Метки текста:

История Русский Север Рябининские чтения Этнография

Мамонтова О.С. (г.Барнаул)
Севернорусские традиции в гончарстве русского населения Алтая Vkontakte@kizhi

Рис.1. Корчага. Нач. ХХ в. Чарышский районный краеведческий музейРис.2. Корчага. Нач. ХХ в. Алтайский районный краеведческий музейРис.3. Горшок-рыльник. Конец XIX – начало ХХ в. Историко-краеведческий музей Алтайской государственной педагогической академии

стр. 106Территория Алтая на протяжении трех столетий заселялась переселенцами из различных регионов России. Здесь тесно переплелись культурные традиции восточнославянских, фино-угорских народов, коренного населения. На сегодняшний день русские являются самым многочисленным этносом региона, представляющим различные этнографические группы. Несмотря на влияние межэтнических коммуникаций и адаптацию к природно-климатическим и этнокультурным условиям, некоторые компоненты материальной и духовной культуры русского населения вплоть до 1930-х гг. продолжали устойчиво сохранять традиции мест выхода переселенцев. Такое социо- и этнокультурное состояние Т.К.Щеглова назвала «сибирским салатом», где культурные ингредиенты курян, кержаков, воронежских, рязанских, вятских и других групп не растворялись, а создавали поликультурное общество» [1] . В основном длительное бытование этнокультурных признаков было связано с несколькими этнографическими, сословными и конфессиональными группами: старожилами, казаками и старообрядцами. Предки старожилов и старообрядцев переселились в Западную Сибирь в дореформенное время и успели сформироваться как группы «со своими культурно-бытовыми особенностями, сочетающими принесенные северорусские традиции с вкраплениями иных областей, окрашенных сибирской спецификой» [2] .

Севернорусские традиции сохранялись во многих сферах их жизни, в том числе и в гончарстве. Наиболее ярко они проявились в таком виде гончарного производства, как женское домашнее гончарство. Наряду с кустарным производством посуды оно просуществовало на Алтае вплоть до середины ХХ в. В первой половине ХХ в. под давлением различных хозяйственно-экономических факторов женское домашнее гончарство начало даже приобретать черты ремесленного производства. На Севере России ремесленное и кустарное гончарство было сугубо мужским занятием, хотя в качестве домашнего ремесла оно было распространено во многих поморских деревнях [3] . Женское домашнее гончарство было зафиксировано у русского населения Каргопольского района Архангельской области, в Пермском крае и у коми-зырян в Республике Коми [4] .

На Алтае женщины занимались изготовлением посуды в теплое время года (весна-лето-осень). Как правило, процесс производства проходил на территории усадьбы, в бане, избе. На Русском Севере гончары также в качестве мастерской могли использовать жилое помещение, но работали они в осенне-зимний период в свободное от сельскохозяйственных работ время. Ассортимент инструментов алтайских и севернорусских гончаров был схож: ручной круг, деревянные ножи для правки стенок сосуда, тряпки для заглаживания по-верхностей, нить (леска, струна, проволока) для снятия сосуда с круга. Женщины на Алтае могли лепить по-суду, не используя круг. Это является исключительной особенностью алтайского женского гончарства. Для лепки сосуда подходила любая плоская поверхность: стол, доска и т.п. Способы подготовки глины к работе на Алтае и на Русском Севере были практически идентичны. Как правило, глину топтали ногами, добавляя по мере необходимости песок, дресву, воду.

Для женского домашнего гончарства Алтая и Севера России характерны архаичные техникотехноло-гические традиции изготовления посуды. Основным способом формовки сосуда был метод кольцевого (ленточного, жгутового) налепа. Несмотря на свою примитивность, данный способ был распространен на Русском Севере среди гончаров-кустарей вплоть до 1930-х гг. [5] На подготовленное донышко выкладывали ярусами глиняные ленты (жгуты), тщательно примазывая их друг к другу. Затем жгуты затирались руками или ножами, трепалами, щепками и заглаживались водой. Например, в Верхнем Уймоне для сосуда высотой около 35 см использовали пять жгутов [6] . На Бухтарме для изготовления кринки или горшка использовали три «каралички», для корчаги – пять. «Караличками» здесь называли круглые длинные куски глины (ленты, жгуты), которые напоминали по форме местное печенье «каралики» [7] . В Вологодской области такие глиняные жгутыстр. 107 назывались «скалы», «скалки» [8] . Интересно, что на Алтае при описании процесса изготовления посуды информаторы говорили, что мастер «скёт» горшок из глиняных лент.

Дальнейшие действия по обработке посуды были идентичны. Вылепленную посуду ставили на несколько дней для просушки на скамейки, полки, полати в доме, сенях, бане, кладовке. Затем производился обжиг. На Алтае в качестве горна использовали русскую печь, «камины», сложенные на территории усадьбы. Для гончаров Русского Севера также было характерно использование русской печи для обжига посуды. На Алтае в качестве топлива старались использовать березовые дрова, так как они позволяли достичь нужной температуры, необходимой для образования плотного черепка [9] . За их неимением использовали любую древесину. Кроме дров в печь иногда закладывали бересту для задымления. На Севере предпочтение отдавали осиновым дровам [10] . Способы обжига были различны. Во-первых, посуду могли укладывать на дрова отдельно друг от друга. Во-вторых, закладка производилась уже на угли. Время обжига колебалось от трех часов до одних суток. Когда дрова прогорали, раскаленную докрасна посуду вынимали лопатой, палкой, ухватом и производили защитноде-коративную обработку.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

В алтайском женском гончарстве самым распространенным видом защитно-декоративной обработки сосуда являлось обваривание. В результате обваривания посуда приобретала большую прочность, по-ристость, «звонкость». Обваривание – распространенный у восточнославянских народов прием закаливания посуды. В первой половине ХХ в. на территории Европейской России обваривание проводилось преимущественно в севернорусских областях. Обычно там обварой служил теплый раствор ржаной муки, реже – овсяной или ячменной. Иногда муку заменяли отрубями. В отдельных областях употребляли отходы от производства льняного масла (головки или жмых), картофельную болтушку [11] . На Алтае бытовало несколько рецептур обвар. В большинстве своем они имели молочную основу, что было связано с хозяйственной деятельностью населения – животноводством. Это могли быть молочная сыворотка, пахтанье – жидкость, оставшаяся после взбивания масла, молоко, смесь сыворотки с постным маслом или хлебным квасом [12] . В качестве обвары использовали квас или конопляное масло, которое придавало изделиям блеск [13] .

Севернорусские черты проявились в формах некоторых видов посуды. Прежде всего это касается корчаг и горшков-рыльников (роговиков). Корчаги на Алтае, как и на Русском Севере, использовались для приготовления напитков и хранения жидкости и сыпучих продуктов. В обоих регионах бытовали два вида корчаг: корчаги-дыроватки и корчаги с носиком-рыльцем (рис. 1, 2). В горшках-рыльниках топили масло (рис.3).

стр. 108Сопоставление имеющихся данных показывает наличие севернорусских черт в алтайском женском гончарстве. Это касается технико-технологических процессов (метод кольцевого налепа), защитнодекоратив-ного покрытия изделий (обварка), форм посуды. Под влиянием различных факторов женское гончарство Алтая адаптировалось к новым условиям, трансформируя некоторые свои севернорусские компоненты, например состав обвары. Дальнейшие поиски новых параллелей в гончарстве обоих регионов являются актуальным направлением в исследовании традиционной материальной культуры русских Алтая.

// Рябининские чтения – 2011
Карельский научный центр РАН. Петрозаводск. 2011. 565 с.

Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф