Ямагути Р. (г.Киото, Япония)
Райская птица и концепция тоски в духовных стихах Vkontakte@kizhi

Аннотация: Похоронные причитания и духовные стихи имеют между собой много общего, играя важную роль в ритуалах, связанных с прощанием с покойником. Выбор и содержание духовных стихов в рамках похоронного обряда зависит от личности покойника так же, как похоронные причитания, особенно относительно образов птиц. Цель этой статьи - проанализировать образ птиц в духовных стихах и, используя для сравнения причитания, определить, какие функции эти образы имеют в духовных стихах.

Ключевые слова: духовные стихи; причитания; райская птица; соловей; тоска;

Summary: Funeral lamentations and spiritual poems have many similarities, playing the important role in the rituals, related with a farewell for a goner. The selection of contents of spiritual poems in funeral rituals is depending on the character of the goner as well as funeral lamentations, especially about the images of birds. The purpose of this paper is to analyze the images of birds in spiritual poems, by comparisons with lamentations, to determine, which functions of these images have in spiritual poems.

Keywords: spiritual poems; lamentations; the bird of paradise; nightingale; sadness;

Похоронные причитания и духовные стихи имеют между собой много общего, играя важную роль в ритуалах, связанных с прощанием с покойником. Однако важно изучить то, как они отличаются друг от друга. Татьяна Рожкова, собиравшая материалы по духовным стихам на Южном Урале, пишет: «Время, когда поминальные стихи вступили в диалог с похоронным ритуалом, можно только предполагать. [...] В похороннопоминальной обрядности региона стихи соседствуют с молитвами, но при этом можно заметить, что статус молитвы выше. [...] В представлениях сообщества читальщицы (кто, исполняют церковные книги и молитвы) - люди особого статуса: и возрастного, и нравственного, и культурного. Они получили духовное право отпевать покойников своей близостью к церкви» [1] .[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Однако исследовательница обращает внимание и на то, что исполнение духовных стихов в рамках похоронного обряда имело и свои особенности: «Иной по отношению к молитвам статус стихов находит свое отражение и в том, что на кладбище предпочтительнее читать молитвы [...] Пение стихов допускается и для умерших неестественной смертью. [...] Выбор стиха обусловлен личностью покойного и его судьбой: муж- чина/женщина; одинокий/семейный; старый/молодой, грешный/благочестивый и пр.» [2] . В качестве примеров Т. Рожкова приводит цитаты из объяснений информантов: «„Соловей“ - для тюреминка, для чужестранника. Где умрет человек на чужой стороне, вот его поют»; «„Кукушечка“ поется одиноко жившему человеку»; «Вот, а если у кого другого, такого хорошего мужчины, я этот стих никогда не пою, потому что можно обидеть» [3] .

Итак, мы видим, что духовные стихи играют особую роль в похоронных обрядах. Их можно сравнивать с похоронными причитаниями, потому что выбор и содержание духовных стихов в рамках похоронного обряда также зависит от личности покойника. Обращает на себя внимание то обстоятельство, что в похоронных духовных стихах выбор видов птиц, которые появляются в тексте, зависит от личности умершего. Цель этой статьи - проанализировать образы птиц в духовных стихах и, используя для сравнения причитания, определить, какие функции эти образы имеют в данных текстах.

Птицы - это особая группа персонажей из мира природы, представленных в народной культуре, как собирательно, так и индивидуально, отличающиеся от других групп способностью летать [4] . Е. Югай пишет, что птицы в причитаниях могут восприниматься как воплощение души умершего человека: «Помогая коммуникации между живыми и умершими, птицы служат в обряде представителям последних, их субститутами в материальном мире. В похоронных причитаниях констатируется перемещение души в птичье тело, создается своего рода „транспортное средство“ для переселения души на тот свет» [5] .

В данной работе мы будем анализировать образы птицы в похоронных духовных стихах, особое внимание уделяя двум персонажам, - соловью и «райской птице». Следует отметить, что в духовных стихах эти образы очень близки, так что в некоторых сюжетах соловей может появляться вместо райской птицы.

Для того, чтобы проанализировать образы птиц в похоронном обрядовом фольклоре, мы взяли для рассмотрения четыре коллекции духовных стихов, преимущественно в записях XX в. [6] , а также три сборника причитаний [7] . В результате анализа мы выделяем три группы сюжетов с образом райской птицы в духовных стихах:[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Герой горько плачет по родине. Но он не может вернуться. В нескорых случаях он вызывает соловья, чтобы он передал сообщение родным.

Птица горько плачет по свободе. Но она не могла освободиться.

Герой - молодой монах, который не верил, что сотни лет могут пролететь по Божьему промыслу как один день. Стих об отшельнике имеет и другие названия: «Райская птичка», «О святом Антонии».

Сначала мы рассмотрим первый вариант:

Ты пропой ещё там,Где родные мои.На могиле у них [. ]Как мне грустно здесь жить, [...]Что нельзя возвратить [8] .

Здесь изображается, как одинокий монах тоскует по родине, находясь на чужой стороне. Он обращается к соловью, чтобы тот полетел на его родину и сообщил родным покойникам, как ему хочется вернуться. Соловей играет роль посланника. Это состояние напоминает нам рекрутские причитания. Ср.:

И ты откуль летишь ведь птича, куды путь держишь,И на мою ль летишь родимую на сторонушку? [. ]И увидашь моих желанныих родителей И всех спорядныих моих да ты суседушек!И скажи низкое поклонно челобитьице И от меня да от солдатушка бессчастного! [9]

В этом причитании рисуется, как солдат скучает по родине и просит птицу отнести сообщение к родним. Здесь тоже птица выступает как посланник. Птица связывает родную сторону с чужой стороной.

Духовный стих:

А зачем напевать,Что стараюсь забыть, [...]Юность шла и прошла,Все веселые дни.А теперь остались Только слезы один, [...]Прощай, келья моя, [...]Сам не знаю куда. [...]А с крестом и мольбой Это все нипочем [10] .

Монах живет одиноко, избегая людей. Но он тоскует по родине и чувствует на себе грех. Ему сильно хочется вернуться. Песнь соловья напоминает ему счастливые дни на родине. Здесь соловей является символом родины. Наконец, он решил уйти из кельи и пойти странствовать нищим. При этом он считает, что крест и молитва защитят его во время путешествия.

Дальше мы рассмотрим второй сюжет, который близок некоторым пословицам.

Не садись, пташка, на ветку, ты не з (ы) наешь, што на ней,Злой лавец паставил клетку для пагибели тваей, […]Клетка, как жар гарела, и пшеницы многа в ней, […]Вдруг втарая прилятаит, са вниманьем гаварит:Што ж ты, пташка, приуныла здесь ва клетки залатой, […]Или жисть тебе на мила, жал (ы) ка воли дарагой, […]Луччи б я была на воли, чем ва клетки залатой,С ветки на ветку пархала, тем давольная была [11] .

В духовных стихах лирический герой обращается к птице и говорит, что ей не надо садиться на ветку, где стоит клетка. В этой клетке много зерна и воды, поэтому птице хочется туда зайти. Но эту клетку поставил «злой ловец». Видимо, птица не послушала автора. Дальше описано, что она сидит в клетке. Вторая птица прилетает туда и спрашивает: «Почему ты грустишь в золотой клетке? Тебе не нравится новая жизнь? Ты грустишь, что потеряла волю?». И первая птица отвечает: «Да, лучше было бы, если бы я была не в золотой клетке, а на свободе. Я бы тогда перелетала с ветки на ветку и была счастлива». Сюжет этого стиха связан с тоской по воле.

И здесь можно вспомнить пословицы, которые связывают тему птиц с категорией «воли» и «неволи»: «Воля птичке дороже золотой клетки» [12] ; «И золотая клетка соловью не потеха» [13] ; «Не нужна соловью золотая клетка, а нужна зеленая ветка» [14] .[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

В духовном стихе птица в клетке символизирует состояние неволи. Интересно, что тоска по родине и стремление к свободе стоят в одном ряду: «Человек без родины, что соловей без песни» [15] .

Рассмотрим третий сюжет духовного стиха:

Жил юный отшельник, он в кельи молясь, […]И видит, что в келью вдруг птичка летит. […]Она от него, а отшельник за ней,И вот он выходит из кельи своей, […]А птичка-то свищет, как будто зовет, […]Вдруг пенье умолкло, опомнился он,Где ж птичка-певичка, исчезла как сон. […]За оградою новая церковь видна,Он дивится, откуда взялася она.Стучит в ворота, и привратник идет,Но ему не знаком, прежде был, да не тот. […]«Какое ж он имя меж братьей носил?». - «Антонием назван был в иночестве я» […]Все изменились, по книгам глядят,Нашли имена их лет триста назад. […]«Дивен Бог в чудесах!», - он сказал умилясь [16] .

Посмотрим, как этот сюжет реализуется в духовных стихах. Молодой отшельник долго читал священную книгу, но не мог верить Богу. Однажды к нему прилетела красивая птица. Он за нею ушел от кельи и попал в дремучий лес. Он нашел монастырь и узнал, что 300 лет пролетало после его ухода. Тогда он понял, что все, что случалось - Божий план. Бог всегда творит чудо для всех, но человеку невозможно заранее знать это.

Следует обратить внимание на мотив посещения иного мира. Такой мотив можно обнаружить и в балладах:[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

«Вернись, вернись, дитятко,Воротися ты назад!» - «Нельзя, нельзя, матушка,Воротиться мне назад: […]А вернусь я, матушка,Через двадцать пять годов, […]Мелкой пташкой соловьем,Прилечу я, матушка,В твой зеленый сад гулять.» [17]

В балладе рисуется расставание матери с сыном. Сын сказал матери, что он вернется обратно мелкой пташечкой, когда наступит срок. Такая сцена расставания имеется и в свадебных балладах:

«Воротися, доченька, воротись назад,Воротись назад!» [...]«Семь лет не приду,На восьмое летичко весточку пришлю, [...]За весточкой к мамыньке пташкой прилечу. [...]Сяду я у мамыньки в зеленым саду» [18] .

Таким образом, ушедшие могут посетить наш мир в виде птицы.

Рассмотрим похоронное причитание:[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Запой хорошеньким ты соловушком,Чтобы батюшка с матушкой догадалися, […]«Останься ты, маленька пташечка,На родной-то на сторонушке». […]«Что не останусь я, батюшка с матушкой,Я не на вашей-то сторонушке, - Там ведь жизнь-то горазд хорошая» [19] .

Здесь птичка является душой умершего сына. Он отказался остаться на земле. Показательно, что в похоронных причитаниях герой-умерший не может вернуться, как это было в других жанрах.

Таким образом, видно, что три варианта про райскую птицу в духовных стихах реализуют один мотив: это чужбина, откуда невозможно вернуться. В духовных стихах Бог спасает героя, мучающегося на чужбине. В стихах выражается освобождение души. Главное здесь - христианская ценность «прощения». А тело умершего не может вернуться в родной край, как и птица не может вырваться из клетки. Похоронные причитания помогают душе умершего переселиться на тот свет. Однако соловей в плачах не является «транспортным средством».

Главный мотив всех рассматриваемых фольклором жанров - это тоска по родине. Байбурин пишет о тоске: «Тоска ассоциируется с утратой, точнее с осознанием невозможности восстановления утраченной связи» [20] . Произведения фольклора выражают горе: родной человек ушел далеко от родного дома и уже не может вернуться. Байбурин так пишет о ситуации смерти: «1) в мире живых оказались представители мира мертвых, присутствие которых нужно постоянно учитывать; 2) среди живых образовалась пустота, взывания смертью близкого человека» [21] . Можно сказать, что цель похоронных или поминальных обрядов - заполнить пустоту.

Образ райской птицы в духовных стихах так же, как в других фольклорных жанрах, символизирует стремление к раю. Рай здесь означает еще и родину. Родина является не только местом в пространстве, но и воспоминанием детского счастливого времени с родителями. Герой скучает по родным и хочет, чтобы они не забыли его, потому что он - один из членов семьи. Семья - минимальная модель мира, сама гармония, совершенный космос религиозных ценностей. И в духовных стихах родные или родина указывают не только на этот узко конкретный смысл. Когда человек перед смертью тоскует по родине, это скорее стремление к возвращению в материнское лоно. Духовные стихи дают умершему успокоение с прощением вины.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Литература

  1. Байбурин А. К. Тоска и страх в контексте похоронной обрядности // Труды факультета этнологии. СПб., 2001. Вып. 1. С. 96-115.
  2. Баллады / сост., подгот. текстов и коммент. Б. П. Кирдана; вступ. ст. А. В. Кулагиной. М., 2001. 464 с. (Библиотека русского фольклора; Т. 6).
  3. Гура А. В. Птицы // Славянские древности. Этнолингвистический словарь. М., 2009. Т 4. С. 345-347.
  4. Духовные стихи русского Севера / тост. В. П. Кузнецова; сост., нот. прил. Г В. Лобкова, М. Н. Шейченко. Петрозаводск, 2015. 800 с.
  5. Обрядовая поэзия / сост., предисл., примеч., подгот. текстов В. И. Жекулиной, А. Н. Розова. М., 1989. 735 с.
  6. Оленкин С. А. Русский и белорусский фольклор в Латвии на рубеже тысячелетний. Книга первая: Песни, причеты и духовные стихи, записанные у русских староверов Латгалии, латгальских белорусов, русских православных жителей псковско-латвийского пограничья. 2017. 300 с.
  7. Петрова Л. И. Духовные стихи Мезени (из полевых тетрадей А. М. Астаховой 1928 г.) // Русский фольклор: Материалы и исследования. СПб., 2004. Т 32. С. 318-348.
  8. Пословицы и поговорки русского народа. Объяснительный словарь / сост. В. И. Зимин, А. С. Спирин. М., 1996. 544 с.
  9. Причитанья Северного края, собранные Е. В. Барсовым / изд. подгот. Б. Е. Чистова, К. В. Чистов. СПб., 1997. Т. 2. 656 с.
  10. Рожкова Т. А. «Душа с телом расставалася...» духовные стихи в традиции горнозаводских сел Южного Урала // Русский мiръ: пространство и время русской культуры. СПб., 2009. № 7. URL: http://almanax.russculture.ru/archives/3184 Смоленский музыкально-этнографический сборник. Т 2: Похоронный обряд. Плачи и поминальные стихи. М., 2003. 548 с.
  11. «У раю я сижу.»: Сборник духовных стихов и псальмов Белгородской области. Издание второе / ред.-сост. Н. В. Кривчикова. Белгород, 2015. 37 с.
  12. Югай Е. Ф. Челобитная на тот свет: Вологодские причитания в ХХ веке. М., 2019. 528 с.

// Рябининские чтения – 2023
Карельский научный центр РАН. Петрозаводск. 2023. 526 с.

Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф