Дианова К.А. (г.Петрозаводск)
Культура повседневности карелов в начале ХХ века (по материалам краеведческих изданий)
@kizhi
стр. 38Карельский этнос издавна привлекал исследователей своей самобытностью и особой культурой, своими традициями и особенностями. Их изучением занимались как отдельные ученые, так и целые научные объединения. Среди организаций, изучавших малые народности нашей страны, можно назвать Архангельское общество изучения Русского Севера (далее – АОИРС).
АОИРС было учреждено 14 декабря 1908 г. по инициативе архангельских губернатора Ивана Васильевича Сосновского и вице-губернатора Александра Федоровича Шидловского. Целью создания данной организации было изучение истории, природных условий, экономики, культуры и быта населения Русского Севера [1] .
Данное Общество стало первой краеведческой организацией, возникшей в начале ХХ в. на Европейском Севере России, и хотя в советской историографии традиционно бытовало мнение о том, что подобные краеведческие организации были оплотом буржуазного дворянства, что само по себе исключало возможность использования их вклада в развитие науки и региона в целом [2] , нельзя недооценить тот вклад, который был сделан членами АОИРС в изучении края.
Основные результаты исследовательской деятельности Общества печатались в специальном издании – журнале «Известия АОИРС». Создатели «Известий АОИРС» хотели показать уникальность Русского Севера и тем самым привлечь внимание правительства к проблемам данного региона. С этой целью многие авторы пытались исследовать традиции и особенности культуры отдельных народностей, а затем ознакомить с мате- риалами своих исследований читателей журнала. На страницах «Известий АОИРС» можно встретить материалы и о карелах – главным образом, это исследования жизни и быта группы северных карелов, проживавших в Кемском уезде Архангельской губ. Следует отметить, что указанная территория была местом исконного проживания еще одной этнической группы – поморов, которым также на страницах «Известий АОИРС» уделялось особое внимание.
И карелы, и поморы населяли Кемский уезд Архангельской губ. Следовательно, по причине одинаковых условий проживания, они имели много общего в быте, хозяйственном укладе, определенных культурных традициях. Исторически сложилось так, что оба этих этноса проживали в суровых климатических условиях, что определило характер их хозяйственной деятельности. Отсутствие возможности полноценного ведения сельского хозяйства заставляло представителей этих народностей искать альтернативные источники существования. Такими источниками стали всевозможные промыслы – прежде всего, отхожие. И карелы, и поморы были вынуждены на несколько месяцев покидать свою родину для того, чтобы прокормить семью. Подробное описание быта на страницах «Известий АОИРС» позволяет выявить некоторые особенности, присущие карелам и поморам.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Проблемами Карельского Поморья занимались, главным образом, одни и те же авторы – члены Поморского отдела АОИРС, созданного в Сумском Посаде. Среди них можно выделить А.Каменева, Е.Остроумова, Г.Цейтлина, П.Романова и др. В основном они рассматривали вопросы, связанные с состоянием и проблемами рыбных промыслов. Собственно о быте карелов и их национальных особенностях в «Известиях АОИРС» содержится гораздо меньшее количество статей, чем, к примеру, об их соседях – поморах. К таким материалам можно отнести статьи «Из воспоминаний о посещении карельской деревни» А.Каменева [3] , «Карельские сюжеты» В. Мелетиева [4] , «Из жизни карел» А.Попова [5] , «Личность карела» Н.Руотси [6] , «Быт карела» М.Богданкова [7] , «Сношения архангельских карел с Финляндией [8] 8 и др.
Анализ вышеперечисленных статей позволяет выявить особенности культуры повседневности карелов, сопоставляя их с характеристикой быта и традиций их ближайших соседей – поморов. Как отмечают практически все авторы «Известий АОИРС», суровый северный климат в полной мере отразился на быте, традициях и занятиях населения данной территории. В частности, подчеркивалось, что «земля у карел плохая, и для того, чтобы получать за труды мало-мальски какой-нибудь урожай, нужно возить немало удобренийстр. 39 и положить немало тяжелого, упорного труда» [9] . Это вынуждало карел искать альтернативные источники к существованию: часть карел уходила на рыбные промыслы либо нанималась работниками в поморские деревни на лето во время сенокоса жатвы, когда все поморские мужчины также в свою очередь уходили на промыслы [10] .
Другая часть карелов уходила на заработки в Финляндию. Примечательно, что в таком отхожем «промысле» участвовали практически все категории населения: «… уходят молодые и старые, мужчины и женщины, подростки и дети. Мужчины более идут для разносной торговли, но многие нанимаются на фабрики, рудники, в мастерские, на вырубку и сплав леса; нанимаются на сельскохозяйственные работы и т.д.
Женщины, а более девушки, идут в услужение, в швейные мастерские и в другие заведения, допускающие женский труд. Мальчики, лет от десяти и старше, идут со своими отцами и братьями, которые берут их для приучения к разносной торговле, а иные просто для того, чтобы не есть дома зиму хлеб, а прокормиться на стороне работой или просто попрошайничеством. Остаются дома наиболее зажиточные, у которых есть на месте или торговое дело, или порядочное хозяйство, которое дает средства к жизни. Также остаются многосемейные, у которых несколько членов семьи уходит, а некоторые остаются дома для домашних работ зимой. Зимой домашних работ мало, а летом много, и потому карелы лето живут дома, а на зиму идут в Финляндию» [11] .
В отношении традиций и культуры карелы проявляли большую мобильность по сравнению с поморами. По мнению исследователя Н.Руотси, карелы легко подвергались влиянию и так же легко воспринимали как финскую, так и русскую культуру, что вело к «финизации» или «обрусению» некоторых карелов. Поэтому он же утверждал, что «карелу одинаково присущи черты как финские, так чисто русские» [12] . Говоря о психологических особенностях карелов, Н.Руотси выделял честность, выносливость, энергичность, гостеприимство, веселый и легкий нрав. На его взгляд, карелы очень «поэтический» народ, любящий пошутить, попеть, поиграть и поплясать.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Карелы во время своего пребывания в Финляндии учились финской грамоте. Благодаря этому случалось так, что некоторые карелы получали высшее образование и занимали хорошее положение. Сами финны шли навстречу к своим братьям-карелам в деле поднятия у них культуры. В то время в Финляндии издавались газеты и журналы, исключительно посвященные карельскому вопросу. Очень многие карелы их выписывали и читали. Существовали также общества, ставившие своей целью просвещение карелов. В то время в России не было карельской письменности, в Финляндии же было издано несколько азбук и букварей для карельских детей, а также учреждались финские школы в Карелии, которые вскоре были закрыты. Сами же финны ходи-ли в Карелию мало и редко.
В Финляндию ходили карелы-коробейники за товарами для разносной и мелочной торговли (свечи, мыло, швейные иголки, мука, крупы, кофе и т.п.). Но как считал Н. Руотси, главное, что приносилось из Финляндии, это было «вежливое обращение, гостеприимство, трудолюбие, любовь к чтению, знаниям, к здоровым и нормальным увеселениям». Между Карелией и Финляндией было установлено почтовое сообщение, поскольку велась активная переписка между ушедшими туда на заработки карелами и их домочадцами, причем переписка велась на финском языке. Это объяснялось тем, что «так как большинство карел бывают в Финляндии, то почти все карелы умеют говорить по-фински» [13] .
Контакты с Финляндией отражались и на хозяйственной деятельности карелов. Как отмечали авторы, так называемые «финские карелы» были более успешными в этом отношении, нежели карелы, не имевшие контактов с Финляндией: «… финские карелы ведут свое хозяйство, успешно обрабатывают поля, осушают и засеивают болота, развивают скотоводство, прибегая при этом к различного рода корпорациям, обществам и т.п. Много помогает благосостоянию финских карел, конечно, и правильно поставленное лесоводство, а также хуторная система землевладения, представляющая несомненные преимущества пред системой общинной, каковая еще существует у русских» [14] . Работая на разных заводах и мастерских, карелы приучались к разным ремеслам, обращению с машинами, применению машин на производстве. Однако, как отмечалось в печати, карелы, выучившие какое-нибудь ремесло или пристроившиеся к какому-нибудь делу, к сожалению, в Карелию возвращались мало, а оставались в Финляндии или уходили еще дальше – в Швецию, Норвегию и Америку.
Финское влияние нашло свое отражение и в архитектуре: «Влияние это прежде всего заметно в по-стройке домов. Новые дома всегда строятся по финскому образцу: дом, в котором живут сами хозяева, строится отдельно от скотного двора и окрашивается всегда в темно-красный цвет… В зажиточном доме делаетсястр. 40 две комнаты: кухня и горница, в которой принимают гостей». Несмотря на это, авторы отмечали, что «снаружи дома бывают довольно красивы, внутри же грязны и зимой очень холодны» [15] .
Карельский костюм был также подвержен влиянию соседей: «… одеждой для мужчин служит рубашка, на которую надевается жилет, а на последний – пиджак. Необходимым украшением считается финский нож в светлой оправе, который на цепочке прикрепляется спереди к брюкам. На голову летом надевается шляпа, а зимой шапка. Женщины одеваются в такие же сарафаны, как и русские…» [16] .[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Дореволюционных авторов поражали особенности национальной карельской кухни. В частности, Н.Руотси отмечал, что «вкус у кареляков немного странный: они, например, предпочитают свежей рыбе немного протухшую рыбу. С такой рыбой стоят целые ушаты, издающие сильный запах и сверху совсем по-крывшиеся плесенью. Рыбу эту нарочно держат так, чтобы придать ей нужный запах. На продажу иногда привозят сиги, сплошь покрытые червями – несмотря на это, они охотно разбираются» [17] .
В целом, дореволюционные краеведы с симпатией относились к карельскому этносу: «В общем, карел, как богато одаренная от природы натура, воплощает в себе все симпатичные черты, присущие только истинно культурному человеку. Пусть смоет он с себя сажу, насевшую на него при обжигании леса под пашню, дайте ему потоньше одежду, выведите его из своей „медвежьей берлоги“ на свет – и вы увидите пред собою настоящего интеллигента-европейца» [18] . Кроме того, можно сделать вывод, что собранные членами АОИРС этнографические материалы помогают в достаточной мере сформировать представление об особенностях культуры повседневности карелов в начале ХХ в.
- [1] Хрушкая Л.Н. Архангельское общество изучения Русского Севера // Поморская энциклопедия / гл. ред. В.Н.Булатов. Архангельск, 2001. Т.1. История Архангельского Севера. С.60.
- [2] Яцунский В.К. Специальные исторические дисциплины // Очерки истории исторической науки в СССР. М., 1963. Т.3. С.610.
- [3] Известия АОИРС. 1910. №5. С.14–18
- [4] Там же. №13. С.14–25.
- [5] Там же. №24. С.40.
- [6] Известия АОИРС. 1913. №3. С.103–106.
- [7] Там же. С.107–111.
- [8] Известия АОИРС. 1911. №7. С.561–564.
- [9] Из дневника карельской учительницы // Известия АОИРС. 1911. №7. С.561.
- [10] Остроумов Е. Летом в Поморье // Известия АОИРС. 1910. №12. С.19–21.
- [11] Сношения архангельских карел с Финляндией // Известия АОИРС. 1911. №7. С.561.
- [12] Руотси Н. Личность карела // Там же. 1913. №3. С.106.
- [13] Сношения архангельских карел с Финляндией // Там же. 1911. №7. С.563–564.
- [14] Руотси Н. Личность карела // Известия АОИРС. 1913. №3. С.105.
- [15] Богданков М. Быт карела // Там же. С.107.
- [16] Известия АОИРС. 1913. №3. С.108.
- [17] Там же. С. 109.
- [18] Руотси Н. Личность карела // Известия АОИРС. 1913. №3. С.106.
Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.