Никонова Л.И. (г.Саранск), Шевцова А.А. (г.Москва)
Этническое самосознание армян Вологодчины и Республики Мордовия: специфика этнокультурной адаптации
@kizhi
стр. 129В фокусе нашего внимания находятся механизмы этнокультурной адаптации, сохранение и репрезентация в инокультурном окружении этнической идентичности молодых армянских общин Вологодчины и Мордовии, активное формирование которых началось в 1990–2000-х гг. Доклад основан на материалах полевых этнографических исследований 2008–2010 гг. Сбор информации осуществлен путем включенного неконтролируемого наблюдения, свободного интервью, анализа выступлений в местной прессе.
Как известно, насчитывающая несколько веков армянская диаспора (спюрк) состоит из цепи разбросанных по всему свету общин, подверженных языковому, культурному и социальному влиянию обществ «принимающих» государств. По самым скромным оценкам, она насчитывает свыше 5 млн человек и представлена в Российской Федерации, по разным данным, – от 1,3 млн до 2 млн [1] . Для большинства армян именно диаспора была и остается образом жизни. По замечанию Е. Фирсова, интеллектуальная реальность и социальный контекст современной диаспоры «в большей степени определяются историей: ее обаяние пронизывает армянскую культуру, является органической частью жизни армян по всему миру» [2] . Спюрк по всему миру насчитывает сотни и тысячи общественных организаций, культурных центров. Диаспора – подвижная, саморазвивающаяся система, иначе говоря, «процесс» [3] , ее потенциал постоянно меняется, и местным властям нужно уметь этот ресурс использовать.
Что же представляют собой армянские общины Вологодчины и Мордовии? По данным переписи 2002 г., армяне составляют 0,17% населения (2380 чел.) на Вологодчине – довольно моноэтничном регионе, занимающем лидирующие позиции в РФ по доле русского населения. Невелика и армянская диаспора многонациональной Мордовии: по оценкам лидеров местной армянской общины, в регионе сосредоточено не менее 5 тыс. армян, причем их численность растет [4] ; по данным переписи 2002 г., в регионе зарегистрировано лишь 1310 армян, при этом владеют армянским языком лишь 1243 человека [5] . Ни Вологодчина, ни Мордовия не принадлежат к числу российских регионов, где исторически проживала большая армянская община. И в Вологде, и в Мордовии армянские общины начали активное формирование в конце 1990-х гг. Уже второе, а то и первое поколение мигрантов считают соответственные российские регионы своей второй родиной.
Один из лидеров армянской общины Вологодской области, директор ООО «Производственная фирма „Метапласт“», председатель общественной организации «Союз армян Вологодчины» О.Мосикян так рассказывает об этом времени: «Если в 70-е годы число армянских семей в области было не более 10–15, да и то жи-ли они в основном в Вологде, то к концу девяностых в областном центре их было уже более 100. Десятки других семей жили в Череповце, Соколе, Великом Устюге и многих городах и районах. И в большинстве из этих семей уже росли дети, у которых в графе „место рождения“ значилась Вологодская область. Именно тогда, в конце 90-х, по сути, уже сформировалась армянская община. Мы старались поддерживать связи, отмечали вместе национальные праздники, какие-то знаменательные события. Кого-то привели в наш северный край причины сугубо личного характера, кто-то приехал по распределению после окончания вуза, да так и осел.
Для многих область стала родным домом после страшного землетрясения в Спитаке… И все же самое значительное число армян, которые живут сегодня в городах и районах области, поселилось здесь именно в 90-е годы. Они приехали из Азербайджана, Абхазии, республик Средней Азии, да и самой Армении… Не оправившаяся после страшного удара стихии, переживающая войну в Нагорном Карабахе, обуреваемая политическими потрясениями, она не могла в те годы дать людям самого элементарного, что нужно было для жизни – работы, тепла, социальной защиты. И все это мы нашли здесь, в северной Вологодской области, она оказалась для нас теплее самых южных республик, потому что приняла и обогрела нас. Вполне естественно, что вновь приезжающие, узнав о том, что здесь живут и работают их соотечественники, нередко обращались к нам за помощью. И, разумеется, мы старались по мере возможности им помочь – с работой, обустройством на новом месте, решением каких-то проблем» [6] .[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
стр. 130Исследуя этническое самосознание армян Вологодчины и Мордовии, мы выявили превалирование респондентов с нормальным и, в чуть меньшей степени, этноцентричным типом этнической идентичности, а в смешанных семьях – преобладает нормальный и амбивалентный типы идентичности.
Но если общероссийская гражданская идентичность [7] в армянской общине Мордовии лишь начала свое формирование (т.е. россиянами себя осознают далеко не все), то на Вологодчине ситуация несколько иная: респонденты чаще называют себя россиянами. Впрочем, в обоих регионах этническая идентичность армянской общины превалирует над гражданской и региональной. Позитивное этническое самосознание армян обоих регионов основано, прежде всего, на осознании общности происхождения и исторических реалий, некоторых психологических особенностях данного этноса. Так, типично представление о самосознании армян, как о народе с древней и богатой историей и культурой, веками жившем во враждебном окружении и сумевшем сохранить себя как народ, свою государственность и культуру благодаря языку, вере и особому «культурологическому иммунитету» [8] – внутреннему противостоянию «растворению», ассимиляции. Родину (Айастан), вернее, историческую территорию информаторы ассоциируют с Армянским нагорьем, символами которого выступает Арарат, хачкары (жертвенные крест-камни), армянский алфавит, плодородная Араратская долина с ее абрикосами, гранатами, лозами, армянский коньяк.
Устойчивость к ассимиляции достигается существованием некоего стержня, будь то национальная идея, историческая память, религиозные воззрения или нечто другое, что сплачивает, сохраняет этническую общность и идентичность, не позволяет раствориться в иноэтнической среде. Монофизитский выбор, сделанный Армянской Апостольской церковью в V в., окончательно выделил армян в «этнос-религию» [9] . Для армян ХХ в. еще одной объединяющей идеей стала борьба за признание геноцида и сохранение исторической памяти о нем.
Традиционно обладающие высоким культурологическим иммунитетом армянские общины двух этих регионов имеют не мало общих черт, выявленных при компаративистском исследовании. Во-первых, сходна позиция лидеров общин в сфере оформления отношений с органами местной власти на основе объединения в общественные организации с легитимным юридическим статусом. Общероссийская общественная организация «Союз армян России» (САР) открыла свое региональное отделение в Мордовии (одно из 63 по России) на учредительном собрании в январе 2008 г. Председателем был избран известный в республике строитель, генеральный директор компании «Ташир-С» Л.Г.Саргсян, его заместителями – Д.Ш.Газарян и С.В.Айрапетян [10] . Полгода спустя – в июне 2008 г. – состоялось открытие Вологодского регионального отделения САР, хотя «Союз армян Вологодчины» существовал еще с 2003 г. Правление избрало председателем вологодского регионального отделения САР О.А.Мосикяна, заместителями – К.О.Пашиняна, С.А.Мурадяна [11] . «САР стремится быть одной большой армянской семьей, членом которой может стать каждый со своими возможностями и своими проблемами. Эта организация создана из нас и для нас, и ее успешное развитие возможно только при нашем заинтересованном участии в ее деятельности, – отмечает президент САР А.А.Абрамян. – Никто больше, чем мы сами не может быть озабочен обеспечением лучшего будущего для нашей страны – России, нашей Родины – Армении и в конечном итоге для нас и наших детей» [12] .
Похожи армянские общины Вологодчины и Мордовии своим стремлением к этнокультурному образо- ванию для детей и взрослых на базе армянской воскресной школы, общению и взаимопомощи соотечественников по принципу «почвы» и любви к Айастану, сплочению общины с помощью совместного отмечания национальных праздников, памятных дат.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Несмотря на то, что спюрк для армян – это стратегическое богатство нации, главной проблемой диаспоры сами армяне считают ассимиляцию: «Второе, третье поколение армян постепенно начинает забывать родной язык, так как использует его большей частью в общине и в семье, а с утерей языка нивелируется и самость, этническая идентичность» [13] . Для большинства российских армян язык, история и культура родины предков – ценность непреходящая. Во многих российских регионах лидеры местных армянских общин прилагают максимум усилий для того, чтобы дети не теряли родной язык, связь с Айастаном.
Существуют разные пути решения этой задачи. Так, в Москве, Санкт-Петербурге, Сочи (т.е. там, где армянские общины имеют давние исторические корни) подобным целям служат общеобразовательные школы, где созданы условия для изучения армянского языка, истории и культуры в системе общего и дополнительногостр. 131 образования. В других городах, например, в Вологде [14] , Армавире [15] , Уфе [16] действуют воскресные школы для детей и взрослых при армянских храмах или средних школах, где изучают язык, историю Армении, догматику и обрядность Армянской Апостольской церкви, национальные танцы и пр. Ключевая задача при этом – сохранить язык. В созданной по инициативе преподавателя кафедры физики Вологодского государственного технического университета Шушаник Мелконян воскресной школе детей и молодежь учат армянской грамоте, истории, культуре. Мамы и бабушки поют в женском хоре, устраивают конкурсы выпечки, помогают в инсценировках армянских сказок. В школе учатся не только армянские дети, но и русские, ассирийцы, потомки смешанных браков, которых не мало в Вологодчине [17] .
Мордовия также пошла по этому пути. Открытие армянской воскресной школы – в ближайших планах Мордовского регионального отделения САР. Договоренность об этом уже достигнута с администрацией Саранска. «Наша задача – не только научить детей правильно говорить и писать по-армянски, привить им любовь к нашей истории и богатейшей культуре, рассказать им о важнейших церковных праздниках, обо всем, что делает армян армянами, – говорит Л.Саргсян. – Так наша молодежь будет в дальнейшем заключать больше браков внутри общины. Это замедлит идущую быстрыми темпами ассимиляцию» [18] . По мнению армян, заключивших браки с русскими, мордовками, занятия в Армянской воскресной школе будут также полезны их детям и внукам, а также всем, кто интересуется культурой Армени [19] .
Лидеры местных общин признают, что усилий одной школы при этом явно недостаточно. Необходимо рассматривать альтернативные варианты обучения родному языку в разновозрастных секциях и кружках с привлечением современных технологий и методик. Наиболее эффективным оказывается тесное сотрудничество местной общины с Министерством спюрка Республики Армения, которое может снабдить учебные группы и воскресные школы необходимой учебной и методической литературой.
Вологжанам запомнилось празднование 1700-летия принятия Арменией христианства как государственной религии, когда в актовом зале «Метапласта» собрались десятки членов общины, а их гостями стали архиепископ Вологодский и Великоустюжский Максимилиан, представители администрации и общественности.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
Возглавляемое Л.Г.Саргсяном Мордовское региональное отделение САР ведет широкую благотворительную деятельность, помогая организациям инвалидов, детским спортивным клубам, интернатам для детейсирот, как в Мордовии, так и на исторической родине [20] . Важным вкладом в формирование атмосферы толерантности и межнационального согласия в регионе стала организация Мордовским региональным отделением САР «круглого стола» по вопросам национальной политики и межнациональных отношений (май 2010 г.).
1000-летию единения мордовского народа с народами России была посвящена масштабная международная выставка «Связь времен и народов» в Саранске. Готовятся в Саранске к установке изготовленного по спецзаказу в Армении хачкара – «В память всех невинных жертв» [21] . Активно участвует Мордовское региональное отделение САР и в праздновании Дня города, знакомя жителей Саранска с армянской кухней и культурой.
Планируется заключить соглашение между районами Еревана и Саранском о культурном и экономическом сотрудничестве.
- [1] Государство и диаспоры: опыт взаимодействия / Отв. ред. Ю.Е.Фокин. М., 2001. С.38.
- [2] Фирсов Е.Ю. Российские армяне и их исследователи // Этногр. обозрение. 2006. №1. С.74–75.
- [3] См.: Арутюнов С.А. Диаспора – это процесс // Этногр. обозрение. 2000. №2. С.74–79.
- [4] Полевые материалы авторов (далее – ПМА): Айрапетян Самвел Вячеславович, 1975 г.р., г.Рузаевка, запись 2010 г.; Саргсян Левон Гарникович, 1964 г.р., запись 2010 г.
- [5] См.: Никонова Л.И., Шевцова А.А. Народы Закавказья в Республике Мордовия: социокультурный аспект // Вестник НИИ гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия. 2010. №1(13). С.134–135.
- [6] См.: Алтаева И. Теплее самых южных стран // Красный север. Вологда, 2009. 9 апр. №38(26272). С.10–12.
- [7] См: Степанов В.В., Тишков В.А. Кем себя считают россияне: региональный аспект // Вестник российской нации. 2010. №3. С.112–153.
- [8] См.: Мелик-Шахназарян Л. Характер армянского народа. Ереван, 1999. С. 6, 91.
- [9] См.: Государство и диаспоры: опыт взаимодействия. С.47.
- [10] ПМА: Саргсян Левон Гарникович, 1964 г.р., запись 2010 г.; Газарян Дмитрий Шмавонович, 1944 г.р., г.Рузаевка, запись 2010 г.
- [11] Региональное отделение САР открыто в Вологодской области // Ноев Ковчег. 2008. Июль. №7(130). С.6.
- [12] Общероссийская общественная организация «Союз армян России» [Интернет-ресурсы]. URL: http://www.sarinfo.org/main.php (дата обращения 17.11.2010).
- [13] Тевос Нерсисян: Цивилизационный потенциал армян, рассеянных по миру, огромен! // Наири: Альманах. Н. Новгород, 2010. Вып.5. С.94.
- [14] Алтаева И. Теплее самых южных стран // Красный север. Вологда, 2009. 9 апр., №38(26272). С.10–12.
- [15] Малумян М. Сергей Карибжанянц: Без доверия не будет и процветания // Ноев Ковчег. 2010. Август. №8(155). С.6.
- [16] Мурадян А. Армянский национально-культурный центр «Севан» РБ // Информационный бюллетень «Башкортостан – дом дружбы». 2009. №2. С.30.
- [17] Алтаева И. Теплее самых южных стран // Красный север. Вологда, 2009. 9 апр., №38(26272). С.12.
- [18] ПМА: Саргсян Левон Гарникович, 1964 г.р., запись 2010 г.
- [19] ПМА: Айрапетян Самвел Вячеславович, 1975 г.р., г.Рузаевка, запись 2010 г.; Газарян Дмитрий Шмавонович, 1944 г.р., г.Рузаевка, запись 2010 г.
- [20] ПМА: Газарян Дмитрий Шмавонович, 1944 г.р., г.Рузаевка, запись 2010 г.
- [21] ПМА: Саргсян Левон Гарникович, 1964 г.р., запись 2010 г.
Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.