Мельников И.А.
Cовременные формы бытования духовных стихов среди старообрядцев Новгородской области Vkontakte@kizhi

Аннотация: Статья знакомит с современным бытованием духовных стихов среди старообрядцев Новгородской области. В поле зрения исследования как традиционные формы, практически полностью в настоящий момент ушедшие в прошлое, так и современные. Отмечается место духовного стиха в саморепрезентации старообрядческих общин, выстраивании ими конфессиональной идентичности, а также поддержании семейной памяти отдельными представителями сообщества.

Ключевые слова: духовные стихи; старообрядчество; конфессиональная идентичность; рыночная модель религии; Новгородская область;

Summary: The article introduces the modern existence of spiritual verses among the Old Believers of the Novgorod region. In the field of view of the research are both traditional forms, which are almost completely now a thing of the past, and modern ones. The place of spiritual verse is noted in the self-representation of the Old Believer communities, building their confessional identity, as well as maintaining family memory by individual members of the community.

Keywords: spiritual verses; Old Believers; confessional identity; market model of religion; Novgorod region;

Изучение духовных стихов до сих пор не теряет своей актуальности, продолжают выходить работы, посвященные их современному бытованию [1] . Несмотря на то, что традиционные формы воспроизведения этого жанра постепенно уходят в прошлое, в каком-то смысле мы можем наблюдать его возрождение в современной культуре. Речь идет не только о профессиональном исполнении стихов фольклорными коллективами, но и об актуализации интереса к ним среди представителей старообрядцев и прихожан Русской Православной Церкви (РПЦ).[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Частично обращение к угасающим народным традициям в сообществах верующих вызвано тенденцией выстраивания конфессиональной и этнической идентичностей, подвергнувшихся серьезному давлению глобализационных процессов недавнего прошлого. Кроме того, религиозный плюрализм современного общества способствует утверждению своего рода «рыночных» отношений в рамках религиозного поля. Это заставляет представителей различных конфессий акцентировать внимание на своих самобытных особенностях, способных заинтересовать потенциального потребителя. Данные тенденции проникают в относительно консервативную старообрядческую среду, с наибольшей силой - в городах и регионах, наиболее подверженных влиянию современной культуры. В старообрядческом сообществе возникает повышенный запрос на саморепрезентативные формы деятельности, связанной с собственными религиозными традициями. К ним относится, в том числе, исполнение духовных стихов. Основная цель данного исследования - продемонстрировать, какое место духовный стих занимает в саморепрезентации старообрядцев Новгородской области, а также насколько он связан с выстраиванием конфессиональной идентичности.

Для исследования проблемы в диахронном измерении был использован анализ как традиционных, так и современных форм бытования духовных стихов в Новгородской области, где действует шесть старообрядческих общин (4 - поморского, 2 - белокриницкого согласия). Комплексного изучения духовного стиха в регионе не проводилось. Наиболее объемные по временному охвату (1968-1999 гг.) данные изысканий местных фольклористов, хранящиеся ныне в Фольклорном архиве Новгородского университета, содержат лишь небольшое количество (не более 10) единиц, которые можно отнести к духовным стихам. В основу наших выводов легли данные многолетних этнологических экспедиций Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого (2000-2008 - рук. М. И. Васильев; 2009-2011 - рук. Т А. Афанасьева; 2012-2019 - рук. И. А. Мельников), а также записей, сделанных автором в 2019-2022 гг. Кроме того, нами использовались материалы отчета этнографической экспедиции Новгородского государственного объединенного музея-заповедника в Солецкий район Новгородской области (1992 г.).

Традиционные формы бытования духовных стихов в Новгородской области существенно изменились за предыдущее столетие. Полевые записи фиксируют воспоминания о том, что еще в 1920-е гг. стихи могли исполняться нищими: «Ходили нищие с шарманкой, пели. Двое поют божественное: „В Риме-граде совершилось, Чудо-диво содивилось, В Риме - здесь, в Риме - здесь...“» [2] . Тогда же, как и в первое послевоенное десятилетие, сохранялась традиция петь духовные стихи во время зимне-весенних коллективных домашних работ: «Бывало, пост великий, женщины собираются прясть, да ткут ведь [...] и вот, к нам собиралися всё, у нас мужика не было, и мы все стихи эты пели.» [3] . В то же время, стихи активно исполнялись в семейном кругу без особого повода, а также по праздникам. В основном их пели матери и бабушки информантов, отличавшиеся наибольшей религиозностью. Духовные стихи исполняли также во время поминок, как замену мирским песням, и в перерывах между чтением по покойнику: «А здесь это... если кто-нибудь умирает, то мы идём и поём. Человек читает, а потом уже какой-то перерыв, чтоб она отдохнула, вот пели мы стихи. Кто знал там - все подпевали.» [4] . Наконец, в некоторых общинах духовные стихи использовались для спевки клирошан. После регистрации старообрядческой общины поморского согласия в Великом Новгороде (1989 г.) духовный стих, как часть спевки, стал неотъемлемой частью её певческой традиции. Клирошане, происходившие из разных районов области, собирались, как правило, перед вечернями, и исполняли духовные стихи, которые знали от своих родителей [5] .

Последняя практика способствовала смешению отдельных локальных традиций. Несмотря на то, что репертуар духовных стихов в старообрядческой среде был частично универсализирован, благодаря письменной традиции, а также печатным сборникам, появившимся в начале ХХ в. [6] , он также мог демонстрировать локальные вариации. Например, на западе Крестецкого района особенной популярностью пользовались стихи «Ты душа моя, душа грешная.», «Ой вы, братья мои, сестры.» и «Вечер я с другом сидел.», которые упоминались информантами из разных населенных пунктов этого ареала. Поскольку значительная часть клирошан первого поколения новгородской общины были выходцами из этих мест, данные стихи стали известны всем, кто так или иначе участвовал в спевках.

Помимо устной традиции, стоит упомянуть о переписывании стихов в отдельные тетради и сборники, называемые «Стихарниками». Среди современных старообрядцев области хранятся как ранние сборники, доставшиеся от старших родственников, так и более современные, переписанные шариковой ручкой в школьные тетради. Кроме того, тексты духовных стихов включались в сборники смешанного содержания, наряду с текстами молитв и поучений из церковных книг. Традиция составления «Стихарников» также претерпела некоторые изменения за последние десятилетия [7] .[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Постепенно описанные формы бытования духовного стиха либо исчезли, либо сильно трансформировались. Дольше всего (до начала 2000-х гг.) сохранялась традиция исполнения стихов на поминальных застольях и на спевках (у поморцев Великого Новгорода). До настоящего времени актуально составление сборников, которое поддерживается, в основном, среди старшего поколения. Характерным является также постепенное вытеснение духовного стиха в среду служителей и наиболее активных верующих старообрядцев, своего рода старообрядческий «прицерковный круг».

Понятие «прицерковный круг», предложенное А. В. Тарабукиной для обозначения определенной субкультуры РПЦ [8] , может быть применимо к старообрядчеству с существенными оговорками. Однако мы также можем говорить о формировании в современных городских общинах старообрядцев сообщества наиболее активных верующих, обладающих собственной поведенческой и ментальной спецификой. Именно прицерковный круг старообрядческих общин выступает инициатором возрождения жанра. Духовный стих при этом рассматривается как часть своеобразия старообрядческой традиции.

В связи с этим информанты различают «свои» и «чужие» произведения. Так, один из информантов (священник Новгородской общины Русской Православной Старообрядческой Церкви) различает «старообрядческие» и «нестарообрядческие» («баптистские») духовные стихи, отдавая предпочтение тем, которые, как он считает, по своей форме являются более ранними [9] . Аналогичного мнения придерживается поморский наставник поселка Крестцы: «Я стал отличать д[уховные] стихи по содержанию и звучанию, [когда] столкнулся с этим в РГСО (Рижская Гребенщиковская Старообрядческая Община. - И. М.), когда наши преподаватели женского полу стали с детьми исполнять явно никонианские стихи, многие уже современные, больше походившие на бардовские песни» [10] . При этом «правильный» репертуар активно популяризируется: поморцы Новгородской общины выпустили диск с местными стихами, среди староверов области распространяются сборники, напечатанные в старообрядческих издательствах. Одна из клирошанок Новгородской общины (Н., 38 л.) собирает различные варианты духовных стихов, копируя их из старообрядческих изданий. Стихи неоднократно исполнялись новгородскими староверами на различных культурных мероприятиях.

Благодаря этим тенденциям в репертуар местных староверов попадают произведения, ранее не известные либо мало распространенные в локальной традиции. Особенно это касается произведений, посвященных видным деятелям раннего старообрядчества и, тем самым, по определению несущих в себе черты старообрядческой специфики - «О боярыне Морозовой», «О протопопе Аввакуме» и др. Значительную часть стихов молодое поколение местных поморцев узнает в молодежном лагере близ деревни Подмолодье (Невельский район Псковской области), где существует традиция исполнять их вместо мирских песен у костра. Наконец, духовные стихи в исполнении местных фольклорных коллективов регулярно звучат на фестивале староверческой культуры «Лякова» (Крестецкий район Новгородской области, 2021-2022 гг.), в котором активно участвует Крестецкая поморская община, репрезентируя традиции старообрядчества на локальном уровне.

Еще один аспект, в котором духовный стих продолжает свое бытование - сохранение семейной памяти. Для среднего и молодого поколения старообрядцев региона традиционный фольклор часто имеет ценность, как воспоминание о старших родственниках (родителях, бабушках). Так, одна из информанток (64 л.) хранит рукописные «Стихарники», перешедшие к ней от родителей, как семейную реликвию, однако сама по ним не поет. Одна из ныне покойных исполнительниц исполняла свои любимые стихи по просьбе родственников во время празднования собственного 90-летия, при этом младшие родственники фиксировали исполнение на видео. Подобные случаи далеко не единичны. Таким образом, очевидна тенденция перехода исполнительской традиции в разряд категорий семейной памяти, своего рода ее «архивирование» для передачи потомкам.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

В среде новгородских староверов традиционные формы бытования духовных стихов постепенно уходят в прошлое. В настоящее время их исполнение все больше становится частью медийного образа старообрядчества, выстраиваемого современными носителями культуры. Этот же образ рассчитан не только на внешнюю, но и внутреннюю аудиторию, становясь составляющей старообрядческой идентичности. При этом внутри согласий существует различение «своих» и «чужих» произведений. Духовные стихи являются также частью семейных воспоминаний, мотивируя старообрядцев младшего поколения фиксировать их на аудио- и видеоносители. В данном случае духовный стих мало чем отличается от других форм уходящего традиционного фольклора.

Литература

  1. Воронцова Е. В. Современное бытование духовных стихов в среде старообрядцев Южной Вятки // Антропологический форум. 2014. № 23. С. 38-51.
  2. Мельников И. А. Сборники духовных стихов староверов и православных в XX-XXI вв.: от текста-подарка к тексту- копии // Фольклор: структура, типология, семиотика. 2022. Т. 5, № 2. С. 73-85.
  3. Мурашова Н. С. Сборники духовных стихов в книжной культуре старообрядцев // Книга: Сибирь - Евразия. Труды I Международного научного конгресса. Новосибирск: ГПНТБ СО РАН, 2016. Т. 2. С. 80-83.
  4. Мурашова Н. С. Роль духовного стиха в сохранении культурной идентичности старообрядцев // Вестник славянских культур. 2019. Т. 54. С. 43-53.
  5. Рычкова Е. В. Духовные стихи в контексте похоронно-поминальной обрядности старообрядцев Южного Зауралья // Культура и антикультура. Соотношение цивилизации и культуры, материального и идеального, традиций и преемственности. Проблемы региональной культуры. Тюмень: ТИУ, 2020. С. 247-255.
  6. Тарабукина А. В. Фольклор и культура прицерковного круга: Автореф. ... канд. филол. наук. СПб., 1999.

// Рябининские чтения – 2023
Карельский научный центр РАН. Петрозаводск. 2023. 526 с.

Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф