Кондратьев В.Г. (г.Петрозаводск)
Проблемы инородческой школы в Карелии в конце XIX – начале ХХ вв
@kizhi
стр. 75Учителя в дореволюционной Карелии приобщали местное население к русской культуре, занимались изучением истории и культуры карелов и вепсов, использовали новые методики обучения русскому языку. В Кемском уезде Архангельской губ. и в Олонецкой губ. русский язык был единственным языком преподавания. В Северном Приладожье русский язык постепенно терял свои позиции.
В 1786 г. была открыта нормальная начальная школа в Сердоболе – обучение велось на русском, финском и немецком языках [1] . В 1810 г. была открыта школа грамоты для подготовки к поступлению в уездное училище – обучение велось на русском языке, финский и немецкий преподавались как предметы [2] . В 1840-е гг. русские лесопромышленники Громовы содержат русские школы в Салми, Суоярви, Суйстамо, Корписельке и Киделе [3] . Тогда же в Сердоболе петербургским купцом Елисеевым открыто русское училище с расширенной программой обучения для подготовки учителей для карельских школ в Восточной Финляндии [4] . В связи с реформами финляндской школы 1860–1890-х гг., школы, в том числе и в Северном Приладожье, перешли к преподаванию на финском языке. Фенноманы в Великом княжестве Финляндском стремились с помощью финноязычной школы распространить на финноугорское население Олонецкой и Архангельской губ. влияние лютеранской церкви, а население финнизировать. Показательна деятельность Сердобольской учительской семинарии. Министерство просвещения России и Святейший Синод настаивали на том, чтобы преподавание в семинарии велось на русском языке, однако было решено «открыть в г.Сердоболе полную учительскую семинарию с финским языком преподавания» [5] . Выпускники Сердобольской семинарии прилагали значительные усилия для распространения финноязычной школы. Любопытен состав учащихся семинарии к концу XIX – началу XX вв.: «… в 1897–1898 гг., православных учащихся в семинарии 16, а всего 271; в 1900–1901, православных 24, а всего 294; в 1902–1903 – 21, а всего 311» [6] . Деятельность Сердобольской семинарии и народных училищ Северного Приладожья мы лишь отмечаем как один из факторов, способствовавших улучшению качества преподавания русского языка на сопредельных территориях. В частности, она способствовала активизации с 1870-х гг. открытия «инородческих» школ на территории Кемского уезда. И.З.Сковородкина отметила: «По двум уездам, Кемскому и Александровскому, было организовано двенадцать инородческих и смешанных школ, из которых 8 церковноприходских (одноклассных), 4 миссионерских (все в Кемском уезде). Всего в этих школах на 1900 г. обучалось 322 ученика, среди них 189 мальчиков и 133 девочки. В восьми церковноприходских школах Кемского уезда обучалось всего 253 ученика, среди них также преобладали мальчики – 147 и девочек 106. В 4 миссионерских школах обучались 69 человек, из них мальчиков – 42, девочек – 27. По национальному составу преобладали карелы» [7] .
Задача «инородческой» школы состояла в скорейшем обучении детей русскому языку. Ее теоретические основы заложил известный русский педагог Н.И.Ильминский. В соответствии с системой Н.И.Ильминского учебные книги печатались кириллицей на народном разговорном языке, со второго-третьего года обучение велось на русском языке. Н.И.Ильминский указывал: «…образовательные книги для инородцев должны быть изложены и преподаны на их родном языке в подлинном, чистом его виде» [8] .
Систему Н.И.Ильминского поддержал министр просвещения России Д.А.Толстой. В 1870 г. приняты Правила о мерах к образованию «инородцев». В 1877 г. Д.А.Толстой посетил Олонецкую губ. и настоятельно рекомендовал улучшить преподавание русского языка для «инородцев». Однако эта система была не вполне применима в местных условиях из-за отсутствия книг на карельском или вепсском языках.
Учитель Михаил Дмитриевич Георгиевский, член Олонецкого губернского статистического комитета, известный краевед, задался целью создания русско-карельского словаря на основе людиковского диалекта.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Выпускник духовной семинарии, М.Д.Георгиевский с 1883 г. работал учителем в Святозерском одноклассном училище. В 1908 г. он писал в «Олонецких губернских ведомостях»: «Никто не позаботился составить что-нибудь вроде словаря. Между тем, огромное число взрослых карел и поголовно все дети не знали русскогостр. 76 языка» [9] . Используя русский алфавит, он записывал карельские слова, составляя личный рабочий словарик.
После женитьбы на учительнице-карелке дело пошло быстрее. В 1908 г. в Санкт-Петербурге им был издан «Русско-карельский словарь» под редакцией и с предисловием Ф.Ф.Фортунатова. Словарь рассылался в начальные школы Олонецкой губ. «Русско-карельский словарь» М.Д.Георгиевского помогал более успешному общению учителей с учениками и освоению детьми русского языка. На долгие годы он остался единственным пособием, содержащим лексику людиковского диалекта.
Павел Константинович Успенский (1882–1941), уроженец с. Рыбрека, окончив Гатчинскую учительскую семинарию, с 1901 г. работал в сельских школах Олонецкого уезда Олонецкой губ. Он начал работу в одном из самых больших по числу учащихся двухклассном Важинском училище помощником учителя; в 1908 г. П.К.Успенский из Важин был переведен в отдаленную карельскую д. Варлоев Лес. С ноября 1911 по 1918 г. он работает учителем в д.Туломозеро Олонецкого уезда. В 1913 г. в Санкт-Петербурге, в типографии В.Д.Смирнова, издается один из главных трудов его жизни, задуманный еще в 1908 г. – «Русско-чудский словарь с некоторыми грамматическими указаниями» [10] . Словарь небольшой, карманного формата (46 страниц), содержит 320 слов в распределении по 25 темам. При составлении словаря был использован русский алфавит. Словарь содержит наиболее употребительные части речи, склонения, спряжения, а также в него включены три рассказа и два стихотворения. Это был первый и единственный словарь вепсского языка с употреблением кириллицы.
После революции П.К.Успенский продолжил свою педагогическую деятельность. Его отличали прекрасное владение методикой, глубокое знание курса. В декабре 1936 г. он первым в республике получил звание заслуженного учителя. В мае 1939 г. он был награжден орденом «Знак Почета».
Свою лепту в обучение карельских детей русскому языку внес известный карельский педагог Кузьма Иванович Дмитриев (1863–1913). В 1882 г. он окончил Вытегорскую учительскую семинарию и был направлен в с.Вохтозеро Спасопреображенской волости Петрозаводского уезда, где 20 лет проработал учителем.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Увлеченный передовыми педагогическими идеями, он выступал за осознанное, а не механическое усвоение материала, проводил принципы наглядности в обучении, разработал оригинальную методику преподавания русского языка с использованием наглядных пособий. К.И.Дмитриев выбрал краеведческий принцип для ознакомления детей с русской грамотой. Во время прогулок, экскурсий, игр и совместного труда происходило взаимоизучение языков. Учитель овладевал карельской речью, дети – русской. В 1892 г. его «Курс начального обучения русского языка в карельских училищах по предметам и картинкам» был представлен на I съезде учителей сельских школ Олонецкой губ. При Вохтозерском училище он создал первый в Олонецкой губ. школьный краеведческий музей наглядных пособий, иллюстрирующих материальную культуру карелов и природные богатства края. Каждый экспонат музея был снабжен этикеткой на русском языке, и дети, рассматривая экспонаты, усваивали русские названия знакомых предметов. Музей принес К.И.Дмитриеву всероссийскую известность: был удостоен малой серебряной медали Всероссийской сельскохозяйственной выставки (1895) и диплома I-й степени 16-й Нижегородской Всероссийской промышленной и художественной выставки (1896). На выпускных испытаниях учащиеся Вохтозерского училища показывали знания по русскому языку лучшие, чем ученики школ с русским составом учащихся.
Новые методики преподавания русского языка использовал и учитель Кимасозерского училища Кемского уезда Иван Васильевич Оленев. И.В.Оленев (1870–1920) родился в крестьянской семье. В 1890 г. окончил Тотемскую (Вологодской губ.) учительскую семинарию. В 1891–1899 гг. заведовал образцовым сельским училищем в д. Кимасозеро Кемского уезда Архангельской губ. Он ввел обучение карельских крестьянских детей русскому языку по методу М.И.Вольпера [11] , добился увеличения срока обучения до четырех лет.
И.В.Оленев дважды (1896, 1897) получал благодарность от Санкт-Петербургского учебного округа, был награжден бронзовой медалью «За труды по I всеобщей переписи населений 1897 года». Иван Васильевич вел метеорологические наблюдения и посылал свои записи в Санкт-Петербург в Главную физическую обсерваторию. В 1899 г. он был утвержден ее корреспондентом. Много публиковался в центральных российских журналах. В 1899–1902 гг. – учитель Холмогорского приходского училища. В последние годы жизни его деятельность не связана с народным образованием.
И. В. Оленев изъездил всю Беломорскую Карелию. В его книге «Карельский край и его будущее в связи с постройкою Мурманской железной дороги» даны прекрасные зарисовки быта крестьян-карелов, их жилищ, праздников, религии, морали. Характеризуя местное население, И.В.Оленев называет карелов трудолюбивым и честным народом. Его книга была замечена, удостоена нескольких рецензий. С большой симпатией писал о книге известный русский художник И.Е.Репин. И.В.Оленев считал, что первыестр. 77 6–8 недель надо отводить обучению детей, поступивших в училище, русскому языку. Иван Васильевич полагал, что большую помощь учителю в обучении младших учащихся могут оказать старшие, которые уже достаточно овладели русским языком. Он считал недопустимым наказание детей, в том числе и отчисление из школы за их желание общаться между собой на родном языке. Из Кимасозерского училища практически не было отсева, в то время как в ряде школ большое число детей отсеивалось уже после первого года обучения.
Особое место в ряду карельских педагогов занимает Николай Феофилактович Лесков (1871–1915) – педагог, краевед-этнограф, писатель. Уроженец с. Святозеро Петрозаводского уезда, из семьи псаломщикака-рела, он окончил Олонецкую духовную семинарию и Санкт-Петербургскую духовную академию. После окончания академии в 1896 г. он поступил на должность помощника инспектора Олонецкой духовной семинарии.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
В 1897 г. Н.Ф.Лесков был вынужден перевестись преподавателем латинского языка в Каргопольское духовное училище. С 1908 г. и до конца жизни он работал в Петрозаводском духовном училище. Н.Ф.Лесков внес значительный вклад в изучение культуры и быта родного народа. В 1892–1893 гг., в период учебы в Петербургской духовной академии, по заданию Русского географического общества он совершил ряд экспедиций по карельским селениям Петрозаводского и Олонецкого уездов, а также Сердобольского уезда Великого княжества Финляндского, в ходе которых собрал богатый этнографический и фольклорный материал. В 1894 г. он проводил полевые наблюдения в вепсских деревнях Лодейнопольского уезда. По итогам экспедиций Н.Ф.Лесков подготовил обстоятельные научные отчеты. В 1893 г. за исследования среди карелов Олонецкой губ. был награжден серебряной медалью Русского географического общества «За полезные труды». В 1892–1895 Н.Ф.Лесков опубликовал 16 статей о материальной и духовной культуре карелов в ведущем этнографическом журнале России «Живая старина». А.М.Пашков отметил: «Научная деятельность Н.Ф.Лескова базировалась на горячем сочувствии тяжёлому положению карел» [12] . Позднее, работая учителем, собрал значительный материал по истории Каргопольского края и его церковных древностей, а также по истории Петрозаводского духовного училища. Н.Ф.Лесков был незаурядным беллетристом (в середине 1890-х гг. – публикация рассказов о жизни карельской деревни в столичном журнале «Исторический вестник»). Произведения с большим интересом были встречены общероссийским читателем. Рассказ «В вагоне» был напечатан в 1917 г. в журнале «Известия общества изучения Олонецкой губернии» (посмертно).
Н.Ф.Лесков был известен и как общественный деятель: избирался почетным мировым судьей по Каргопольскому уезду; в 1907 г. – выборщиком от г. Каргополь по выборам депутатов во 2-ю Государственную Думу. В некрологе по случаю смерти отмечались его научные заслуги, дана оценка как педагога, в частности, сказано: «Всегдашнее деликатное отношение его к учащимся было строго продуманное. Оно происходило из его глубокого убеждения в необходимости именно такого отношения, как имеющего значение и для учащихся, и для окружающей жизни, и для светлого будущего нашей родины» [13] .
В своем докладе я остановился лишь на нескольких наиболее ярких фигурах учителей-просветителей, учителей-исследователей, которые каждый на своем месте способствовали приобщению местного населения к высокой русской культуре и в то же время с глубоким пониманием и интересом относились к культуре, обычаям, быту, религиозным верованиям местного населения. Каждый из них оставил свой заметный след в истории народного образования края.
- [1] Иванов П.В. Из истории русской школы в Карелии // Учен. зап. Карел. пед. ин-та. 1960. Т.10. С.105.
- [2] Там же. С.106.
- [3] Там же. С.106.
- [4] Православная Карелия. СПб., 1914. С.37.
- [5] Записка финляндского генерал-губернатора о положении местных школ в Финляндии. СПб., 1910. С.57.
- [6] Там же. С.49.
- [7] Сковородкина И.З. Теория и практика национального образования на Архангельском Севере в последней четверти XIX – 90-х гг. XX в.: Дис. … докт. пед. наук. Архангельск, 2001. С.121. Рукопись.
- [8] Антология педагогической мысли России второй половины XIX – начала ХХ в. М., 1990. С.163.
- [9] Инно Х.О. Забытые имена // Олонецкая правда. 1991. 17 мая.
- [10] Чудью, чудинами в этот период называли вепсов.
- [11] Михаил Иоакимович Вольпер – русский педагог, разработчик оригинальной методики преподавания русского языка для «инородцев», его книга «Русская речь» выдержала десятки изданий.
- [12] Пашков А.М. Карельские просветители и краеведы XIX – начала ХХ в. Петрозаводск, 2010. С. 344.
- [13] Крылов В. Николай Феофилактович Лесков (1871–1915 гг.) // Известия Общества изучения Олонецкой губернии. Петрозаводск, 1915. №5/8. С.122.
Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.