Строгалова А.С. (г.Москва)
Реконструкция славянского костюма: Интерактивная программа в музейной экспозиции
@kizhi
Аннотация: В статье речь идет об исторической реконструкции славянского костюма, а также об интерактивной программе для школьников в Музее археологии Москвы, посвященной этой теме. Целью занятия является популяризация истории родного края. Программа базируется на данных из археологических, этнографических, изобразительных и письменных источников.
Ключевые слова: археология; историческая реконструкция; костюм; Музей археологии Москвы; интерактивная программа; вятичи; кривичи;
Summary: The article deals with historical reconstruction of the Slavic costume and interactive program for schoolchildren at the Moscow Museum of Archeology. The purpose of the class is popularization of the native land history. The program are based on data from archaeological, ethnographic, pictorial and written sources.
Keywords: archeology; historical reconstruction; costume; Moscow Museum of archeology; interactive program; vyatichi; krivichi;
Историческая научная реконструкция представляет собой процесс придания древнему объекту того облика, который он предположительно имел в прошлом, с гипотетическим восстановлением недостающих деталей и свойств. Еще одно определение характеризует реконструкцию как метод или процесс воссоздания исторических прототипов с необходимой точностью, в основе которого лежит анализ и сопоставление исторических данных из различных источников [1] .[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Подобным образом осуществляется и реконструкция традиционного костюма в контексте определенного региона и времени. Костюм представляет собой не только одежду и обувь, но и детали, аксессуары, украшения. Рассмотрение комплекса костюма дает возможность выявить не только бытовую, но и эстетическую функцию. Необходимо также помнить, что древний костюм являлся отражением представлений человека о мироздании, его месте в мире.
В современной науке принято рассматривать традиционный костюм как «уникальный культурно-исторический источник», который постепенно выделяется в отдельный объект междисциплинарных изысканий [2] . Главным принципом в работе исследователей выступает системный подход, включающий морфологию, классификацию, типологию и реконструкцию костюма [3] . При этом используется комплексный подход в изучении костюма как многофункциональной системы. Изучение костюма в целом дает нам представление о его значении, историю его постоянных изменений.
Существуют различные источники по изучению древнерусского костюма: археологические, письменные, этнографические, изобразительные. При этом ни один из видов источников не может дать нам полноценные сведения. Однако наиболее информативными можно назвать археологические исследования и изобразительные материалы. Безусловно, в связи с плохой или неполной сохранностью предметов возможности для объективной реконструкции на основе археологического изучения костюма ограничены, но все же именно находки рассказывают о материалах, из которых они сделаны, их месте расположения, использовании и т. д. Изобразительные источники могут указывать на крой и цвет одежды, особенности ношения аксессуаров и др. Стоит также отметить, что в источниках наиболее часто представлены данные об одежде и аксессуарах представителей высших слоев общества той или иной эпохи, а сведения о костюме простых людей отображены в меньшей степени.
На основании археологических данных подмосковных курганных захоронений был получен довольно обширный материал для изучения женского и мужского костюма восточных славян, проживавших в этом регионе в XII-XIII вв. Исследование погребального костюма дает нам возможность рассматривать его как единый комплекс, относящийся к определенному времени, максимально сузив временные рамки использования и распространения тех или иных деталей костюма. По фрагментам одежды, расположению украшений и аксессуаров в погребении археологи реконструируют костюм, изучают моду того времени, погребальные традиции и представления о жизни и смерти.
Благодаря данным археологии и письменным источникам исследователям удалось узнать о том, как могла выглядеть одежда того времени. Ученые предполагают, что восточные славяне хоронили своих умерших в праздничном, скорее всего, свадебном костюме. Например, известно, что в XII-XIII вв. славяне носили рубахи с длинными рукавами, материал которых был сделан из льна или конопли. Девушки замужнего возраста и женщины помимо рубахи носили юбки-понёвы из шерсти. Такие юбки представляли собой кусок ткани, который повязывался вокруг талии, а спереди, таким образом, имел разрез. Понёвы в основном были темных цветов (бордовый, коричневый, темно-зеленый) и имели рисунок в виде горизонтальных полос или простой крупной клетки. Головной убор у замужней женщины являлся обязательным элементом костюма, так как она не могла показывать свои волосы окружающим. В погребениях попадаются также фрагменты поясов и обуви.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Среди предметов женских погребений археологи часто находят украшения: бусы, височные кольца, гривны, перстни, браслеты и т. д. Исходя из расположения аксессуаров и украшений in situ можно определить способы их ношения. Так, височные кольца получили свое название исходя из своего расположения - у висков женщины. Археологи выделяют несколько вариантов ношения данного вида украшений: их могли вплетать в волосы, крепить к налобной ленте или к головному убору. Существует также версия о том, что их носили, вдевая в уши как серьги. Количество присутствующих в погребениях височных колец вызвало множество предположений об их возможном функционале: соответствуют ли они числу детей, тождественны ли возрасту и т. д., однако на данный момент это лишь версии. Сравнение информации о месторасположении курганных групп, где присутствовали определенного вида височные кольца, с летописными данными о расселении восточных славян дало возможность установить примерные границы проживания тех или иных славянских племен. На территории Московского края проживали потомки летописных племен вятичей и кривичей.
В женских погребениях также встречаются бытовые предметы, такие, как пряслице, ложка, толокушка, ножичек и бубенчик, который мог использоваться и как амулет, и как пуговица.
Для мужских погребений характерными находками являются поясная пряжка, наконечник ремня и поясное кольцо - пояс был необходимым элементом костюма. Иногда встречаются наконечники стрел, небольшие топоры, кресала, обязательным предметом мужского захоронения также являлся сосуд (горшок), расположенный в ногах.
Важным шагом в изучении славянского костюма является графическая реконструкция, поскольку костюм представляет собой визуальный объект, создаваемый для зрительного восприятия. Для музейного пространства более характерна объемная реконструкция.
Научными сотрудниками Музея археологии Москвы были разработаны программы для детей разного возраста, которые дают возможность школьникам в разных форматах познакомиться с реконструкцией славянского костюма вятичей и кривичей.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Так, например, для обучающихся 6-х классов проводится интерактивная программа «Подмосковные курганы рассказывают», в ходе которой школьники не только знакомятся с отдельными находками в витринах музея, но и на себе примеряют славянский костюм, таким образом создавая визуальную реконструкцию. У экскурсантов есть возможность примерить реплики одежды (рубахи, понёвы, плащи) из соответствующих материалов, проанализировать необходимые элементы костюма - пояс, головной убор, орнаменты и их значение. Особое внимание также уделяется украшениям и аксессуарам, которые имели не только функциональное назначение, но и знаковое. На экскурсии обсуждаются и другие предметы, их назначение и место расположения/ношения - бубенчики, амулеты, перстни, женские бусы, гривны, браслеты. Помимо этого школьники самостоятельно реконструируют часть процесса разжигания огня при помощи кресала и кремня. Стоит отметить, что данная программа была создана как занятие, дополняющее школьную программу по истории для 6-х классов и позволяющее получить уникальную информацию по истории восточнославянских племен Московского региона.
Литература
- Горбунова Т. Г., Тишкин А. А. Методика системного изучения археологических источников // Теория и практика археологических исследований. Барнаул, 2005. Вып. 1. С. 11-18.
- Москвин А.Ю. Реконструкция одежды: сущность, проблемы, перспективы // Молодой ученый. 2014. N° 3 (62). С. 334-337.
- Файзуллина Д. Ф. Историко-культурная реконструкция элементов костюма (на материале населения Волго-Камья XI-VI вв. до н. э.): дис. ... канд. ист. наук. Казань, 2006. 228 с. (Рукопись).
- [1] Москвин А. Ю. Реконструкция одежды: сущность, проблемы, перспективы // Молодой ученый. 2014. № 3 (62). С. 334-337.
- [2] Файзуллина Д. Ф. Историко-культурная реконструкция элементов костюма (на материале населения Волго-Камья XI-VI вв. до н. э.): дис. ... канд. ист. наук. Казань, 2006. С. 16 (Рукопись).
- [3] Горбунова Т. Г., Тишкин А. А. Методика системного изучения археологических источников // Теория и практика археологических исследований. Барнаул, 2005. Вып. 1. С. 12.
Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.