина и С. В. Кошкина [2] .

Это движение началось после того, как появилось Постановление Совета народных комиссаров от 20 июля 1931 г. «О мероприятиях по развитию краеведческого дела в Карелии». Было учреждено Республиканское бюро краеведения и ячейки на местах [3] . Ячейка краеведов, о которой идет речь, была организована в 1934 г. И. М. Дуров много лет активно участвовал в работе Поморского отдела Архангельского общества изучения Русского Севера (АОИРС), действовавшего в Сумпосаде с 1910 г. Создателем и руководителем Поморского отдела был политический ссыльный Александр Александрович Каменев (1877-1918), о чем пишет историк А. М. Пашков в одной из своих статей [4] .

Деятельность ячейки была развернута еще до кампании конца 1930-х гг. по организации собирания произведений «нового» современного фольклора, подтверждавшего правильность линии руководства и прославлявших вождей пролетариата. В середине 1930-х гг., как писал один из авторов «Советского краеведения» в 1934 г. [5] , краеведам рекомендовалось изучать рыболовство, сельское хозяйство, горные богатства, религиозное состояние региона. Поэтому архивы краеведов и самого И. М. Дурова не содержат произведений «нового» содержания, а только традиционный поморский фольклор.

В краеведческой ячейке состояла Вера Петровна Дурова, супруга Ивана Матвеевича, увлеченно занимавшегося собиранием не только фольклора, но и лингвистического материала для своего «Словаря живого поморского языка». «Словарь» был уже практически готов, и в декабре 1934 г. в рукописном виде, в единственном экземпляре передан в Карельский научно-исследовательский институт (КНИИ, в настоящее время Институт языка, литературы и истории КарНЦ РАН). Институт в то время наряду с Краеведческим музеем являлся одним из центров краеведческого движения в Республике Карелия. Вера Петровна Дурова руководила Сумской группой ячейки краеведов. Именно она принимала материалы, записанные другими краеведами, и передавала Ивану Матвеевичу, а он в свою очередь переправлял их в КНИИ [6] . В ячейке состояли А. Евтюков, С. Г. Бахирев, А. А. Пономарёва и другие жители поморских сел. Одним из активных собирателей был Алексей Михайлович Воробьёв (1912-1942), проживавший вместе с родителями в старообрядческом скиту на Пертозере [7] .[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

В Научном архиве КарНЦ РАН хранится докладная записка Ивана Матвеевича Дурова заведующему историко-лингвистической секцией КНИИ Александру Николаевичу Нечаеву. В докладной записке сообщалось: «В связи с моими работами по организации краеведческих ячеек на Беломорье, проводится опыт создания специальных групп при бригадах „культуры“ по выявлению и собиранию фольклора и этнографического материала в колхозе - на селе. Уже на сегодняшний день созданы и приступили к практической работе такие группы фольклористов Сумской, Колежомской, Лапинской, Сухнаволоцкой и в Кемском районе при Шуерец- кой ячейке» [8] . Иван Матвеевич писал А. Н. Нечаеву, что деятельность по собиранию фольклорных произведений уже начата в Сумской и Лапинской ячейке, группами краеведов численностью в Сумпосаде 12 человек и в Лапино 7, что собрано старинных и современных песен свыше 30, частушек около 100, старообрядческих стихов 25, сказок и пословиц свыше 200, побывальщин 2, анекдотов 3, а также этнографические материалы по старому и новому быту, по семейным традициям поморов. От остальных ячеек сведений у него не было, так как они к этой работе приступили всего полтора месяца назад и меньше, но работа уже начата. Судя по записке, представленной И. М. Дуровым, в каждой ячейке были секретари, которые явились организаторами и руководителями собирательской работы. И. М. Дуров постоянно переписывался с А. Н. Нечаевым. Вот выдержка из одного из его писем о поездке в деревню Сухое: «Ребята молодые (из 7 человек - шесть девушек) берутся за дело с интересом. Снабдил их бумагой. Обещают теперь же приступить к сбору материала и выявлению местных знатоков.

Сегодня приехал в Суму (Сумпосад. - В. К.). Здесь провожу на днях совещание со звеном фольклористов по этому же вопросу. И затем в Лапино и Колежме. Стихи фольклористов вышлю позднее или привезу сам, если к этому времени поеду в Петрозаводск» [9] .

Иваном Матвеевичем была четко организована порученная ему работа: руководители ячеек выявляли и регистрировали исполнителей в своих деревнях с тем, чтобы в дальнейшем записать их репертуар.

В Кемском и Сорокском отделениях Общества изучения Карелии (ОИК) также разрабатывались вопросы изучения и собирания фольклора. И. М. Дуров заботился о том, чтобы распространить по всему Беломорью опыт Сумской краеведческой ячейки и создать в каждом селе группы по изучению культурного наследия.

В то время проводить собирательскую работу было непросто: не было бумаги, карандашей в должном количестве, а также методической помощи. Помимо канцелярских принадлежностей для нужд экспедиций требовался фотоаппарат, о котором можно было только мечтать.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Еще одна идея была выдвинута И. М. Дуровым: уже в 1935 г. подготовить и издать сборник собранных краеведами материалов, что вдохновило бы краеведов на более интенсивную и успешную работу.

Большая часть материалов, собранных поморскими краеведами, находится в коллекции N° 28, хранящейся в Научном архиве Карельского научного центра РАН. Эта коллекция полностью состоит из рукописных записей, наиболее часто встречается почерк В. П. Дуровой: она, по-видимому, переписывала начисто доставленные краеведами тексты. Коллекция содержит широкий спектр жанров поморского фольклора, здесь есть большое количество обрядовых, лирических, игровых и колыбельных песен, духовные стихи, частушки, самодеятельные стихи, причитания свадебные и похоронные.

Эпические песни встречаются значительно реже, особенно былины, в поисках которых состоялось немало экспедиций в этот край. Краеведами была найдена одна былина «Ходил Дунай из орды в орду» (сюжет «Дунай и Настасья-королевична»). Ее сообщила Апполинария Ивановна Прокопьева из села Сухое; записал А. Прокопьев, по-видимому, родственник, возможно, сын. «Дунай и Настасья-королевична» - это былина, получившая распространение в основном в Поморье и на Терском берегу Белого моря, что было отмечено А. М. Астаховой [10] .

В Научном архиве КарНЦ РАН имеется 17 записей этой былины, из них 12 из Поморья [11] . Из исторических песен в коллекции краеведов имеется всего одна; это песня про казака Платова, героя Отечественной войны 1812 г. «Мать Россия, мать Россия» в исполнении М. С. Моревикова из деревни Лапино, записал И. П. Бахирев (колл. 28, д. 73).

Духовных стихов в коллекции краеведов 19. Почти все они относятся к старообрядческим стихам, также распространенным в Поморье. Из «классических» общерусских стихов записан «Алексей человек Божий» (от А. И. Прокопьевой, село Сухое). В основной группе - «Умоляла мать родная своё милое дитя», «Насильственное пострижение», «Сион: На Сионских горах там спасался монах», «О расколе», «Жил юный отшельник», «Что за чудная превратность» и т. д. Основная часть стихов была доставлена Алексеем Воробьёвым из Пертозерского старообрядческого скита, где жила его семья. Вера Петровна Дурова переписывала их для краеведческого архива и последующей передачи в Карельский научно-исследовательский институт. Иван Матвеевич Дуров аккуратно переписал их и составил небольшой рукописный сборник, впоследствии вошедший в издание «Духовные стихи Русского Севера» [12] .[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Краеведы зафиксировали также причитания Поморья. В деревне Лапино В. М. Свиньин записал от Свиньиной (инициалы не указаны) похоронное причитание дочери по умершему отцу и свадебный «воп» невесты, когда она отдает девичью волю. В селе Колежма также было записано причитание дочери по умершему отцу от Пайкачёвой.

Большая часть коллекции краеведов состоит из песен. Их записано 75: это утушные, любовные, свадебные, колыбельные, балладные и т. д., т. е. представлен практически весь спектр традиционных песен Поморья. Среди них есть настоящая жемчужина: это редкая песня «Ржавчинка» («Що ль не ржавчинка была на болоте, всю травку съедает, / поедает корешок. / Да кручинушка меня, добра молодца сокрушает, / сушит, крушит молодца...»). Эта песня бытовала в Пудожском районе, она является довольно редкой. Среди записей есть песни женские и есть мужские, есть отражающие местный колорит.

Содержит коллекция десять заговоров: на оклевание змея, оклевание ос, на подход к судьям, показывать дорогу скоту, присушить и остудить любовь и т. д.; имеются и малые жанры - пословицы и поговорки, загадки, скороговорки и т. п.

Не всегда в записях краеведов дается полная паспортизация текстов. Это можно объяснить двумя причинами: некоторые из них, будучи самодеятельными собирателями, не придавали этому факту особого значения, сказалась неопытность собирателей. Возможно и такое, что подпись под текстами только имени исполнителя свидетельствует о том, что он или она излагали собственные знания фольклорных текстов.

Подведя итог, можно сказать, что благодаря усилиям поморских краеведов, организационной работе Ивана Матвеевича Дурова и его супруги и соратницы Веры Петровны Дуровой была собрана значительная коллекция фольклора, достойная публикации. Но главный результат - это то, что был разбужен интерес поморской молодежи к своей родной культуре, заставивший осознанать ее ценность и значение.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Литература

  1. Былины Севера / подгот. А. М. Астахова. М.; Л., 1951. Т. 2.
  2. Духовные стихи Русского Севера / сост. В. П. Кузнецова; сост. нотного приложения Г. В. Лобкова, М. Н. Шейченко; науч. ред. Т. Г. Иванова. Петрозаводск, 2015.
  3. Кошкина С. В. Краевед из Сумпосада: Иван Матвеевич Дуров. Беломорск, 2014.
  4. Левин К. Работа Карельского бюро краеведов // Советское краеведение. 1934. № 9. С. 49-51.
  5. Лойтер С. М. Краеведы Карелии в фольклористике (Иван Матвеевич Дуров) // Краеведение и музей на Европейском Севере: Материалы междунар. конф. Петрозаводск, 2001. С. 32-35.
  6. Пашков А. М. Политическая ссылка и развитие краеведения на Русском Севере в XIX - начале XX в.: Опыт переосмысления // Вестник Российского ун-та дружбы народов. Сер. История России. 2011. № 2. С. 135-148.
  7. Русские эпические песни: Каталог рукописного фонда Научного архива КНЦ АН СССР / сост. В. П. Кузнецова. Петрозаводск, 1990.
  8. Сенькина Т. И. Забытые и неизвестные страницы истории фольклористики Карелии. Петрозаводск, 2012.

// Рябининские чтения – 2023
Карельский научный центр РАН. Петрозаводск. 2023. 526 с.

Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф