Метки текста:

Деревни История Кижи Обонежье Рябининские чтения Этнография

Воробьева С.В. (г.Петрозаводск)
История деревень Кижской волости в крестьянских родословиях Vkontakte@kizhi

стр. 25Кижская волость [1] Петрозаводского уезда Олонецкой губ. является районом, где сохранились высочайшие образцы народного искусства – первоклассные памятники деревянного зодчества, классическая традиция былинного сказительства. Крестьянская память сберегала и передавала из поколения в поколение те знания, которые им достались от предков. В народном искусстве, особенностях семейного уклада находят свое отражение все этапы истории крестьянства, особенности его этнической принадлежности. Семейная традиция является основой формирования всего комплекса народной культуры. Восстановление семейной истории не отдельной фамилии, а родов целой деревни на протяжении нескольких веков позволит, на наш взгляд, раскрыть некоторые особенности формирования культурной традиции выделенной локальной территории [2] .

Для понимания механизмов бытования и сохранения традиционной культуры определенного региона важно получить представление, насколько стабильным было население, как велик был приток жителей и из каких мест он происходил, каков процент семей, ведущих свои родословия от первых поселенцев, упомянутых в исторических документах, а также особенности миграции населения и направленности брачных связей.

Основой данного исследования являются родословные схемы крестьянских семей из 47 деревень окрестностей о. Кижи, составлявших когда-то центр Спасо-Кижского погоста-округа; схемы составлены на основании материалов писцового дела XVI–XVII вв. [3] и данных ревизий XVIII–XIX вв. [4] Помимо этого использовались опубликованные материалы писцового дела [5] .

В Олонецкой губ. фамилии у крестьян отсутствовали до середины XIX в. Поэтому в случаях именования того или иного персонажа в документах XVI–XVII вв. наиболее распространенным отчеством (например «Иванов»), данные не рассматривались как недоказуемые, или брался во внимание комплекс косвенных доказательств. Сомнительные случаи многократно проверялись. Этот же принцип использовался для определения перехода крестьян из деревни в деревню.

Система расселения в окрестностях о.Кижи впервые обозначена в писцовой книге 1563 г. [6] С небольшими изменениями она просуществовала до XX в. В XVI в. деревни располагались на о.Кижи, по североза-падному берегу Большого Клименецкого острова (Пахинский берег), по берегу Заонежского полуострова (материковая часть, Мандера) и на островах Волкостров, Еглов и Рогачев. Время возникновения большинства поселений установить невозможно, но, несомненно, что к 1563 г. освоение этих мест уже продолжалось на протяжении нескольких столетий. Вторая половина XIII–XIV вв. – это время освоения данных земель новгородцами, начальный этап формирования поселенческой структуры в центре Кижского погоста, а «окончательно система расселения в том виде, как она зафиксирована в Писцовой книге 1563–1566 гг., сложилась лишь на протяжении XV – первой половины XVI вв.» [7] .[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

стр. 26В первое описание данной территории было внесено 47 живущих деревень и два починка [8] . На рубеже XVII и XVIII вв. несколько поселений Кижской волости переехали с небольших островов на материк. Так, с о.Кижи перебрались деревни Леоновская (Оятевщина) и Вавуловская, которые уже в XIX в. «по смежности угодий» были объединены в одно поселение, а также деревня Марковская (Жарниково). С о.Мальковец переехали две деревни (Вик-остров и Виж-остров), получившие в XIX в. название Мальково и Клиново. С о.Керкостров перебралась д.Грузиловская (Телятниково). Переезжая на материк с его достаточно скудной землей, крестьяне оставляли за собой земли более плодородных маленьких островов [9] . Переселение деревень с островов, возможно, говорит о том, что в тот момент заселение свободных земель шло не за счет пришлого населения.

В 1563 г. в соседних дворах в 10 из 49 деревень жили кровные родственники – отец и сыновья или братья, еще в пяти случаях крестьяне соседних между собой деревень состояли в ближайшем родстве.

Жители кижских деревень вместе со страной пережили несколько сложных этапов истории. Первый пришелся на последнюю треть XVI в., когда в Кижской волости сказался общегосударственный экономический кризис, связанный с тяжестью налогов, голодом, Ливонской войной и опричниной. В переписи 1582 г. отмечено значительное запустение деревенских дворов [10] . Тем не менее, судя по этому же описанию, в 70-х гг. XVI в. происходил рост числа крестьянских дворов в деревнях. Этот процесс историки связывают с притоком населения извне [11] . Сравнение списков крестьян писцовых книг 1563 и 1582 гг. показало, что только в 4 деревнях полностью сменилось население, жители остальных деревень в основном являются потомками первых упомянутых поселенцев. Следует отметить, что при неполноте данных писцового описания (внесены только хозяева дворов), трудно определить, откуда пришли новые жители. Часть деревень увеличила свои размеры в связи с разделом больших семей. Так, д.Кургеницы значительно расширилась за счет того, что 4 сына единственного дворохозяина 1563 г. к 1582 г. стали жить самостоятельно. В 1582 г. к ним из соседней деревни пришел брат одного из ее жителей.

Несмотря на запустение в Смутное время еще семи деревень, к 1616 г. три поселения кижской округи возродились из старых пустошей, а также появилось одно новое. В эти годы несколько увеличилось число дворов в деревнях, по большей части в связи с разделом семей, а также за счет прихода новых жителей. К сожалению, писцовые книги, как правило, не отмечают переходов крестьян даже из отдаленных мест, об этом факте говорит только прозвище нового жителя – «пришлая», «пришлый», «новоприходец», но даже таких упоминаний в 1616 г. всего три [12] во всем Кижском погосте. В начале XVII в. в 9 из 45 кижских деревень вновь полностью сменились жители; в остальных поселениях крестьянские роды продолжились. Следует отметить, что семьи, пришедшие в деревню, зачастую существовали недолго, например, отмечались только в одном или двух описаниях.

В писцовой книге 1628–1631 гг. впервые встречаются отметки о переходе крестьян из деревни в деревню, но только в пределах волости.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Историки отмечают, что с 1646 по 1678 г. численность жителей в Заонежских погостах значительно возросла. Одни объясняют это активным притоком населения, связанным со стремлением правительства расширить черные и дворцовые волости [13] , другие, не отрицая возможности появления новых жителей в Заонежье, подчеркивают неполноту сведений переписной книги 1646 г. [14] Некоторые исследователи связывают процесс увеличения численности населения с миграцией «корельских выходцев» из-за шведского рубежа. Тем не менее, И.А.Черняковой [15] было доказано, что прибывшее из-за шведского рубежа население в основном осело в Олонецком погосте (290 семейных и одиноких), а в Заонежье оно отмечено только в Кижском погосте (9 семей). Причем в последнем, по нашим данным, крестьяне остались на жительство в «Корельской трети», то есть в деревнях современного расселения карелов-людиков.

стр. 27В переписной книге 1678 г. есть только две записи о приходе в волость крестьян из других земель: в 1650 г. в д.Зубово обосновался Васка родом из «полских людей» [16] , а родина второго переселенца неизвестна [17] . В то же время из кижских деревень крестьяне ушли в Каргополь [18] , Андомский погост, Ошту [19] , Новгород [20] , Олонец [21] , Ладвинскую волость Остречинского погоста [22] , а также в Пудожский погост. Как правило, крестьяне покидали родные места «из-за хлебной скудости».

Поскольку писцы отметили прибывших в волость только из-за пределов погоста или ушедших со своих мест в другие погосты, можно предположить, что появление в поселениях большинства новых семей произошло как за счет перехода жителей из деревни в деревню внутри волости, так и в силу миграции населения внутри Кижского погоста, включая Великогубскую, Сенногубскую волости и Корельскую трети.

Косвенно это может быть подтверждено брачными связями кижских крестьян [23] в XVIII–XIX вв., направленными в основном в деревни Великой Губы, Сенной Губы и Уницкой губы Онежского озера.

Для историков необъясним факт запустения большого числа крестьянских дворов во всех Заонежских погостах, которое отмечено в переписной книге 1700 г. Создается впечатление, что многие кижские деревни даже перестали существовать. Тем не менее, материалы первой ревизии 1723–1726 гг. в значительной степени корректируют эти данные. В этом документе во всех деревенских списках встречаются представители большинства родов, считавшихся вымершими по данным переписи рубежа веков.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Количество дворов в деревнях Кижской волости в XVI–XVII вв.

Количество деревень в Кижской волости (приходе)

Кол-во дворов в деревне156315821616–16191628–163116461678169617071723–1726
1 дв.1815851871714
2 дв.24231812125894
3 дв.4477109796
4 дв.311556678
5 дв.14236411
6 дв.12144523
7 дв.1314312
8 дв.21223
9 дв.1121
10 дв.112
11 дв.1
12 дв.211
13 дв.11
14 дв.1
15 дв.1
16 дв.
17 дв.1
18 дв.119
19 дв.
Пустых дворов54816592 – пустых новых [24] , 22 пустых с 1678 г.

Динамика роста поселений

Кол-во дворов в деревне156315821616–16191628–163116461678169617071723–1726
Пустоши1371 [25] 1
из пустош.342
Новые212

В значительной части кижских деревень состав населения на протяжении от XVI до XX в. оставался в основном постоянным, т.е. увеличение числа дворов происходило в первую очередь за счет раздела семей одного или двух изначальных, доминирующих родов. К этим поселениям относятся деревни Ямка, Бачурино, Жарниково, Подъельники, Мальково, Сычи, Боярщина, Зубово и практически все деревни о. Волкостров. В этих поселениях число новых жителей невелико или совсем отсутствует, а существование пришлых семей,стр. 28 как правило, ограничивается несколькими десятилетиями между двумя или тремя переписями. В то же время состав других деревень в определенные периоды существенно менялся. Первый период охватывает время между 1582 и 1616 гг. и второй между 1646 и 1678 гг. Довольно пеструю картину представляют родословные схемы таких поселений, как д. Окуловская (Наволок), в которой, по мнению археологов, находилась кижская земская изба [26] . Особый статус этой деревни подтверждается тем, что в 1631 г. в ней «двор а на нем сидят из (?) Нова города верные целовальники», а среди жителей отмечен серебряных дел мастер [27] . В д.Окуловская (Наволок) с 1563 по 1858 г. среди деревенских жителей преобладали представители двух крестьянских родов, но на протяжении всего XVII в. в поселение происходил постоянный приток новых семей, правда, зачастую их присутствие было недолгим.

В течение XVIII и XIX вв. процесс миграции крестьян кижских деревень происходил за редким исключением только внутри волости (прихода). Среди сохранившихся к XX в. родов большинство происходит от крестьян XVI и первой половины XVII в.

Несмотря на неполноту сведений и незавершенность исследования, можно сделать несколько предварительных выводов. Структура и число деревень Кижской волости с XVI по XX в. оставались практически неизменными, а состав населения в большинстве поселений менялся незначительно, начиная с первых десятилетий XVII в.

// Рябининские чтения – 2011
Карельский научный центр РАН. Петрозаводск. 2011. 565 с.

Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф