Прокуратова Е.В. (г.Сыктывкар)
Духовный стих об Алексее человеке божием в рукописной традиции староверов низовой Печоры Vkontakte@kizhi

Аннотация: В докладе рассматривается духовный стих об Алексее человеке Божием, бытовавший среди староверов Усть-Цилемского района Республики Коми. Для источниковедческого изучения привлекаются четыре новых рукописных списка духовного стиха из частных собраний жителей низовой Печоры, выявленные в ходе археографических разысканий исследователями Сыктывкарского государственного университета в 2005-2021 гг.

Ключевые слова: духовный стих об Алексее человеке Божием; низовая Печора; крестьяне-старообрядцы;

Summary: The article deals with a spiritual verse about Alexei the man of God, who lived among the Old Believers of the Ust-Tsilemsky region of the Komi Republic. For source study, four new manuscript lists of spiritual verse from private collections of residents of the lower Pechora are involved, which were identified during archeographic research by researchers at Syktyvkar State University in 2005-2021.

Keywords: spiritual verse about Alexei the man of God; lower Pechora; Old Believer peasants;

Духовный стих об Алексее человеке Божием - одном из самых почитаемых в православном мире святых - получил широкое распространение в устной и письменной традиции севернорусских старообрядцев [1] . Легенды о святом Алексее были широко известны и популярны на Востоке и на Западе. В древнерусской традиции Житие Алексея человека Божия, наиболее близкое к греческому оригиналу, пришло на Русь в XI в. через южнославянскую письменность [2] .[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Духовный стих об Алексее человеке Божием, сложившийся до XVII в. на основе житийного текста, исследователи относят к старшим эпическим стихам [3] . Стих о христианском подвижнике Алексее представляет собой ряд последовательных эпизодов, рассказывающих о земном пути святого Алексея, добровольно отрекшегося от мира, его преставлении и посмертных чудесах. Как отметил Ф. М. Селиванов, во всех действиях Алексея - стремление «Богу потрудиться» и в каждом из них реализация идеи подвижничества, аскетизма, самоуничижения [4] .

Данный стих является одним из популярных в старообрядческой культурной традиции Усть-Цилемского района Республики Коми (бассейн Печоры и ее притоков: Нерицы, Пижмы и Цильмы). В 1980-х, 2005-2015-х гг. исследователям Сыктывкарского университета удалось записать от местных жителей 19 устных вариантов духовного стиха об Алексее человеке Божием, которые были введены в научный оборот и охарактеризованы Т С. Каневой [5] . Как отметила исследователь, можно обозначить активное бытование данного духовного стиха в рукописных сборниках, в отдельных тетрадках и на листах, в самодельных книжечках на основе компьютерных распечаток [6] . Это произведение - одно из немногих, связанное и с древней агиографической литературой, и с поздними рукописно-книжными традициями старообрядцев, и с устной словесностью и народно-религиозной обрядностью, и с иконописью, - выступает как «перекресток» разных времен и разных форм культуры [7] .

Печорские крестьяне проявляли особый интерес к образу Алексея человека Божия, отрекшегося от мирских благ и являвшего образец терпимости и смирения в течение многих лет своей земной жизни. В печорских рукописях нередко содержатся списки «Жития Алексея человека Божия» XVIII-XX вв. (ИРЛИ УЦ 31; УЦ 50; УЦ 61; УЦ 84; УЦ 176; УЦн15, УЦн 92; БАН, Т.п. 153/8866) [8] . Не менее распространенным в круге чтения печорских книжников стал и духовный стих о христианском подвижнике Алексее. В двух рукописных собраниях Института русской литературы (Пушкинский Дом) - Усть-Цилемском и Усть-Цилемском новом собраниях - было выявлено 8 рукописных списков духовного стиха об Алексее человеке Божием XIX-XX вв.: ИРЛИ, УЦ 138 (ХХ в.), УЦ 140 (ХХ в. (серед.)), УЦ 238 (ХХ в. (нач.)), УЦ 239 (ХХ в. (нач.)), УЦ 240 (ХХ в. (нач.)), УЦн107 (XIX в. (кон.)), УЦн159 (ХХ в.), УЦн368 (XIX в.). [9]

Пополнение источниковой базы было продолжено в ходе экспедиционной деятельности 2005-2021 гг. на территории Усть-Цилемского района Республики Коми под руководством Т. С. Каневой. В частных собраниях печорских жителей исследователями Сыктывкарского университета им. Питирима Сорокина были обнаружены четыре новых списка духовного стиха об Алексее человеке Божием: два списка включены в состав рукописей XX в., один список выполнен в XXI в. (2012 г.) и компьютерная распечатка текста, созданная в конце ХХ в. на основе рукописного текста, которая была зафиксирована в домах двух местных жителей в разные годы - в 2008 и 2020 гг. В настоящее время все фотокопии новых списков духовного стиха об Алексее человеке Божием и полученные рукописные листы с текстом стиха представлены в Усть-Цилемском собрании Фольклорного архива Сыктывкарского государственного университета (ФА СГУ).

Первый список (ФА СГУ, ФФ 03 2006: № Р7080078-Р708009), принадлежащий А. М. Чупровой (деревня Загривочная), был выявлен в 2006 г.; текст стиха выполнен на 11 листах из школьных тетрадей подражанием печатному тексту, переходящим в гражданскую скоропись, стих написан синей и зеленой шариковой ручкой, заголовки и инициалы - красной шариковой ручкой. Второй список (ФА СГУ, ФФ 03 2008: № P7010720-P7010728) был обнаружен в 2008 г. в частном собрании Ф. А. Чупровой (село Трусово); стих об Алексее человеке Божием входит в состав сборника духовных стихов, набранного на компьютере и распечатанного на белых бумажных листах (текст напечатан крупным шрифтом на 16 страницах). Этот же список духовного стиха был обнаружен в 2020 г. в доме М. А. Дуркиной (село Трусово). После смерти Ф. А. Чупровой распечатанный сборник стихов перешел к ее сестре, жительнице того же села М. А. Дуркиной, и в марте 2020 г. был сфотографирован собирателями повторно (ФА СГУ, ФФ 03 2020: № DSC06509-DSC06518).[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Третий список духовного стиха об Алексее был создан М. А. Носовым в 2012 г.; стих выполнен на 9-ти нелинованных листах подражанием печатному тексту (л. 1) и гражданской скорописью (л. 2-9) синей шариковой ручкой. На последнем листе рукописи имеется запись ее составителя, выполненная гражданской скорописью: «Переписал с тетради Александры Афанасьевны Носовой ее мужем Носовым Матвеем Арсентьевичем в июне 2012 года. М. Носов. 13 июня 2012 г.» (ФА СГУ, РФ 0337). Данный список был сделан М. А. Носовым специально для передачи в ФА СГУ после встречи с собирателями.

Четвертый список духовного стиха, выявленный в ходе экспедиционной поездки 2021 г. Т. С. Каневой и А. В. Афанасьевым, содержится в рукописи из частной коллекции А. С. Поповой (село Усть-Цильма) (ФА СГУ, ФФ 03 2021: № DSC08583-DSC08668). Духовный стих об Алексее человеке Божием входит в состав рукописного сборника начала ХХ в., написанного на 70 листах в восьмую долю подражанием полууставу черными чернилами, заголовки и инициалы выполнены красными чернилами, переплет картонный. Переписчик рукописи - Евгений Яковлевич Носов. В начале сборника духовных стихов указана дата начала его составления: «17 апреля 1919 года» и информация об адресате и адресанте: «На память Анастасии Носовой отъ мужа Евгения Носова»; в конце сборника также имеется автограф переписчика: «Сию книжицу писаль Евгений Яковлевъ Носовъ» (последний лист сборника). Стих об Алексее человеке Божием открывает рукопись и расположен на л. 4-21. Кроме рассматриваемого стиха, в сборнике содержатся духовные стихи «Об умалении матери своего чада», «Об памяти смертного часа», «Плач Иосифа прекрасного целомудренного», «Плач пустынных жителей соловецких иноков», «Об князе Владимире».

Можно отметить высокую стабильность рукописных стихов об Алексее человеке Божием в печорской рукописной традиции. Все четыре выявленных списка сохраняют основные сюжетные мотивы стиха: рождение Алексея у благочестивых родителей в «Римском царствии», которым Бог дарует сына, его набожность, женитьба Алексея по настоянию родителей и уход из мира в первую брачную ночь, 17-летнее скитание, возвращение в дом отца и жизнь неузнанным странником, преставление Алексея, плач родителей и жены, похороны и посмертные чудеса святого.

Текст стиха вслед за житийным текстом построен на антитезе: материальный земной мир противопоставлен миру духовному. При этом вещный мир, отвергаемый Алексеем, реализуется через внешние атрибуты - богатые одежды, золотой трон («престол злат»), золотое кольцо («злашенъ перстенъ»), символизирующие роскошь и благополучие материального мира, от которого Алексей отказывается во имя обретения богатства духовного.

Обращает на себя внимание эпизод передачи Алексеем золотого кольца и шелковых богатых одежд невесте после решения об уходе святого из привычного ему мира:[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Да я оставлю тебе злащенъ перстень,Да я оставлю тебе шелковь поясъ.Когда найдетъ на тя тоска-печаль-кручина,Ты наложъ на руку злащенъ перстень,Да завяжи около себя шелковь поясь,Да тогда сойдетъ с тебя тоска-печаль-кручина (№ P70800083-P70800084) [10] .

Золотое кольцо, которое Алексей отдает своей невесте, так же, как и в тексте жития, имеет символическое значение: переход героя из пространства мира внешнего благополучия в мир страданий и лишений как путь к святости. Помимо этого, Алексей оставляет своей супруге «шелков пояс», который является не только символом материального мира, но и в народной традиции сильнейшим оберегом.

В произведении появляется образ «черной ризы», которая символизирует мир церкви, монашеский мир. Князь Ефимьян, узнав о рождении сына, отправляется в церковь, надев черную ризу, созывает «поповъ, оцовъ духовныхъ» для крещения сына:

Да и князетъ весьма зарадовался,Да во чёрную во ризу одевался,Да созвали поповъ, оцовъ духовныхъ,Да крестили его маленькаго сына (№ P70800083).

Как и в тексте Жития, за благочестие и послушание Богу богатому князю Ефимьяну, который помогал нищим и страждущим, даруется чадо.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Кроме того, сам Алексей, сын знатных родителей, покидая дом, надевает «черную ризу», принимая монашеский путь, исповедуется и причащается каждую неделю. Слуги отца, посланные на поиски Алексея, не узнают его, принимая «за нищую сиротину», подают своему неузнанному господину «святую милостыню», которую он отдает нищей братии:

Да за нищую сиротину принимали,Да и милостину ему подавали.Да Алексей милостину принимает,Сам их Алексей призывает,Да по нищим братиям разделяет.Да и славу он Богу возсылает.Да и судил же Бог от своих рабов милостыню принимати.Да молился, спасался лет семнадцать.Да на кажду неделю исповедался,Да на кажду субботу причащался.Да и пищу-то ел со укрохою,По одному он просфиру ел на день (№ P70800086-P70800087).

Как и в тексте жития Алексея, на протяжении всего духовного стиха повторяется мотив неузнавания нищего странника, которого не признают слуги; не открывается святой, уже вернувшись в свой дом, и семье - «богатому князю Ефимьяну», «родимой матушке», «обрученной княгине».

В завершении духовного стиха говорится о посмертных чудесах Алексея человека Божия и исцелении больных и недужных:

Тут приказал князь сребро-злато развозити. Да никто на сребро-злато не взирает,Весь народ ко Алексею прибегает.Да хромому давалось хождение,Да глухому давалось слышание,Да слепому давалось видение,А скорбному давалось здоровье,Да тут Алексея похоронили,Да и лик его списали на икону (№ P70800098-P70800099).

Образы материального мира - «сребро-злато», от которых отказывается святой Алексей ради обретения «истинного богатства», оказываются незначимыми и для людей, желающих прикоснуться к мощам святого, вознесшегося над своей земной сущностью и материальными ценностями.

Таким образом, духовный подвиг Алексея человека Божия, ставший известным народу после его смерти, раскрывает тему терпимости и смирения святого, который в течение многих лет своей жизни отказывался от мирских привязанностей и материальных благ. Безусловно, жизненный путь Алексея для носителей старообрядческой культуры - образец для подражания, занимательная история жизни праведника, передающая основные христианские истины.

Список сокращений

БАН - Библиотека Российской Академии наук.

ИРЛИ (Пушкинский Дом) РАН - Институт русской литературы (Пушкинский Дом) Российской Академии наук. ИРЛИ УЦ - Институт русской литературы (Пушкинский Дом) Российской Академии наук, Усть-Цилемское собрание. ИРЛИ УЦн - Институт русской литературы (Пушкинский Дом) Российской Академии наук, Усть-Цилемское новое собрание.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

ФА СГУ, ФФ - Фольклорный архив Сыктывкарского государственного университета имени Питирима Сорокина, Фотофонд.

ФА СГУ, РФ - Фольклорный архив Сыктывкарского государственного университета имени Питирима Сорокина, Рукописный фонд.

Литература

  1. Адрианова В. П. Житие Алексея человека Божия в древней русской литературе и народной словесности. Пг.: Тип. Я. Башмаков и К°, 1917. VIII, 518 с.
  2. Волкова Т. Ф. Древнерусская и старообрядческая агиография в печорской рукописной традиции // Русская агиография: Исследования. Публикации. Полемика. СПб.: Дмитрий Буланин, 2005. С. 236-271.
  3. Канева Т. С. Духовный стих об Алексее человеке Божием в Усть-Цилемской устной традиции: публикация материалов Фольклорного архива СГУ им. Питирима Сорокина // Вестник Сыктывкарского ун-та. Сер. гуманитарных наук. 2022. № 4. С. 55-78.
  4. Малышев В. И. Усть-Цилемские рукописи XVII-XIX вв. исторического, литературного и бытового содержания // Труды Отдела древнерусской литературы. М.; Л.: Изд-во Академии наук СССР, 1961. Т. 17. С. 561-604.
  5. Малышев В. И. Усть-Цилемские рукописные сборники XVI-XX вв. Сыктывкар: Коми кн. изд-во, 1960. 213 с.
  6. Мезенцева Е. И. Духовные стихи в устно-поэтической и рукописной традиции Усть-Цильмы: систематическое описание репертуара: выпускная квалификационная работа по направлению «Филология», магистерская программа «Русская литература» / науч. рук. Т. Ф. Волкова. Сыктывкар: СГУ им. Питирима Сорокина, 2015. (Рукопись).
  7. Мурашова Н. С. Принципы систематизации духовных стихов // Вестник Челябинского гос. ин-та культуры. 2015. № 3 (43). С. 69-76.
  8. Панюков А. В. Усть-Цилемская версия духовного стиха об Алексее человеке Божием // Тезисы одиннадцатой Коми республиканской молодежной научной конференции. Сыктывкар, 1990. С. 7.
  9. Петрова Л. А. Духовные стихи в Усть-Цилемской рукописной традиции // Устные и письменные традиции в духовной культуре Севера: Межвуз. сб. науч. тр. Сыктывкар: Сыктывкарский гос. ун-т, 1989. С. 86-101.
  10. Селиванов Ф. М. Русские народные духовные стихи: Учебное пособие для филологических факультетов. Йошкар-Ола, 1995. 160 с.
  11. Философова Т. В. Репертуар духовных стихов старообрядцев Русского Севера // Исследования по истории книжной и традиционной культуры Севера: Межвуз. сб. науч. тр. / отв. ред. Т. Ф. Волкова. Сыктывкар: Сыктывкарский гос. ун-т, 1997. С. 31-44.

// Рябининские чтения – 2023
Карельский научный центр РАН. Петрозаводск. 2023. 526 с.

Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф