Мехнецова Г.Н. (г.Пермь)
«Еду в первую в своей жизни фольклорную научную экспедицию»: Из переписки З. И. Власовой с П. С. Богословским и А. И. Мазуниным Vkontakte@kizhi

Аннотация: В статье публикуются и комментируются фрагменты писем З. И. Власовой к П. С. Богословскому, а также А. И. Мазунина к З. И. Власовой, касающиеся фольклорной экспедиции Института русской литературы (Пушкинский Дом) АН СССР на Печору (1955 г.).

Ключевые слова: Печора; фольклорная экспедиция; З. И. Власова; П. С. Богословский; А. И. Мазунин;

Summary: In the article we publish and comment fragments of letters from Z. I. Vlasova to P. S. Bogoslovsky, as well as fragments of letters from A. I. Mazunin to Z. I. Vlasova, concerning the folklore expedition of the Institute of Russian Literature (Pushkin House) of the USSR Academy of Sciences to Pechora region (1955).

Keywords: Pechora; folklore expedition; Z. I. Vlasova; P. S. Bogoslovsky; A. I. Mazunin;

Зою Ивановну Власову (1925-2006), без сомнения, можно отнести к числу ученых, внесших весомый вклад в отечественную фольклористику [1] . Формирование ее научных интересов началось в годы обучения в Пермском (тогда Молотовском) государственном университете (1943-1948). На последних курсах ей посчастливилось учиться у профессора П. С. Богословского [2] (1890-1966) - известного краеведа, фольклориста, литературоведа, в 1946 г. возглавившего кафедру истории русской литературы. Под его руководством она писала дипломную работу о фольклоризме В. Г. Короленко, по его методическим рекомендациям осуществила свои первые самостоятельные записи фольклора. Впоследствии, живя в разных городах, они вели переписку [3] .[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

По окончании университета З. И. Власова несколько лет преподавала в Чердыни и Перми, а в 1954 г. поступила в аспирантуру Института русской литературы (Пушкинский Дом) [4] . Уже в первый год своего обучения она приняла участие в экспедиции на Печору, организованной сектором народнопоэтического творчества ИРЛИ. В письме к П. С. Богословскому от 26 июня 1955 г. Власова сообщает о теме своей диссертации, о работе сектора и добавляет: «А самое главное - дорогой Павел Степанович, я еду в первую в своей жизни фольклорную научную экспедицию в Архангельскую область, на Печору и Мезень, и заочно прошу Вашего благословения. Мы уезжаем 3-го июля в составе: Н. П. Колпакова, 2 музыканта [5] и я. Основная цель - собрать песни. Но я все равно очень рада и собираюсь записывать всё, что встретится» [6] .

Следует подчеркнуть, что к тому времени З. И. Власова уже обладала некоторым опытом собирания фольклора. В 1947 г. она записывала свадебные песни на своей малой родине, в Нытвенском районе; в том же году осуществляла записи в селе Гляденово на реке Чусовой, присоединившись (вместе с А. И. Мазуниным) к экспедиции университетских археологов.

По-видимому, П. С. Богословский без промедления ответил на письмо З. И. Власовой, потому что уже 6 июля, находясь в г. Печоре, она вновь писала ему: «Дорогой Павел Степанович! Спасибо за „благословение “, наставления и хорошие пожелания. Фактически Вы по-прежнему мой руководитель, и я очень Вам благодарна за это. Пишу Вам из Печоры, где мы ждем парохода в Усть-Цильму - центр нашей работы. Очень боюсь, что не сумею ничего найти для Вас в смысле рукописей, потому что мы идем по следам Вл[адимира] Ив[ановича] Малышева, который как раз с этой целью уехал на Печору еще в начале июня.

Впрочем, сегодня мы должны с ним встретиться, и я смогу выяснить, где он был, более точно (он едет пароходом, который мы ждем)» [7] .

Еще одно письмо - по-видимому, с подробным рассказом о работе экспедиции, - З. И. Власова отошлет П. С. Богословскому, вернувшись в Ленинград, однако, по каким-то причинам оно не дойдет до адресата. В письме от 13 октября 1955 г. она пишет: «Дорогой Павел Степанович! Я очень огорчена и удивлена Вашим письмом, из которого ясно, что Вы не получали моего письма после возвращения из экспедиции. [... ] Сейчас я уж, наверное, не смогу рассказать Вам с прежним „пылом и жаром “ об экспедиции. Съездили мы очень удачно, сделали около 1500 записей (с частушками), в том числе 26 былин. Я записала еще несколько сказок, пословиц, прибауток. Очень много сохранилось на Печоре просто чудесных песен, совершенно изумительных, из классического репертуара дореволюционных сборников. Народ на Печоре замечательный; всё ещё носят сарафаны, кое-где и кокошники, а по праздникам даже в районном центре одеваются многие по старинке: сарафан, „рукава“ из китайского шёлка, „коротеньки“, которые хранятся чуть ли не по 200лет. Впрочем, Вам всё это, конечно, известно.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

По интересующему Вас вопросу я, пожалуй, ничего не могу сообщить. Названия деревень и местечек там самые обычные, нередко на языке коми, т. к. Усть-Цильма - единственный, кажется, русский район в составе Коми АССР. Правда, в Усть-Цильме процветает фамилия „Дуркины“, не знаю, является ли это „рефлексом скоморошьей номенклатуры “. Знакомых „Дуркиных“ у меня много, один из них, 92-х летний дед, напел нам несколько былин, но о происхождении своей фамилии ничего не знает» [8] .

Фраза «рефлекс скоморошьей номенклатуры» требует отдельного пояснения. Полагаем, что она была процитирована З. И. Власовой по письму П. С. Богословского («рефлекс» - термин, весьма характерный для его научного лексикона). По-видимому, ученый и в 1950-е гг. продолжал искать подтверждения тех положений, которые были выдвинуты в его исследовании, посвященном «Сборнику Кирши Данилова», в частности, интересовался топонимией и антропонимией в связи с поиском следов скоморошьей культуры. Известно, что П. С. Богословский в своей работе особо ставил «вопрос о взаимосвязях между эпическими гнездами отдельных географических районов» [9] , в том числе Урала и Печоры. Напомним, что в 1930 г. по инициативе П. С. Богословского была организована экспедиция сотрудников пермского Научного этнографического общества на Печору [10] .

Три года спустя З. И. Власова напишет П. С. Богословскому по возвращении уже из мезенской экспедиции: «. Когда-то Вы, помнится, интересовались скоморошинами; мы записали две очень интересных; правда, их называли „старина“. Если Вас это ещё интересует, я могу прислать Вам тексты, как только экспедиционные материалы будут приведены в порядок» [11] .

Мы предполагаем, что обсуждение в переписке с П. С. Богословским вопросов, связанных с традициями скоморошества, могло послужить для З. И. Власовой той отправной точкой, с которой начал формироваться ее собственный интерес к данной теме. Начиная с 1980-х гг., З. И. Власова займется темой «Скоморохи и фольклор» плотно и основательно: появятся научные статьи, затем докторская диссертация (2001), будут изданы две книги [12] . В них найдут свое место и печорские, и мезенские материалы.

З. И. Власова переписывалась не только с П. С. Богословским, но и с А. И. Мазуниным, своим бывшим однокурсником, с которым ее связывали теплые и доверительные дружеские отношения. По окончании университета Александр Иванович Мазунин13 [13] (1924-1986) переехал в Ленинабад (Таджикская ССР), где преподавал в учительском институте. Его научные интересы были связаны с древнерусской литературой XVII в., в 1965 г. в ИРЛИ А. И. Мазунин защитил кандидатскую диссертацию, посвященную исследованию «Повести о боярыне Морозовой». [14] [текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Письмо З. И. Власовой из печорской экспедиции А. И. Мазунин получил в начале августа, ответ отправил 21 августа 1955 г.: «Получил, Зоя, твое письмо из Цильмы и страшно рад, во-первых, за письмо, как таковое, во-вторых, за то, что ещё где-то есть места, где носят поневы [15] , сарафаны, пьют квас и думают по-русски. [... ] В Цильму, иде же преподобныя отцы за веру мученический венец приях, писать не стал... [... ] Очень рад, что ты, Зоя, была в настоящей экспедиции, и даже не знаю - радоваться ли за науку или за то, что ты побывала в местах,где „русский дух и Русью пахнет“?!» [16] .

Весьма интересны рассуждения А. И. Мазунина, касающиеся жизни народных традиций, их динамики и трансформации. В письме от 30 августа 1955 г. он пишет: «Завидую, о блаженная и трижды блаженная Зоя (что значит - жизнь), что тебе довелось услышать из первых уст исполнение былин! Веруя, что при отчаянном движении к цивилизации мы весьма поспешно забудем предания отец наших, думаю, что едва ли следующие поколения филологов смогут непосредственно насладиться былинами из уст старцев. Поэтому считаю, что ты прикоснулась губами к чистому источнику народной жизни. А всякие поневы, целомудренная одежда древней бабы, превратившись сейчас в легко взвивающиеся балетные пачки северных хоров, за вихревыми движениями которых с наслаждением взирают мокрогубые художники, вроде вашего спутника [17] , - уже утрачивают своё былое назначение. Очень хотелось бы самому посмотреть суровые красы севера, желание, увы! почти неисполнимое» [18] .

В переписке друзей речь нередко заходила о научной работе. По-видимому, впечатлившись красотой и богатством печорской песенной традиции, З. И. Власова предполагала заняться ее изучением, о чем сообщала А. И. Мазунину. В письме от 15 сентября 1955 г. он отвечал ей одобрением: «Насчёт бытовой песни на Печоре довольно интересно, и если не заплюхаешься в матерьяле - берись: всё-таки новая тема, без пыльных фолиантов, и сам - исследователь. Рискни, пожалуй!» [19] .

Любопытные сведения о научно-просветительской работе фольклористов в связи с экспедициями на Печору сообщает А. И. Мазунин в письме от 28 ноября 1957 г.: «Вчера по радио, - пишет он, - передавали статью Колпаковой о поездке за фольклором в У[сть]-Цильму, я думал, что мелькнет и твоё имя, навострил уши, но она упоминала только вообще о студентах и аспирантах» [20] . Речь, возможно, идет о тексте, специально подготовленном Н. П. Колпаковой для радиоэфира [21] . Учитывая тот факт, что Ма- зунин слышал передачу, находясь в Ленинабаде, можно сделать вывод, что она транслировалась по Всесоюзному радио.

Представленные в статье материалы дополняют новыми штрихами портреты ученых - П. С. Богословского, З. И. Власовой, А. И. Мазунина. Печорская экспедиция - лишь одна из множества тем, обсуждаемых ими в переписке. Изучение эпистолярного наследия собирателей и исследователей фольклора имеет большое значение для понимания истории отечественной фольклористики.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Литература

  1. Белоброва О. А. Александр Иванович Мазунин (1924-1986) // Труды Отдела древнерусской литературы. Л., 1990. Т 43. С. 427-430.
  2. Власова З. И. Скоморохи и фольклор. СПб., 2001.
  3. Власова З. И. Фольклорно-этнографические интересы В. Г Короленко 1880-1890-х годов: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. Л., 1963.
  4. Горелов А. А. П. С. Богословский - исследователь сборника Кирши Данилова // Из истории русской фольклористики. СПб., 1998. Вып. 4/5. С. 280-297.
  5. Иванова Т. Г. П. С. Богословский и его фонд в Рукописном отделе Пушкинского дома // Ежегодник Рукописного отдела Пушкинского дома на 1995 год. СПб., 1999. С. 3-35.
  6. Иванова Т. Г. Зоя Ивановна Власова (1925-2006) // Живая старина. 2006. № 2. С. 59.
  7. Иванова Т. Г. Об экспедициях прошлых лет. Поездка Пушкинского Дома на Печору в 1955 г. // Русский фольклор: Материалы и исследования. СПб., 2011. Т. 34. С. 356-369.
  8. Колпакова Н. П. На Печоре (Фольклорные экспедиции Института русской литературы АН СССР) // Советская этнография. 1958. № 6. С. 146-151.
  9. Малышев В. И. Пижемская рукописная старина. (Отчет о командировке 1955 года) // Труды Отдела древнерусской литературы. М.; Л., 1956. Т 12. С. 461-493.
  10. Мехнецова Г. Н. Музыкально-этнографическая экспедиция пермского Научного этнографического общества на Печору в 1930 году // Фольклорные традиции Севера и Северо-Запада России: ареальные исследования в контексте этнокультурных взаимосвязей: Сборник науч. статей по материалам Всероссийской науч. конф. (Санкт-Петербург, 27-30 сентября 2014 года). СПб., 2016. С. 55-83.
  11. Песенный фольклор Мезени / изд. подготовили Н. П. Колпакова, Б. М. Добровольский, В. В. Митрофанова, В. В. Коргузалов. Л., 1967.
  12. Скоморохи в памятниках письменности / сост. З. И. Власова, Е. П. Фрэнсис (Гладких). СПб., 2007.

// Рябининские чтения – 2023
Карельский научный центр РАН. Петрозаводск. 2023. 526 с.

Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф