Марченко Ю.И. (г.Санкт-Петербург)
О двух эпических напевах Карельского Поморья Vkontakte@kizhi

Аннотация: В сборнике «Русские народные песни Карельского Поморья» опубликованы мелодии, которые в районах Русского Севера больше нигде не зафиксированы. В материалах А. В. Маркова 1909 г., записанных в деревне Гридино, есть образцы, согласующиеся с результатами собирательской деятельности карельских фольклористов. Все исполнительницы связаны с населенными пунктами Гридино, Поньгома, Калгалакша. Возникает дополнительный интерес к эпической традиции в указанных населенных пунктах.

Ключевые слова: эпос; былина; баллада;

Summary: The collection «Russian folk songs of the Karelian Pomerania» contains melodies that are not recorded anywhere else in the regions of the Russian North. In the materials of A. Markov in 1909, recorded in the village of Gridino, there are samples that are consistent with the results of the collecting activity of Karelian folklorists. All performers are connected with the settlements of Gridino, Pongoma, Kalgalaksha. There is an additional interest in the epic tradition in these settlements. Russian.

Keywords: epic; bylina; ballad;

В процессе работы над томами серии «Былины» Свода русского фольклора музыковедами Фонограммархива (ФА) Института русской литературы (Пушкинский Дом) РАН осуществлялись прослушивания фондовых копий фонографических цилиндров из коллекций «неизвестных собирателей». В первую очередь это касалось материалов Архангельской, Олонецкой и Вологодской губерний. В результате были обнаружены семь фонографических цилиндров, записанных Алексеем Владимировичем Марковым. На одном из них содержатся четыре фрагмента, представляющие эпическую традицию села Шалякуша (Большесторонская волость, Каргопольский уезд, Олонецкая губерния - экспедиция 1903 г.) (ФА ФВ 3047). Пять цилиндров записаны в экспедиции 1909 г. На трех содержатся девять фрагментов эпических напевов из деревни Гридино (Поньгамская волость, Кемский уезд, Архангельская губерния) (ФА ФВ 3041-3043). На одном цилиндре представлены фрагменты двух свадебных песен, записанных в с. Сумский Посад (Колежемская волость, Кемский уезд, Архангельская губерния) (ФА ФВ 3044). Еще один цилиндр содержит образцы пяти напевов духовных стихов, записанных в с. Екатерининское (Маркетовская волость, Осинский уезд, Пермская губерния) (ФА ФВ 3045).[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Один цилиндр был записан, вероятно, в Москве и связан с научно-просветительской деятельностью А. В. Маркова (ФА ФВ 3046).

Для изучения эпической традиции Карельского берега Белого моря исключительно важными оказываются записи, выполненные А. В. Марковым в деревне Гридино. Обращает на себя внимание напев былины «Дунай и Настасья», исполненный Горшковой Ириньей Филиппьевной (Пример 1) (ФА ФВ 3042.03). С таким же напевом ею, но уже в ансамбле с Прасковьей Ивановной Ивановой, исполнены две баллады: «Князь Роман и Марья Юрьевна» [1] и «Мать продает своего сына» [2] . От Полагеи (Полаги) Редкиной зафиксирована еще одна баллада - «Князь, княгиня и старицы» [3] .

Во время работы над собранием А. В. Маркова С. Н. Азбелев обнаружил в Центральном музее музыкальной культуры им. Глинки 22 нотировки Александра Леонтьевича Маслова, выполненные с фонографических цилиндров экспедиции 1909 г. Валики были переданы А. В. Марковым для обработки. Среди образцов - начало былины «Потык Иванович», записанное от П. Редкиной, с интересующим нас напевом [4] .

Основной материал для изучения поющегося эпоса Карельского берега Белого моря содержится в сборнике «Русские народные песни Карельского Поморья» [5] . Обратим внимание на одностиховой напев баллады «Романушко», записанный от А. В. Ивановой в деревне Гридино спустя 55 лет после А. В. Маркова [6] . Т А. Коски рассматривает напев как самостоятельный: «Во втором напеве широко используются мелодические разводы из 3-4-5 звуков. По характеру он близок к причитаниям» [7] . В корпусе напев помещен в такой редакции, которая сближает его с количественно преобладающими строфовыми напевами первой группы. Однако Т. А. Коски справедливо указывает на структурное сходство с одностиховыми напевами еще двух произведений, записанных от П. В. Микковой в деревне Поньгома (уроженка деревни Калгалакша) - «Князь Михайло» и «Князь, княгиня, старицы» [8] . К тому же типу относится напев баллады «Романушко» в исполнении дуэта в составе З. К. Мехниной и А. С. Мехниной из деревни Гридино [9] .

В 1979 г. вышла в свет аналитическая работа Е. Е. Васильевой «Композиция однострочных эпических напевов по собранию А. Д. Григорьева», в которой автор, не ограничивая себя материалами только лишь указанного собрания, рассматривает два типа музыкальных форм, определяя их как «напевы с переменой моры» и «напевы с обособленным кадансом» [10] .[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Напев, который нас заинтересовал, отличается сложной структурной организацией, характеризуется признаками музыкальной формы, восходящей как к напевам с переменой моры, так и к напевам с обособленным кадансом. Судя по записям, такая форма долгое время сохранялась и получала развитие у сказителей в населенных пунктах бывшей Поньгомской волости.

В другой работе «Этномузыковедческая проблематика русского эпоса» Е. Е. Васильева указывает на особую группу напевов, «сочетающих признаки I типа одностиховых напевов (напевы с переменой моры - Ю. М.) и тирады. Для них обязательно парное соединение частей напева» [11] . В качестве примера предлагается напев былины «Казалин», записанный в д. Калгалакша от А. И. Ефремовой [12] . Такая форма типична для былин Карельского берега и, судя по сборнику «Русские народные пени Карельского Поморья», входит в репертуар разных сказителей. [13] Однако в том же собрании содержится записанная от А. И. Ефремовой строфовая форма былины «Дюк Степанович», мелостихи которой соответствуют одностиховым напевам сложного структурного строения [14] . Для сравнения предлагаем фрагмент былины в нашей нотировке (Пример 2).

Заметим, что среди былинных напевов эта запись единственная. Но музыкальная форма подтверждается записью духовного стиха «Мучения Егория», выполненной от той же сказительницы [15] .

Несмотря на ограниченный материал, одностиховой напев сложного строения оказывается типичным для эпоса Карельского берега. Мало того, он получает распространение как завершенная структурная единица в строфовых и свободно-строфовых композициях. При этом напев согласуется как с основными музыкальными формами мезенско-кулойских былин, так и с напевами былин Терского и Зимнего берегов Белого моря.

Возвращаясь к материалам А. А. Маркова, заметим, что в деревне Гридино собирателю удалось зафиксировать на фонограф с интересующим нас напевом фрагменты двух баллад в ансамблевом (дуэтном) исполнении. Много позже в той же деревне петрозаводские фольклористы повторили ансамблевую запись одного из этих произведений. Как видно из других материалов, собранных А. В. Марковым, традиция группового исполнения эпоса в д. Гридино была устойчивой [16] .[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

В настоящее время явно не хватает материалов для того, чтобы рассмотреть проблему подробнее. Остается надеяться на дальнейшие архивные разыскания, результаты которых могут оказаться интересными.

Литература

  1. Беломорские старины и духовные стихи. Собрание А. В. Маркова / изд. подгот. С. Н. Азбелев, Ю. И. Марченко. СПб., 2002. 1079 с.
  2. Васильева Е. Е. Композиция однострочных эпических напевов по собранию А. Д. Григорьева // Проблемы музыкальной науки: Сборник статей. М., 1979. Вып. 4. С. 145-163.
  3. Васильева Е. Е. Этномузыковедческая проблематика русского эпоса (в связи с выходом первой музыкальной антологии былин) // Музыка эпоса: Статьи и материалы. Йошкар-Ола, 1989. С. 44-68.
  4. Духовные стихи Русского Севера / сост. В. П. Кузнецова; сост. нотного приложения Г. В. Лобкова, М. Н. Шейченко. Петрозаводск, 2015. 799 с.
  5. Русские народные песни Карельского Поморья / сост. А. П. Разумова, Т. А. Коски, А. А. Митрофанова. Л., 1971. 452 с.

// Рябининские чтения – 2023
Карельский научный центр РАН. Петрозаводск. 2023. 526 с.

Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф